Себестоимость производства сырого молока и молочной продукции небывало выросла этим летом — на 8–18%. В один клубок сплелся целый ворох проблем — от теплового стресса коров и подорожания кормов до новых расходов на маркировку и активности федеральных игроков по закупке сырого молока. В рознице молокопродукты подорожали всего на 3,5–5%, но рост ценников не за горами. В причинах ценовых ножниц разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Артем Белов заявил о значительном падении доходности производителей молока и молочной продукции — из-за резкого роста себестоимости производства на фоне «сдержанного» увеличения цен на готовую продукцию
Подорожали все основные корма для КРС
Гендиректор национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов на минувшей неделе заявил о значительном падении доходности производителей молока и молочной продукции — из-за резкого роста себестоимости производства на фоне «сдержанного» увеличения цен на готовую продукцию. По его данным, доходность очень серьезно упала как в производстве, так и в переработке молока.
Так, себестоимость сырья для производителей сырого молока за год в среднем выросла на 18%: подорожали корма, дизельное топливо, минеральные удобрения (например, рост стоимости белковых кормов — 60%). Аналогичная ситуация и в переработке — для молзаводов рост себестоимости составил порядка 6–8%. «При этом рост цены молочки на полке — всего 3,5 процента», — сказал Белов.
В РТ, как в самом молочном регионе России, разумеется, эта картина вырисовывается не менее, а, может быть, даже более рельефно. Ценовые ножницы, о которых еще в мае сообщали съехавшиеся в Казань татарстанские молочники, в условиях засухи продолжают резать все больнее, обстригая с производителей буквально последнюю маржу.
Что особенно тревожно, цены на сырое молоко пошли вверх в период «большого молока» (лето, сочная трава, тепло), когда цены традиционно опускались вниз. Жаркое лето привело к уменьшению надоев, снижению жирности молока. Аграрии объясняют, что температура воздуха 35 градусов по Цельсию является непривычной для животных. При высокой температуре у них развивается тепловой стресс. Собеседники «БИЗНЕС Online» говорят, такие ситуации были и на агрофермах в Татарстане.
Согласно оперативным данным минсельхозпрода РТ, на 31 августа 2021 года сельхозформирования республики за сутки произвели 3 942,1 т молока. Надой на одну корову за день составляет 17,7 килограмма.
Крупными производителями молока в Татарстане являются АО «Красный Восток Агро», где валовый суточный надой молока составил 289,6 т, ОАО «ХК „Ак Барс“» — 267,9 т, третье место занимает АО «Агросила» — 185,6 тонны.
По данным Татмолсоюза, среди районов республики по валовому надою молока лидирует Кукморский район с суточным объемом в 325,4 тонны. На втором месте — Балтасинский район с показателем 291,5 т в сутки. Третье место занимает Атнинский район, где производство молока составляет 273 т сырого молока за сутки.
Как сообщили нашему изданию в «Ак Барс холдинге», в структуре себестоимости молока затраты на основное сырье: фуражное зерно, соевый шрот и подсолнечный жмых — занимают 50%. Эти компоненты значительно подорожали в первом полугодии 2021 года. В сравнении с аналогичным периодом 2020-го фуражное зерно стало дороже на 24% (рост с 11,9 тыс. рублей за т до 14,8 тыс. рублей за т), соевый шрот вырос в цене на 34% (до 62,2 тыс. рублей за т), цена подсолнечного жмыха и вовсе подскочила в 1,8 раза (до 28,1 тыс. рублей за т).
Цены на сырое молоко пошли вверх в период «большого молока» (лето, сочная трава, тепло), когда цены традиционно опускались вниз. Жаркое лето привело к уменьшению надоев, снижению жирности молока. Аграрии объясняют, что температура воздуха 35 градусов по Цельсию является непривычной для животных
Кроме того, произошел рост затрат на транспортные расходы (в связи с подъемом цен на ГСМ) на 18%, расходы на заработную плату возросли на 5% (за счет увеличения МРОТ).
Рост себестоимости, к сожалению для производителей, не компенсируется за счет повышения цен на товар. «Подъем цен на сырое молоко в первом полугодии 2021-го не превысил 5 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Это не покрывает рост себестоимости молока», — заявляют наши собеседники в «Ак Барс холдинге».
«Существенный рост себестоимости отмечается в категории «упаковка». Начиная с апреля закупки здесь подорожали от 6 до 45 процентов. Деревянные поддоны выросли в цене почти в 3 раза, как и динамика цен на нержавеющую сталь, — отсюда на запасные части, трубопроводы, листы — 35–40 процентов в среднем», — сообщили в «Агросиле»
Подорожание упаковки, ГСМ, траты на маркировку
Компания «Агросила» является не только производителем сырого молока, но также и переработчиком (бренд «Просто молоко»). Несмотря на полный цикл от поля до прилавка — сырье на ООО «Агросила-Молоко» поступает из агрофирм холдинга, — на предприятии также почувствовали удорожание производства.
«Существенный рост себестоимости отмечается в категории „упаковка“. Начиная с апреля закупки здесь подорожали от 6 до 45 процентов. Деревянные поддоны выросли в цене почти в 3 раза, как и динамика цен на нержавеющую сталь, — отсюда на запасные части, трубопроводы, листы — 35–40 процентов в среднем», — сообщили в компании. Поставщики упаковки объясняют молочникам, что рост цен провоцирует развитый экспорт макулатуры, металла и полипропилена. В частности, это поставки в Китай. По их мнению, более высокие цены на внешнем рынке провоцируют их рост на внутреннем.
Сильное влияние на формирование себестоимости оказывает и логистика. К примеру, последний тариф у перевозчиков продукции «Агросилы» в Москву увеличился на 36%.
Не последнюю роль в формировании цены на молочку играет внедрение маркировки («Честный знак»). «Основные затраты направлены на приобретение оборудования для нанесения и считывания маркировки, работу интеграторов — программное обеспечение. Общая стоимость внедрения технологии — 50 миллионов рублей, кроме того, операционные затраты — 50 копеек без НДС за получение каждого кода, а также использование чернил и этикеток. Исходя из анализа „Агросилы“, среднее удорожание составит около 2 рублей на единицу товара. Пока мы находимся на этапе тестирования системы», — сообщили в компании.
«В среднем с учетом логистики рост себестоимости [сырого молока] отмечаем на уровне 15–17 процентов. При этом цены на конечную продукцию „Агросилы“ повысились на минимальные 3–4,5 процента по отдельным категориям молочной линейки», — отметили в компании. Торговые сети, к сожалению, не всегда идут навстречу производителям молочной продукции.
«Следующий непростой этап, когда цены снова нужно будет корректировать, — 1 декабря. Тогда вступят в силу требования об обязательной маркировке молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее», — прогнозируют в «Агросиле».
Для ГК «Вамин» сырьем является сырое молоко, которое в себестоимости конечного продукта занимает около 90%. За последний месяц рост стоимости сырого молока составил 13%, сообщили в компании. Также выросли цены на вспомогательные материалы
«Работать вынуждены в ноль к затратам на производство»
Рост себестоимости производства не обошел стороной и производителя сливочного масла и сыров — ГК «Вамин». Для него сырьем является сырое молоко, которое в себестоимости конечного продукта занимает около 90%. За последний месяц рост стоимости сырого молока составил 13%, сообщили нам в компании. Также выросли цены на вспомогательные материалы.
«Общая тенденция увеличения цен на рынке стройматериалов, топлива и горюче-смазочных материалов ведет к росту затрат на содержание ферм. Соответственно, цепная реакция не заставила себя ждать», — объясняют причину подорожания сырья на предприятии.
Еще одной причиной, приведшей к росту стоимости сырого молока, стали крупные федеральные производители, которые заготавливают молоко на зиму большими объемами, — они подогревают рынок повышенным спросом. Наконец, нельзя не отметить проседание внешнеторгового оборота: например, импорт белорусских товаров на территорию России существенно снизился.
В ГК «Вамин» пока не спешат делать выводы о грядущем росте розничных цен на молочку, но понимают, что он неизбежен. «Год еще не окончен, и итоги подводить рано. Цыплят, как говорится, по осени считают», — комментируют в компании. Пока ценники в магазинах прежние. «Выстраивание политики формирования цен с торговыми сетями — это работа, которая требует серьезного временного ресурса. У нас контракты с прописанными временными рамками предупреждения об изменении условий. В одностороннем порядке такие решения не принимаются. Но понимание, что будем инициировать изменение договорных условий, у нас есть», — говорят в «Вамине».
Речи о сворачивании планов по развитию компании, к счастью, не идет. «Если будем бездействовать или остановимся, то не выживем. Остановка в нашем случае равна смерти. Крупные федеральные игроки займут освобождающиеся ниши очень быстро, поэтому наши планы однозначно — в развитии бизнеса. Путь нелегкий, но сходить с него мы не намерены», — говорят на предприятии.
«Бесспорно, рост себестоимости производства мы ощутили остро — прежде всего, из-за увеличения цен на корма для животных. С конца весны они дорожали на 5–6 процентов ежемесячно, особенно отмечался рост в отношении соевого шрота и других белковых компонентов. Также надо отметить, что еще в начале года ситуации с кормами предшествовало увеличение банковских процентных ставок, значительный рост цен на металл, строительные материалы, удобрения», — сообщил нашему изданию генеральный директор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов.
Отпускная цена молока у данной компании пока не изменилась. «Работать вынуждены в ноль к затратам на производство. О прибыльности пока речи не идет. Ситуацию нашим фермам облегчает наличие переходящих остатков кормов прошлого года. Тем не менее мы вынуждены пересматривать рационы, сокращая и заменяя дорогие и качественные компоненты на более дешевые аналоги. Однако есть риск, что со временем это отразится на показателях молока и объемах производства», — признает Галяутдинов. Несмотря на сложности, компания рассчитывает осуществить запланированные инвестиционные проекты, не снижая темпов.
Производители молочки ведут переговоры с торговыми сетями о повышении цен, но пока результата нет, сети смотрят друг на друга и не решаются переписывать ценники
«Сети друг на друга смотрят и мониторят»
Производители молочки ведут переговоры с торговыми сетями о повышении цен, но пока результата нет, сети глядят друг на друга и не решаются переписывать ценники. «„Магнит“ смотрит на X5 Retail Group, другие сети тоже мониторят, кто первый поднимет. Та, которая увеличит цену первой, в проигрыше останется, сбыт потеряет», — говорит генеральный директор «КЖК-Логистик» Искандер Зигангараев.
Он уверен, что уже сегодня цену на молочную продукцию надо было бы повысить минимум на 15% в связи с ситуацией на молзаводах. Взять хотя бы стоимость услуг по логистике: с начала 2021 года она выросла на 20–25%. Здесь свой клубок проблем. Из-за роста цен на железо значительно подскочили в цене грузовые автомобили. Например, четыре года назад «Газель» стоила 1,3 млн рублей, сейчас — 2,5 млн, трехтонник ISUZU подорожал с 2,5 млн до 4 млн рублей. К тому же на рынке труда образовался дефицит водителей, тем, кто остался верен рулю молоковоза, пришлось повышать зарплату с 40 тыс. рублей четыре года назад до 60–70 тысяч.
«Многим стало невыгодно оказывать услуги по низкой цене, ряд людей ушли работать в „Самокат“ или такси. Таксисты говорят: „В туристический сезон мы можем зарабатывать по 3–4 тысячи рублей в день, зачем нам возить молоко, поднимать коробки?“» — рассказывает Зигангараев.
Эксперт считает, что цены на молочку в любом случае повысятся до конца года, но вряд ли магазины сразу жахнут на 15%, скорее всего, станут «растягивать удовольствие», постепенно увеличивая стоимость продукции процентов по 5. «И за то время, пока будет подниматься цена, производители продолжат терпеть убытки», — констатирует наш собеседник.
Молзаводы вынуждены терпеть такую ситуацию, они не могут в «воспитательных целях», например, придержать продукцию на складе в ожидании высокой цены — из-за коротких сроков реализации скоропортящейся продукции. К тому же пока ты будешь бодаться с сетью, твое место на полке займет конкурент. Зигангараев не прогнозирует снижения сбыта молочной продукции из-за трудностей у производителей. В то время как молокозаводы едва выживают, полки магазинов полны недорогой молочкой.
«Корову надо доить каждый день, все молоко в сыр и сухое молоко не превратишь. Это огромные тонны молока, куда его девать?» — рассуждает гендиректор «КЖК-Логистик». Он считает, что государство в данной ситуации должно выступить неким регулятором, который поможет производителям поднять цены, потому что если этого не сделать, то те неизбежно начнут экономить — на рабочей силе, на качестве.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.