Уборку улиц в Казани начали контролировать с помощью нейросетевых технологий. Датчики сообщат, если на дороге скопилась грязь или снег, и оценят качество работы подрядных организаций. В перспективе можно будет отслеживать порчу тротуаров и ограждений. По словам разработчиков, система «фиксирует любые изменения на дорогах». Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что просто следить мало — надо продумать наказание за недобросовестную работу.
Чистоту дорог в Казани начали контролировать с помощью новой системы. В нее входят датчики с функцией видеоналитики, которые устанавливаются на столбах, и мобильные комплексы для сбора данных в движении и в онлайн-формате
Впереди — тотальный контроль за дорогами
Чистоту некоторых дорог Казани начали контролировать с помощью новой системы. Как рассказали в комитете внешнего благоустройства исполкома города, приборы могут фиксировать передвижение уборочной техники, определять потребность в уборке дороги от снега, наледи и грязи и оценивать качество выполненных работ. 10 комплексов от компании «Автодория» работают на улицах Пушкина, Карла Маркса, Островского, Назарбаева и Ершова. До конца апреля появится еще 28.
«В основе устройств — модульная информационная система, использующая нейросетевые технологии для автоматизации и цифровизации всех городских процессов», — описывает новинку исполком. Вскоре техника станет контролировать не только чистоту дорог, но и эффективность использования коммунальной техники, деятельность по ремонту и благоустройству. А еще комплексы хотят научить отслеживать порчу тротуаров и защитных ограждений, выявлять отсутствие дорожной разметки и уличного освещения. «Приборы будут указывать и на препятствия для дорожных служб — например, припаркованные автомобили или открытые люки, и на другие факторы, влияющие на безопасность», — добавили в комитете. В систему входят стационарные и мобильные приборы. Стоимость одной камеры в «Автодории» не раскрывают, но подчеркивают, что систему внедрят в привычные камеры на дорогах.
Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе исполнительного комитета Казани, пока камеры тестируют в рамках эксперимента. Если их работа окажется эффективной, комплексы возьмут на вооружение. Но, к примеру, GPS-датчики на уборочной технике уже есть, для чего понадобился дополнительный контроль? В понедельник председатель комитета внешнего благоустройства Казани Игорь Куляжев заявил, что «снегоуборочный комбайн» начал давать сбои. «Имели место существенные замечания по срокам и качеству уборки дорог», — признал чиновник. Он заверил, что за работой уборочных машин станут следить тщательнее, датчики установят еще и на снежные отвалы и на щетки — чтобы контролировать соблюдение технологии уборки дорог. Сервис запустят к следующей зиме.
Общая площадь очищаемой территории городских дорог составляет свыше 21 млн кв. м — на это в год выделяется более 1,1 млрд рублей, из которых 60−65% отправляется на зимнее содержание. Для сравнения: в 2005-м убирали 10 млн кв. м дорог. Если говорить в километрах, то сегодня в городе 1,9 тыс. км дорог, что сопоставимо с расстоянием от Казани до Хельсинки.
За содержание дорог отвечает четыре генподрядные организации — МУП «Городское благоустройство» (Авиастроительный и Ново-Савиновский районы), МУП «Городские мосты» (Советский), МУП «Горводзеленхоз» (Вахитовский и Приволжский), МУП «ДРЭУ» (Кировский и Московский).
На плохую уборку снега жаловались казанские перевозчики. Они отмечали, что водители автобусов обязаны остановиться на остановке, но из-за оставленного там снега «сделать это безопасно невозможно»
Задача — полная автоматизация
Установка датчиков — результат совместной инициативы «Автодории» и властей Казани. Оборудование установили в рамках соглашения о пилотном тестировании, рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании. «Пилот» разрабатывают в рамках проекта «Сити Софт». Он предусматривает создание глобальной системы сбора и первичной обработки данных с последующей визуализацией, которая, как считают разработчики, будет полезна в цифровизации управления городским хозяйством.
По словам представителя компании, сегодня идет обучение системы в полуавтоматическом режиме. Датчики фиксируют определенные параметры, которые затем проверяют операторы, например, вычисление процента заснеженности автодороги, наличие мусора, отслеживание проезда уборочной техники и факт исполнения работ. «То есть фиксируется не просто то, что проехал автомобиль, а что он выполнил свою функцию», — пояснил собеседник газеты. Задача — добиться автоматической работы. Датчики разработаны на базе приборов фото- и видеофиксации, способных выявлять превышение скорости, движение по автобусной полосе или обочине, проезд на запрещающий сигнал светофора и другие нарушения.
Камеры на столбах — это только видимая и небольшая часть новой системы. «Собранная датчиками информация передается в информационное ядро, далее обработанные сведения направляются либо непосредственно для работы городским службам, либо в систему верхнего уровня, например в ситуационный центр», — рассказали в «Автодории».
«Собранная датчиками информация передается в информационное ядро, далее обработанные сведения направляются либо непосредственно для работы городским службам, либо в систему верхнего уровня, например в ситуационный центр»
Механизм отслеживания есть, а механизм наказания?
Установка камер для контроля за уборкой дорог и рабочей техники — это наиболее действенный метод, и альтернатив ему нет, считает директор СК «Строй-Центр» Николай Зоря. Его компания занимается в том числе уборкой снега. По мнению предпринимателя, пилотный проект положительно скажется на качестве содержания улиц, хотя и сейчас МУПы справляются с данной задачей на 80%.
Механизм контроля за уборкой дорог, конечно, нужен, говорит председатель федерации автовладельцев России (ФАР) по РТ Рамиль Хайруллин. По его словам, вопрос стал особенно актуальным, потому что нынешней зимой «не очень с этим справлялись». «Вопрос в том, что механизм отслеживания есть, а механизм влияния какой-нибудь? — подчеркивает председатель федерации. — Понятно, что плохо убирают, а что с подобным дальше делать? Или просто мы онлайн смотрим: здесь убирают, а тут нет? Обратная связь будет? Хочется понять, для чего нам данный контроль». По мнению Хайруллина, видео с новых комплексов может стать «дополнительным визуальным инструментом» для разруливания спорных ситуаций: «Если еще будет доступ к записям архивным, то можно какие-то спорные вопросы с помощью них решить, — убирали или нет, или просто бензин прожгли, во дворе намотали и ничего не сделали».
«В принципе идея абсолютно правильная, потому что качество наших дорог это, как говорится, притча во языцех, поэтому за ними нужно постоянно смотреть и контролировать их», — одобряет казанское ноу-хау юрист движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. Он согласен с Хайруллиным: надо продумать наказание за недобросовестную работу. «Практика штрафовать подрядчика за нарушения есть, правда, она крайне редкая, — констатировал наш собеседник. В основном статья 12.34 КоАП („Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог“ — прим. ред.), но она касается ям, дыр и тому подобного, что легче обнаружить. Если дорога не убрана, то крайне редко на это реагируют и не всегда наказывают».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.