За последний квартал 2020-го количество татарстанских поставщиков, работающих на маркетплейсе Wildberries, увеличилось на 60%, а Ozon за прошедший год расширил партнерскую сеть в Татарстане в 5 раз. Президент РТ Рустам Минниханов создал отдельную рабочую группу по продвижению татарстанской продукции в онлайн-каналы. О том, кто заработал на онлайн-площадках и пора ли закрывать офлайн-магазины, — в материале «БИЗНЕС Online».
На Ozon количество заказов за 9 месяцев 2020 года увеличилось почти в 3 раза относительно показателя 2019-го, оборот от продаж площадки в Татарстане за 9 месяцев 2020-го вырос в 3,2 раза год к году
«Оборот в Татарстане вырос в 3 раза»
«Коронавирусный» 2020-й, который «подкосил» большинство сфер бизнеса Татарстана, обошел стороной маркетплейсы: они в кризисный год не только приросли по деньгам, но и расширили свое присутствие в регионе.
Так, по данным «Яндекс.Маркета», количество заказов, сделанных клиентами из Татарстана в 2020-м, было на 155% больше, чем годом ранее, а прирост в деньгах составил 145%. В онлайн перетекли ежедневные покупки: в прошлом году татарстанцы наибольшее предпочтение отдавали товарам для ухода за волосами, средствам для стирки, подгузникам и детскому питанию. Кстати, по итогам 2020-го в «Яндекс.Маркете» оказался довольно высокий средний чек на покупку среди клиентов из Татарстана, он составил около 3,7 тыс. рублей.
На Ozon количество заказов за 9 месяцев 2020 года увеличилось почти в 3 раза относительно показателя 2019-го, оборот от продаж площадки в Татарстане за 9 месяцев 2020-го вырос в 3,2 раза год к году. «Среди наиболее популярных категорий, которые выбирали пользователи из Татарстана в 2020 году, — товары повседневного спроса, продукты питания и одежда. В топе — растительное кокосовое молоко, пижамы и футболки, таблетки для посудомоечных машин», — комментируют в Ozon.
По словам основателя KazanExpress Линара Хуснуллина, рост доли маркетплейсов в обороте онлайн-ретейла — общемировая тенденция, которая характерна и для России. «Крупные игроки, вроде Ozon, Wildberries, показывают рост в 2 раза по итогам 2020 года, тогда как всего онлайн-рынок растет в среднем на 30 процентов. Удельный вес маркетплейсов увеличивается в том числе за счет классических интернет-магазинов. Если смотреть по заказам, то в 2020-м жители Татарстана заказали товары на KazanExpress более 1 миллиона раз, это в 5 раз больше, чем по итогам 2019 года. Заказывали в основном электронику, одежду, обувь, аксессуары. Но это также связано с тем, что мы начали присутствовать в новых городах РТ», — поясняет Хуснуллин и добавляет, что KazanExpress как маркетплейс, работающий на «эффекте низкой базы», вырос по итогам 2020 года в 10 раз.
По словам основателя KazanExpress Линара Хуснуллина, рост доли маркетплейсов в обороте онлайн-ретейла — общемировая тенденция, которая характерна и для России
«Татарстанские предприниматели составляют 60 процентов активных продавцов»
Неудивительно, что прирост по деньгам дал собственникам маркетплейсов размахнуться и по инфраструктуре. Только Ozon в 5 раз увеличил партнерскую сеть в Татарстане с апреля по декабрь 2020-го, открывая как минимум по два новых пункта выдачи заказов в неделю. «Яндекс.Маркет» в ноябре прошлого года открыл в РТ собственный сортировочный центр и начал доставлять товары через свою курьерскую платформу.
На растущий рынок пришли и татарстанские предприниматели. На KazanExpress, по словам Хуснуллина, представлены 2 486 предпринимателей из Татарстана, у которых за последний месяц была хотя бы одна продажа. «Их число за последний год выросло вдвое. Всего же татарстанские предприниматели составляют 60 процентов от числа всех активных продавцов на KazanExpress», — продолжает Хуснуллин.
Увеличили татарстанские бизнесмены свое присутствие и на федеральных площадках: за последний квартал 2020 года количество татарстанских поставщиков, работающих на Wildberries, увеличилось на 60% — с 517 до 828. Это 17% от числа всех поставщиков маркетплейса в ПФО и почти 1% от всех российских поставщиков Wildberries. Их продажи на Wildberries за 2020-й увеличились почти в 5 раз до 2,36 млрд рублей.
За последний квартал 2020 года количество татарстанских поставщиков, работающих на Wildberries, увеличилось на 60% — с 517 до 828
«Сейчас с „Яндекс.Маркетом“ сотрудничает около 550 магазинов из Татарстана. Чаще всего они занимаются продажей мобильных телефонов, телевизоров, ноутбуков и другой техники», — прокомментировали представители платформы. Похожие данные и на Ozon: там к концу прошлого года торговали более 500 предпринимателей. За год их число выросло в 9 раз, а за четвертый квартал — на 50%. За 9 месяцев 2020-го их оборот от продаж составил 600 млн рублей.
Дальнейшим продвижением татарстанских бизнесменов в сети озаботилось региональное правительство: 22 января прошло первое заседание созданной по распоряжению президента РТ Рустама Минниханова рабочей группы по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в Республике Татарстан, по каналам электронной торговли.
Помощник президента РТ, бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев подчеркнул на том заседании необходимость координации усилий всех заинтересованных министерств, ведомств и институтов развития, у которых есть свои программы поддержки предпринимателей, соответствующие бюджеты. «Совместными усилиями надо определить, какие из существующих мер поддержки можно адаптировать под конкретные этапы процесса выхода предпринимателей на маркетплейсы и начала продаж. Наша цель — помочь поставщикам из Татарстана прочно закрепиться на российском рынке электронной торговли и освоиться на мировом рынке. Пока там многие ниши еще не заняты, но уже через год-два подтянутся конкуренты, и сделать это будет намного сложнее», — предупредил бизнес-омбудсмен РТ.
Руководитель татарстанской группы SATTEX, владелец швейного производства Шамиль Саттаров: «Это у нас за 12 лет работы самый худший сезон»
«Доля онлайн-шопинга вырастет до 20 процентов»
В 2021 году интерес к онлайн-покупкам сохранится, даже несмотря на постепенную отмену «коронавирусных» ограничений, считает Хуснуллин. По его словам, рост числа заказов продолжится до тех пор, пока не достигнет столичных показателей.
«Каждый житель Москвы и МО заказывает в 3 раза больше, чем казанец, в среднем в столице и области порядка 20 процентов всех покупок совершается по сети. В Татарстане эта доля составляет 10 процентов, по России чуть поменьше. Все идет к тому, что в ближайшие 2–3 года доля онлайн-шопинга вырастет до 20 процентов от числа всех совершаемых покупок, как в Москве», — подытожил Хуснуллин.
То, что бизнес уходит в онлайн, сокращая тем самым долю розничных продаж, подтверждает и руководитель татарстанской группы SATTEX, владелец швейного производства Шамиль Саттаров. По его словам, уже сейчас можно наблюдать закрытие розничных точек продажи в торговых центрах, а средний чек в среднем упал примерно на 400%. «Это у нас за 12 лет работы самый худший сезон. Посмотрим, каким будет лето», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» Саттаров.
Подтверждает тренд и директор татарстанского швейного предприятия «АниСима» Евгений Колотовченко. У компании нет розничных магазинов, своей продукцией «АниСима» торгует на интернет-площадках. В 2020 году продажи выросли почти в 3 раза.
«Мы размещаемся на двух площадках, на Wildberries — с 2018 года, на Lamoda — с 2019-го.Так вот, на Wildberries оборот за прошлый год вырос почти в 3 раза. Если сравнивать январь 2020-го и январь 2021 года, то оборот увеличился более чем в 4 раза», — рассказывает Евгений. В текущем году компания планирует усилить присутствие на маркетплейсах.
«Когда мы только зашли на онлайн-площадки со своими товарами, для нас это было ново, думаю, мы ошибались в каких-то процессах. Со временем эти ошибки проработали и получили результат. Плюс пандемия сыграла свою роль. В дальнейшем, думаю, онлайн-торговля будет набирать обороты. Уже сейчас люди среднего и старшего возраста научились пользоваться смартфонами и заказывать товары, не выходя из дома. Эта тенденция сохранится. И, если оглядываться на зарубежный опыт развития маркетплейсов и онлайн-магазинов, у нас в стране все еще только начинается», — подытожил Колотовченко.
Основатель компании «Фабрика Здоровых Продуктов» Николай Афанасьев иного мнения. По его словам, продажи товаров его компании в прошлом году действительно выросли, но результаты он связывает совсем не с маркетплейсами, где, по его мнению, спорная маржинальность.
«Мы с травами и чаями вышли на рынок в начале 2020 года. Сравнивать нам не с чем, но на фоне наших продаж, которые мы осуществляем в федеральных сетях, маркетплейсы занимают незначительную часть. В пандемию падения не увидели, наоборот, двухкратный рост продаж по всему ассортименту группы компаний. Я бы не сказал, что на маркетплейсах хорошая маржинальность, прибыль. Мы просто стремимся быть представленными на различных площадках, и маркетплейсы — один из каналов продаж. И все эти каналы в целом продолжали успешно работать и в пандемию, планов по сокращению присутствия где-то в офлайне, чтобы усилить его на онлайн-площадках, у нас нет. Слава богу, развиваемся, растем, и не благодаря пандемии или конкретным каналам, а потому что наполняем рынок актуальным товаром. Кроме того, тренд на укрепление здоровья, на здоровое питание общемировой, люди начали задумываться о здоровом питании, мы идем в ногу со временем», — подытожил Афанасьев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.