Денис Гардари: «Культура — это все, что создано человеком за всю историю его существования. Получается, что глупо не интересоваться искусством людям, которым вообще интересно жить и которые хотят в этой жизни как-то состояться» Денис Гардари: «Культура — это все, что создано человеком за всю историю его существования. Получается, что глупо не интересоваться искусством людям, которым вообще интересно жить и которые хотят в этой жизни как-то состояться» Фото: Алексей Белкин

«Глупо не интересоваться искусством людям, которым вообще интересно жить»

Казанская галерея «БИЗОN» сегодня собирает поклонников современного искусства не только по случаю заметной выставки столичных художников под названием «Игра миров». На днях здесь побывал Денис Гардари — известный художник из Екатеринбурга, культуролог и теоретик искусства. Он известен своей уникальной технологией многослойных декоративно-художественных произведений из стекла и драгоценных материалов. Его работы, по мнению критиков, оказываются на стыке трех видов искусств — живописи, скульптуры и ювелирного искусства.

Помимо этого, Гардари рассказывает о культуре своей аудитории в «Инстаграме», где у него уже более 170 тыс. подписчиков, ведет авторский блог и выступает с лекциями в городах России. Такую творческую встречу «искусствовер», как еще называет себя Гардари, провел и в столице Татарстана.

Перед началом лекции художник рассказал «БИЗНЕС Online», что не обязательно глубоко погружаться в искусство и посвящать этому жизнь, чтобы обогащаться от него. «Если вы выйдете на улицу и посмотрите вокруг себя, обнаружите, что все это когда-то было создано художниками, музыкантами, архитекторами, мыслителями, — размышлял наш собеседник. — Вся наша реальность когда-то была создана этими людьми. Фактически искусство — это своеобразный код нашей генетической культуры. Культура — это все, что создано человеком за всю историю его существования. Получается, что глупо не интересоваться искусством людям, которым вообще интересно жить и которые хотят в этой жизни как-то состояться. Речь не идет о том, что надо обязательно каждый день ходить на выставки, в театр, у всех своя жизнь и интересы. Но полностью исключать себя из такого процесса по меньшей мере странно. Не говорю уже о том, какие это дает преференции».


Продолжая разговор о роли искусства в жизни людей, Гардари вспомнил о любопытной современной теории, согласно которой не человек создал искусство когда-то десятки тысяч лет назад, а вполне вероятно, что все наоборот — искусство сотворило человека. Самые первые творческие и полусакральные практики, согласно этой теории, прямо влияли на формирование мозга homo sapiens, его полушарные связи и нейрофизиологические структуры и создали сознание и богатое пространство бессознательного современной цивилизации. «Без искусства, вполне вероятно, мы бы сегодня вместе с обезьянками ходили. И ничего вот этого не было бы», — отметил Гардари.

Художник не считает себя ярым популяризатором и просветителем в сфере искусства, однако думает, что об этом важно говорить — потому и проводит опен-токи. В таком процессе, уверен искусствовед, «мы начинаем разворачивать внутри себя эти самые культурные коды — больше видеть, лучше понимать». «Соответственно, это дает нам возможность расширить и свою картину мира и полноту своего восприятия жизни, не обязательно в искусстве», — подчеркнул спикер.

Такими рассуждениями о переплетении жизни и искусстве наполнена новая книга художника — «Тропами искусства». В ней он собрал смешные и грустные истории из жизни, своей и коллег из мира искусства, которые разбавляются экскурсами в историю и короткими философскими рассуждениями о современном мире Такими рассуждениями о переплетении жизни и искусства наполнена новая книга художника «Тропами искусства». В ней он собрал смешные и грустные истории из жизни, своей и коллег из мира искусства, которые разбавляются экскурсами в историю и короткими философскими рассуждениями о современном мире Фото: Алексей Белкин

«Пока вы говорите — вы едете. Когда вы замолчите — вас высадят»

Эту мысль Гардари развил уже на самой творческой встрече. Он привел в пример безбилетника в электричке, который сочиняет для кондуктора разные причины, почему ему пришлось ехать зайцем. И суть в том, что, пока человек говорит, поезд продолжает двигаться. «Пока вы говорите — вы едете. Когда вы замолчите — вас высадят. И все это прекрасно понимают. В жизни то же самое. В данном случае говорить — это не обязательно говорить, рисовать, стихи писать или творчеством заниматься. Это больше о том, чтобы жить, находиться в диалоге с жизнью и окружающим», — рассказал собравшимся искусствовед. 

Такими рассуждениями о переплетении жизни и искусства наполнена новая книга художника «Тропами искусства». В ней он собрал смешные и грустные истории из жизни, своей и коллег из мира искусства, которые разбавляются экскурсами в историю и короткими философскими рассуждениями о современном мире. «Она ориентирована на любых людей, это не специальная искусствоведческая или культурологическая литература», — рассказал автор.

Одной такой историей он поделился с казанской публикой. Гардари вспомнил, как однажды 31 декабря встретил в торговом центре молодого человека в кедах, шортах, с косичками, вокруг него лежали экзотические музыкальные инструменты, и среди них ханг, стальной идиофон, который достаточно сложно купить. Гардари заговорил с юношей и узнал от него о тонкостях игры на инструменте. Заинтересовавшись, художник приобрел ханг, затем пригласил нового знакомого к себе в гости и более подробно расспросил о его музыке. Так искусствовед узнал о существовании коннакола — древнеиндийской ритмической традиции, которая применяется и для ханга. «И оказалось, что это древнее представление о мире как о пульсации имеет отношение не только к музыке, но и к живописи. Когда я посмотрел на собственные картины, то увидел, что интуитивно использую принципы коннакола в своем собственном живописном творчестве. Я стал в эту систему погружаться и открыл много важных вещей, которые для меня очень полезны как для художника», — продолжил рассказчик.

Резюмируя историю об этой случайной встрече в ТЦ, Гардари подвел слушателей к простой мысли — нужно смотреть на мир открытыми глазами. «Самое главное, что не всегда надо заставлять себя что-то делать, как-то усиленно забрасывать себя в эту точку несовпадения с самим собой, иногда стоит только позволить себе там оказаться. В таком деле нет никакой эзотерики и мистики: это обычная жизнь, которая случается каждый день», — сказал спикер.

«То, что она почетный академик, не имеет никакого отношения к искусству. Любые бирки — просто бирки», — настоял на своем спикер. А как профессионал отметил, что ее работы, по мнению Гардари, написаны разными людьми «То, что она почетный академик, не имеет никакого отношения к искусству. Любые бирки — просто бирки», — настоял на своем спикер. А как профессионал он отметил, что ее работы, по его мнению, написаны разными людьми Фото: «БИЗНЕС Online»

О творчестве Васильевой: «Эти работы написаны разными людьми»

В конце лекции спикер затронул тему разного восприятия искусства людьми, которое приводит к спорам, и важности недосказанного контекста в произведениях. Отвечая на вопросы слушателей, художник заговорил и о современном искусстве. Так, считает он, ошибочно полагать, что современное искусство менее понятно, чем классическое и «традиционное». Наоборот, нам сейчас недоступны культурные коды, которыми обладали люди прошлого, оттого замысел творца может быть от нас скрыт.

Аудитория также поинтересовалась у эксперта мнением о творчестве Евгении Васильевой-Сердюковой. Ее работы были выставлены в галерее современного искусства ГМИИ РТ в декабре прошлого года, что вызвало возмущение ряда татарстанских художников. «А что возмущаться? Сходили бы и поржали», — ответил на это Гардари. Собравшиеся настаивали на том, что это несправедливо — давать такую площадку бывшей чиновнице с криминальным прошлым. «Справедливости в мире вообще нет. Мне кажется странным, что вы, прожив жизнь, рассчитываете на справедливость. Вы хотите от меня услышать, что Васильева — это говно?» — поинтересовался художник.

«Евгения Васильева не профессиональная художница», — прозвучало из зала. «Она профессиональная, уже почетный академик», — возражали другие.

«То, что она почетный академик, не имеет никакого отношения к искусству. Любые бирки — просто бирки», — настоял на своем спикер. А как профессионал он отметил, что ее работы, по его мнению, написаны разными людьми. «Когда вы этим всю жизнь занимаетесь, вы прекрасно все это видите. Но дело не в этом. Вы поймите, когда мы смотрим на произведение искусства прошлого времени, допустим, на то, что было создано 150 лет назад, на импрессионистов, экспрессионистов, нам кажется: „Боже мой, какие же великие люди тогда жили“. Нам представляется, что все, что было тогда создано, — это высший пилотаж. А сегодня где-то прикольно, а где-то полная ерунда. Мы забываем, что то, что мы видим из того искусства, которое сделано 150–200 лет назад, до нас дошел сухой остаток, только то, по чему история беспощадно прошлась», — заявил спикер.

Гардари добавил, что у Васильевой в этом плане есть надежда оставить свой след в истории, если она изменит подходы. «С помощью маркетинга можно сделать человека известным. Великим — никогда», — подытожил гость «БИЗОNа».