Неделей «культурных отставок» в Татарстане стали последние 7 дней. Со скандалом был уволен директор Казанского цирка Рамиль Шарифуллин, а Айрат Сибагатуллин, напротив, максимально незаметно покинул (как оказалось, еще в начале недели) руководящий пост в музее-заповеднике «Казанский Кремль». Сибагатуллин, сообщают информированные собеседники, отправится на ТНВ командовать производством фильмов, для чего здесь недавно создали кинокомпанию «Ватан – XXI век». В Кремль, утверждают источники, придет молодой администратор. За многомиллионные финансовые потоки будет отвечать 33-летний Ильнур Рахимов, последние 6 лет работавший мэром Деревни Универсиады.
Уход Айрата Сибагатуллина из музея-заповедника «Казанский Кремль» случился незаметно. Директорство Айрата Миннемуловича пришлось на период пандемии, поэтому оценить его работу сложно. Впрочем, все было тихо и мирно, как и на предыдущих местах работы Сибагатуллина, любимым словечком которого в бытность министром было «ашыкма»
Господин «Ашыкма» уходит
О второй громкой отставке за день руководителя ключевого для Татарстана культурного учреждения стало известно «БИЗНЕС Online». Но если увольнение Рамиля Шарифуллина из Казанского цирка стало итогом громкого скандала, то официальный уход Айрата Сибагатуллина из музея-заповедника «Казанский Кремль» случился максимального незаметно, хотя на официальном сайте организации и. о. директора уже фигурирует Азат Назипов, ранее занимавший пост заместителя директора по реставрации и текущему ремонту, а пресс-служба сообщила нашему корреспонденту, что экс-руководитель не работает здесь с понедельника.
Ныне 63-летний Сибагатуллин, старый знакомый Рустама Минниханова еще по школе в Богатых Сабах, довольно неожиданно стал директором ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник „Казанский Кремль“» в феврале 2020 года. Он заменил Зилю Валееву, отправившуюся в Общественную палату Татарстана. Хотя на тот момент экс-министр культуры РТ (2011–2018) Сибагатуллин, казалось, уже добился синекуры — поста исполнительного директора телерадиокомпании «Новый век», введенной специально под него, — и больше не будет претендовать на ответственные должности, вроде руководства главным музеем республики.
Директорство Айрата Миннемуловича в Кремле пришлось на период пандемии, поэтому оценить его работу здесь довольно сложно. Впрочем, все было тихо и мирно, как и на предыдущих местах работы Сибагатуллина, любимым словечком которого в бытность министром было «ашыкма» (тат. «не торопись»). Одновременно, несмотря на ковидные ограничения, музей-заповедник не растерял посетителей. Хотя в 2020-м Казанский кремль был закрыт для них 72 дня и потерял почти 40% гостей, тем не менее, по данным The Art Newspaper Russia, в прошлом году он стал самым посещаемым музеем России, приняв 1,83 млн человек и опередив в этом рейтинге музеи-заповедники «Сталинградская битва» и «Петергоф».
Публичная активность же Сибагатуллина в основном ограничивалась посещением церемоний открытия громких выставок на территории Кремля, вроде китайской экспозиции из Эрмитажа.
Один из источников «БИЗНЕС Online» утверждает, что нынешняя отставка — инициатива самого Сибагатуллина. По некоторым данным, уже с начала следующей недели он вернется на ТНВ к Ильшату Аминову (слева), где займется кинопроизводством
Один из источников «БИЗНЕС Online» утверждает, что нынешняя отставка — инициатива самого директора. По некоторым данным, уже с начала следующей недели он вернется на ТНВ, где займется кинопроизводством. Гендиректор ТНВ Ильшат Аминов никак не прокомментировал эту информацию, сославшись на отпуск. Но, судя по всему, Сибагатуллин, который бо́льшую часть 1990-х отвечал за государственный кинопрокат в РТ, а также был замглавы госкомитета РТ по кинематографии (уже несуществующего), возглавит недавно созданную кинокомпанию «Ватан – XXI век», в состав учредителей которой входит вместе с Аминовым. «Ватан – XXI век» призвана обеспечить телеэфир ТНВ собственной продукцией. Впрочем, качество первых серий мелодрамы «Бер-бер хәл», снятой на миллионы «Татнефти», а также будущее назначение Сибагатуллина скорее говорят, что прорыва на этом направлении ждать не стоит.
Преемник Сибагатуллина — это 33-летний Ильнур Рахимов (на фото) — мэр Деревни Универсиады, еще одна не самая публичная фигура
«Он с нами вместе участвовал и в заявочной кампании»
Одновременно источники газеты называют имя преемника Сибагатуллина — это 33-летний Ильнур Рахимов — мэр Деревни Универсиады, еще одна не самая публичная фигура. В таком качестве он заменил в 2015 году ставшего тогда министром экологии РТ Фарида Абдулганиева. «Мы его (Рахимова — прим. ред.) хорошо знаем. Он с нами вместе участвовал и в заявочной кампании. Поэтому, Ильнур Сулейманович, удачной работы. И самое главное пожелание, мы с вами об этом при личной встрече говорили. Традиции четкого порядка, четких правил, здорового образа жизни, сохранности всего имущества [нужно сохранить]. У нас пять лет Деревне, а она как новенькая», — так напутствовал тогда нашего героя мэр Казани Ильсур Метшин. Судя по тому, что Рахимов продержался на должности 6 лет, он в целом со своими задачами справился.
Предполагаемый директор музея-заповедника «Казанский Кремль» — выпускник татаро-турецкого лицея, престижного отделения международных отношений КФУ, затем дослужился до руководства департаментом аккредитации АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов». Он женат, воспитывает ребенка.
По неофициальной информации, Рахимов — это не креатура руководства министерства культуры РТ, для которого уход Сибагатуллина стал сюрпризом. Однако в высшем руководстве республики сделали ставку на молодого администратора, незнакомого со спецификой музейной работы. Поговаривают, что его могли назначить и в Нацмузей РТ, где нет полноценного руководителя уже год с момента отставки Гульчачак Назиповой.
Сам Рахимов в разговоре «БИЗНЕС Online» продемонстрировал искреннее удивление и сказал, что впервые от нас услышал о возможном назначении, а сам находится на больничном. Но информированные собеседники газеты заверяют, что принципиальное решение уже принято, а будущий без пяти минут директор музеев Кремля об этом прекрасно осведомлен, хоть и, действительно, сейчас на больничном.
«Музей-заповедник «Казанский Кремль» —лицо нашей Казани, интеллектуальный центр»
«В первую очередь этот человек должен быть большой личностью»
«Музей-заповедник „Казанский Кремль“ — точка притяжения, такой стратегический центр. Естественно, он имеет огромное значение в популяризации нашей культуры, в то же время исторические факторы здесь имеются очень серьезные. Там работа налажена на самом высоком уровне, еще со времен Зили Рахимьяновны Валеевой, когда она начала там работать, — уверен депутат Госсвета РТ, народный артист Татарстана Рамиль Тухватуллин. — Я считаю, что наш Кремль — это тот самый почин, который, в общем, превратился в высокопрофессиональный ореол. Это и взаимодействие с Эрмитажем, общение с Пиотровским, с большими профессионалами, серьезные выставки здесь проходят. Вообще, весь этот комплекс — лицо нашей Казани, повторю, интеллектуальный центр».
По мнению Рамиля Тухватуллина, очень важно, кто станет новым директором комплекса: «Человек должен не просто иметь какие-то регалии, а быть именно духовно обогащенным, культурно образованным, так как это будет тот, кому предстоит общаться практически со всем миром: ЮНЕСКО и так далее»
По мнению Тухватуллина, очень важно, кто станет новым директором комплекса. «Это очень важный кадровый момент, который необходимо тщательно обдумать. Я с пиететом отношусь к слову „компетенция“, больше предпочитаю говорить про знания. И, на мой взгляд, человек должен не просто иметь какие-то регалии, а быть именно духовно обогащенным, культурно образованным, так как это будет тот, кому предстоит общаться практически со всем миром: ЮНЕСКО и так далее. Алгоритм работы здесь выстроен и понятен, потому в первую очередь этот человек должен быть большой личностью», — уверен наш собеседник.
«В 90-е я был членом ученого совета заповедника „Казанский Кремль“ и держал руку на пульсе. Тогда директором был Вахитов, руководителем ученого совета — Нияз Халитов. Мы часто собирались, обсуждались моменты серьезные, связанные в том числе с башней Сююмбике, и прочее, — вспоминает известный архитектор и краевед Сергей Саначин. — Я продолжаю оставаться членом научно-методического совета, который был в министерстве культуры, а сейчас в комитете (комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия — прим. ред.). В комитете этот совет, можно сказать, умер и существует только на бумажке».
Сергей Саначин: «Я продолжаю оставаться членом научно-методического совета, который был в министерстве культуры, а сейчас в комитете [комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия]. В комитете этот совет, можно сказать, умер и существует только на бумажке»
В минкульте же, рассказывает Саначин, профессионалы часто собирались, в частности, по зданию Присутственных мест, кстати, недавно реконструированному. «Присутственные места — это как бы кабинет министров XVIII–XIX веков. Руководство республики сидело в этом длинном здании, — продолжает наш собеседник. — И когда обсуждалась его реставрация, были претензии у нас, не только у меня, по поводу его венчающей части. Мы голосовали за то, что туда должен вернуться, в треугольный фронтон, поскольку это государственный орган (это не наша придумка, а так было), герб нашего государства — двуглавый орел. Все за это проголосовали. Но в итоге нам сказали, что дирекция заповедника без всякого обсуждения данный вопрос взяла на себя».
В итоге тема эта была прикрыта, говорит Саначин: «И мы видим сейчас казенное здание, ни о чем не напоминающее, не говорящее о том, что два века оно являлось руководством губерний. Сейчас же мы с удовольствием везде вешаем государственные символы: гербы, флаги. А тут? Это не придумка каких-то местных историков, повторю, это действительно факт. В общем, до сих пор это не делается, непонятно, по каким причинам. Почему нам надо стесняться двуглавого орла?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 254
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.