«В 2020-м мы достаточно серьезно просели, в том числе по экспорту — более чем на 36 процентов, но в этом году потихонечку выравниваемся», — сообщил на заседании комитета Госсовета по экономике замминистра промышленности и торговли РТ Герман Лернер. Продукцию и предприятия Татарстана будут продвигать на зарубежные рынки современными маркетинговыми технологиями, к которым наряду с маркетплейсами отнесли бизнес-миссии и промышленный туризм. Обсуждение слушал «БИЗНЕС Online».
Суммарный объем рынка eCom в России по итогам 2020 года вырос на 58% и составил 2,7 трлн рублей, к 2025-му он должен подрасти еще в 4 раза до почти 11 трлн рублей
«В 2020 году мы серьезно просели, в том числе по экспорту — более чем на 36 процентов»
Заседание комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству в минувшую пятницу открыл контрольный вопрос, касающийся мер по продвижению продукции и предприятий Татарстана на основе современных маркетинговых технологий на рынках страны и зарубежья. Предваряя выступление, председатель комитета Лутфулла Шафигуллин напомнил, что эта тема нашла отражение в послании президента РТ Госсовету региона. Кроме того, РТ показывает успехи в развитии электронной коммерции: товарооборот татарстанских продавцов на площадках Wildberries, Ozon, KazanExpress в текущем году превысил 19 млрд рублей. Растет и сам рынок: суммарный объем рынка eCom в России по итогам 2020 года увеличился на 58% и составил 2,7 трлн рублей, к 2025-му он должен подрасти еще в 4 раза до почти 11 трлн рублей.
«Это существенно. Президент РТ ставит на 2022 год задачу организовать сотрудничество с федеральными и международными компаниями интернет-торговли и транспортно-логистическими провайдерами», — сказал Шафигуллин и передал слово для выступления заместителю министра промышленности и торговли РТ Герману Лернеру, которому предстояло рассказать о стратегии продвижения производимых в РТ товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Лернер начал с позитива и отметил, что Татарстан на сегодня — один из самых экономически развитых регионов России и сотрудничает со 166 странами мира. По объемам ВТО республика стабильно входит в топ-5 субъектов РФ и занимает первое место среди субъектов ПФО.
Внешнеторговый оборот республики за 8 месяцев 2021 года составил $11,538 млрд, при этом экспорт $8 млрд и импорт $3,5 млрд, сообщил замминистра. «В 2020-м мы достаточно серьезно просели, в том числе по экспорту — более чем на 36 процентов, но в этом году потихонечку выравниваемся, объем ВТО в 2021-м уже обогнал показатели 2019-го, по экспорту мы тоже подбираемся к цифрам 2019-го», — прокомментировал Лернер.
Что касается экспорта, то сегодня, по словам замминистра, Татарстан известен как один из крупнейших экспортеров нефти, широкой гаммы продукции химии и нефтехимии, машинотехнической продукции. С учетом возможностей для увеличения поставок промышленной, сельскохозяйственной, IT-продукции в республике «нацелены на расширение экспорта продукции татарстанских производителей, а также создание совместных производств на территории РТ и за рубежом».
На экспортные планы и внешнеэкономическую деятельность региона серьезно повлияла пандемия: стало важно искать новые возможности для создания импортозамещающих производств для экспорта республиканской продукции. За все время пандемии в РТ был создан ряд производств средств индивидуальной защиты, велась активная работа по поставкам за рубеж фармацевтической продукции.
Лернер отметил открытие в августе 2020-го логистического центра Wildberries на 100 тыс. кв. м., запуск первой очереди логистического центра Ozon в конце сентября этого года
Не обошлось на заседании и без вопроса об электронной коммерции. Лернер напомнил о задаче вывести татарстанских предпринимателей на рынок eCom и отметил открытие в августе 2020-го логистического центра Wildberries на 100 тыс. кв. м., запуск первой очереди логистического центра Ozon в конце сентября этого года и успехи татарстанского маркетплейса KazanExpress, который уже входит в топ-5 крупнейших маркетплейсов России.
«Рабочей группой по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в РТ, по каналам электронной торговли была разработана концепция развития eCom в Татарстане, а 1 марта начала работу автономная некоммерческая организация центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“, перед которой поставлена задача по выводу на eCom новых субъектов МСП. Речь идет не только об обучении и регистрации на маркетплейсе, но и о создании условий для роста товарооборота на площадке. В результате всех принятых мер количество татарстанских продавцов на маркетплейсах за 10 месяцев этого года увеличилось в 5 раз — с 3 291 на конец декабря 2020-го до более чем 16 тысяч на конец октября 2021-го. Татарстан стал лидером в ПФО по числу зарегистрированных магазинов на маркетплейсах и количеству отправлений товаров», — прокомментировал Лернер.
Герман Лернер (слева): «Татарстан стал лидером в ПФО по количеству зарегистрированных магазинов на маркетплейсах и числу отправлений товаров»
Экономике поможет туризм
От реальных дел и задач перешли к образам, а точнее, к положительному имиджу республики, который, по словам Лернера, сказывается на объемах экспорта продукции и привлечении инвестиций.
«Росту узнаваемости Татарстана в мире и развитию двустороннего сотрудничества способствуют личные встречи, визиты на высоком уровне, организация бизнес-миссий, на которых партнеры знакомятся с перспективами работы в республике. В 2021-м уже было 9 визитов за рубеж, до конца года планируется посещение Киргизии и Королевства Саудовская Аравия. Ежегодно РТ принимает более 100 официальных деловых делегаций», — рассказал Лернер. Кроме того, у Татарстана 22 представительства, из них 14 — за рубежом, еще 8 — в регионах России. Вспомнил Лернер и о порталах Made in Tatarstan, Invest Tatarstan и Visit Tatarstan, которые также призваны познакомить с возможностями РТ. Отдельно замминистра остановился на промышленном туризме как на средстве продвижения бренда республики, который тоже способствует «повышению инвестиционной привлекательности региона».
«В этом году РТ вошла в топ-30 субъектов РФ, участвующих в акселераторе промышленного туризма, реализуемого при поддержке агентства стратегических инициатив (АСИ). Минпромторгом РТ вместе с экспертным сообществом ведется разработка стратегии развития промышленного туризма Татарстана, одной из целью которой наравне с развитием туристического потенциала является повышение лояльности к республиканской продукции и привлечение потребителя», — рассказал Лернер. В заявку минпромторга региона на реализацию проекта по промышленному туризму включили 10 предприятий, в том числе «Татспиртпром», КАМАЗ, казанский IT-парк, Кукморский комбинат, Альметьевский трубный завод и ряд других предприятий.
В рамках обсуждения представленной информации член экспертного совета при комитете Владимир Холоднов поинтересовался долей предприятий особых экономических зон в экспорте республики. Лернер отметил, что в ОЭЗ «Алабуга» сейчас 57 резидентов различной направленности, которые «активно участвуют в экспортной деятельности», но назвать конкретные цифры, сколько и чего импортируют из «Алабуги», замминистра затруднился. Депутат Госсовета Марат Галеев в свою очередь предложил мониторить в динамике объемы eCom в республике, поскольку электронная торговля, по его словам, «будет занимать все больший удельный вес».
«Цифр не хватает, честно говоря. И в медийном пространстве информации маловато, а все это актуальные направления, которые будут повышать конкурентоспособность республики», — прокомментировал Галеев. Лернер принял пожелание к сведению.
Лутфулла Шафигуллин: «Вызывает озабоченность, что некоторые муниципальные районы на сегодня не выполнили ни одного из запланированных мероприятий»
«В десятке районов вообще наказов не исполняют!»
В продолжение заседания поговорили о ходе исполнения плана по реализации наказов граждан, полученных в ходе избирательной кампании по выбору депутатов Госсовета РТ в 2019 году.
«Реализация значительного числа наказов, включенных в республиканскую дорожную карту, запланирована на 2024 год. Всего у нас этих наказов 1 428. Исполнение их всех одномоментно к концу установленного срока крайне проблематично, какие причины — я не буду уже говорить. Представляется целесообразным рассредоточить часть на 2024-й по предыдущим годам», — отметил Шафигуллин. На сегодня план 2021-го — 420 наказов, 2022-го — 382, 2023-го — 295. Больше всего наказов в Казани, Набережных Челнах, Альметьевском, Нижнекамском, Зеленодольском и Менделеевском районах.
«Проценты исполнения невысокие. На 1 июля 2021 года из 334 мероприятий (это 461 наказ), которые были запланированы республиканской дорожной картой к реализации в 2021-м, выполнено всего 78 — это 23 процента. Соответственно, из 648 наказов в муниципальных дорожных картах осуществлено только 366, или 56,4 процента. Вызывает озабоченность, что некоторые муниципальные районы на сегодня не выполнили ни одного из запланированных мероприятий. Какие районы, могу письменно отправить. Не хочу даже перечислять, там десятки районов получаются. Наказы надо выполнять», — прокомментировал Шафигуллин.
В заключение председатель комитета отметил, что некоторые депутаты «не очень хотят участвовать в сессии или комитете». Шафигуллин пообещал, что по итогам декабрьских заседаний будут сделаны «кое-какие выводы».
«Насильно работать не станем», — припугнул, правда без фамилий, Шафигуллин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.