К 2030 году гостиницы Татарстана должны принимать вдвое больше гостей. Такие амбициозные задачи на коллегии ведомства ставил сегодня председатель комитета РТ по туризму Сергей Иванов. И это почти на фоне катастрофы: турпоток из-за пандемии упал на 47%. О том, кому поручили развивать экотуризм на Высокой Горе и в Камском Устье, на что жаловался глава Спасского района и как участники рынка оценивают амбициозные планы удвоения турпотока, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Иванов: «Объем оказанных услуг в сфере туризма Республики Татарстан с учетом смежных отраслей (это все расходы туристов на проживание, питание, транспорт, покупки и развлечения) за 2020 год прогнозируется на уровне 17 миллиардов рублей, что на 40 процентов меньше, чем в 2019-м»
АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН ИВАНОВА: СОБЫТИЙНЫЙ И ЭКОТУРИЗМ, ЗАЯВКА В НАЦПРОЕКТ, РАСКРУТКА САНАТОРИЕВ
Туротрасль оказалась на грани выживания, а основные показатели развития сферы впервые в новейшей истории показали беспрецедентное падение. С объективно плачевных итогов 2020 года начал свой доклад председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Турпоток в Татарстан составил 1,9 млн человек — почти вдвое ниже показателя 2019-го. Пандемийные ограничения сказалась и на доходах: в апреле турпоток упал до нуля, а туризм стал одной из отраслей экономики, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.
«Объем оказанных услуг в сфере туризма Республики Татарстан с учетом смежных отраслей (это все расходы туристов на проживание, питание, транспорт, покупки и развлечения) за 2020 год прогнозируется на уровне 17 миллиардов рублей, что на 40 процентов меньше, чем в 2019-м», — озвучил глава ведомства порядок цифр. «Коронакризис» резко откорректировал векторы развития. Сократилось количество организованных групп, выросло число туристов, путешествующих индивидуально. В условиях закрытых границ заметен рост интереса к внутреннему туризму — и особенно к загородному отдыху.
Поэтому упор в последние полгода сделали на тех, кто боится уезжать далеко. Ставка на жителей соседних регионов, самих татарстанцев и россиян-путешественников, которые активно искали варианты поездок по стране из-за «ковид-занавеса» на границах. Были запущены проекты «В гости к соседям» — программа взаимного продвижения туристского потенциала регионов Поволжья, «1001 удовольствие за выходные» — тур выходного дня по 11 районам Татарстана, а также специальное предложение «2+1»: турист получал еще одну ночь в отеле в подарок и скидку в 25% в ряде кафе и ресторанов. Сколько удалось привлечь гостей по этим проектам, Иванов не уточнил — видимо, цифры не впечатляют? Зато озвучил эффект новогодних послаблений. «Несмотря на уменьшение туристского потока, длительность пребывания туристов в Республике Татарстан увеличилась в 2 раза по сравнению с прошлым годом. Это позволило гостиницам, ресторанам, а также иным объектам туристской индустрии получить доход, аналогичный объему выручки за период каникул 2020-го», — отметил он.
Также под конец года 18 проектов Татарстана выиграли гранты на 47 млн рублей. На эти деньги предприниматели будут развивать сеть глэмпингов, открывать новые туристские маршруты и благоустраивать уже существующие. И покупать технику — например автобусы.
Задачи на ближайшие годы — реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Планируется, что его примут уже в этом году. «Основным целевым показателем нацпроекта является увеличение в 2 раза числа лиц, размещенных в гостиницах, к 2030 году, — сказал докладчик. — Это серьезная цифра, предполагающая ежегодный 11-процентный прирост данного показателя в Республике Татарстан». «В 2021-м нам необходимо максимально быстро восстановить туристский поток, чтобы предприятия туристской отрасли смогли продолжать свою работу и не закрылись», — добавил Иванов. Только в Казани за год закрылось 4% гостиниц, 9% кафе и ресторанов.
В минувшем году открылся экопарк «Дикая ферма» в Рыбно-Слободском районе
По словам Иванова, Татарстан намерен продолжать позиционирование республики как центра событийного туризма. «Необходимо дать толчок развитию нишевых событий, которые основаны на хобби потенциальных туристов: бег, йога, танцы, интеллектуальные игры и так далее. Татарстан обладает для этого всей необходимой современной инфраструктурой», — подчеркнул докладчик. Привлекут туристов и новые места. В минувшем году открылись отель NEO Kazan Palace by TASIGO, глэмпинг Urman CAMP в Зеленодольском районе, экопарк «Дикая ферма» в Рыбно-Слободском районе.
С этого года в России запущен механизм получения электронных виз. По словам главы госкомитета РТ по туризму, это позволит увеличить количество иностранных туристов из ключевых иностранных центров, в первую очередь с Ближнего Востока, и экспорт туристских услуг.
Но и это еще не все. Одно из новых направлений — создание турпродукта в сегменте санаторно-курортного туризма. На сегодня в здравницах Татарстана насчитывается почти 4,5 тыс. номеров. «Нам необходимо разработать специальные оздоровительные программы для реабилитации людей, перенесших коронавирус. Этот продукт будет интересен как татарстанцам, так и туристам из других регионов. Подобное станет нашим конкурентным преимуществом», — подчеркнул Иванов. Вообще, честно говоря, странно, что сами санатории еще не начали кричать о разработке реабилитационных программ из каждого утюга!
Изюминкой в завершение выступления стала новость о новой республиканской программе по развитию экологического туризма, которую разрабатывают по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова. Развивать это направление, как ранее писал «БИЗНЕС Online», будет Оксана Саргина — экс-директор центра развития туризма РТ, которая уехала в Москву в 2018-м. Она возглавила дирекцию по развитию природных территорий фонда «Институт развития городов РТ» — эта структура занимается проектами помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой.
Оксана Саргина: «Прежде всего экотуризм нацелен на сохранение природных богатств, при этом он способствует развитию всего региона в целом, повышению благосостояния местных жителей»
МОРЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ: «это отличный бизнес с пока еще незанятыми нишами»
«Рада снова оказаться в любимой республике!» — начала свой доклад Саргина. И перешла к оценке потенциалов экотуризма. У каждого жителя и гостя республики должна быть возможность для качественного и комфортного, доступного отдыха на природе. «Прежде всего экотуризм нацелен на сохранение природных богатств. При этом он способствует развитию всего региона в целом, повышению благосостояния местных жителей, а еще это отличный бизнес с пока еще незанятыми нишами», — сказала Саргина. По ее словам, люди стремятся отдыхать в природной среде, но пока у Татарстана не сформированы предложения по продуктам для жителей с разным уровнем дохода, и она перешла к проблемам.
«Что мы имеем сейчас? Достаточно ветхие базы отдыха, крайне ограниченные предложения. Инвесторам неинтересно вкладываться в дорогие капитальные сооружения и строения на природных территориях! Мы видим недоступность уникальных природных ресурсов, отсутствие базовой инфраструктуры на ООПТ и системных правил игры по работе с малыми инвестициями в сфере туризма», — перечислила руководитель дирекции.
Саргина тонко намекнула, что желающим вложиться сейчас здорово благоволит момент. Границы большинства стран закрыты, а в России уже есть типовые решения для строительства инфраструктуры. Что появится в Татарстане? «Мы хотим создать объекты отдыха на природных территориях, в лесных зонах, в самых красивых локациях, формируя при этом цивилизованный и комфортный отдых для всех жителей. Это и глэмпинги, и базы отдыха, и кемпинги разного уровня и достатка», — перечислила Саргина. Анонсировать проекты на федеральном уровне начали в 2020 году. Татарстан стал единственным регионом, победившим сразу с двумя проектами во всероссийском конкурсе по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экологического туризма, который проводило агентство стратегических инициатив.
Напомним, что в Камском Устье анонсирован экокурорт с особым режимом сохранения природы «Дингез — море Татарстана». На территорию в 5,8 тыс. га смогут приезжать до 10 тыс. человек в сутки. На 6 зонах кластера появятся инвестпроекты, 82 км экологических троп и новых маршрутов, которые объединят две ООПТ, появятся визит-центры, пляжи, смотровые площадки. Любителям гастротуров предложат «французские сыры» из местного молока и осмотр местных виноградников. «Жители Татарстана и России получают круглогодичную точку на природе, так скажем, близкое „море“, которое находится в полутора часах езды. По сути, „морезаменитель“, как говорит наш Ростуризм», — добавила Саргина.
Еще один проект — «Зеркала Татарстана» в Высокогорском районе. Концепция освоения территории Голубых озер предполагает экотерапию, или оздоровление на природе. На площади в 4,8 тыс. га будет создано четыре центра активности в Крутушке, Макаровке, Семиозерке и вокруг Голубых озер. Появятся школьные экокемпинги, природно-творческая резиденция, экодеревня, центр медицинской реабилитации, пансионат для пожилых людей. В разработке проектов принимали участие эксперты и сами жители.
Но без участия бизнеса реализовать проект не удастся, подчеркнула Саргина. На обеих территориях появится 22 инвестпроекта. Многие из них — это инициатива местных предпринимателей. Интерес к природным локациям есть, нужно разработать меры поддержки. Также 10 проектов получат грантовую поддержку в 20 млн рублей от Ростуризма. Новая дирекция будет заниматься развитием кластеров, созданием сети глэмпингов, помогать предпринимателям запускать объекты. Совместно с госкомитетом РТ по туризму дорабатывается республиканская программа. После согласования с президентом Татарстана ее представят публике.
Марат Бариев: «Если в 2019 году в Татарстане были 3,5 миллиона туристов, то к 2030-му их должно быть около 7 миллионов. Нужно думать, как это все обеспечить со всеми вытекающими и сопутствующими процессами и проблемами. Подобным необходимо уже сейчас заниматься»
«Для нас важно развитие устойчивого туризма — не спонтанного, а стабильного»
О проблемах на местах рассказал глава Спасского района Фаргат Мухаметов. Основная точка притяжения туристов там — Болгарский музей-заповедник. В 2020 году район принял около 200 тыс. туристов, это всего 37% к уровню 2019-го. Доходы упали почти на 70% и составили 10 млн рублей. А предприятия общественного питания недосчитались почти 15 млн рублей.
По словам докладчика, с 2014-го проходит фестиваль «Великий Болгар». Первые два года деньги в форме субсидий шли непосредственно организатору — ООО «Путешествие в прошлое». Но затем финансирование изменилось, и в аукционе принимают участие другие организации. По мнению Мухаметова, это некомпетентные компании, которые занижают себестоимость. Он обратился к заместителю премьер-министра РТ Лейле Фазлеевой, чтобы она попросила Минниханова направлять деньги непосредственно исполнителям фестиваля, без проведения торгов, чтобы избежать участия недобросовестных посредников. Больной вопрос для района — прием скоростных судов типа «Метеор». «Сейчас они прибывают на старую пассажирскую пристань, которая находится в 3,5 километра от Болгарского музея-заповедника. А автотранспортных предприятий, оказывающих услуги по перевозке туристов, на территории района нет, — рассказал глава. — Для приема „Метеоров“ мы предлагаем установить дебаркадер с левой стороны от туристического причала, что потребует дноуглубления». В 2020 году район принял около 200 тыс. туристов, или 37% к уровню 2019-го. Введенные ограничения не дали возможность провести крупные республиканские мероприятия на территории района.
С 2014-го проходит фестиваль «Великий Болгар». Первые два года деньги в форме субсидий шли непосредственно организатору, но затем финансирование изменилось — появились недобросовестные посредники
Но не только Великим Болгаром известен район. Мухаметов предложил включать в экскурсионные маршруты новые исторические объекты в селах Кузнечиха, Антоновка, Полянки, развивать сельский и спортивно-охотничий туризм. Своя ниша есть и для развития малого бизнеса в сфере придорожного сервиса. По его словам, это создаст новые рабочие места и увеличит поступление доходов и налогов.
В ответ вице-премьер РТ Фазлеева поддержала инициативы Спасского района и добавила, что в Татарстане для развития туризма есть и богатая культура, и традиции. Республика, по ее словам, может стать и площадкой для повышения квалификации для сотрудников отрасли. «Для нас важно развитие устойчивого туризма — не спонтанного, а стабильного, — подчеркнула она. — Если мы говорим о развитии экологического туризма, конечно, всегда есть очень красивые слова, связанные с этим, — и экотерапия, и лечение эмоциями, и состояние души… Но высокие цели подразумевают абсолютную безопасность всех маршрутов как по отношению к человеку, так и к самой природе».
Депутат Госдумы Марат Бариев, приглашенный на коллегию, в унисон с Ивановым ставит грандиозную задачу: увеличить турпоток в Татарстан за 10 лет в 2 раза. Он привел подсчеты: «Если в 2019 году в Татарстане были 3,5 миллиона туристов, то к 2030-му их должно быть около 7 миллионов. Нужно думать, как это все обеспечить со всеми вытекающими и сопутствующими процессами и проблемами. Подобным необходимо уже сейчас заниматься». Бариев призвал госкомитет присоединиться к разработке нацпроекта и новых законов. Всего, по его словам, в Госдуме сейчас около 20 законопроектов, связанных с развитием туризма, такого не было последние 9 лет.
«Давайте вспомним Лаишево! Там сделали облагороженный пляж, и вроде хорошо, но немного недоработали. Где машины ставить? Где можно поесть? На первой линии все частные дома, все страдают! Местные жители уже выходным не рады»
СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР — ПАНДЕМИЯ: КАК БИЗНЕС ОЦЕНИВАЕТ МЕЧТЫ О ДВОЙНОМ ТУРПОТОКЕ ЗА 10 ЛЕТ
Реальны ли планы увеличить загрузку гостиниц вдвое, не говоря уже о росте турпотока до 7 млн туристов в год? Оценить эти мечты «БИЗНЕС Online» попросил участников рынка.
Рамиль Мифтахов — президент ассоциации турагентств РТ:
— Трудно сказать, насколько план реализуем. Если правительство будет поддерживать отрасль, то такие объемы достижимы. Должны развиваться новые направления — экотуризм, промышленный туризм, все, что интересно современному туристу. Оценить нужные вливания сейчас сложно. Задача ассоциации на 2021 год — развивать направление организованных туристов. В прошлом в республику предпочитали ехать «дикарем», не контактируя с турагентствами. Мы хотим переломить ситуацию, чтобы все делалось централизованно. Это, с одной стороны, загрузка бизнеса, а с другой — обеспечение людей более качественным туристическим продуктом.
Галина Шарафутдинова — исполнительный директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ:
— Задача поставлена, мы не должны в ней сомневаться. Будем думать о том, что все самое плохое позади! Со своей стороны мы очень заинтересованы в таком приросте, конечно, будем прилагать все усилия для того, чтобы сделать нашу республику еще более туристически привлекательной и создавать событийные мероприятия, новые гастрономические туры, чтобы привлечь интерес туристов из других регионов и стран. Конечно, цифра большая и, может, отчасти страшная. Тем не менее мы очень хотим вернуться к жизни до пандемии, когда условия позволяли это реализовать.
В первую очередь должен быть разработан стратегический план развития в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В соответствии с этим планом, я думаю, будут намечены региональные и федеральные меры поддержки, которые позволят создавать инфраструктуру. Бизнес подтянется, ведь самое главное — получить одобрение на те или иные инновационные проекты. Тогда будет развиваться инфраструктура, а это самое дорогое вложение. В данном плане мы ждем поддержки бюджета либо федерального, либо местного. Для нас очень важны программы поддержки в виде субсидирования кредитов на создание туристической инфраструктуры. Также для нас имеет большое значение продвижение Татарстана за пределами республики — внешняя работа должна вестись по линии правительства РТ.
Виктор Степанцов — директор «Казань Интур»:
— Я больше 25 лет в туризме, работал с другими регионами, мы общаемся до сих пор. Татарстан в данном случае впереди планеты всей. Сдерживающим фактором сейчас является только пандемия. Как только откроют границы, дадут возможность путешествовать, в Казань поедут очень много туристов. Для роста есть все предпосылки.
Было приятно услышать новости о развитии экотуризма. Многие порой заблуждаются, думая, что экотуризм — только приехать в какой-то колхоз посмотреть на животноводство. Но это другое, возможность отдыхать на лоне природы, наедине или в компании. Для подобного у нас тоже все есть — осталось только запустить, дать людям возможность приезжать на облагороженное место. За счет этого направления можно обеспечить рост. Природа у нас очень богатая: Волга, Голубые озера, леса. Меняются времена, предпочтения: если люди, рожденные в СССР, привыкли ходить с палатками, то молодежи хочется кемпинговых удобств. Чтобы можно было приехать на машине, поставить ее, не бояться, что с ней что-то случится, и заселиться в небольшой экзотический домик или чум, остаться наедине с природой. Все должно быть облагорожено, необходимо обустроить места для складирования мусора, например.
Давайте вспомним Лаишево! Там сделали облагороженный пляж, и вроде хорошо, но немного недоработали. Где машины ставить? Где можно поесть? На первой линии все частные дома, все страдают! Местные жители уже выходным не рады. То же самое — в Боровом Матюшино. Приехать и выехать невозможно. Не хватает выезда на акваторию, мест для лодок — воды вроде много, побережье есть, а условия не развиты. Недостаточно заправочных станций на воде — это тоже влияет, не одни лишь гостиницы и рестораны делают комфортными такие места. Очень много мест, где инфраструктура не готова. Ехать путешествовать по Волге — с удовольствием. Вопрос: где заправляться? Второй момент: где спустить лодку на воду так, чтобы было комфортно?
В заключение скажу: все проекты хороши, если они до конца продуманы, просчитаны. Должно быть понятие «запас прочности». Понятно, что построить гостиницы, чтобы они пустовали, — одно дело, но все остальное не от них же зависит, а от общей ситуации в мире. То же самое инфраструктура, главное — это транспортная развязка, доступность и безопасность.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.