«В январе предложение было озвучено, и только в апреле я принял для себя решение. Следующий шаг — за избирателями», — заявил в конце прошлой недели Айдар Метшин о своем намерении побороться осенью за кресло депутата Госдумы. Глава Нижнекамского района уверен, что его 15-летний опыт руководства муниципалитетом теперь послужит на благо республики на федеральном уровне. Примечательно, что данное решение совпало с поглощением СИБУРом ТАИФа — непримиримого оппонента Айдара Раисовича. О том, почему уходит и что после себя оставляет Метшин, — в материале «БИЗНЕС Online».
На встрече с избирателями накануне праймериз «Единой России» Айдар Метшин впервые публично заявил, что планирует выдвигаться в депутаты Госдумы этой осенью. С данной целью Метшин и принимает участие в предварительном голосовании партии власти, стартовавшем в понедельник
«Мне советовали: «Не надо говорить такие слова»
Мэр Нижнекамска Айдар Метшин наконец подтвердил ходившие несколько месяцев слухи о своем намерении покинуть третий по величине город республики, где он мэрствует с 2006 года, и перебраться в Москву: на встрече с избирателями накануне праймериз «Единой России» он заявил, что осенью планирует выдвигаться в депутаты Госдумы. Для этого градоначальник и участвует в предварительном голосовании партии власти. Итоги подведут через неделю, после чего сверстают список кандидатов от «Единой России», в котором, уверяют наши источники, обязательно найдется место для мэра Нижнекамска (мол, «кто, как не он, достоин» идти от «ЕдРа» в Госдуму).
Практика, когда главы муниципальных районов участвуют во внутрипартийном праймериз «Единой России» для выдвижения на выборы различного уровня, далеко не нова. Казанский Кремль рассматривает выдвижение таких кандидатов либо как своего рода замер популярности местных лидеров, либо как «оживляжа» пресных праймериз. Однако зачастую при своем выдвижении главы районов заранее обговаривают, что покидать свои кресла не планируют, а площадку предварительного голосования используют просто «для пробы сил». В 2019 году, во время праймериз на выборы Госсовета РТ, так заявлял и Метшин, правда, многозначительно добавляя: «Оставлю ли я пост мэра Нижнекамска в случае победы?! Поживем — увидим».
«Я, как и мои коллеги, уже участвовал в этапе предварительного голосования. Тот период был связан с наработкой опыта. Это делали все главы, большинство министров. Сегодняшний этап иной. В случае вашей поддержки и дальнейшего решения регионального совета партии „Единая Россия“ я буду баллотироваться в депутаты Государственной Думы. Я советовался с коллегами, мне отвечали: „Не надо, наверное, говорить такие слова“. Но я считаю, что нужно именно сегодня, здесь перед вами сделать это официально», — неожиданно заявил Метшин в прошлую пятницу на встрече с избирателями, чем фактически поставил точку в домыслах, что ждет Нижнекамск в ближайшем будущем.
В выступлении чувствовались нотки усталости. По словам Метшина, сейчас настало время двигаться дальше. Полученный опыт он планирует использовать на федеральном уровне, чтобы лоббировать интересы не только Нижнекамска, но и всего Татарстана. «Это не громкие слова, а взвешенное решение», — подчеркнул градоначальник. Он обозначил инициативы, с которых планирует начать, и относятся они отнюдь не к нефтехимикам. Одной из первых задач в случае своего избрания в Госдуму Метшин назвал доработку закона о поддержке многодетных семей. Прозвучало это, как показалось нашему корреспонденту, уже как готовое предвыборное обещание.
Идти в Думу мэр будет через партийный список «Единой России», так как место одномандатника уже, по сути, занято — вместо погибшего Айрата Хайруллина на Охотный ряд по Нижнекамскому одномандатному округу, как и в прошлом году, на довыборах пойдет Олег Морозов.
Метшин много лет проработал в городе, его заслуги немалые, за что он всегда был только на лучшем счету у руководства Татарстана в лице Рустама Минниханова. Наши собеседники отмечают, что президент РТ ценит Метшина, его хозяйственность прежде всего
Засиделся, и пора двигаться дальше?
«Решение о выдвижении было принято мной не сразу. В январе предложение было озвучено, и только в апреле я, взвесив возможности и намерения, принял для себя решение. Следующий шаг — за избирателями», — отметил Метшин в беседе с «БИЗНЕС Online». Когда аппарат президента предложил главам попробовать свои силы на федеральном уровне, некоторые отказались, например, источники называют мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева, посчитавшего, что не все им сделано в автограде. А вот Айдар Раисович, сообщают инсайдеры, удивил Кремль тем, что сам проявил инициативу стать депутатом на федеральном уровне.
Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что есть минимум две причины столь внезапного (с точки зрения внешнего наблюдателя) ухода Метшина из Нижнекамска. Одна из них банальна — засиделся на одном месте. Наши собеседники отмечают, что, хотя градоначальник всегда был на хорошем счету у руководства Татарстана, а президент РТ Рустам Минниханов особо ценит хозяйственность чиновника, в казанском Кремле с пониманием отнеслись к тому, что ему пора двигаться дальше, а самому 200-тысячному городу требуется перезагрузка.
Большая часть биографии 57-летнего градоначальника связана с его родным Нижнекамском. Два высших образования он получил в Казани (сначала КНИТУ-КХТИ по специальности «холодильные и компрессорные машины и установки», затем — юрфак КГУ), а в 2005-м получил степень МВА в Московской академии труда и социальных отношений. Трудовую деятельность начал в Псковской области — главным инженером одного из местных зверосовхозов (в биографии на сайте Нижнекамского района этот факт не указан). В 1980–1999 годах успел поработать слесарем по ремонту аппаратурного оборудования НПО «Нижнекамскнефтехим». Указывается, что тогда же была работа в области кадровой политики и социальных вопросов в Нижнекамске.
С тех пор карьера Метшина шла по восходящей. В 1999 году он получил мандат депутата Нижнекамского райсовета, а через год стал административным директором ОАО «Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод» (ныне ТАНЕКО). До 2010 года Айдар Раисович еще входил в состав совета директоров «Нижнекамскнефтехима», но 11 лет назад его в этом кресле сменил тогда еще бывший генеральным директором ОАО «Татэнерго» Ильшат Фардиев. В 2006-м (через год после того, как в Казань уехал его младший брат Ильсур Раисович, с конца 90-х руководивший столицей нефтехимии РТ) возглавил Нижнекамский муниципальный район, а в 2008 году стал депутатом городского совета и мэром Нижнекамска. Но если первые годы своей работы Айдар Раисович был в тени своего более активного и успешного младшего брата, то через несколько лет стал самостоятельным игроком.
Вторая причина, безусловно, связана с историей отношений руководства Нижнекамска с ТАИФом. С уходом из «Нижнекамскнефтехима» Азата Бикмурзина, которого с Метшиным связывала дружба и который, вопреки пожеланиям руководства из Казани, всегда шел навстречу родному городу, отношения между Нижнекамском и нефтехимиками вошли в фазу «заморозки». Все чаще говорили о нарастающих разногласиях администрации с градообразующим предприятием — НКНХ. Противоречия, если максимально упрощенно, обострились после омоложения топ-менеджмента ТАИФа и были связаны с тем, что компания активно режет социальные «издержки».
Несмотря на то, что, по словам Метшина, за 5 лет объем вредных выбросов в атмосферу Нижнекамска снизился на 30% (с 86 тыс. до 57 тыс. т), в последние два года случаи залповых выбросов вредных (и вонючих) веществ все же фиксировались неоднократно
Все это на фоне регулярно накрывавших город экологических скандалов. Несмотря на то, что, по словам Метшина, за 5 лет объем вредных выбросов снизился на 30% (с 86 тыс. до 57 тыс. т), в последние два года случаи залповых выбросов все же фиксировались неоднократно. ТАИФ был недоволен тем, что местная администрация стала жестче прессинговать хозяев градообразующих предприятий, в первую очередь по больной теме экологии. Тут и сорванные поначалу общественные слушания по новому заводу метанола, и публичное обещание найти и наказать виновных в «химических атаках», и новшество, согласно которому промпредприятия Нижнекамска до 2023 года должны будут получить комплексные экологические разрешения.
Копившееся недовольство нефтехимиков вылилось летом прошлого года в предвыборный скандал, когда ТАИФ попытался получить большинство в местном парламенте, выдвинув на места в городском и районном советах 16 своих кандидатов, чего ранее не бывало
Безусловно, знающие люди понимали, что конфронтация с Метшиным для ТАИФа — возможность показать свое недовольство хоть на ком-то, а за всем этим — холод, который давно образовался между крупнейшей бизнес-группой и казанским Кремлем. Мэр в каком-то смысле оказался крайним, поскольку не подчинился компании. Копившееся недовольство нефтехимиков вылилось летом прошлого года в предвыборный скандал, когда ТАИФ попытался получить большинство в местном парламенте, выдвинув на места в городском и районном советах 16 своих кандидатов, чего ранее не бывало. Перед этим у Метшина «увели» ряд ключевых чиновников, которые примкнули к НКНХ. В ситуацию пришлось вмешиваться аппарату президента РТ (это оказался уже публичный вызов не градоначальнику, а Кремлю, в конце концов). В итоге был достигнут компромисс — и исполком, и ТАИФ на этапе регистрации сняли ряд своих кандидатов. Но осадок от демарша остался. При этом пандемия коронавируса неожиданно способствовала потеплению отношений таифовцев с городом. Например, ТАИФ спонсировал приобретение медицинского оборудования на 27 млн рублей для инфекционного отделения Нижнекамской ЦРБ, а ранее, после ЧП с человеческими жертвами, НКНХ вложился в ожоговое отделение этой же больницы.
Ирония судьбы, но возможный переход Метшина в Госдуму совпал с уходом из столицы татарстанской нефтехимии его «оппонента». Речь идет о «слиянии» ТАИФа с СИБУРом, о котором стало известно в конце апреля — точно перед активной стадией праймериз. Сделку закроют, видимо, осенью — как раз после выборов в Госдуму, когда в компанию придет команда московских управленцев. Какую экологическую и социальную политику изберут Конов и Ко — большой вопрос, Метшин уже аккуратно заявил, что рассчитывает на «положительные изменения».
Вклад в жизнь района команды Метшина велик. Особо отмечают успехи градоначальника в строительстве социальных объектов, развитии муниципальной инфраструктуры, улучшающихся постоянно вопросах экологии благодаря тесной работе с промышленниками
Любовь к Нижнекамску и перфекционизм
Какое наследие оставляет Метшин? Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель исполкома Нижнекамского района Айдар Сайфутдинов, вклад этой команды в жизнь района велик. Отдельно отмечают успехи в строительстве социальных объектов, развитии муниципальной инфраструктуры, улучшение экологии. Особая заслуга — привлечение федеральных средств. «Если посмотреть в совокупности, консолидированный бюджет города и района — порядка 6 миллиардов рублей. По всем остальным программам привлекается около 6,5 миллиарда. В первую очередь это все инициатива территории», — рассказал Сайфутдинов, отметив, что Айдар Раисович всегда на острие ножа, например, сейчас руководит проектной группой по привязке моста через Каму к трасе Москва – Казань – Уфа – Екатеринбург.
По словам главы нижнекамского общественного совета Хамза Багманов, одним из важных достижений Метшина можно считать городскую набережную на берегу Камы, экопарк, развитие общественных пространств в целом
Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» глава нижнекамского общественного совета Хамза Багманов, одним из важных достижений Метшина можно считать городскую набережную, экопарк, развитие общественных пространств в целом, решение крупных дорожных проблем на въезде в город, плюс благодаря ему появился проспект Шинников. Много внимания уделяется здравоохранению. Как рассказал изданию депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов, Нижнекамск всегда считался одним из самых успешных городов по рождаемости. Несколько лет назад, еще задолго до пандемии коронавируса, местные власти успешно справились с эпидемией вируса H1N1. При всем к Метшину есть вопросы, в основном урбанистического характера. Так, последние 5 лет одной из болевых точек города стал общественный транспорт — люди часами ждут автобусов и жалуются на переполненные салоны. Правда, к осени мэр обещал отладить новую маршрутную сеть. Как бы то ни было, градоначальник уходит, оставляя за плечами позитивную повестку, в том числе оперативную: город ждет экстрим-парк, новую трамвайную ветку, центр экстренной медицинской помощи, школу на тысячу мест и самый крупный в Татарстане торговый центр Ramus Mall.
«Он сполна продемонстрировал отношение к родному городу его людям, и все, что делает Айдар Раисович, — через любовь к Нижнекамску, — заметил Багманов. — Это его настоящее и искреннее чувство. Возможно, не всем нравится его чрезмерная требовательность, но да, он перфекционист и хочет, чтобы все было на отлично, лучше всех. Поэтому он редко занимается латанием дыр, стараясь больше работать над реализацией качественных и добротных проектов». Как отметили собеседники «БИЗНЕС Online», Нижнекамск — центр экономического развития Татарстана, по крайней мере его нефтехимической и нефтеперерабатывающей части, отчего руководство республики уделяет особое внимание городу, чего ожидало и от ТАИФа…
Источники уверяют, что с кандидатурой преемника Метшина в казанском Кремле пока не определились. Не исключено, что ТАИФ по инерции будет двигать своих людей: наши инсайдеры сообщают, что таифовцы обсуждали кандидатуры нового мэра и даже возили их на смотрины в Казань. Однако эта активность проявлялась до объявления сделки с СИБУРом, которая, судя по некоторым данным, могла оказаться сюрпризом даже для самих таифовцев… И тем не менее цыплят по осени считают. В сентябре, когда Метшин покинет свой пост и поедет «брать Москву», в Нижнекамске может появиться не только новый мэр, но и другая бизнес-команда на «Нижнекамскнефтехиме». При любом раскладе город ждет новая эра.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 262
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.