«Не знают, куда деньги девать!» — так на круглом столе в ВШЭ Марат Хуснуллин описал экономическое положение нефтяного поселка в 30 км от Чистопольского района, то есть Новошешминска. Также он призвал присоединить Курганскую область к Тюменской, а ЕАО — к Хабаровскому краю. Не станет ли неожиданно острое выступление Хуснуллина прологом к очередной попытке объединить благополучный Татарстан с депрессивными соседями? «БИЗНЕС Online» пообщался с другими участниками круглого стола и выяснил контекст, в котором прозвучали слова вице-премьера.
Марат Хуснуллин: «Скажу свое мнение. Я вам сразу говорю: пока это мое личное мнение, не официальная моя позиция, потому что она еще не согласована правительством. Прежде всего, считаю, что нам 85 регионов не нужно. Это первое, с чего надо начать»
«Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься!»
Скандальное заявление вице-премьера РФ Марата Хуснуллина прозвучало на узкоспециализированном круглом столе «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» в Высшей школе экономики, организованном ВШЭ и Сбером. Оговорившись, что это не его официальная позиция, а личное мнение, Хуснуллин рубанул с плеча: «Я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Это первое, с чего надо начать», — заявил он.
В качестве первого аргумента вице-премьер выдвинул снижение нагрузки на членов федерального правительства. «Вот я Еврейской автономной областью, то есть округом, не хочу заниматься! Не хочу с точки зрения трудозатрат. Его надо соединить либо с Хабаровским краем, либо [с каким-то другим субъектом], и пусть губернатор им занимается». Далее Хуснуллин развил эту мысль: «У нас есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять. Но это губернаторы, у каждого аппарат, он приходит ко мне на встречу, к президенту, занимает наше время! Поэтому я считаю, что нужно укрупнять регионы», — сказал вице-премьер.
Вторым аргументом стала справедливость в распределении сырьевой ренты. «Или Курган. Ну почему курганцы должны жить хуже тюменцев, а живут они в 190 километрах друг от друга. Вот почему они должны жить хуже? У одних есть нефтяные доходы, а у других нет! Ну а что, это жители другой страны?!»
Нашелся у вице-премьера и «вопиющий пример» из Татарстана. «Я вырос в городе Чистополе — это 100 километров от Казани. Ровно через 30 километров начинается муниципальный поселок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет. Вот в первом населенном пункте не знают, куда деньги девать, потому что у них даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на все: заасфальтировать улицы, водопроводы, школы построить. А ровно через 30 километров ни одной нет тонны нефти, и люди живут там. На весь город, на 60 тысяч — 1,8 миллиарда бюджет. С учителями, с зарплатой, со здравоохранением!» — возмутился зампредседателя правительства.
«Я вырос в городе Чистополе — это 100 километров от Казани. Ровно через 30 километров начинается муниципальный поселок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет»
Судя по всему, в качестве райского места, где «не знают, куда деньги девать», вице-премьер имел в виду Новошешминский район, который действительно расположен по соседству с Чистопольским. В 2019-м на добычу нефти там пришлось около 76,7% валового территориального продукта (в районе расположен головной офис малой нефтяной компании «Троицкнефть»).
«Они что, заложники, что ли, того, что здесь нефть есть, а там нет? — вступился Хуснуллин за родных чистопольцев и подчеркнул: — Я вообще полагаю, что территориально-административный принцип разделения, который есть, неправильный. Считаю, что нам не надо такое количество регионов».
Отметим, что в свежем рейтинге минэкономики РТ район занимает 8-е место по социально-экономическому развитию. При этом он на третьем месте в республике по продукту на душу населения (после Альметьевского и Черемшанского районов), но на 21-м месте по объему доходов местного бюджета в расчете на одного жителя. В Новошешминске — 12,6 тыс. рублей, в Чистополе — 11,8 тыс. в год. Лидер по этому показателю Сабинский район, где нефти нет, но доходы бюджета — 36 тыс. рублей на одного жителя.
Вице-премьер подчеркнул, что нужно создавать крупные агломерации, но текущее административное деление этому мешает. В качестве примера Хуснуллин привел столицу Татарстана и расположенный в 50 км город Волжск республики Марий Эл. Все жители Волжска живут и работают в Казани, отметил спикер. И предложил повысить им налоги.
«У них (Республика Марий Эл — прим. ред.) совершенно другая бюджетная обеспеченность. Почему Волжск не должен быть в агломерации? Пусть он числится в составе Марий Эл, но бюджетное правило, налоги, и в том числе налоги на недвижимость, нужно регулировать не по административному принципу, а определять границы — либо это округ, либо агломерации, либо такое муниципальное образование, где действительно будет единая налоговая база», — указал вице-премьер.
Немного сгладить углы накануне попытались в аппарате вице-премьера. Его представитель заявил РИА «Новости», что Хуснуллин говорил исключительно в плане развития городов, вопрос объединения регионов на площадке правительства не прорабатывается.
Хуснуллин привел в пример столицу Татарстана и расположенный в 50 км город Волжск республики Марий Эл. Все жители Волжска живут и работают в Казани, отметил спикер
Губернатор ЕАО удивлен, а казанский Кремль молчит
Слова вице-премьера крайне удивили губернатора ЕАО Ростислава Гольдштейна. «Весьма неожиданно слышать от высокопоставленного чиновника федерального уровня о нежелании заниматься конкретным регионом, а именно Еврейской автономной областью. Такие вопросы решаются на уровне президента страны и премьер-министра. Легко работать с экономически развитыми территориями, ЕАО — сложный субъект, здесь нужно прикладывать усилия», — заявил глава региона.
«Вопросы объединения или необъединения могут поставить только наши жители, и решать будут они вне зависимости от личного мнения Марата Шакирзяновича Хуснуллина», — заключил губернатор.
В казанском Кремле воздержались от комментариев. «Мы никак не комментируем слова Марата Шакирзяновича, это не наша работа — давать оценки позиции вице-премьера. Он отвечает за одну из самых сложных отраслей в стране и, очевидно, имеет свое видение развития территорий», — указала в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова. «Чтобы высказывать свою оценку, нужно сначала погрузиться в этот вопрос на том уровне, на котором информацией владеет вице-премьер», — добавила Галимова.
Михаил Блинкин: «На самом деле [Хуснуллиным] высказывалась мысль о том, что административно-территориальным единицам не хватает денег даже на приобретение канцелярских принадлежностей, поскольку у них нет собственных доходов. То, что надо ввести реформу, очевидно»
«Эту фразу вырвали из контекста и донельзя раскрутили в политическом аспекте»
На круглом столе присутствовал директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, фраза Хуснуллина о региональном укрупнении вырвана из контекста и не отражает сути разговора. «Это был небольшой круглый стол, присутствовали 5–6 экспертов, велся очень профессиональный разговор в самом широком контексте, связанный с развитием городов, транспортным строительством, межбюджетными отношениями, — рассказал Блинкин. — Беседы подобного сорта вряд ли предназначены для такой мощной публичности. Мы говорили об объемах агрессивного строительства, шло спокойное обсуждение экономики городов».
Блинкин подчеркивает, что заявление Хуснуллина носило финансово-технический характер. «Мы говорили о том, какую бюджетную обеспеченность должен иметь город для осуществления ремонта, благоустройства, транспортного обеспечения, после чего и последовала реплика не от лица вице-премьера, а от специалиста, — заметил собеседник издания. — Эту фразу донельзя раскрутили в политическом аспекте».
Однако убедиться в том, что слова Хуснуллина вырваны из контекста, пока не представляется возможным. Доступ к видеозаписи круглого стола, который был проведен в рамках XXII апрельской международной научной конференции, сегодня оказался недоступен. При этом на YouTube-канале конференции все другие секции доступны для просмотра. В пресс-службе Высшей школы экономики на просьбу «БИЗНЕС Online» предоставить полную видеозапись круглого стола ответили отказом, посоветовав обратиться к пресс-секретарям Хуснуллина. Связаться с представителем в аппарате вице-премьера Шамилем Галимуллиным корреспонденту «БИЗНЕС Online» не удалось, его телефон не отвечал.
Однако Блинкин рассказал нашему корреспонденту, что в правительстве вопросы объединения регионов в контексте обсуждаемых на круглом столе проблем поднимаются далеко не в первый раз. «Я знаком с позицией Марата Шакирзяновича по данной ситуации, большинство его мыслей я понимал, — заметил Блинкин. — На самом деле [Хуснуллиным] высказывалась мысль о том, что у нас административно-территориальным единицам не хватает денег даже на приобретение канцелярских принадлежностей, поскольку у них нет собственных доходов. То, что надо ввести реформу, очевидно. Другое дело, когда мы упоминаем регионы РФ в подобном контексте, это вызывает некоторую острую реакцию. Но данную проблему специалисты по региональному развитию обсуждают многие годы, и процесс идет, он неизбежный, из 89 регионов уже осталось 85».
Но не попытается ли федеральная власть пример с несправедливым распределением природных богатств между Чистополем и Новошешминском укрупнить до уровня регионов — богатого нефтью Татарстана и Марий Эл или Удмуртии? «Мысли не было про присоединение марийцев к татарам, — развеивает эти опасения Блинкин. — Специально было подчеркнуто, что речь идет именно о налоговых округах, границы которых могут не совпадать с границами национально-территориального отделения. Речь шла о финансово-хозяйственных проблемах, даже близко не было никаких неделикатностей национально-политического свойства».
Впрочем, собеседник издания согласен с желанием Хуснуллина объединить Курган с Тюменью, а Еврейскую автономную область с Хабаровским краем. «Да, Еврейская область должна входить в Хабаровский край, подобное я могу подтвердить, это естественные процессы, которые произойдут рано или поздно независимо от того, что говорят члены правительства. Иначе невозможно управлять», — заметил он.
Почему данный вопрос всплыл на круглом столе? По словам Блинкина, Хуснуллин поручил экспертам изучить его и представить варианты решения проблемы несоответствия доходов соседних территорий — Волжска и Казани, Чистополя и его обеспеченных нефтью соседей. «Он сказал — я нахожусь в университете, высказываюсь здесь не в качестве начальника, а как член экспертного обсуждения. Вы специалисты-регионалисты, эксперты по межбюджетным отношениям. Сделайте экспертное предложение, проработайте идею о том, что люди в одной стране не могут жить в принципиально разной бюджетной обеспеченности».
Еще одна участница встречи — президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. По ее мнению, ситуация в регионах, расположенных рядом, может отличаться разительно. «И Марат Шакирзянович высказал личную точку зрения, что было бы целесообразно некое бюджетное объединение. Чтобы имелась единая бюджетная база. В частности, стоит вопрос с налогообложением недвижимости. У нас земля и налог на имущество физлиц — это местный налог, а на имущество организаций — региональный. В результате никак не формируется единая база», — рассказала Косарева нашему корреспонденту.
Собеседница издания согласна с тем, что консолидация средств поможет решить проблему с отстающими субъектами. «Иногда ресурсы у регионов действительно есть, но губернатор сидит на них и говорит: „Вы посади́те меня на смету просто“. Марат Шакирзянович говорил об этом», — отметила президент фонда.
Помимо Блинкина и Косаревой, в дискуссии с Хуснуллиным участвовали глава Красноярска Сергей Еремин, президент ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» Леонид Казинец и профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, член наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сергей Сиваев.
Владимир Путин: «В Татарстане и других национальных республиках мы ничего не будем навязывать данной сфере. Я считаю, что это очень вредно и опасно для единства РФ»
Год назад Хуснуллин называл «провокацией» предложения объединить регионы
Отметим, в феврале 2020 года вице-премьер называл предложения об объединении регионов провокационными. «Ничего объединять не надо. На сегодняшний день те, кто хочет работать, имеют все возможности: нацпроекты есть, структура управления имеется. Надо находить пути взаимодействия», — указал Хуснуллин в первом интервью после назначения на новый пост. При этом спикер уточнял, что такие крупные агломерации, как московская, петербургская, екатеринбургская, казанская, «должны по каким-то вопросам работать вместе».
Президент России Владимир Путин комментировал тему объединения регионов еще в 2017 году. «Пока я президент, этого не будет», — ответил глава государства на вопрос Сhelny-biz, но признал, что после распада СССР субъекты формировались по старинному принципу и некоторые «остались экономически несостоятельными».
«Но в Татарстане и других национальных республиках мы ничего не будем навязывать в данной сфере. Я считаю, что это очень вредно и опасно для единства РФ. Любой народ должен выбрать такую форму существования, которую он считает наиболее приемлемой, поэтому никаких государственных планов по сливанию и так далее нет и быть не может!» — подчеркнул президент.
Сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков высказался на эту тему более гибко. Он согласился с тем, что существуют и такая экспертная точка зрения на укрупнение субъектов, как у Хуснуллина. «Во многих регионах действительно экономическая целесообразность говорит об определенной эффективности, синергии, которая могла бы возникнуть в ходе укрупнения, — заявил Песков журналистам. — Но здесь главным критерием, конечно, является воля жителей данных регионов. Далеко не везде жители хотят подобного укрупнения в настоящее время, и это является определяющим фактором. В Кремле не исключают такую возможность, но это может идти, что называется, только снизу, то есть не должно навязываться».
Что же подтолкнуло осторожного и многоопытного политика Хуснуллина к резкой перемене взглядов? В апреле Forbes выяснил, что вице-премьер возглавил в кабмине рабочую группу «Агрессивное развитие инфраструктуры». По данным журнала, ее сформировали в начале года для того, чтобы создать программу социально-экономического развития страны до 2030-го. Сам план якобы оценивается минимум в 22 трлн рублей: это средства из федерального и региональных бюджетов, банков, бизнеса и институтов развития.
Согласно тексту правительственного плана, с которым ознакомилось издание, чиновники хотят ликвидировать отсталость регионов за счет создания 41 агломерации, где будут жить 60 млн человек (чуть меньше половины населения России). Агломерации якобы планируется развивать там, где есть университет, а численность населения составляет более полумиллиона человек. Предполагается, что в каждой агломерации будут опорные населенные пункты — малый город или село со всеми видами инженерных и социальных услуг, хорошей транспортной доступностью территории в 50 км от него и высоким уровнем благоустройства. Именно об агрессивном развитии инфраструктуры упоминал в своем вчерашнем выступлении Хуснуллин.
«Логика правительства понятна, они хотят слить экономически слабые регионы с более сильными. Раньше основной принцип территориального деления основывался на национальности»
«Это примерно так, как при советской власти колхозы укрупняли»
Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич заявление Хуснуллина оценивает спокойно. «Уже второй десяток лет продолжаются эти попытки, пока удалось объединить только несколько автономных округов, очень слабеньких, — говорит Зубаревич. — Посмотрим, что будет дальше». Уверенности в том, что за счет Тюмени удастся подтянуть экономическое положение Кургана, у собеседницы нашего издания нет. «Тюменская область закончила 2020 год с дефицитом бюджета в 21 процент. Нефтяные доходы области рухнули капитальнейшим образом. Если вы хотите ей навесить еще и Курган — флаг в руки, посмотрим, что получится, — рассуждает специалист. — Еврейскую автономию „женят“ на объединении все последние 3–4 года. Они уже морально готовы, только для них от этого ничего не улучшится. Потому что сейчас им трансферт идет напрямую из федерального бюджета, а из бюджета Хабаровского края столько денег точно не смогут выделить. Были они проблемно-депрессивными, а станут еще проблемнее и депрессивнее. Если Хуснуллин считает, что так можно улучшать развитие — ну флаг ему в руки, что я могу еще сказать…»
«Страна, в которой нет роста экономики и в которой без конца кошмарят бизнес, перестановкой стульев, то есть административной нарезкой субъектов, ничего не изменить, — полагает Зубаревич. — Это не тот инструмент, который способствует развитию. Может быть, он чуток уменьшит деньги в виде трансфертов из федерального бюджета Еврейской автономии и Курганской области. Но то, что у них ситуация не улучшится, это абсолютно однозначно».
«Логика правительства понятна, они хотят слить экономически слабые регионы с более сильными, — рассуждает генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Журавлев. — Раньше основной принцип территориального деления основывался на национальности. Есть у вас евреи — значит, должна быть еврейская республика. Экономическая целесообразность не бралась в расчет. Сейчас она как раз рассматривается. Это примерно так, как при советской власти колхозы укрупняли. Есть три колхоза, которые умирают, и один передовой. Объединив их вместе, получим средний по показателям колхоз. В общем, не очень сложно и показатели улучшаются. Потому что передовые делятся своими результатами с отстающими. Такой административный способ решения вопроса отставания территорий. Он не сейчас начался. Вспомните Коми-Пермяцкий национальный округ — также объединялся c Пермской областью».
Журавлев не видит необходимости в укрупнении регионов. «Существует проблема слабости регионов, — пояснил он. — И ее можно решать большим количеством разных подходов. А можно — сразу нескольких подходов. В каких-то случаях надо укрупнять, потому что регион такой, что, грубо говоря, в одном автобусе помещается. А мы его как субъект выделяем. С региональным уровнем бюджета, с областным правительством, с сенатором. Но чаще всего нужно просто развивать местную экономику, а не укрупнять регион. Потому что если субъект априори не такой маленький, что его просто и развивать нельзя, то у вас все получится и не нужно будет проводить довольно масштабную реформу. Потому что объединение и разъединение регионов — это изменение Конституции. Подобное непростой процесс».
Политолог из Хабаровска Евгений Чадаев полагает, что маленьким субъектам объединение пойдет на пользу, но для жителей крупных последствия предсказать сложно. «Представьте, как придется перестраиваться, куда обращаться в таких условиях простому человеку, — говорит он. — Документы можно и по „электронке“ переслать, а на прием к врачу — это уже другое. Как правило, в таких субъектах один ведущий крупный центр — медицинский, образовательный, любой другой. И другие учреждения. Так что обращаться в подобные учреждения для Дальнего Востока вообще невозможно. С такими расстояниями туда можно только самолетом летать. Для европейской части это еще можно, там совершенно другая транспортная схема».
Регионы не нужно объединять, у каждого из субъектов есть потенциал к развитию, но он не реализуется, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора международного центра развития регионов Олег Столяров. «Беда в том, что центр забирает у регионов 65 копеек из рубля их доходов, а потом перераспределяет полученные средства по очень интересным принципам. И мы сейчас не можем понять, Еврейская автономная область может себя прокормить или нет», — указал спикер.
По мнению Столярова, некоторые регионы сейчас не заинтересованы в самоинвестировании, поскольку бо́льшая часть средств достается федеральному центру, рентабельность вложений низкая. «Говорить о том, что какой-то регион может быть самостоятельным, а какие-то можно сливать… А где анализ потенциала доходов бюджета? Как его можно повысить? Перед принятием решений об объединении или разъединении нужно понять, почему мы считаем этот регион не самостоятельным в бюджетном смысле и как сделать так, чтобы инвестиции в бюджет были рентабельными», — отметил эксперт.
По мнению Столярова, от новых губернаторов нет «ни одной инициативы в области экономики». Такую ситуацию собеседник объясняет тем, что глав регионов «не учат экономике, финансам».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 441
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.