Дмитрий Фетисов: «COVID-19 не только нанес ущерб экономике, но и очень сильно изменил людей. Уже есть понимание, что мы столкнулись с новым мировым кризисом, который будет продолжаться не один год» Дмитрий Фетисов: «COVID-19 не только нанес ущерб экономике, но и очень сильно изменил людей. Уже есть понимание, что мы столкнулись с новым мировым кризисом, который будет продолжаться не один год» Фото: «БИЗНЕС Online»

«мы столкнулись с новым мировым кризисом»

— Какие бы вы выделили основные события прошедшего 2020 года во внутриполитической жизни России?

— На первое место необходимо все-таки поставить влияние коронавируса на экономику и образ жизни. На фоне пандемии меркнет даже конституционная реформа. COVID-19 не только нанес ущерб экономике, но и очень сильно изменил людей. Уже есть понимание, что мы столкнулись с новым мировым кризисом, который будет продолжаться не один год. В этом плане 2020-й является определяющим не только в России.

Второй по значимости является, конечно, конституционная реформа. Ее значение для страны крайне существенно, учитывая некоторые поправки. Если Владимир Путин воспользуется нормой об обнулении и мы не увидим транзита власти, то это существенно повлияет на развитие страны. Однако не факт, что Путин решит данной поправкой воспользоваться. Если все-таки транзит произойдет, то будет новый президент, а страна может пойти несколько другим курсом. Однако установки «путинской России» останутся и продолжат действовать долго и после ухода Путина.

— В Госдуму до сих пор вносятся законопроекты, меняющие конфигурацию системы власти перед транзитом. Какие из поправок вам кажутся наиболее важными с точки зрения подготовки страны к новому этапу развития?

— Практически незамеченной осталась поправка о запрете на отчуждение территорий. По ней мы уже увидели механизм реализации. В любом случае Владимир Путин останется в истории как руководитель, который вернул Крым. Автоматически эта поправка в Конституции становится политическим завещанием Путина. Отыграть назад данное решение новому руководителю страны будет очень сложно. Во время, например, подготовки к голосованию эта поправка осталась незамеченной, однако вызвала большой ажиотаж за рубежом. Пристальное внимание на нее, в частности, обратили в Японии, поскольку вопрос непосредственно касается Курильских островов. На мой взгляд, эта поправка самая важная из тех, которые были предложены.

«Мы, например, видели перестановки в Коми, где формальным поводом отставки Сергея Гапликова (слева) стала низкая эффективность борьбы с эпидемией» «Мы, например, видели перестановки в Коми, где формальным поводом отставки Сергея Гапликова (слева) стала низкая эффективность борьбы с эпидемией» Фото: kremlin.ru

«Губернаторов снимают не только из-за Covid-19»

— Говоря про губернаторов, нельзя не отметить уход ряда долгожителей в 2020 году с должностей глав регионов. Параллельно мы увидели приход к власти варягов, плохо знакомых с конкретным регионом. Это кейсы и Хабаровского края, и Белгородской области, и Мордовии. Почему Москва принимает такие решения?

— Такой тренд на самом деле появился гораздо раньше. Это связано с кадровым подходом администрации президента, которая смогла убедить главу государства ставить во главу субъектов технократов, которые равноудалены от местных элит. Соответственно, они не подвергаются их воздействию и поэтому должны работать более эффективно. Уже в назначениях 2016–2017 годов этот тренд прослеживался отчетливо. Условным исключением можно назвать Артема Здунова в Мордовии. Все-таки это национальная республика, куда мог поехать человек, у которого есть мордовские корни. Хотя это вопрос натянутый, ведь он никак не связан с регионом. В качестве исключения можно назвать назначение Меликова в Дагестан, у которого формально есть корни в регионе, но он всегда был удален от республики, хотя и знает ее.

— Основным фактором оценки глав регионов в прошлом году стала эффективность борьбы с коронавирусом. Какие выводы сделал Кремль в отношении губернаторов по итогам борьбы с пандемией?

— Конечно, тема COVID-19 является определяющей, она имеет огромное значение для центра. Федеральный центр очень внимательно смотрит за деятельностью региональных властей в борьбе с коронавирусом. Мы, например, видели перестановки в Коми, где формальным поводом отставки Сергея Гапликова стала низкая эффективность борьбы с эпидемией. На смену ему пришел Владимир Уйба, тогда исполнявший обязанности заместителя федерального министра здравоохранения. Однако нужно понимать, что у Москвы к Гапликову были серьезные претензии, поэтому эпидемия стала лишь спусковым механизмом. Этот случай ярко продемонстрировал, что снимают не только из-за COVID-19. Из всех ушедших в отставку в 2020 году нельзя назвать ни одного, кого убрали бы непосредственно из-за эпидемии. В Дагестане, например, минувшим летом была очень плачевная ситуация, а теперь уже бывший глава республики Владимир Васильев во многом утратил авторитет и политический вес.

— Вероятно, и в этом году произойдут отставки некоторых губернаторов. Кто, по вашему мнению, находится в группе риска?

— Я не исключаю, что Кремль решит поменять некоторых губернаторов. Новые главы смогут своими действиями повысить рейтинг институтов власти в регионах. Группа риска в целом известна. К ряду губернаторов накопилось много вопросов. Это, например, Вячеслав Битаров в Северной Осетии. Однако, учитывая национальный фактор, замену ему найти пока не могут. В этой группе и красноярский руководитель Александр Усс. Он откровенно провалился на данной должности, погряз в скандалах. Мы видим там рост протестных настроений. Как показывает социология, вполне вероятно повторение ситуации, аналогичной Хабаровску. Есть, например, Бату Хасиков в Калмыкии, который не справляется со своими обязанностями, но пока имеет поддержку со стороны Москвы. Многое зависит и от того, как будут вести себя оппоненты Хасикова. Если в Калмыкии произойдет рост протестных настроений, то вопрос с заменой действующему главе ускорится. Есть Махмуд-Али Калиматов в Ингушетии, который также не справляется со своими обязанностями. Нельзя исключать ситуации, при которой успешные руководители регионов могут перейти в федеральные структуры.

«Возможность досрочных выборов пока не снимается, несмотря на заявления Эллы Памфиловой. Однако заявление было в достаточно расплывчатой форме. Вопрос не снимается с повестки, он остается весьма вероятным до сих пор» «Возможность досрочных выборов пока не снимается, несмотря на заявления Эллы Памфиловой. Однако заявление было в достаточно расплывчатой форме. Вопрос не снимается с повестки, он остается весьма вероятным до сих пор»

«возможность досрочных выборов пока не снимается»

— В этом году основным событием станут думские выборы. Сегодня много разговоров идет о досрочных выборах в российский парламент. Как вы считаете, насколько эти разговоры состоятельны и что даст власти более ранний срок проведения думских выборов?

— Возможность досрочных выборов пока не снимается, несмотря на заявления Эллы Памфиловой (глава Центризбиркома — прим. ред.). Однако заявление было в достаточно расплывчатой форме. Вопрос не снимается с повестки, он остается весьма вероятным до сих пор. Я думаю, решение будет приниматься в самый последний момент — за несколько дней до официального срока, когда можно объявить о досрочных выборах. Такое решение зависит от многих факторов. Это, например, фактор прогнозируемых общественных настроений, которые будут во время кампании. В частности, сейчас на политические предпочтения россиян очень сильно влияет экономическая ситуация. Если у Кремля будет уверенность, что экономическая ситуация нормализуется к сентябрю, то тогда логичнее проводить осенью. Есть и внешнеполитический фактор.

Мы видим на постсоветском пространстве растущее напряжение, которое в этом году превысило все разумные пределы. Нельзя исключать, что в Кремле изучают возможность попыток провокаций из-за рубежа и попыток развернуть протестную активность, аналогичной 2011–2012 годам. Думаю, этот фактор будут учитывать. Если власти увидят новые активные попытки раскачать толпу, как это уже имело место 23 января, то у досрочных выборов есть высокая вероятность.

— У каких политических сил наибольшие шансы достичь успеха на выборах, пока еще запланированных на сентябрь? 

— У нас недавно появилось несколько новых партий. У них на самом деле большой электоральный потенциал, но мы не увидели никаких попыток его реализовать и направить на рост рейтинга. Нужно сформировать внятную повестку. Сейчас у населения запрос на экономическую тематику, на определенные перемены в жизни общества. Но если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то мы бы увидели сохранение позиций парламентской четверки.

— В прошлом году появились новые партийные проекты, некоторые из которых смогли даже провести своих кандидатов в органы власти в ходе единого дня голосования. Какая из новых партий имеет наибольший потенциал на думских выборах?

— Вот, например, известный политтехнолог возглавил штаб «Новых людей». Это может свидетельствовать о том, что партия серьезно задумалась о думских выборах. Нам остается наблюдать, сможет ли Евгений Минченко предложить повестку и действия, которые добавят политические очки партии. Время у новых малых партий еще есть. Наибольший потенциал на текущий момент у «Новых людей». Это и наличие финансовых ресурсов, и административная поддержка. Видно, что из всех партий этот проект — самый симпатичный для Кремля.

— Многие предрекают, что 2021 год окажется ничуть не проще 2020-го. Что нам ожидать от этого года на внутриполитическом поле?

— Я не думаю, что 2021-й окажется легче для системы власти, чем 2020-й. Возможно, даже сложнее. Нас ждет сложная думская кампания, возможно, оформление конфигурации транзита. То есть все те перестановки, которые необходимы, но неминуемо влияющие на неуверенность политических акторов в своем будущем. В свою очередь это может породить межэлитные конфликты, которые будут напрямую отражаться на экономике.

Максим Ходыкин