«Жизнь — лучший учитель или учреждения образования до сих пор нам нужны?» — с таким незамысловатым, но провокационным вопросом обратилась руководитель татарстанского АИР Талия Минуллина к участникам одноименной пленарной дискуссии. Получилось горячо: спикеры, от директоров школ до маститых российских ученых, включая Анатолия Вассермана, Татьяну Черниговскую и Алексея Семенова, рассуждали, а где-то и бросали друг в друга камешки в попытках ответить на вопрос о том, чем живет нынче образовательная система и отвечает ли она вызовам времени. О том, к каким выводам пришли, — в материале «БИЗНЕС Online».
Татьяна Черниговская: «Очень важная вещь — рефлексия. Она рождается из разговора ученика с учителем, которому он доверяет. Человека, который просто обладает знаниями, недостаточно»
«Введение ЕГЭ несколько умалило доверие к учителю»
На экваторе международного онлайн-форума «100% Татарстан» в конце прошлой неделе прошло главное пленарное заседание «Жизнь — лучший учитель?» в новенькой Нацбиблиотеке РТ. После небольшого презентационного ролика перед собравшимися в зале и у экранов выступил председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Он напомнил гостям, что Татарстан имеет хорошую базу в виде школ, техникумов, вузов, дошкольных учреждений, республика создала Иннополис, в котором собрала наиболее талантливых специалистов, РТ строит полилингвальные школы, а кроме того, 65% выпускников, которые получают в Татарстане высшее образование, трудоустраиваются в первый же год. Вопросов, которые выделил Мухаметшин, касались в том числе подготовки управленческих кадров в регионе и педагогов, а также признания учителей в современных условиях развития системы образования.
«Меня, как человека, который следит за учебными процессами, волнует состояние общества. С введением ЕГЭ несколько умалили доверие к Его Величеству педагогу, учителю. Может, это с запада перенятая форма… Нас беспокоит и то, что учебные программы меняются часто, но действующие программы средней школы до конца не дают школьнику на выходе получить тот объем знаний, который бы позволил ему конкурентно поступать в выбранные вузы. Репетиторство это бесконечное, а это дополнительные расходы родителей. Это вопросы населения. На мой взгляд, школа должна иметь такую программу, по которой ученик мог бы получить все требуемые базовые знания», — прояснил Мухаметшин.
Коснулись на заседании и вопросов непрерывного образования в условиях стремительно меняющегося мира, в котором новые знания устаревают буквально сразу после их приобретения. Слово предоставили советскому и российскому ученому в области нейронауки и психолингвистики Татьяне Черниговской, которую ведущие представили кратко — «главная по мозгу в России». Спикер объяснила, что человечество действительно живет в новом, трудном мире, который быстро меняется, а потому всем, в том числе и взрослым, приходится непрерывно учиться.
«Как говорят о современном обществе: „Большой стресс, высокая степень неопределенности“. Но так было всегда! Всегда вспыхивали войны, враги, сложные социальные отношения, эпидемии. Но сейчас есть две новые принципиальные вещи, и первая — это скорость. То, на что раньше уходили тысячелетия, потом — годы, сейчас уходят дни. Только ты к своему смартфону привык — уже вышла новая модель. Огромная скорость! Как доктор химических и биологических наук скажу: есть опасность, что мы, как биологические существа, можем не успевать за этой скоростью. Чтобы адаптироваться к новому, нам необходимо время, которое для нас сократилось. Как в сказке „Алиса в Стране чудес“: „Чтобы оставаться хотя бы на месте, нужно все время бежать“. Это и правда так», — рассказала Черниговская.
Вторая неприятная вещь, по мнению ученого, — этот тот факт, что мир становится все менее предсказуемым. Как следствие, из детей да и из взрослых нужно воспитывать людей, не подверженных неврозам и психозам из-за того, что мир «нельзя рассчитать». Но, несмотря на переменчивость мира и засилье цифровой компоненты, без учителя, по мнению Черниговской, не обойтись: только в общении с учителем, родителем, наставником воспитываются человеческие навыки.
«Это как в эпоху Возрождения: ученик ходил за учителем, растирал краски, натягивал холсты, смотрел, что и как делает наставник. И в итоге он становился учеником Рафаэля или Да Винчи. Не по книжкам это делается, абсолютно невозможно вне человека научиться эмоциональной сфере: умению слушать и слышать другого, умению читать невербальные характеристики и коммуникации. Это чрезвычайно важные вещи, это то, что делает нас людьми. Так как же сделать так, чтобы человечество втянулось в идею непрерывного образования? Очень важная вещь — рефлексия. Она рождается из разговора ученика с учителем, которому он доверяет. Человека, который просто обладает знаниями, недостаточно», — подытожила Черниговская.
Анатолий Вассерман: «Чем лучше у вас выстроена целостная картина мира, тем легче вам учиться и пользоваться выученным»
«Массовое образование в Европе и Америке нацелено на разрушение целостной картины мира»
Следующим спикером стал, пожалуй, наиболее известный интеллектуал страны — Анатолий Вассерман. Ведущие напомнили о его провокационном заявлении, сделанном в 2020-м, когда тот призвал «обнулить» все реформы образования, проведенные в последние 30 лет. В Казани он от своих слов не отказался.
«Понятно, что никто не будет отменять накопленные за 30 лет знания, но проведенные за 30 лет реформы образования катастрофичны. На протяжении всей истории человечества образование менялось в сторону формирования целостной картины мира, то есть представления о тех закономерностях и взаимосвязях, что стоят за всем наблюдаемым нами разнообразием явлений и процессов. И если вы знакомы хотя бы в общем с этими закономерностями и взаимосвязями, то вы уже знаете о мире очень много и многие факты можете не зазубривать, а выводить из этих закономерностей. Чем лучше у вас выстроена целостная картина мира, тем легче вам учиться и пользоваться выученным», — рассказал Вассерман.
По его словам, по ряду экономических, политических и иных причин массовое образование в Европе и Северной Америке уже полвека как нацелено не на формирование, а на разрушение картины мира и уже четверть века у нас «пытаются насаждать то же моровое поветрие».
«По счастью, бо́льшая часть школы, средней и высшей, пока сопротивляется, но возможности сопротивления небесконечны, и если власть тоталитарной секты либералов сохранится на этом направлении, то нас постигнет та же катастрофа, которая наблюдается в Европе и Северной Америке, когда людям можно впарить любую туфту вроде парниковой теории глобального потепления и люди воспримут это как должное», — прокомментировал спикер.
Отвечая на вопрос о том, является ли жизнь лучшим учителем, Вассерман ответил, что считает жизнь «лучшим экзаменатором», которая не учит сама по себе, но заставляет учиться «под угрозой провала в любой момент на любом серьезном вопросе».
«А лучшей опоры для обучения и ответов на вопросы жизни, чем эта самая целостная картина мира, нет и в ближайшее время не предвидится. Беда в том, что образование объявлено сферой услуг, а с моей точки зрения, это то, что в советское время называлось группой А, производство, средство производства, поскольку самое дефицитное средство производства — именно человек и человеческое общество. Все остальное добыть или создать проще. И если подходить к образованию как к группе А, то становится понятно, что все преобразования, накопленные за последние 25 лет, следует отменить, поскольку они ухудшают качество производимой продукции», — подытожил Вассерман.
Алексей Семенов: «Учитель, который хочет научить учиться, должен быть сам мастером учения и показывать детям, как вместе с ними он узнает что-то новое. И еще: школа должна перестать противостоять „цифре“. Это еще одна вещь, которую необходимо изменить»
«Мировая школа убивает естественную потребность к обучению»
С не менее провокационными заявлениями выступил и ученый-математик, академик РАН Алексей Семенов. По его словам, мировая школа в последние столетия «убивает исходную способность к обучению»: ученикам не дают задавать вопросы, а сами педагоги ставят себя выше школьников вместо того, чтобы поощрять их тягу к обучению, узнавая что-то новое вместе с ними.
«Учитель, который хочет научить учиться, должен быть сам мастером учения и показывать детям, как вместе с ними он узнает что-то новое. И еще: школа должна перестать противостоять „цифре“. Это еще одна вещь, которую необходимо изменить», — прокомментировал Семенов.
Ильшат Гафуров: «Все наши действия в университете мы должны соизмерять с потребностями общества, государства и бизнеса. Если будем востребованными этой тройкой, вуз станет устойчиво развиваться»
После Семенова слово перехватил ректор КФУ Ильшат Гафуров. Отвечая на вопрос о том, как вузу оставаться современным и готовить современного специалиста, Гафуров ответил: «Вузы живут дольше, чем все технологические компании», — а потому всегда будут востребованными. Но ректор все же назвал несколько фишек современной подготовки молодых специалистов.
«Все наши действия в университете мы должны соизмерять с потребностями общества, государства и бизнеса. Если будем востребованными этой тройкой, вуз станет устойчиво развиваться. А чтобы формировать новый человеческий капитал, мы вводим сквозными цифровые технологии и биологическую грамотность, вводим вопросы, связанные с креативным мышлением. Сквозными окажутся программы с предпринимательством и вопросы, связанные с теми новыми технологиями, которые есть сегодня и которые еще будут», — прокомментировал Гафуров. Особо он отметил, что вуз работает на существующий рынок труда, готовя кадры для всех отраслей РТ, но этого недостаточно. «Мы должны формировать новые рынки труда сами», — подытожил ректор КФУ.
Фарид Мухаметшин: «Я думаю, образованная республика, образованная страна обречены на успех. Да, с образованной публикой нелегко работать: у них есть свое мнение, разработаны подходы к решению тех или иных задач»
В завершение заседания слово вновь передали Мухаметшину. Председатель татарстанского Госсовета, послушав всех спикеров, изрек — нужно готовить управленцев. Материально-техническая и кадровая база для решения задач образовательных и воспитательных в республике имеется.
«У нас 12 тысяч только государственных и муниципальных служащих, начиная от президента и заканчивая главами муниципалитетов. Это опять целое звено в огромной цепи подготовки кадров. Вот это меня сегодня еще раз заставило поволноваться: как такие компетенции привить нашим знатокам своего дела — нефтянику, химику, машиностроителю? Как так его научить, чтобы он был хорошим организатором, руководителем, чтобы он сплотил свой коллектив для достижения тех амбиционных целей, которые Татарстан ставит перед собой? Я думаю, что образованная республика, образованная страна обречены на успех. Да, с образованной публикой нелегко работать: у них есть свое мнение, разработаны подходы к решению тех или иных задач. Но это те люди, которые являются фундаментом принятия правильных после дискуссий решений для дальнейшего развития», — подытожил Мухаметшин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.