«Сейчас машина — это компьютер на колесах… Грамотный электрик в Казани может поднимать порядка 160 тысяч рублей в месяц», — рассказывают владельцы казанских автомастерских. И это вовсе не потолок для работников автосервиса: узкие специалисты могут зарабатывать и 200 тыс., и 300 тыс. рублей в месяц. Об этом — в материале «БИЗНЕС Online».
Шиномонтажная будка в сезон принесет своему владельцу больше полумиллиона рублей
Спрос на автомехаников вырос за год на 50%
Похоже, автобизнесу пандемия нипочем. Потребность в работниках устойчиво растет на протяжении последних лет, несмотря на коронавирус и локдауны: так, в 2019 году по данному профилю в Татарстане было опубликовано 1,9 тыс. вакансий, а в пандемийном 2020-м — 1,8 тысячи.
Чаще всего автосервисы ищут специалистов по сервисному обслуживанию: механиков, слесарей, автомаляров и т. д. Только за октябрь было опубликовано более 300 вакансий. Для сравнения: в октябре 2020-го вакансий в регионе было 248, в октябре 2019-го — 218.
Среднее зарплатное предложение в октябре составило 50 тыс. рублей в месяц, но заработок зависит от профиля специалиста: так, по данным hh.ru, механикам в среднем предлагают оплату труда в размере 60 тыс. рублей, слесарям — 59,5 тыс. рублей, малярам — 60 тысяч.
Мотористы могут зарабатывать и 80 тыс., и даже 150 тыс. рублей в месяц в зависимости от профиля, оклейщики пленкой — и того выше, а будка с двумя шиномонтажниками в сезон принесет своему владельцу больше полумиллиона.
Мы провели серию интервью с экспертами рынка, владельцами автомастерских, индивидуальными предпринимателями и работниками сервисов.
Автослесари: «Зарабатывают от 100 тысяч и выше»
Средний доход: 50–100 тыс. рублей в месяц
«Автослесарь», по словам опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов, — самое общее название специалистов по ходовой части автомобилей. По факту же автослесари делятся на агрегатчиков (которые работают с коробками передач, двигателями и т. д.) и тех, кто занимается диагностикой и ходовой частью. Но есть много механиков-универсалов, которые могут починить как ходовую часть, так и двигатель.
По словам руководителя автосервиса «Бествей» в Казани Василия Савосина, если говорить об СТО, которые занимаются постгарантийным обслуживаем, то форма оплаты у всех механиков сдельная, она предполагает процент от выполненных работ: «Среднее значение — 30–40 процентов от того, что мастер приносит в кассу своего сервиса».
На заработок рядового мастера практически не влияет то, с какими машинами он работает. Да, починить мотор Mercedes или BMW, конечно, стоит дороже, зато работа с отечественным автопромом берет если не чеком, то числом заказов. Другая история — со специалистами высокого класса, они могут «затачиваться» на бренды и за счет этого зарабатывать больше.
Бо́льшая часть автосервисов Казани предлагает работу по сменам. По словам наших спикеров, встречаются и индивидуальные режимы труда, но обычно график соотносится с рабочим днем в автосервисе. Большинство автосервисов, функционирующих 7 дней в неделю и с 8:00 до 20:00, предоставляют работникам сменный график по ТК РФ.
«Основной режим работы автомехаников составляет три дня рабочих через два дня выходных с 9:00 до 21:00 с понедельника по субботу и с 10:00 до 18:00 в воскресенье, ежедневный обеденный перерыв — с 13:00 до 14:00, — приводит пример работы директор техцентра „Гвардейский“ Артем Шахидуллин. — В случае острой производственной необходимости при обязательном согласии автослесаря график может измениться».
Сейчас практически нет специалистов, которые трудятся на себя, в гаражах. «Думаю, эта штука с автослесарями, электриками, которые работают в гаражах, как и розничные магазины автозапчастей, умирает. Для потребителя сейчас гораздо важнее гарантия, должный уровень сервиса, прийти в одно место и получить конечный результат, а не купить запчасти в одном месте и установить их в другом», — говорит Савосин.
От специализации автослесаря зависит и его доход. По словам владельца частной автомастерской по кузовному ремонту в Казани Марата (имя изменено), средний заработок автослесаря в городе — от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, все зависит от сервиса и нагрузки на спеца.
По словам управляющего многопрофильной СТО Игоря Дробота, наиболее высококвалифицированный труд — у специалистов, которые чинят двигатели (их называют мотористами). В Казани моторист, по словам Дробота, может заработать и 80 тыс., и 130 тыс., и даже 150 тыс. рублей в месяц, но за сотню обычно получают мастера, которые перебирают двигатели люксовых авто стоимостью в несколько миллионов рублей вроде BMW, Mercedes или Range Rover.
Солидно зарабатывают и «коробочники», занимающиеся ремонтом автоматических трансмиссий. С механикой же, по словам опрошенных экспертов, могут разобраться и слесари низшего порядка, «ходовочники».
«Ремонт автоматической коробки под ключ стоит около 120–150 тысяч рублей, из них только за работу можно взять 60–80 тысяч. Зарплата специалиста зависит от жадности хозяина, но в среднем работник может получать от 80 тысяч рублей, поскольку, по моим наблюдениям, они сидят на проценте, примерно 30–40 процентов от стоимости сделанной работы», — говорит управляющий казанской СТО.
Шиномонтажники: «Мастер, который занимается колесами, гораздо более опытен»
Средний доход: 50–60 тыс. рублей в месяц
Профессия шиномонтажника вызвала у опрошенных «БИЗНЕС Online» специалистов разночтения. Одни считают, что шиномонтажник — просто временная должность для автослесаря в сезон. Другие считают, что шиномонтаж — отдельное направление деятельности и для СТО выгоднее нанять хорошего шиномонтажника, а в несезон переключать специалиста на другие работы.
«Автослесарь, конечно, может поменять колеса, но, как он это сделает, большой вопрос. Мастер, который занимается именно колесами, гораздо более опытен, он учтет все нюансы, например особенности балансировки больших колес. Есть, правда, вариант обучить автослесаря профессиональному шиномонтажу либо сезонно приглашать какого-то специалиста, на осень и весну», — рассказывает Дробот.
По его словам, в сезон за 2–3 недели точка из двух шиномонтажников может принести своему владельцу 600–700 тыс. рублей. Сами специалисты за эти 2–3 недели заработают порядка 100 тыс. рублей каждый. Правда, трудиться придется днями и ночами. «Чтобы заработать большие деньги для хозяина и исполнителя, такая точка в сезон должна работать 24 часа. Как правило, сами работники выходят посменно: двое суток работают, двое отдыхают. Иногда шиномонтажники выходят в свою смену и не в свою.. Конкретный пример: менял резину в этом году. Работы делал молодой человек, трудился в свои и чужие смены, сутками. В сутки ему удавалось поспать 4–6 часов, поскольку ночью поток желающих „переобуться“ значительно ниже. Так что в сезон главное — не мешать ребятам на точке работать. Не факт, что качественно, главное — быстро. Поэтому профессиональные шиномонтажники работают где-то еще, автослесарями или, например, на стройке», — объясняет Дробот.
Автоэлектрики: «Кто-то 30 тысяч получает, кто-то — 120 тысяч»
Средний доход: 70–80 тыс. рублей в месяц
Автоэлектрик, по словам экспертов, — еще один «небожитель» в СТО: в Казани грамотного электрика переманивают из компании в компанию, а толковых специалистов с большим опытом знают по именам. В обязанности электрика входит поиск и устранение неисправностей на электросистемах автомобилей, их диагностика (поэтому электрик часто выступает и диагностом, по словам опрошенных экспертов, это смежные профессии), а если решить вопрос он не в состоянии, то направит владельца авто к компетентному мастеру. Также в обязанности автоэлектрика входит установка сигнализации, парктроника, мультимедийных систем.
«Зарабатывают неплохо, около 70–80 тысяч рублей в месяц. На деле разбег по рынку достаточно большой: кто-то и 30–40 тысяч получает, кто-то — 100–120 тысяч Все зависит от компетенций самого мастера, его опыта работы», — рассказывает один из опрошенных нами источников.
С ним согласен и Дробот. По его словам, некоторые мастера могут заработать и свыше 120 тыс. рублей исключительно благодаря своему опыту. «Специалисты на редкость востребованы, потому что сейчас машина — это компьютер на колесах, электрифицирована даже подвеска», — говорит наш собеседник.
У автоэлектрика из салона Mercedes-Benz, который пожелал сохранить анонимность, совсем другие ощущения. По его словам, выше 50 тыс. рублей в месяц заработать достаточно сложно.
Автожестянщики: «Мои получают 50 тысяч, и я не скажу, что они сильно напрягаются»
Средний доход: 40–50 тыс. рублей в месяц
Сфера ведения жестянщиков — корпус автомобиля и его детали. В зависимости от марки автомобиля кузова бывают алюминиевыми, гибридными, стальными, частично с пластиковыми элементами. С любым жестянщик должен уметь работать.
Хотя поле их деятельности и выглядит внушительно, зарабатывают кузовные специалисты относительно немного: по словам нашего источника по имени Марат, речь идет о суммах в 40–50 тыс. рублей и куда реже — до 100 тыс. в месяц. «Мои жестянщики получают около 50 тысяч рублей, и не скажу, что они сильно напрягаются», — говорит он.
Автомаляр: «Может зарабатывать до сотни тысяч»
Средний доход: 70–80 тыс. рублей в месяц
Маляр и жестянщик, по словам наших специалистов, плотно связаны друг с другом. «Жестянщик подготовил деталь к покраске, к работе приступает подготовщик. Его задача — подготовить поверхности детали к покраске. В роли подготовщика может выступать как маляр, так и отдельный специалист, в зависимости от загрузки автосервиса. Как только подготовщик подготовил авто к покраске, загрунтовал поверхности, обклеил корпус пленкой, чтобы краска не попала куда не надо (например, на стекла или в салон), маляр уходит в малярную камеру красить, лакировать и сушить это все. Выкрашенные и высушенные детали возвращаются автожестянщику, он собирает их на кузов, это если мы говорим о кузовном ремонте. На этом переделе есть еще и колористы, это отдельные ребята, которые подбирают тон краски. Чаще всего это женщины, они лучше справляются с этой работой. Если маляр входит в состав обычно даже небольшого автосервиса, то держать колориста могут позволить себе не все — не те объемы. Поэтому небольшие сервисы пользуются услугами сторонних колористов», — объясняет Марат.
По его словам, автомаляр зарабатывает порядка 80 тыс. рублей в месяц, но если совмещает с работой подготовщика, то зарплата может дотянуть и до 100 тыс. рублей.
Чип-тюнеры: «Полчаса работы — минимум 25 тысяч в кармане»
Средний доход: до 200 тыс. рублей в месяц
Если автослесари, маляры и жестянщики составляют костяк автосервиса, то, например, специалисты по тюнингу — это штучный товар. На пике популярности в Казани сегодня чип-тюнинг или перепрошивка процессора автомобиля. Цель такой прошивки — увеличение мощности и крутящего момента двигателя, ускорение реакции авто на педаль газа, экономия топлива и др.
«Тюнинг — в целом в 2–5 раз более прибыльное дело, чем техобслуживание автомобиля, а чип-тюнинг — на пике спроса: 30–40 минут работы — минимум 25 тысяч рублей в кармане, средняя же стоимость такого вида тюнинга — 40 тысяч рублей. Поэтому ребята, которые занимаются чип-тюнингом, могут спокойно иметь порядка 200 тысяч рублей в месяц. И это несмотря на то, что часто казанские чип-тюнеры — это франшизники, которые банально заливают готовую прошивку», — рассказывает Дробот.
Пробегаемся по сайтам казанских автосервисов. Цены за свою работу озвучивают далеко не все, но те, кто это делает, обещают апгрейдить машину за 5 тыс. рублей и дороже. «Прокачка» дорогих машин обходится, соответственно, дороже.
Савосин не совсем согласен с предыдущим спикером. По его словам, заработать несколько десятков тысяч рублей меньше чем за час непросто, поскольку на чип-тюнинг ряда авто можно убить не просто несколько часов, а несколько дней, а то и недель.
«Стоимость чип-тюнинга сильно зависит от самого автомобиля: чем он дороже, тем сложнее технически, а значит, сложнее будет сделать для него софт. Что касается условий работы, то, на мой взгляд, этот рынок пока не догрет, поэтому еще не встречал тех, кто работает в найме. В основном чип-тюнеры — это аутсорсеры, у нас в том числе. И сказать что-то по зарплатам сложно, поскольку они могут работать в нескольких местах. Кроме того, это очень узкая специализация, таких мастеров не так много на рынке представлено. Но я не думаю, что они имеют 200 тысяч рублей в месяц, здесь все очень индивидуально», — комментирует Савосин.
Детейлеры: «Кто может до 300 тысяч в месяц заработать — это волки, которых кормят ноги»
Средний доход: 50–70 тыс. рублей в месяц
Специалисты относительно молодого направления занимаются тем, что возвращают покрытие авто к исходному состоянию. По словам владельца студии детейлинга «Автор» Романа Мамочкина, на любые материалы — лак, стекло, резина, даже ковролин — есть свои защитные покрытия, которые увеличивают срок их эксплуатации, а задача детейлера — уметь работать со всеми типами поверхностей и материалов.
«Так как мы не трогаем подвеску и мотор, нам не требуются слесарь или моторист. Нам нужны разборщики, которые разбирают салон и внешнее оперение автомобиля», — рассказывает Мамочкин.
Что касается заработка, то разбег в детейлинге, по словам нашего собеседника, большой: кто-то зарабатывает 35–40 тыс. рублей в месяц, а кто-то поднимает и 120 тысяч.
Отдельно эксперт рассматривает специалистов, которые занимаются оклейкой корпуса авто защитными пленками. Они, по словам Мамочкина, могут заработать за месяц и 300 тыс. рублей.
«Чаще всего это молодые, жадные до работы специалисты. Понятно, что трудиться в подобном режиме они постоянно не могут, но заработать такие суммы — вполне. Сейчас пленка подбирается к пику спроса, работы оплачиваются очень хорошо. Дальше, думаю, она будет дешеветь, на рынок уже заходят дилетанты, которые будут его ломать. Ребята, которые это понимают, ловят момент: работают сразу на нескольких студиях, максимально по своим возможностям. Поэтому у нас в Казани половина пленочников — это специалисты на аутсорсинге. Выгодно это не всем: маленьким студиям до трех машино-мест такая система подходит, для сервисов на четыре машино-места и больше выгоднее держать пленочника в штате. Да, сотруднику в штате не придется ждать большого заработка, зато будет стабильность. Те, кто может до 300 тысяч в месяц заработать, — это волки, которых кормят ноги. Часто такие спецы объединяются в пары, так как натянуть пленку в две руки невозможно», — рассказывает Мамочкин.
Дробот говорит, что уважающие себя пленочники трудятся по 8–10 часов, зарабатывая пусть не несколько сотен, зато стабильно, а поднять 300 тыс. рублей в месяц можно скорее не самым чистым образом.
«Пленок существует бесконечное множество видов и качества, одни из лучших производят в Германии, например 3М Germany. Оклейка высококачественной пленкой у профессионалов может стоить порядка 120 тысяч рублей, из которых только 50–70 тысяч уйдет на сам материал. Можно сказать клиенту, что ты клеишь ему немецкую пленку, а на деле купить китайскую за 25 тысяч рублей, а остальное положить в карман. При таком раскладе можно и 300 тысяч сделать. Причем за руку на этом поймать сложно: абсолютно полюсные решения (самый дешевый — самый дорогой) неспециалист еще отличит по тому, как пленка тянется, насколько она плотная, насколько качественно держит цвет. Но близкие решения вроде пленки за 40 тысяч и за 80 тысяч рублей непрофессионалу будет определить очень тяжело. А они различаются: дорогая будет держать цветность пять лет, а дешевая выцветет через год или начнет отклеиваться, например», — отмечает наш эксперт.
Автомойщик: «Это как официант в ресторане. Только у официанта зарплата повыше»
Доход: 30–40 тыс. рублей в месяц
Работа автомойщика — пожалуй, одна из наиболее понятных, судя по словам наших спикеров: нужно помыть авто снаружи и изнутри и не поцарапать. Но и зарплата у такого специалиста не самая высокая.
Как рассказал владелец компаний «Мойдодыр» и «Пятое колесо» Айдар Исмагилов, на эти позиции приходят в основном люди без опыта работы и на начальном этапе много не зарабатывают: речь идет о суммах порядка 30–40 тыс. рублей. Сотрудник, который трудится на постоянной основе, может получать 70 тыс. рублей и выше.
Помимо просто выработки автомойщик может освоить и ряд других компетенций, взять на себя больше ответственности и пойти вверх по карьерной лестнице с соответствующим ростом зарплаты.
«Большинство людей приходят автомойщиками как на временную работу, на месяц-два. За эти два месяца они хотят хорошо заработать, не умея ничего в данной сфере. Но автомойщик может трудиться где-то еще или по совместительству в автомойке, осваивать дополнительные функции. У нас действующий гендиректор компании — в прошлом автомойщик, он сделал карьеру за 4–5 лет, после автомойщика стал бригадиром, администратором, управляющим, гендиректором», — комментирует Исмагилов.
Специалисты по ремонту вмятин без покраски: «Эти ребята купаются в золоте!»
Средний доход: 100–150 тыс. рублей в месяц
Еще одни «короли автосервиса» по части зарплат — специалисты по ремонту вмятин без покраски. В отличие от работы жестянщика данные специалисты устраняют повреждения поверхности кузова через лакокрасочный слой, не нарушая его, вытягивая металл.
«Заработок у них примерно как у пленочников, около 300 тысяч рублей в месяц, потому что в день при постоянной загрузке они могут зарабатывать до 10 тысяч рублей. История с исправлением вмятины без нарушения родного для авто лакокрасочного слоя особенно ценна для Казани, потому как из всех регионов России в Татарстане, так же как в Ульяновской области, Башкортостане, Самаре, более всего влияет на вторичную цену автомобиля именно его оригинальность. Это как с айфоном: разобранный, ремонтировавшийся девайс будет стоить на 20–30 процентов дешевле, чем тот, в который никто не залезал. То же самое с авто: все боятся некачественного ремонта, поэтому стремятся минимизировать свои риски и найти тачку, в которую никто не лез. А эти ребята сохраняют оригинальность авто. Чек на их работы включает в себя не только стоимость восстановления, но и то, что эти специалисты сохраняют товарную стоимость машины. Они получают в 2 раза больше мастера кузовного ремонта из-за уникальности своих технологий. И часто такие специалисты работают на аутсорсинге, то есть деньги зарабатывают с нескольких точек», — делится Мамочкин.
«Эти специалисты купаются в золоте! У них средний заход — от 100–150 тысяч рублей в месяц, — вторит Марат. — Вместе с тем у них нет необходимости держать большой штат, это, как правило, 2–3 человека. Такие работы выгодны всем: с точки зрения кузовного ремонта исправление вмятины без покраски стоит достаточно дешево, а в плане скорости этот спец достаточно быстро зарабатывает свою сумму. Но входной билет в данную сферу достаточно дорог, это стоимость и обучения, и оборудования, не все готовы платить за навыки. Обучение — около 100–150 тысяч рублей, оборудование — еще 250–300 тысяч, если ты сам на себя собрался работать. Но есть сервисы, которые заключают договор: я тебя обучаю, а ты в течение, скажем, года никуда от меня не уходишь. Так делает, например, тот же самый ТТС, который отправляет сотрудников на учебу, но те обязуются в течение полугода, например, не покидать работу».
По словам управляющего многопрофильной СТО в Казани Дробота, если специалист по ремонту вмятин без покраски сработал грамотно, то увидеть, что это место как-то ремонтировалось, практически нереально.
«Именно поэтому в Казани чуть выше цены на эти услуги относительно, например, Москвы (с поправкой на уровень доходов). Условно говоря, ремонт без покраски в Казани стоил бы 1,5 тысячи рублей, а в столице — 1,3 тысячи. Разница небольшая, но есть. Такая работа требует усидчивости, классного глазомера. Подобный специалист в „голодный“ месяц зарабатывает 60 тысяч рублей, в сезон — до 100–120 тысяч», — подытоживает наш спикер.
Сегодня найти что автожестянщика, что автоэлектрика одинаково сложно, поскольку отрасль испытывает кадровый голод
Автобизнесу мешает конкуренция и немотивированные сотрудники
Несмотря на солидные зарплаты работников, владельцы точек по ремонту машин, как они сами уверяют, не гребут золото лопатой. По их словам, на их сфере сказались и коронавирус, и дефицит кадров. Да еще и конкуренция.
«Мы просели в локдаун 2020 года: с месяц никто практически не работал, была информационная дезориентация, многие боялись штрафов, и мои работники две недели просто не работали, но аренда при этом капала. Потом приходили в себя. В итоге потеряли месяц точно. В этом году подкосило падение курса рубля. Все расходники для ремонта автомобиля (это я молчу о запчастях) сильно подорожали. А труд, к сожалению, не подорожал», — рассказывает владелец частной автомастерской по кузовному ремонту.
Еще одна сложность, по его словам, касается поставок запчастей: из-за закрытия границ сервисы не всегда могут купить или получить в нужное время оригинальные запчасти, приходится порой искать альтернативу в виде неоригинальных или б/у запчастей.
Сказывается и дефицит кадров. Опрошенные нами эксперты подтверждают: сегодня найти что автожестянщика, что автоэлектрика одинаково сложно, поскольку отрасль испытывает кадровый голод.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 237
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.