Из-за нехватки кондукторов и водителей были сокращены рейсы общественного транспорта в вечернее время. Увеличен дневной интервал движения автобусных маршрутов № 2, 10, 10а, 25, 29, 34, 36, 55, 63, 68, 72, 75, 77, 90 Из-за нехватки кондукторов и водителей были сокращены рейсы общественного транспорта в вечернее время. Увеличен дневной интервал движения автобусных маршрутов № 2, 10, 10а, 25, 29, 34, 36, 55, 63, 68, 72, 75, 77, 90 Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ ВОДИТЕЛЕЙ И КОНДУКТОРОВ НЕ ВЫШЕЛ НА МАРШРУТ КАЖДЫЙ 10-Й АВТОБУС»

Автотранспортные предприятия Казани испытывают острый дефицит в кадрах, не хватает 30% работников, или 1 209 водителей и кондукторов. Тревожное сообщение с таким текстом появилось еще вчера на сайте исполкома Казани. Как сообщает пресс-служба города, из-за нехватки кондукторов и водителей пришлось сократить рейсы в вечернее время. Кроме того, увеличен дневной интервал движения автобусных маршрутов № 2, 10, 10а, 25, 29, 34, 36, 55, 63, 68, 72, 75, 77, 90.

Главная причина кадрового дефицита — в нехватке мигрантов. Иностранные рабочие, которые уехали на родину в прошлом году, не вернулись обратно к работодателям, поскольку перевозчики не могут поднять им зарплату. «Средняя зарплата водителей по муниципальным унитарным автотранспортным предприятиям Казани за 2020 год составила 52 016 рублей», — добавили в исполкоме.

Вторая причина кадровых проблем — «сезонные вирусные заболевания». Из-за них сейчас на больничном находятся 196 сотрудников. По сравнению с январем 2020 года количество заболевших увеличилось в 2 раза, отмечают в комитете. Чтобы закрыть дыру, перевозчики готовы переманивать водителей и кондукторов из других регионов страны.

В январе этого года не хватает в 1,5 раза больше водителей, чем в январе 2020-го, подтвердил сегодня корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков. Правда, нехватка 30% персонала не означает автоматически сокращение числа автобусов на линии на 30%. «Из-за нехватки водителей и кондукторов на маршруты не вышло 11 процентов автобусов (от планового выпуска). Пассажиров тоже нет, сейчас пассажиропоток составляет 70 процентов от января 2020 года. Если снижение выпуска автобусов сейчас составляет 11 процентов, то пассажиропоток уменьшился более чем на 20 процентов. Говорить о наполняемости автобусов не приходится», — сетует Темляков. На сколько увеличится ожидание автобусов для пассажиров, он не уточнил.

Повысить зарплату водителям и кондукторам автобусники не могут — нет денег. «Убытки у казанских перевозчиков по итогам 2020 года составили более 150 миллионов рублей, — объяснил Темляков. — Одна надежда на правительство Татарстана, что транспортная работа из бюджета будет оплачиваться как положено, полным рублем. В Казани не работают брутто-контракты, нет 100-процентной компенсации за перевозку льготников (сейчас компенсация составляет 20 рублей, а обычный пассажир за проезд платит 30 рублей). Только когда предприятия выйдут из долговой ямы, появятся доходы, и можно будет говорить о развитии, появится возможность повысить заработную плату».

Напомним, казанские перевозчики обратились в комитет по транспорту Казани с просьбой повысить стоимость проезда с 30 до 35 рублей за наличный расчет, оставив при этом прежними тарифы для льготников и пассажиров с транспортными картами. Однако председатель госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев заявил, что оснований для этого нет, и предложил ежегодно увеличивать средний размер платы за перевозку пассажиров на 1 рубль. Перевозчики в ответ заявили, что это только «закрепит нищенское существование транспортной отрасли Казани на долгие годы».

«Все водители ушли в такси, они там зарабатывают по 5 тысяч в день. Умножьте это на 22 рабочих дня. Какими зарплатами в 50 тысяч рублей они планируют привлекать водителей?» «Все водители ушли в такси, они там зарабатывают по 5 тысяч в день. Умножьте это на 22 рабочих дня. Какими зарплатами в 50 тысяч рублей они планируют привлекать водителей?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СЕЙЧАС У НАС СТОИТ ВОПРОС: УЙТИ с РЫНКА ПЕРЕВОЗОК?»

По словам первого заместителя директора ООО «Байлык №3» Руслана Юсупова, дефицит кадров на его предприятии действительно составил 30%, а остальным АТП Казани приходится еще хуже. «Из всех АТП у нас наименьшая нехватка, у остальных, наверное, все 50–60 процентов! Они минимально заявляют, чтобы могли работать, чтобы автобусы работали в одну смену. Разница в том, что у нас выше зарплата, мы свои маршруты поддерживаем другим бизнесом. И ладно у нас есть другой бизнес, без него тоже были бы банкротами. Но мы же коммерческая структура, сейчас у нас стоит вопрос, чтобы доработать и уйти с рынка перевозок. Зачем мне бизнес, который несет убытки?» — комментирует Юсупов. Отметим, три казанских перевозчика уже покинули рынок.  11 января на маршруте №62 перестало работать ООО «Агромир», с 1 ноября 2020 года ИП Умарова прекратила обслуживать автобусные маршруты №70 и 71, а в конце декабря из-за низких доходов прекратил работу перевозчик «Республиканский автовокзал».

Ситуация, по словам Юсупова, движется к настоящему коллапсу: по закону на автобусы должны установить тахографы, которые будут прикреплены к водителям. Они исключат переработки водителей. И тогда в совокупности с дефицитом кадров «транспорт в Казани просто встанет».

У собеседника «БИЗНЕС Online» есть свое объяснение нехватки шоферов. «Все водители ушли в такси, они там зарабатывают по 5 тысяч в день. Умножьте это на 22 рабочих дня. Какими зарплатами в 50 тысяч рублей они планируют привлекать водителей? Сами рассудите: или он зарабатывает по 100 тысяч, сидя в теплой машине, или водит 12-метровую махину с 100 пассажирами, на которой ни вправо, ни влево, ни припарковаться нормально, подрезают. И зачем ему это надо?» — объяснил Юсупов. Увеличение интервалов движения, уменьшение количества рейсов, по его словам, не приведет к сокращению издержек перевозчиков, наоборот, лизинг, ФОТ, оплату транспортных налогов, услуг ЖКХ никто не отменял. А выходящие в рейсы автобусы приносят какие-никакие деньги.

«И чем больше интервал движения автобусов, тем хуже для транспортника. Если автобус ходит, как часы, пассажир знает, когда и как он может доехать. 10 лет мы боролись с „газелями“, „пазиками“, ставили табло, обновляли остановки, столько денег в это вложили. И, когда человек видит, что через пять минут придет его автобус, он его дождется. А сейчас если человек дома сидит и понимает, что ему 40 минут надо на морозе стоять, чтобы дождаться автобуса, он вызывает такси. Чем хуже ходит общественный транспорт, тем богаче становятся таксисты. Я боюсь, что та система, которую мы создавали с администрацией, просто сломается. Увеличение стоимости проезда на рубль или пять тоже ситуацию не изменит. У нас проезд на маршрутах не 30 рублей, а 22–23 рубля. Это за наличный расчет стоимость проезда 30 рублей, но у нас льготников порядка 60 процентов, средняя стоимость билета получается 22 рубля, на некоторых маршрутах — 23 рубля. Чтобы ситуация изменилась, нам должны компенсировать наши убытки до 100 процентов. За прошлый год три предприятия обанкротилось. 10 лет назад было 19 предприятий перевозчиков, сейчас — 6. Есть разница?» — подытожил Юсупов.