Дмитрий Ознобишин: «Если честно, не за кем внимательно не слежу, но интересуюсь другими фуд-блогерами или теми, у кого тематика пересекается с моей: дизайн кухонь, посуда и прочее» Дмитрий Ознобишин: «Если честно, ни за кем внимательно не слежу, но интересуюсь другими фуд-блогерами или теми, у кого тематика пересекается с моей: дизайн кухонь, посуда и прочее»

ЕСТЬ КОМПАНИИ, И ЭТО УЖЕ НЕ СЕКРЕТ, КОТОРЫЕ ПЛАТЯТ БЛОГЕРАМ ЗА АГИТАЦИЮ

— Дмитрий, сейчас вокруг только и разговоров, что про TikTok. Как бы вы популярно объяснили старшему поколению, в чем феномен данной социальной сети? 

— Это ведь очень быстроразвивающаяся площадка, постоянно предлагающая что-то новое, уже не просто соцсеть с танцами и юмористическими роликами. На нее очень влияет повестка, все то, что происходит в мире, конкретной стране. Ну и, конечно, одна из главных причин популярности — простота контента. Пока большинство материала, который там присутствует, это просто и без слов. То есть только какой-то видеоряд, музыкальный видеоряд, который дает возможность пользователям вне зависимости от того, из какой они страны, понять, в чем смысл ролика, что хочет сказать его автор. Например, TikTok очень популярен в Индии, азиатских странах — это огромнейшая аудитория.

Хотя я свои рецепты рассказываю на русском языке, и поэтому мой контент подходит только для нашей, отечественной, аудитории, ну и для постсоветских стран, где говорят на русском. И сам TikTok мои видео распределяет только для них. А вот если ты выкладываешь бессловесный видеоролик, то это уже всемирный продукт и просмотров может быть 30–60 миллионов или даже больше. Но для меня это не так важно, как и для рекламодателей. То есть русскоязычным брендам не важен охват по всему миру, главное — охват внутри страны.   

— Но вы не чувствуете политизации TikTok, особенно на фоне последних событий, митингов? 

— Отвечу так: сейчас есть компании, что уже не секрет, которые платят блогерам за агитацию чего-либо. И это немалые деньги. Но что в политике может понимать, например, 12-летний мальчик или девочка с сотней тысяч подписчиков, которых тоже вовлекают в агитацию? Я считаю, неправильно так манипулировать людьми, потому не люблю все это. Политикой пусть занимаются люди, которые должны ею заниматься. Да и вообще, по моему мнению, стоя с плакатом на площади, особо ничего не изменить. Нужно менять себя, развиваться, прокачивать знания. Сейчас возможно все.    

— Сами за какими-нибудь тиктокерами следите, есть ли среди них казанские ребята, может, есть даже своя местная тусовка?

— Меня ни разу не приглашали, хотя, возможно, такая имеется, но я не в курсе. Если честно, ни за кем внимательно не слежу, но интересуюсь другими фуд-блогерами или теми, у кого тематика пересекается с моей: дизайн кухонь, посуда и прочее. На них я подписался сразу, как завел TikTok. А за остальными следить было как-то неинтересно, я серьезный человек. Хотя, конечно, люблю юмор и иногда натыкаюсь прямо на очень достойный контент. Но в целом это не мое. Кстати, моя жена, думаю, снимала бы крутые видосы. С юмором у нее все отлично. Вообще, я сижу в TikTok минут 5–10, больше времени нет, ведь постоянно снимаю, монтирую (порой по два-три часа), а это очень выматывает на самом деле. 

Кстати, вне зависимости от подписок в ленте все равно будет выходить не только то, что тебя интересует. Например, если я наткнулся на видео с собачкой, посмотрел его больше скольких-то там секунд, да еще и лайкнул, — все, TikTok будет рекомендовать тебе подобные видео. Ну и самые-самые популярные видеоролики в любом случае появятся в твоей ленте.

«Вообще, я сижу в TikTok минут 5–10, больше времени нет, ведь постоянно снимаю, монтирую (порой по два-три часа), а это очень выматывает на самом деле» «Вообще, я сижу в TikTok минут 5–10, больше времени нет, ведь постоянно снимаю, монтирую (порой по два-три часа), а это очень выматывает на самом деле»

в пандемию подписчики стоили 30 копеек

— Кстати, как я поняла, изначально вы все-таки делали ставку на «Инстаграм», развивали там свой блог, но подписчики шли не так быстро.   

— В «Инстаграме» прирост пошел за счет того, что меня стали замечать многомиллионные паблики, которые репостят мои видео, и их подписчики идут. Причем это случилось после того, как у меня набралась 50-тысячная аудитория. До этого ничего такого не было, и я привлекал людей только за счет таргетинговой рекламы. Объясню: через «Фейсбук» выбирается аудитория по нужным разделам, территории и возрасту, которая будет просматривать твой контент. Ставишь определенную сумму, например, 5 тысяч рублей, и реклама начинает крутиться в «Инстаграме» именно у той аудитории, которую ты указал. Ну а дальше уже зависит от людей, подпишутся они на твою страницу или пропустят. Очень хороший результат это, когда один подписчик стоит один рубль. В пандемию, когда я запускал рекламу, было 30 копеек за «душу». (Смеется.) Потом, когда уже многие, видимо, вышли на работу, та же реклама стоила снова рубль. Вообще, давно ее не делал, но планирую возобновить. Во-первых, это дает быстрый прирост, во-вторых, идет аудитория, которой подобное действительно интересно. Всего в таргетинговую рекламу я вложил 45 тысяч. 

Многие также пытаются увеличить свою аудиторию за счет Giveaway. Это когда человек проводит какой-то конкурс и набирает для этого спонсоров — таких же, как он, блогеров. Вот собралось их 10 человек, они скинулись по 5 тысяч рублей и разыгрывают между подписчиками каждого из них либо вот эти 50 тысяч, либо какие-то призы. Ну а потом схема отработанная: пользователи, чтобы выиграть, должны подписаться на данных блогеров, отметить друзей и так далее. Да, подписчики приходят, но после окончания розыгрыша практически все и отписываются. Хотя за эти же деньги таргетинговая реклама привлекла бы больше людей. 

— В TikTok тоже есть подобный механизм для увеличения подписчиков?  

— Нет, такого нет. Там все зависит от роликов. Да, поначалу TikТok помогает тебе раскрутиться, определяет твой контент и показывает нужной аудитории. И если людей заинтересовало и на тебя подписались, то твое видео идет по просмотрам дальше. А когда появляется своя аудитория (1–2 тысячи), просмотры будут зависеть от нее, от того, как люди просматривают. То есть они влияют на появление моих роликов в рекомендациях. И тут важно, сколько секунд видео они посмотрели, поставили ли лайк и так далее. Ну а потом видео попадает в тренды. Если в трендах твой ролик тоже имеет популярность, то растут и твои просмотры, соответственно.

«Не сразу понял, что TikTok довольно быстро развивается, как и его тематика, что контент очень расширился — опять же, от танцев школьников и видео с животными до кулинарии, до тематических страниц» «Не сразу понял, что TikTok довольно быстро развивается, как и его тематика, что контент очень расширился — опять же, от танцев школьников и видео с животными до кулинарии, тематических страниц»

17 млн просмотров видеоролика про домашние чипсы

— Что вообще вас побудило завести TikTok?  

— До него я два года занимался «Инстаграмом», параллельно работая поваром в ресторане паназиатской кухни. А летом, наверное, как и многие из моей отрасли, попал под сокращение. Тогда жена и предложила активнее развивать свою страницу в «Инстаграме». Вообще, это она меня направила на поварской путь, и не думал до нее, что буду поваром. Просто готовил дома, любил это дело, но не сказать, что являлся профессионалом.

Так вот, контента у меня, пока работал, имелось немного, но после увольнения времени стало больше. Хотя сначала, конечно, думал о том, как же я буду без работы и так далее. Но, опять же, супруга хотела, чтобы больше я не работал в праздники, особенно в Новый год, желала, понятное дело, видеть меня дома. Ну и мы начали с ней вести «Инстаграм». А потом я подумал про TikTok, начал о нем больше узнавать, искать информацию.

И как-то приехал мой товарищ из Перми, спросил, почему я не выкладываю туда видео, ведь это сейчас так популярно. Правда, на тот момент у меня было там выложено несколько роликов, которые набрали мало просмотров — 500–600. Но почему-то я сначала подумал, что делать там нечего, что это неинтересно и основной контент площадки — это всякие вайны и прочее. Не сразу понял, что TikTok довольно быстро развивается, как и его тематика, что контент очень расширился — опять же, от танцев школьников и видео с животными до кулинарии, тематических страниц. И все же решил снова начать заливать туда свои видеоролики параллельно с «Инстаграмом». Выкладывал каждый день, так как, напомню, нигде не работал. Снимал по два, иногда и три видео в день. И пошли просмотры. По 20–30 тысяч. 

Как я уже сказал, изначально TikTok сам помогает набирать тебе просмотры и первые недели две у меня доходило до 6–7 тысяч. А потом было видео-лайфхак с кокосом, типа что с ним можно сделать. Его просмотрели сначала 600 тысяч, а затем цифра взлетела до миллиона! С этого все и началось. Конечно, не все видео столько набирают, цифры очень скачут: один ролик может набрать миллион, а другой 50 тысяч.

— Почему такой разброс цифр?

— Это абсолютно нормально, просто даже потому, что не каждое блюдо может понравиться. Допустим, если изначально видео плохо смотрели, то и в дальнейшем оно не будет особенно просматриваемым. Таковы алгоритмы TikTok, их не предугадать.

А потом, с 10 октября, когда я продолжил выкладывать ролики, с 6 тысяч подписчиков их количество резко стало подниматься: сначала до 50 тысяч, затем до 100 и так далее. Самый большой прирост был после видео про домашние чипсы, которое до сих пор самое популярное у меня, — почти 17 миллионов просмотров, за четыре часа набрало 200 тысяч лайков! За две минуты прибавлялось, наверное, по тысяче подписчиков. Я смотрел на телефон, который постоянно мигал, и ждал миллиона.

Потом снова снял рецепт домашних чипсов, но уже рифленых. Тоже очень много просмотров — почти 7 миллионов. Еще был рецепт «Баунти», который сразу же набрал больше миллиона. Вот так буквально за четыре месяца я дошел до миллиона подписчиков.

— Вы сами какое будущее прочите TikTok, как он будет дальше развиваться?

— Я считаю, что сервис будет удивлять нас еще много лет. Все-таки большинство людей, особенно молодое поколение, предпочитает воспринимать информацию короткими фрагментами. Отсюда и такой интерес к короткометражным, легкодоступным и забавным роликам TikTok. И тренды могут появляться абсолютно разные, различные темы. Или, скажем, выстрелит чье-нибудь видео 30-миллионными просмотрами, и все будут повторять, снимать нечто подобное, пока не надоест.

Кроме того, в Америке TikTok монетизировали по принципу YouTube. Это значит, что за миллион просмотров пользователю платят около $12–13. Не слышал пока, что это случится еще где-то или у нас, но был бы подобному очень рад.

«Инстаграм» примерно после 60 тысяч подписчиков, тогда начали писать, так скажем, более серьезные рекламодатели, готовые платить деньгами. До этого был в основном бартер (посуда, сковородки, разделочные доски) «Инстаграм» примерно после 60 тысяч подписчиков, тогда начали писать, так скажем, более серьезные рекламодатели, готовые платить деньгами. До этого был в основном бартер (посуда, сковородки, разделочные доски)» Фото: «БИЗНЕС Online»

Зачем тебе куртка за 50 тыс. рублей, лучше отдай эти деньги нуждающимся

— А после какой цифры соцсети начали приносить доход?

— «Инстаграм» примерно после 60 тысяч подписчиков, тогда начали писать, так скажем, более серьезные рекламодатели, готовые платить деньгами. До этого был в основном бартер (посуда, сковородки, разделочные доски). А потом моим менеджером стала жена и уже никакого бартера не стало, она конкретно обговаривала сумму.  

А вот в TikTok первые рекламные предложения стали поступать после отметки 700–800 тысяч. Думаю, это потому, что рекламодатель больше привык размещаться в «Инстаграме», где аудитория куда более платежеспособна.  

— Кто из татарстанских компаний вас заметил? 

— Первая из таких, это был бартер в «Инстаграме», — компания «Кукмора». Начиная с TikTok, перед Новым годом пришел «Махеев», «Нэфис» и еще наш татарстанский сыр компании ООО «Камамбер», они недавно презентовали свою продукцию Рустаму Минниханову и мне предложили прорекламировать. Кстати, правда классные сыры, делаются по французской технологии. 

— Сколько стоит у вас реклама?

— Самая дорогая — 15 тысяч рублей за ролик. Выкладываю два таких в неделю. Кстати, соглашаемся не на все. Во-первых, не все подходит моей тематике. Не буду же я, например, рекламировать бижутерию. В основном лишь то, что касается кухни. Во-вторых, качество продукции. Были пиццерии, суши, которым отказывали из-за этого. К слову, когда меня сократили, два месяца работодатель платил кое-какие деньги, которых хватило ровно до тех пор, пока не пошли деньги от рекламы.  

— А что приносит больше денег?

— TikTok чуть-чуть больше, но не намного. Тут еще дело в том, что есть те, кто дает рекламу только в «Инстаграме» и не идет в TikTok, потому что там не всегда может видео выстрелить. Кроме того, в «Инстаграме», как я уже сказал, аудитория взрослее и платежеспособнее. А в TikTok дают рекламу уже известные бренды, которые скорее хотят напомнить о себе, чем прорекламироваться.      

— Ну и как, уже заработали свой первый миллион рублей?

— Мне еще работать и работать. Вообще, у меня есть принцип: я не разглашаю свои доходы. Многие думают, что у блогеров дофига денег и они ничего не делают. Или когда дела блогера идут в гору, начинается нытье, например: «Зачем тебе куртка за 50 тысяч рублей, лучше отдай эти деньги нуждающимся». Но беда в том, что мало людей, понимающих, что, сидя на попе, ничего не заработать. Еще меньше тех, кто хочет что-то поменять в своей жизни. Поэтому, что касается денег, в адрес блогеров очень много негатива.

«Иногда снимаю видео по 4–5 часов, затем часа два — монтаж. Если рецепты легкие, могу снять три в день, это максимум» «Иногда снимаю видео по 4–5 часов, затем часа два — монтаж. Если рецепты легкие, могу снять три в день, это максимум»

YouTube монетизирован, и мне нравится, что информацию можно подавать более подробно

— Зато жилищные условия у вас явно улучшились. Это можно определить по кухне, на которой вы готовили на первых роликах и сейчас.  

— Да! (Смеется.) Я очень хотел хорошую кухню, и мы переехали. Пока живем на съемной квартире, но планируем купить дом в Казани или максимально рядом. Там планирую обустроить кухню уже по своему вкусу и начать вести YouTube-канал.

— Для чего?

— YouTube монетизирован, и мне нравится, что информацию можно подавать более подробно, расширенно, плюс качество съемки. А для меня важно, чтобы у подписчиков блюда получились такими же вкусными, как у меня. К тому же обязательно буду там рассказывать об авторских рецептах. Обожаю прорабатывать различные новые блюда.

— Много уходит времени на съемку одного рецепта и сколько их в день можете снять?     

— Зависит от самого рецепта, пожалуй. Иногда бывают сложные блюда, которые требуют времени. Например, в каком-то тесту надо дать отстояться или что-то в холодильнике должно постоять, застыть. Иногда снимаю видео по 4–5 часов, затем часа два — монтаж. Если рецепты легкие, могу снять три в день, это максимум. И редко, чаще ограничиваюсь двумя. В общем, техническая сторона пока полностью на мне.

— А сколько тратите денег в неделю/месяц на продукты?

— Честно говоря, не считал, хотя сохраняю все чеки из магазинов, с любой покупки. Надо подсчитать в ближайшее время. Но на продукты уходит очень много денег. За один раз в магазине оставляю по 2–3 тысячи. Это минимум. Цены сейчас очень подскочили, конечно.  

— Вы, кстати, писали, что хотите провести эксперимент и прожить месяц на прожиточный минимум. Получилось?

— Была такая идея. Но продержался где-то полмесяца. Это физически невозможно, если у тебя жена и маленький ребенок. Семью, конечно, накормить на такие деньги очень сложно. Поэтому я решил просто закрыть данную тему.

«Недавно, кстати, готовил на ужин форель. По акции она была 400 рублей за килограмм. Думаю, что такое могут позволить себе многие, это же не какие-то огромные деньги» «Недавно, кстати, готовил на ужин форель. По акции она была 400 рублей за килограмм. Думаю, что такое могут позволить себе многие, это же не какие-то огромные деньги» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сейчас, конечно, можем позволить себе не смотреть на цены

— Мне показалось или нет, что блюда, которые вы сейчас готовите, это чаще запрос подписчиков?

— Правда, сейчас чаще всего это запрос аудитории. Их ужасно много! Настолько, что я даже не все успеваю читать. Это, наверное, невозможно. Но все же стараюсь отвечать хотя бы первым, оставившим комментарии. И, разумеется, если замечаю, что одно блюдо просят много людей, отмечаю его для себя. А потом со списком необходимых для него продуктов иду в магазин. Когда только начинал вести «Инстаграм», этого не делал, там сам думал, что приготовить.

— Еще я обратила внимание, что, если в ваших рецептах присутствует не совсем доступный для среднестатистического россиянина продукт вроде лосося, сибаса, говяжьих ребрышек и так далее, вас начинают критиковать. 

— Да-да, это есть. Самый популярный комментарий под такими видео: «Что-то на богатом». Но я стараюсь обращать внимание на акции. Скажем, не покупаю лосось за полную цену, если знаю, что могу купить в другом магазине дешевле. Сейчас, конечно, можем позволить себе не смотреть на цены, но я не любитель раскидываться деньгами. И хоть специально распродажи не изучаю, иногда заглядываю в приложение «Едадил» или «Акции во всех магазинах». А вот на пасте никогда не экономлю, покупаю хорошую: Barilla, De Cecco. Как и на масле, специях — на том, что может долго храниться. Я, кстати, заметил такую закономерность: многие покупают продукты так, на пару раз, даже когда есть акция. А потом спускают все деньги и снова думают, что, как, где. У нас с женой было правило раньше: когда получали зарплату, не жалея, покупали много разных круп, масло, памперсы, смеси, чтобы потом не беспокоиться об этом.

Недавно, кстати, готовил на ужин форель. По акции она была 400 рублей за килограмм. Думаю, что такое могут позволить себе многие, это же не какие-то огромные деньги.

— Мы как-то спорили с коллегами по поводу того, что сейчас питаться где-то в кафе или столовых даже дешевле, чем готовить дома. Кто-то с этим согласен, кто-то нет. Вы как считаете? 

— Я сам редко хожу в заведения, и, честно говоря, в Казани, на мой взгляд, мало таких, где действительно очень вкусно готовят. Допустим, в Питере данная индустрия развита гораздо лучше. Был во многих местах и везде все нравилось. Хотя, конечно, и у нас здесь есть места, которые мне нравятся и только туда я и хожу. Но их мало, поэтому чаще едим дома.

Что касается вашего вопроса… Смотрите, недавно с женой мы брали в магазине два стейка рибай, бутылку вина, мясную нарезку, сыр бри, и все это вышло на 1,1–1,2 тысячи рублей. В ресторане это обошлось бы минимум в 3–4 тысячи. Так что все-таки дома есть дешевле. Опять же, акции.

— Дома чаще вы сами готовите?

— Вообще только я! Не пускаю жену на кухню. Так я больше узнаю что-то для себя, что-то прорабатываю. Хотя иногда она мне делает завтрак, когда мне не хочется. Ну и не так давно мы стали в праздники ходить в кафе, рестораны. Потому что, когда я работал поваром, мне приходилось самому в праздничные дни работать. Так что сейчас можем куда-нибудь сходить. На 14 февраля, например.

«На повара не учился, но работаю им уже 6 лет» «На повара не учился, но работаю им уже 6 лет»

прямо сейчас скажите своей любимой женщине, что она самая прекрасная

— Вы ведь родом из Перми, но уже очень давно живете в Татарстане.

— Действительно, родился в Перми, где жил до 13 лет, сейчас мне 28. Потом мы переехали с мамой в Нижнекамск, так как туда уехал мой тренер по бильярду, которым я безумно увлекся в 10 лет. И, когда мне было 13, учитель переехал в Нижнекамск и создал бильярдную базу. Я, кстати, начинал с русского бильярда, но потом перешел на английский — снукер — самый сложный. И вот на этой базе было два настоящих английских стола. Так что мы переехали в Татарстан чисто из-за бильярда. Мама, кстати, отнеслась к идее переезда довольно хорошо, она сама татарка, и, хотя родилась в Перми, бабушка-дедушка (ее родители) были из маленькой деревни Суелга, рядом с Мамадышем.

В итоге, когда я окончил школу, тренер снова переехал, теперь в Тюмень. А я к данному времени больше времени стал уделять учебе и переехал в Казань. Правда, поступил учиться на специальность, никак не связанную с поварским делом. Это была сфера информационной безопасности. Проучился год и понял, что подобное совершенно не мое. Ну а потом пошел работать официантом в «Лучано», и ресторанная атмосфера меня затянула.  

— Но на повара учиться не пошли, образования у вас нет?

 Да, самоучка, на повара не учился, но работаю им уже 6 лет. Я уже рассказал, что до знакомства с женой — мы, кстати, с ней познакомились в интернете, она тоже из Перми — даже не думал, что свяжу свою жизнь с этим делом, просто готовил дома для нее. Хотя я любил готовить. Но как-то она мне посоветовала попробовать себя в качестве повара, и вот.

Что касается образования, курсов каких-то, то не думаю, что мне нужно это сейчас. Я уже многое знаю и самым основным азам научился на практике, работая в ресторанах. Знаю все то, что необходимо знать.

— Ну и наверняка в планах есть открыть что-то свое, какой-то проект, наверное, странно оставаться блогером-тиктокером до старости лет? 

— Снимать я продолжу, это никуда не уйдет, но двигаться дальше, конечно, продолжу. В ближайшем обозримом будущем планирую открыть свое кафе, где будут десерты и какие-то блюда для перекуса. Вообще, пока вел соцсети, параллельно хотел заниматься кондитеркой, готовить сладости дома на заказ, уже даже имелись какие-то наработки. Но TikTok так быстро развился, опять же, пошла реклама, и я понял, что просто не буду все успевать. Понимаю, что эта сфера общепита довольная плотная в Казани, но…

— Вы упомянули 14 февраля, недавний День Святого Валентина. Есть какое-то особое отношение к этому празднику? 

— К самому празднику никак не отношусь. Дело каждого — праздновать его или нет. Я считаю, чтобы сделать приятно своей жене, девушке, маме, не важна цифра в календаре. Это нужно делать постоянно. Круто же видеть их счастливые глаза, без повода их радовать. Вот прямо сейчас подойдите или напишите, позвоните своей любимой женщине и скажите, что она самая прекрасная.  

— Посоветуйте, что мужчине приготовить своей любимой женщине, как только он прочтет это интервью?

— Что приготовить для любимой… Я недавно у себя на странице выложил рецепт — сыр бри с грушей и клюквой в слоеном тесте. Думаю, от него все будут в восторге. Также советую приготовить стейк в азиатском стиле. С такими блюдами точно удивите своих любимых, а самое главное, что готовятся оба блюда быстро и просто.