«Я осознал, что надо участвовать в олимпиадах, чтобы попасть в «Сэлэт», не потому, что папа — его руководитель, а потому, что я достоин этого», — рассказывал новый министр по делам молодежи РТ Тимур Сулейманов в одном из своих интервью. Официальные данные о самом молодом члене правительства РТ умещаются в четыре короткие строчки в справке на сайте кабмина РТ. «БИЗНЕС Online» пообщался с друзьями и соратниками министра и составил расширенную версию его биографии. О том, что известно о семье, чем увлекался, с кем конфликтовал и какие вызовы стоят перед новым министром, — в нашем разборе.
Тимур Сулейманов — внук заслуженного изобретателя БАССР и автора множества патентов, применяемых в нефтедобыче
1. Корни
Родовым гнездом семьи нового министра по делам молодежи Татарстана можно считать небольшую башкирскую деревню Урняково на западе соседней республики. Оттуда родом мать Тимура Сулейманова — Венера. Ее отец, дед нового министра, Рафагат Самматов, которому сейчас уже под 90 лет, — довольно-таки известный человек. Он заслуженный изобретатель БАССР и автор множества патентов, применяемых в нефтедобыче. Его изобретения много лет стояли на вооружении как «Башнефти», так и «Татнефти».
После учебы в школе мать Сулейманова покинула родную деревню и поехала в Казань. Здесь она пошла по отцовским стопам и поступила в КГУ на мехмат. Там встретила, Джавдета Сулейманова, за которого позже и вышла замуж. Будущий академик, директор Института прикладной семиотики АН РТ к тому времени уже вовсю трудился на ВМК, в стенах которого и прошла бóльшая часть его карьеры. Сулейманов-старший, как и его супруга, также родом не из Татарстана, а из Чувашии — сравнительно небольшой татарской деревни Кзыл-Чишма. Поселилась в Казани молодая семья Сулеймановых на Кварталах. В 1982 году у них родился первый ребенок — это была девочка, которую назвали Дилярой. Еще через четыре года появился на свет мальчик — Тимур.
2. Детство
Ранние годы будущего министра прошли в детских лагерях. В 1994 году Сулейманов-старший организует первые компьютерные смены для одаренных детей, которые впоследствии и превратятся в большое движение «Сэлэт». Сулейманов-младший, как рассказывают его друзья и знакомые, был там завсегдатаем. Тем более что в «Сэлэт» была задействована и мама — дети звали ее матур-апа. После мехмата Сулейманова некоторое время работала инженером, но, когда родились дети, получила второе образование на психфаке, а далее работала с мужем по новой специальности — детским психологом. К слову, жизнь старшей сестры министра Диляры Якубовой (Сулеймановой) также связана с «Сэлэт» — сегодня она по совместительству (основное место работы — кафедра романо-германской филологии КФУ) руководит в движении центром образования и образовательных технологий.
Учился Сулейманов в казанской средней школе №9 с углубленным изучением английского языка — там же, где и старшая сестра. Как рассказывал в одном из интервью сам Тимур Джавдетович, она прекрасно овладела английским языком. «Это подстегивало желание догнать старшую сестру, стать таким же активным и успешным. Это стало одновременно и кнутом, и пряником, мощным стимулом, который нашел отражение во всех дальнейших свершениях», — рассказывал будущий министр.
Школа №9 в те времена считалась одной из сильнейших в городе, оттуда вышла целая плеяда видных татарстанских деятелей. Например, одноклассницей Сулейманова была Мария Ротарь — ныне зампред госкомитета РТ по закупкам; бывшая ведущая Первого канала Алина Сакаева; на год младше с будущим министром учились оперная певица Аида Гарифуллина, замминистра промышленности и торговли РТ Тимур Саматов; на три года старше — первый замминистра экономики РТ Олег Пелевин и многие другие.
«В 9-м классе я осознал, что надо участвовать в олимпиадах, чтобы попасть в «Сэлэт», не потому, что папа — его руководитель, а потому, что я достоин этого», — рассказывал Сулейманов в одном из своих немногочисленных интервью
3. Увлечения
«Тимур был звездочкой, очень яркой», — вспоминают его товарищи. По их словам, будущий министр представлял собой нетипичный пример подростка, который совмещал в себе одновременно амплуа «ботана» и местного «заводилы». Ему всегда легко удавалось строить коммуникацию как со взрослыми, так и со сверстниками. «Даже при встрече с гопниками мог легко выйти сухим из воды исключительно силой слова», — делится один из друзей Сулейманова.
Примерно в 5-м классе с подачи матери и вопреки желаниям отца, который был всегда непререкаемым авторитетом, Сулейманов начал заниматься бальными танцами. Карьера танцора давалась мальчику тяжело, но он упорно продолжал. Первого и последнего серьезного результата на этом поприще удалось добиться только через 7 лет, когда Сулейманов-младший стал призером чемпионата Татарстана. После этого, правда, с танцами решено было покончить, переключившись на учебу.
«В 9-м классе я осознал, что надо участвовать в олимпиадах, чтобы попасть в „Сэлэт“, не потому, что папа — его руководитель, а потому, что я достоин этого, — рассказывал Сулейманов в одном из своих немногочисленных интервью порталу „Студпроф“. — В 10-м классе мне предложили поучаствовать в олимпиаде по экономике, я занял второе место по республике и был очень доволен». На олимпиадном поприще удалось добиться определенных успехов по английскому, татарскому, физкультуре и особенно по экономике.
Помимо бальных танцев рассказывают о других увлечениях будущего министра: довольно неплохо играет в футбол (самая главная его страсть во все годы), писал стихи, был силен в армрестлинге. «Всех уделывал! Но не силой, а знанием приемов, где-то скоростью. Для Тимура всегда важно было выигрывать», — рассказывает один из друзей министра.
4. Университеты
Сразу после школы поступил в университет. В официальной биографии говорится, что первое образование Сулейманов получил не в России, а в Испании, на экономическом факультете Университета Гранады в 2007 году. По информации наших источников, это только звучит чересчур громко, по факту же был лишь год учебы за рубежом по обмену. В 2004 году Сулейманов поступил на экономфак КГУ, во время учебы на котором представилась возможность съездить по программе обмена студентами в Испанию. В то время там на экономике уже полноценно училась старшая сестра, которая окончила отделение романо-германской филологии в Казани, и Сулейманов, как и в школьные годы, решил последовать ее примеру. Как рассказывают наши собеседники, учеба в Испании будущему министру давалась тяжело прежде всего из-за плохого знания испанского языка, который приходилось подтягивать по ходу основного обучения. В целом нового министра можно считать полиглотом: посредственно — испанский и немецкий, в совершенстве — английский и татарский.
После возвращения из Испании через год будущий министр продолжил обучение в КГУ: сначала — на специалитете (2009 год), затем — по программе аспирантуры (2012 год). Однако довести дело до конца — написанием и защитой диссертации и получением научной степени — так и не удалось. Началась активная общественная деятельность, которая не позволяла сосредоточиться на учебе в аспирантуре, хотя, как утверждают знакомые Сулейманова, он всегда был полон научных амбиций. В сети можно найти несколько его научных статей 2012–2013 годов. Из них следует, что основным предметом изучения будущего министра была скорее молодежь, нежели экономика: «Роль молодежных организаций в формировании интеллектуального потенциала России на примере РТ», «Социальные интересы молодежи на рынке труда», «Интеллектуальная миграция молодежи в России» и т. д. До диссертации и научной степени, по нашим данным, дело так и не дошло.
Сулейманов — человек, который изнутри знает молодежную политику Татарстана во всех ее проявлениях
5. Карьера
Сулейманов — человек, который изнутри знает молодежную политику Татарстана во всех ее проявлениях. Часто в республике на министерские посты расставляются непрофильные люди вроде Рафиса Бурганова или Энгеля Фаттахова в минобразования РТ или Фаниля Аглиуллина в минземимуществе РТ, да и для Дамира Фаттахова молодежь можно назвать «профилем» только в том случае, если учесть его опыт в КВН. В этом смысле Сулейманов — самый что ни есть молодежный министр, карьера которого росла все эти годы в недрах молодежных организаций. Он все знает изнутри.
Первым официальным местом работы Сулейманова стало «детище всей жизни» его отца — «Сэлэт». Начинал он там с низов — чуть ли не вожатым. С 2008 по 2010 год трудился в должности специалиста по работе с молодежью ГУ «Молодежный центр» «Сэлэт», хотя в официальных правительственных сводках фигурировал то как «лидер молодежного общественного фонда», то как «руководитель проектов молодежного фонда», «управляющий проектами» и пр. Но, как уверяют наши собеседники, вся работа была куда прозаичнее и сводилась она к исполнению элементарных менеджерских обязанностей.
Проработал Сулейманов там недолго — уже весной 2010 года его избрали президентом лиги студентов РТ. По нашим данным, его кандидатуру на пост продвигал ныне действующий проректор по воспитательной работе, первый руководитель молодежной организации Ариф Межведилов. К тому моменту Сулейманов был уже знаком с лигой — еще в 2005 году он стал первым, кто получил премию «Студент года РТ».
Как признавался в интервью сам Сулейманов, даже после перехода на другую работу (в лигу студентов РТ) он никогда не обрывал связь с «Сэлэт». «Безусловно, сейчас 90 процентов времени я связываю с лигой студентов РТ, это моя общественная деятельность, моя работа и то дело, которым я живу. Если лига студентов РТ для меня — это стиль жизни, то „Сэлэт“ — это образ мышления, то сообщество, в котором я вырос, научился всему», — рассказывал Сулейманов. В лиге студентов РТ он проработал два срока подряд, после чего в 2014 году вернулся целиком в проект отца. Там он трудился вплоть до предложения Фаттахова перейти в его команду на должность первого замминистра по делам молодежи РТ.
В лиге студентов Сулейманов трудился вплоть до предложения Фаттахова перейти в его команду на должность первого замминистра по делам молодежи РТ
6. Успехи
В лиге студентов РТ Сулейманов, как рассказывают наши собеседники, смог сдвинуть с мертвой точки целый ряд вопросов, требующих бюджетного финансирования. Например, появился «Транспортный грант» как альтернатива упраздненному студенческому проездному. Начала реализовываться программа соципотеки для молодежи. Республиканский статус получил знаковый для студенчества проект «Студвесна». Татарстанскую премию «Студент года» взяли за основу при создании федерального аналога в 2014 года. Как рассказывают наши собеседники, Сулейманову всегда было легко находить общий язык с федералами, с той же Росмолодежью.
Все хорошо и у «Сэлэт». Если, например, в 2015 году форум принимал около 5 тыс. участников, то в 2017-м их число выросло до 8 тыс., а в 2019-м — до 18 тыс. человек. При Сулейманове «Сэлэт» стал представлять Россию на молодежном форуме стран ОИС.
7. Семья
Примерно с 2016 года его семья (отец и мать) живет в Испании. При этом, как уверяют наши источники, никакой своей недвижимости там у них нет, жилье и все остальное арендуется. Причиной вынужденного переезда стало состояние здоровья одного из родителей. Приезжают в Россию они довольно редко, особенно в последнее время из-за пандемии, и то ненадолго.
Сам Тимур Джавдетович женат и растит троих детей. Рассказывают, что еще со школьной скамьи знаком со своей будущей супругой — она училась в параллельном классе. Романтические отношения продолжались и в университете. Свадьба состоялась после окончания учебы в аспирантуре. Вскоре родился первенец — сегодня старшему уже 7 лет. Относительно недавно родились две девочки-близнецы, так что Сулейманов подает пример и как многодетный отец.
8. Собственность
Живет большое семейство сегодня в доме родителей. Согласно декларации о доходах нового министра, в 2020 году на должности первого зама он заработал 1,9 млн рублей, а супруга, будучи микробиологом в КФУ, — 1,3 млн рублей. Из деклараций следует также, что своей недвижимости и транспорта у Сулейманова нет. У супруги — в собственности квартира (62,2 кв. м) и две машины (KIA и Toyota).
В пользовании министра сегодня три квартиры (63, 62,2 и 82,8 кв. м) и жилой дом (316,4 кв. м) с земельным участком (1,7 тыс. кв. м). Однако дом, как рассказывают, принадлежит родителям, у жены квартира тоже родительская (в декларации указываются все прописки), как и одна из машин. Одну квартиру Сулейманов получил по соципотеке, а вторую, отцовскую, в этом году продал — на вырученные деньги взяли в ипотеку другую. Впрочем, данная информация в декларациях пока не отображается.
Помимо всего этого, засветился Сулейманов и в бизнесе. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», министр имеет долю в АО «Татсофт» — это компания, учрежденная еще в 2012 году им, его отцом, директором фонда им. Марджани и известным меценатом Рустамом Сулеймановым и директором «Казанского издательского дома» Юрием Королевым, под русско-татарский переводчик Института прикладной семиотики АН РТ. Компания продолжает функционировать, даже участвует в госзакупках в основном по каким-то переводам. Однако сейчас Сулейманов в ней никаких акций уже не имеет и прибыли не получает. Чиновникам и не положено, иначе у антикоррупционного управления могли бы возникнуть вопросы к молодому госслужащему. Более того, по нашим данным, они к нему были во время трудоустройства в 2018 году в минмолодежи, но после проверки все подозрения отпали.
Практически все наши собеседники уверяют, что Сулейманов — человек совершенно неконфликтный
9. Конфликты
Практически все наши собеседники уверяют, что Сулейманов — человек совершенно неконфликтный. Отчасти это действительно так. В его карьере вспоминается только один неприятный эпизод, связанный с избранием на должность президента лиги студентов РТ. Этот процесс тогда проходил со скрипом. Прежнему руководителю (экс-депутату Госсовета РТ, ныне — депутату совета Верхнеуслонского района, руководителю аппарата Партии Роста в РТ) Марату Бухараеву пришлось сложить с себя полномочия после скандала с фальсификацией учредительных документов молодежной организации ради, предположительно, единоличного распоряжения деньгами и продления срока своих полномочий. На место Бухараева избрали Сулейманова, после чего первый затаил глубокую обиду если не на своего «преемника», то уж точно на занимавшего тогда пост министра по делам молодежи, спорта и туризма РТ Марата Бариева, поддержавшего кандидатуру нового президента лиги. Бухараев не раз публично высказывался в нелицеприятной форме что в адрес Сулейманова и Бариева, что в адрес всей организации, «изгнавшей» его. Добавим, что для Бариева, который был председателем попечительского совета «Сэлэта», Сулейманов никогда не был человеком со стороны.
Визитной карточкой Сулейманова может стать, например, застопорившийся проект Дворца молодежи на базе ДК химиков, где ТАИФ и город никак не могут договориться о размене
10. Вызовы
Возглавив министерство, 34-летний Сулейманов одновременно стал самым молодым членом правительства РТ. В этом смысле статус «молодежного» министра подходит ему даже больше, чем 41-летнему Фаттахову.
При этом молодой руководитель ведомства стоит вне каких-либо кланов, если не считать бывшего шефа, который, переехав на высокий пост в Москве, конечно, при необходимости поддержит своего протеже. Но до Фаттахова теперь далеко, а местные аппаратные разборки никто не отменял. Например, к минмолодежи давно испытывает интерес близкий к казанскому Кремлю медиаменеджер Ярослав Муравьев, чьи ресурсы даже некоторое время креативно троллили Фаттахова. Впрочем, судя по субботним фото с «Кросса наций», где Сулейманов дружески обнимает руководителя информационно-аналитического управления президента РТ Ленара Файзутдинова, контакт и взаимопонимание с аппаратом президента есть.
В первое время Сулейманову придется как минимум не потерять того, что уже сделано предшественником. Когда пришел Фаттахов в новое министерство, руководство республики дало ему полный карт-бланш: сразу 7 млрд рублей на реновацию детских лагерей, потом еще 2 млрд на молодежные центры… На вопрос, чем занимается Фаттахов помимо бесконечных встреч с молодежными активистами, всегда был ответ: ремонтирует. В итоге ему удалось оставить след в виде знаковых объектов: молодежные центры «Нур» и «Шатлык» в Челнах, «Порт» в Зеленодольске, Дворец молодежи в Бугульме, экстрим-парк «Урам»…
Сулейманову предстоит вдохнуть во все это жизнь, содержание. В республике много примеров, когда деньги, потраченные на стройку красивых зданий, не оправдывали себя из-за вопиющих проблем с кадрами, с яркими идеями. Решать их гораздо труднее, чем освоить бюджет на стройке. Но, кажется, у министра есть для этого все задатки и опыт.
Вызовов и возможностей на самом деле много: здесь и татарский молодежный ренессанс, и проблема АУЕ (признано в России экстремистским движением — прим. ред.), не говоря уже о профильном для нового министра студенчестве, которое все активнее выступает то за Россию без президента Владимира Путина, то за матрасы без клопов…
Ну а визитной карточкой для нового министра мог бы стать «незакрытый квест» с проектом Дворца молодежи на базе ДК химиков, где ТАИФ и город годами никак не могут договориться о размене. Сейчас, когда идут пертурбации с СИБУРом, окно возможностей может открыться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 186
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.