Казахстан последним из постсоветских республик отметил 16–17 декабря тридцатилетие своей независимости в результате распада Советского Союза. Все годы именно эта страна считается одной из самых успешных на постсоветском пространстве, особенно на фоне многих соседей с их тяжелой экономической ситуацией и политическими катаклизмами. «БИЗНЕС Online» поговорил с доцентом Института международных отношений КФУ Альбертом Белоглазовым о том, как Казахстан стал островком стабильности в Центральной Азии, что от Нур-Султана ждут Вашингтон и Анкара, а также почему казахи решили открыть свое генконсульство в Казани.
Альберт Белоглазов: «Отношения между Казахстаном и Татарстаном традиционно крепкие и дружественные»
«Можно смело утверждать, что новое государство за 30 лет состоялось»
— В декабре 2021-го Казахстан отпраздновал тридцатилетие своей независимости. Не будет ошибкой сказать, что эта страна занимает особое место в системе международных отношений России. Казахстан является важным стратегическим партнером нашего государства по самым различным направлениям. Это и экономика, и политика, и культура. С чем пришел Казахстан к круглой дате? Можно ли сказать, что новое государство состоялось?
— Казахстан последним из всех советских республик объявил о своей независимости — 16 декабря 1991 года, уже после Беловежских соглашений. Это свидетельствовало о надежде республики и ее руководителя Нурсултана Абишевича Назарбаева на сохранение Советского Союза. А после его распада Казахстан выступил драйвером интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
— Чем еще можно объяснить столь позднее решение? Осторожностью Назарбаева?
— Нет, скорее трезвым расчетом. Все мы видели позже, что в итоге Назарбаевым был реализован известный принцип Festina lente («Торопись не спеша»). Он сделал ставку на евразийский проект. Как международник я могу оценить становление Казахстана в качестве субъекта современной системы межгосударственных отношений прежде всего через призму евразийской интеграции и внешнеполитических инициатив.
Белоглазов Альберт Владиславович (родился в 1964 году) — кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений Казанского федерального университета.
Преподает учебные курсы «дипломатия», «современная внешнеполитическая деятельность России», «центральная Азия в мировой системе международных отношений», «многополярный мир и устойчивое развитие» и др.
Автор ряда научных работ по международным отношениям и политике в Центральной Азии. Среди них две монографии: «Формирование политики России в Центральной Азии» и «Политика России в мусульманских регионах СНГ в начале XXI века (на примере Центральной Азии)», а также учебное пособие «Влияние ислама на политические процессы в Центральной Азии».
В 2012–2017 годах возглавлял центр исследований Центральной Азии. В настоящее время является экспертом АНО «Институт исследований Центральной Азии», принимает регулярное участие в его мероприятиях, изданиях и международных конференциях.
Является ученым секретарем диссертационного совета КФУ 07.02 по специальностям 07.00.03 — всеобщая история (соответствующего периода) и 07.00.15 — история международных отношений и внешней политики. Под руководством Белоглазова защищено пять кандидатских диссертаций.
— То есть Казахстан изначально действовал по своему плану и претендовал на бо́льшую роль в Содружестве Независимых Государств?
— Стоит напомнить, что настоящее возникновение СНГ с участием большинства советских республик произошло 21 декабря 1991 года именно — в Алма-Ате, столице Казахстана в то время. В 1994 году Назарбаев первым из руководителей новых независимых государств предложил идею создания Евразийского Союза. Также именно в Астане были подписаны договоры о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в 2000 году и о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2014 году. Неслучайно Назарбаев и поныне является его почетным председателем.
Кроме евразийской интеграции Казахстан выступил на международной арене еще с целым рядом важных инициатив. Так, в 1992 году лидер страны предложил созвать совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Через 10 лет этот форум заработал, став важной площадкой контактов политических лидеров 27 государств, в том числе Казахстана и России.
В 2010 году Казахстан единственным из постсоветских субъектов организовал и принял саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ после 11-летнего перерыва, а в 2017-м также единственный из бывших республик СССР с размахом провел всемирную выставку ЭКСПО-2017. Для нее даже построили уникальное сферическое здание Нур-Алем, вошедшее в Книгу рекордов Гиннеса.
Ну и нельзя не упомянуть об Астанинском формате сирийского урегулирования, когда по инициативе Казахстана его столица с 2017 года стала переговорной площадкой для представителей России, Турции, Ирана и различных политических сил Сирии.
Если же говорить об экономике, то ВВП Казахстана за прошлый год и по номиналу, и по паритету покупательской способности был вторым после России среди всех постсоветских республик. Таким образом, можно смело утверждать, что новое государство за 30 лет состоялось.
— Месяц назад в «Российской газете» вышла статья главы МИД РФ Сергея Лаврова, посвященная 29-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Казахстаном. В целом материал получился достаточно взвешенным, за исключением отдельных акцентов…
— Соглашусь, Сергей Викторович был как всегда точен и дипломатичен в своих оценках. Статья небольшая, но чрезвычайно емкая — в ней нашли отражение все основные составляющие российско-казахстанских отношений: политические контакты, экономические связи, культурно-гуманитарное сотрудничество, интеграционные процессы. Разве что военно-технического сотрудничества я там не увидел, хотя оно есть, но нельзя объять необъятное.
«Если же говорить об экономике, то ВВП Казахстана за прошлый год и по номиналу, и по паритету покупательской способности был вторым после России среди всех постсоветских республик»
«Искусно подогреваемая межнациональная рознь является инструментом раскачивания ситуации»
— Отдельно глава МИД РФ акцентировал внимание вопросах межнациональных отношений. Цитирую: «К сожалению, в последнее время мы стали свидетелями ряда резонансных проявлений ксенофобии в отношении русскоязычных граждан Казахстана. Отдельные случаи во многом являются продуктом применения извне специальных информационных методик, направленных на культивирование местечкового национализма и дискредитацию сотрудничества с Россией». На самом ли деле эта проблема так актуальна? Как чувствует себя русскоязычное население Казахстана?
— То, что Лавров обратил внимание на примеры ксенофобии, говорит о честности и открытости, с которой союзники обсуждают возникающие проблемы, не стремясь замести их «под ковер» и залакировать действительность. Речь идет о так называемых языковых патрулях, вызвавших негодование как среди русскоязычных граждан Казахстана, так и в России.
Но это, конечно, не языковая дискриминация русских, как на Украине или в Прибалтике: частная инициатива отдельных зарвавшихся граждан не поддерживается государством. По Конституции Казахстана 1995 года (часть 2 статьи № 7), русский язык наравне с казахским официально употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления. Так что проблема не столь актуальна, как у наших западных соседей.
То, что искусно подогреваемая межнациональная рознь является инструментом раскачивания ситуации, создания напряженности, давно известно. Еще в советские годы спецслужбы западных государств вели подрывную работу в данном направлении. А сегодня, как и тогда, используются радиостанции, только сейчас они имеют больше возможностей, обзаведясь своими сайтами и группами в соцсетях. В качестве примера можно привести казахскую службу радио «Свобода» (издание, признанное в РФ НКО, выполняющей функции иноагента, — прим. ред.), называемую «Азаттык» (казахский вариант названия издания, признанного в РФ НКО, выполняющей функции иноагента, — прим. ред.).
— Еще один непростой вопрос, связанный с еще одной круглой датой. Исполнилось 35 лет событиям 17–18 декабря 1986 года в Алма-Ате. Напомним, тогда на улицы столицы Казахской ССР выплеснулись тысячные толпы казахской молодежи. Они протестовали против назначения на должность первого секретаря Коммунистической партии Казахстана варяга — никогда не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома КПСС. Молодежь требовала назначить на данный пост или этнического казаха, или человека, рожденного в Казахстане. В итоге бунт был подавлен. Существуют разные мнения относительно этого события. Начиная с того, что декабрьские события 1986 года запустили процесс распада СССР, и заканчивая тем, что волнения были организованы искусственно в интересах местных правящих элит.
— Объективно оценивать события 1986 года сложно, так как большинство архивных документов до сих пор не доступны для исследования. Да, можно считать, что это событие выступило катализатором националистических и сепаратистских настроений в республиках СССР, запустивших «парад суверенитетов», а он уже в совокупности с другими деструктивными процессами привел к распаду Союза. Также согласен, что эти события были спровоцированы местными правящими элитами, прежде всего людьми из окружения Динмухамеда Кунаева (первый секретарь ЦК Компартии Казахстана в 1960–1962 годах и 1964–1986 годах — прим. ред.).
Кунаев еще за 10 месяцев до событий заявил об уходе на пенсию, а его окружение предполагало, что он сам определит преемника из казахов, который сохранит сложившийся состав руководства. Ведь при Кунаеве активно проходила «казахизация» властных структур и сферы образования, сопровождавшаяся поощрением националистических настроений. Однако союзные власти рассудили иначе — назначили руководить парторганизацией русского Геннадия Колбина. В этом не было ничего удивительного для республики, где русские и русскоязычные составляли большинство населения. До Кунаева, кстати, на этом посту также были русские: Николай Беляев, Иван Яковлев, Леонид Брежнев, наконец.
Но окружение Кунаева почувствовало угрозу, и тогда по студенческим общежитиям и пошли агитаторы за акцию протеста, прошедшую 17–18 декабря 1986 года. Плакаты и транспаранты были уже приготовлены заранее. Союзные власти еще не впали в ступор, как в случае аналогичных ситуаций в Закавказье и Прибалтике, и были настроены сурово пресекать проявления национализма. Реакция оказалась жесткой, даже жестокой: задержаны более 8,5 тысячи человек, 1,7 тысячи ранены при разгоне, 99 осуждены, двое из них приговорены к высшей мере наказания. Но Колбина отозвали, что открыло дорогу молодому Назарбаеву, впавшему незадолго до этого в немилость к Кунаеву.
— Интересно, что независимость Казахстана была провозглашена спустя ровно пять лет после декабрьских событий 1986 года. Прямо какая-то магия чисел!
— В исторической науке нет магии чисел. Те или иные события происходят в том случае, если на то есть определенные предпосылки или созрели необходимые условия.
— Тогда вновь вопрос, так или иначе касающийся российско-казахстанских отношений. Речь идет о заявлениях ряда высокопоставленных российских политиков, которые были крайне негативно восприняты в Казахстане. Особенно богатым на это был 2020 год. Временный поверенный в делах РФ Александр Комаров был приглашен в МИД Казахстана после заявления главы комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслава Никонова. Российскому дипломату была передана нота с позицией МИД Казахстана. Напомним, Никонов тогда заявил: «Территория Казахстана — это большой подарок со стороны России и Советского Союза». Ранее на эту тему высказывались и другие российские политики. Неоднозначно в бывших советских республиках были восприняты и слова президента России относительно «подарков русского народа». В итоге даже елбасы Нурсултан Назарбаев вынужден был попросить соотечественников «беречь как зеницу ока эти священные земли, которые унаследовали от наших предков».
— Громкие заявления политических деятелей делаются обычно из конъюнктурных соображений, чаще всего перед выборами. Что касается высказывания Владимира Путина летом 2020 года, оно не относилось конкретно к Казахстану и было сделано о минах замедленного действия в национально-государственном устройстве СССР. В частности, о том, что право выхода из СССР существовало, а процедура выхода не была регламентирована. Прежде всего здесь речь шла об Украине. О том, что, если решили выйти, пусть выходят с тем, с чем пришли в Союз, без исторических российских земель.
А если в Казахстане это восприняли на свой счет, значит, понимают, что часть исторически российских земель реально оказалась в их юрисдикции. Это не отталкивать должно, а притягивать. Чем глубже интеграция Казахстана и России, тем меньше шансов потерять свои территории.
«Дарига Назарбаева из политики и не уходила. Она является действующим депутатом мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана VII созыва из фракции партии «Нур Отан»»
«Руководство такой партией сейчас Назарбаеву только в тягость»
— В 2019 году в Казахстане прошел процесс мирного перехода власти. Это большая редкость на постсоветском пространстве. Широко распространено мнение, что все это было на самом деле формальностью, поскольку Назарбаев до сих пор крепко держит бразды правления в своих руках. Как бы вы оценили положение действующего президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева — является ли он полноправной и самостоятельной фигурой?
— Да, в Центральной Азии транзит власти происходил двумя путями — либо после смерти бессменного лидера, как в Туркменистане в 2006 году и в Узбекистане в 2016 году, либо в ходе госпереворотов, как в Киргизии в 2005, 2010 и 2020 годах.
Казахстан пошел по третьему пути мирной и постепенной передачи власти. При этом роль второго президента постепенно менялась. Конечно, вначале Токаева трудно было назвать самостоятельной фигурой. Назарбаев оставался лидером правящей партии «Нур Отан», председателем ассамблеи народа Казахстана, главой совета безопасности, и, наконец, елбасы — национальным вождем, имеющим пожизненный иммунитет и право давать мудрые советы.
В первый год после отставки он все еще представлял страну на многих значимых международных мероприятиях, например на саммите «Один пояс, один путь» в Пекине в конце апреля 2019 года или саммите тюркского совета в Баку в середине октября 2019 года.
По всем значимым вопросам как внешней, так и внутренней политики Токаев советовался с Назарбаевым и не скрывал этого. Однако его нельзя назвать новичком в политике: он дважды работал министром иностранных дел Казахстана, возглавлял правительство и Сенат.
По мере укрепления в новой должности увеличивался его аппаратный вес — ка формальный, так и неформальный. Можно обозначить некоторые вехи передачи рычагов влияния от Назарбаева к Токаеву. Первой ласточкой стало снятие Дариги Назарбаевой, дочери елбасы, с должности спикера верхней палаты парламента (сената) в начале мая 2020 года и назначение Маулена Ашимбаева, работавшего первым замом руководителя администрации президента при Токаеве.
— Сразу вопрос: есть ли у Дариги Назарбаевой шансы вернуться в большую политику?
— Дарига Назарбаева из политики и не уходила. Она является действующим депутатом мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана VII созыва из фракции партии «Нур Отан». Потому вернуться на центральные роли шансы, конечно, есть. Но, думаю, у нее нет ни желания, ни сил, особенно после трагедии в Лондоне. Ей уже 58 лет, она ни в чем не нуждается, имеет депутатский иммунитет. Итог — маловероятно назначение ее на значимые государственные посты.
— Трагедия в Лондоне — это гибель в августе 2020 года ее сына и внука Нурсултана Назарбаева Айсултана?
— Да. И это большая человеческая и семейная трагедия. Молодой человек, проживая в Великобритании, попал в наркотическую зависимость, стал неадекватным и умер от передозировки.
— Как вы думаете, в чем причины недавнего ухода Назарбаева с поста главы правящей партии Казахстана?
— К этому он пришел не сразу. И это тоже своего рода показатель. В конце апреля 2021 года Назарбаев назначил Токаева председателем ассамблеи народа Казахстана. 23 ноября 2021 года первый президент решил передать ему еще и руководство правящей партией «Нур Отан». Конечно, требуется еще утверждение партийным съездом, но в Казахстане, как и в целом на востоке, это скорее формальность, роль личности национального лидера определяет все.
Токаеву все еще не хватает харизмы елбасы, в его окружении все еще большинство людей Назарбаева, но процесс сосредоточения власти в его руках идет хоть медленно, но верно. Предположительно, он завершится к концу первого срока, из которого прошла лишь половина.
Что касается причин, то они тоже на поверхности. Думаю, причин здесь две. Первая — Назарбаев шаг за шагом укрепляет властные позиции Токаева, чтобы к выборам 2024 года у последнего был серьезный административный ресурс, что позволит ему гарантировано переизбраться, а Казахстану — избежать потрясений неконтролируемого транзита власти. Вторая — партия «Нур Отан» не пользуется доверием населения, в ней много чиновников и карьеристов, она не очень эффективна. Руководство такой партией сейчас Назарбаеву только в тягость — он и так на недосягаемой вершине, откуда его как елбасы по закону нельзя сбросить.
«Что нового в последние годы, так это стремление Казахстана повысить свой статус и роль в современной системе международных отношений»
«Отношения с США не носят серьезной экономической составляющей»
— Давайте теперь перейдем от внутренней политики к внешней. Заметны ли новые тенденции во внешней политике Казахстана? Не ожидается ли переориентация традиционных векторов? Нельзя отрицать, что идет сближение с Турцией, с США.
— Я бы не сказал, что во внешней политике появилось много новых тенденций. Многовекторность как была, так и остается основным ее принципом. Если посмотреть Концепцию внешней политики Республики Казахстан на 2020–2030 годы от 6 марта 2020 года, она провозглашается вновь в первых строках. Товарооборот за прошлый год показывает приоритеты среди векторов: на первом месте среди экономических партнеров уверено стоит Россия, на втором — Китай, на третьем — Италия, на четвертом — Южная Корея и на пятом — Нидерланды.
Что нового в последние годы, так это стремление Казахстана повысить свой статус и роль в современной системе международных отношений.
Во-первых, он претендует на то, чтобы в текущем десятилетии стать ключевым элементом системы геополитических и геоэкономических координат Евразии, а также лидером в Центральной Азии. Во-вторых, Казахстан старается обеспечить более эффективное и системное продвижение своих международных инициатив. В-третьих, планирует усилить защиту на внешнем периметре интересов государства и бизнеса.
Ну и новым является принятие стратегических решений не одним, а двумя президентами — действующим и первым. Кстати, в последнем саммите ЕАЭС 10 декабря 2021 участвовали они оба. В Концепцию внешней политики РК специально включен пункт о преемственности внешнеполитического курса первого президента — елбасы Назарбаева на новом этапе развития страны.
— О перспективах. Какими вы видите взаимоотношения в обозримом будущем Казахстана с другими крупными государствами?
— Перспективы отношений с Россией самые устойчивые и обоснованные. Большинство наших совместных объединений, проектов и договоров либо бессрочны (ЕАЭС, ОДКБ, межрегиональный форум), либо предусмотрены на весьма долгие сроки (аренда «Байконура» до 2050 года). У нас самая длинная сухопутная граница в мире и совместное использование Северного Каспия. Обеспечение безопасности в Центральной Азии — наш общий приоритет.
Отношения с США не носят серьезной экономической составляющей (США не входят даже в десятку ведущих торговых партнеров) и будут продвигаться американцами из геополитических соображений для влияния на важный для Китая и России стыковочный узел. В феврале 2019 года администрацией Дональда Трампа была принята «Стратегия Соединенных Штатов для Центральной Азии на 2019–2025 годы». В ней прямым текстом заявлено: «Тесные отношения и сотрудничество со всеми пятью странами будут продвигать американские ценности и обеспечивать противовес влиянию региональных соседей». Однако США критикуют Казахстан за авторитаризм и не пригласили на «Саммит демократий» 9–10 декабря 2021 года.
С Европейским Союзом у Казахстана налажены неплохие экономические взаимоотношения. Четверо торговых партнеров в вошло в топ-10 товарооборота из Европы: кроме упомянутых выше Италии и Нидерландов, это Франция и Германия (9-е и 10-е места соответственно). Предполагаю, что так будет и в ближайшие годы. Политические отношения весьма слабы, но Европу интересуют культурно-гуманитарные аспекты сотрудничества и экологические вопросы (например, спасение Арала).
— Как складываются отношения с Китаем? Понятно, что Пекин хочет сближения со своим соседом, так же как и Казахстан. Но существует ряд проблем. Например, вопрос с возвращением на историческую родину из Китая этнических казахов-оралманов или, как их сейчас называют, кандасов. На этой почве не раз возникали трения между государствами, причем довольно серьезные.
— Отношения с Китаем складывались непросто, но в целом позитивно. В 1990-е у Китая возникли территориальные претензии к Казахстану, которые тому пришлось удовлетворить: Китай получил более 400 квадратных километров, что было закреплено в договоре, ратифицированном Казахстаном в 1999 году.
После этого изменилась тональность двусторонних соглашений, которые декларируют все более близкий уровень отношений: в 2002 году подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в 2005-м — Совместная декларация об установлении и развитии отношений стратегического партнерства, в 2006-м — Стратегия сотрудничества в XXI веке и Концепция развития экономического сотрудничества, в 2011-м — Совместная декларация о развитии всестороннего стратегического партнерства, а в 2015-м — Совместная декларация глав государств РК и КНР о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства.
Особенно тесными взаимоотношения стали при «пятом поколении» китайских руководителей во главе с Си Цзиньпином. Так, осенью 2013 года, то есть через полгода после прихода к власти, Си Цзиньпин именно в Казахстане, в Назарбаев Университете анонсировал глобальный инфраструктурный проект «Экономический пояс Шелкового пути», который стал сухопутной частью мегастратегии «Один пояс, один путь». И в ее реализации Казахстан стал важнейшим стыковочным звеном на двух основных маршрутах: Китай — Центральная Азия — Россия — Европа и Китай — Центральная Азия — Ближний Восток — Средиземноморье. При этом Назарбаев и Си Цзиньпин встречались около 20 раз.
Драйвером развития казахско-китайских отношений будут инфраструктурные проекты «Пояса и пути». Как символ можно рассматривать Хоргос — суперсовременный город и «сухой порт». Это транспортный хаб в степи одной половиной на китайской территории, другой — на казахстанской.
Китай — второй после России внешнеторговый партнер Казахстана с товарооборотом 15,4 миллиарда долларов в 2020 году. Казахстан экспортирует в основном сырье, а импортирует машины, оборудование, товары народного потребления. Также Китай активно инвестирует в транспорт и складирование, нефтегазовую, строительную и горнодобывающую отрасли Казахстана. С 2005 года действует построенный китайцами нефтепровод Атасу — Алашанькоу.
Что же касается оралманов (кандасов), они не представляют серьезной проблемы сами по себе. Из миллиона переселенцев Китай покинули менее 14,5 процента, и он при этом не возражал. Но в последнее время США пытались использовать переселенцев в антикитайских целях. Так, например, в начале февраля 2020 года госсекретарь Майк Помпео во время визита в Казахстан встречался с казахами, приехавшими из СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае — прим. ред.), либо с родственниками тех, кто там остался. Это давало повод для громких заявлений о нарушении прав человека в КНР, в том числе и на переговорах с Токаевым. В целом Китай болезненно воспринимает активизацию США в Казахстане, особенно их сотрудничество по вопросам размещения биологических лабораторий возле китайских границ.
«Казахстан использует тюркскую повестку в целях своей многовекторной внешней политики, но не зацикливается на ней»
«В Казахстане до сих пор даже после массового отъезда проживают более 200 тысяч татар»
— Как вы оцениваете результаты VIII саммита «Совета сотрудничества тюркоязычных государств», который прошел в ноябре этого года. Президент Казахстана также принял участие в этом форуме. Не создалось ли у вас впечатления, что под эгидой Анкары складывается новый союз в противовес уже имеющимся (ЕАЭС, ОДКБ)?
— 12 ноября 2021 года в Анкаре состоялся исторический саммит тюркского совета, в ходе которого произошел ребрендинг: теперь это организация тюркских государств (ОТГ). В нее входят все тюркские государства постсоветского пространства (Туркменистан как наблюдатель), причем Казахстан — с самого начала, в 2009 году. Страны декларировали развитие в рамках организации всестороннего сотрудничества участников и приняли программу «Видение тюркского мира — 2040». Президент Казахстана тоже там присутствовал, более того, провозгласил создание в Казахстане новой особой экономической зоны «Туран».
То, что Турция усиливает пантюркистскую составляющую своей внешней политики, — очевидно. С одной стороны, это вызывает опасения. Но с другой, у ОТГ нет возможности составить реальную конкуренцию существующим евразийским интеграционным объединениям — к примеру, там нет четырех экономических свобод, как в ЕАЭС, или союзнических обязательств коллективной обороны, как в ОДКБ. Так что реального противовеса не получается — они работают в разных плоскостях.
Что же касается Казахстана, там жители не ощущают такого единства и близости с Турцией, как в Азербайджане. Казахстан использует тюркскую повестку в целях своей многовекторной внешней политики, но не зацикливается на ней. Так, уже после вхождения в тюркский совет он проявил максимальную активность в создании таможенного союза в 2010–2011 годах и евразийского экономического союза в 2014–2015 годах совместно с Россией.
— Как можно оценить отношения между Казахстаном и Татарстаном в качестве одного из ведущих регионов РФ? И что значит открытие генерального консульства РК в Казани? Можно ли это воспринимать как особый знак, как желание подчеркнуть давние исторические и культурные связи?
— Отношения между Казахстаном и Татарстаном традиционно крепкие и дружественные, и тому много причин. Наверное, в первую очередь важен экономический статус Татарстана, которому есть что предложить. В Казахстане сегодня работают многие ведущие компании Татарстана, такие как «Татнефть», КАМАЗ, «Казанский вертолетный завод».
Однако важны и языковая близость, и религиозный фактор, и наличие взаимных диаспор. Казань не единственный город в России, где есть консульство Казахстана — оно есть также в Санкт-Петербурге, Омске и Астрахани. Главным принципом открытия соответствующего ведомства является значительное число соотечественников, нуждающихся в консульской помощи. И в нашем регионе их немало.
А в Казахстане до сих пор, даже после массового отъезда, проживают более 200 тысяч татар. Как-то в Уральске мне довелось пообщаться с крепкой и дружной местной татарской диаспорой, усилиями которой создан музей Габдуллы Тукая, жившего в этом городе в начале XX века. Общие культурные деятели тоже сближают.
Подводя итог, можно констатировать, что Казахстан нашел свою нишу в мировой политике и экономике и интерес к нему у ведущих субъектов мировой системы международных отношений в ближайшее десятилетие будет сохраняться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.