Выручка группы компаний СКБ Контур по итогам 2021 года выросла на 25%, до 22,6 млрд рублей Выручка группы компаний СКБ Контур по итогам 2021 года выросла на 25% до 22,6 млрд рублей

ГК СКБ Контур в списке самых дорогих компаний Рунета

В 2021 году ГК СКБ Контур впервые вошла в число самых дорогих компаний Рунета, заняв в этом списке 14-е место, по версии Forbes. Выручка группы компаний СКБ Контур по итогам 2021 года выросла на 25% до 22,6 млрд рублей. При этом выручка от разработки собственного программного обеспечения составила 22 млрд рублей, а совокупный среднегодовой темп роста группы за 5 лет (CAGR) — 21,3%.

«Один из главных драйверов роста — электронный документооборот. За год мы передали 850 миллионов электронных документов, а это, по нашим оценкам, 40 процентов от общероссийского трафика, — отметил гендиректор СКБ Контур Евгений Филатов. — Несколько лет назад это был стартап, но мы сделали ставку на него и не прогадали: ЭДО наконец стал трендом, и пандемия только подтолкнула компании к тому, чтобы отказываться от бумаги. Думаю, в 2022 году тренд сохранится. В конце 2021 года приняли закон о кадровом ЭДО, и теперь к электронным документам по сделкам — актам, счетам-фактурам — добавятся еще и кадровые документы».

Тренды и точки роста

Группа компаний объединила более 70 своих сервисов в экосистему продуктов для бизнеса. Это означает курс на внутреннюю связность сервисов, ориентированных на один сегмент, единую внутреннюю инфраструктуру и продвижение под единым мастер-брендом «Контур».

Клиентами и партнерами СКБ Контур в 2021 году стали Segezha Group, «Мечел-Сервис», Airbnb, Росбанк, банк «Уралсиб», интернет-банк «SBI Бизнес», «Юнилевер Русь», Decathlon Россия, сети магазинов Kari и Fix Price, футбольный клуб «Динамо-Москва». О сотрудничестве в сфере экономической безопасности Контур договорился с «Лабораторией Касперского».

Среди главных драйверов роста — традиционные для компании направления: электронная подпись, электронный документооборот в сфере B2G** и B2B***, проверка контрагентов. Выросли также направления, связанные с закупками и автоматизацией малого и среднего бизнеса.

«В 2022 году заданные тренды сохранятся. Пандемия подстегнула развитие технологий, и набранный темп как минимум не снизится, — рассказал председатель совета директоров группы компаний СКБ Контур Дмитрий Мраморов. — Сохраняется роль государства в процессах цифровизации — и в плане информатизации госсектора, и в плане законодательных инициатив. Но будет и ограничитель роста — дефицит кадров. С появлением повсеместной удаленки эта проблема встала в полный рост: теперь разработчики в регионах могут устроиться и в московскую, и в западную компанию, не переезжая физически, а это сильно меняет кадровый ландшафт. Вряд ли в 2022 году ситуация радикально улучшится, но план действий у нас есть».

Объем документооборота в 2021 году достиг 1 100 млн документов по всем операторам в стране

Наибольший прирост подключений к ЭДО, как и годом ранее, показали торговля, спорт, образование. Кроме того, в число лидеров вошли бюджетные организации, общепит, компании, предоставляющие бытовые услуги, занятые в сфере туризма и отдыха. Темп прироста по EDI****-трафику составил 15%. Это выше, чем в среднем по рынку. Причина — в проактивной позиции при работе с клиентами, активации их контрагентов и подготовленной инфраструктуре для перевода бизнес-процессов клиентов на ЭДО.

Прирост количества подключений к системам ЮЗЭДО по стране в целом за прошлый год примерно такой же, как у Контура, +40%. В абсолютном исчислении объем документооборота в 2021-м достиг 1 100 млн документов по всем операторам, в 2020-м данный показатель составил около 850 млн документов. При этом только на долю счетов-фактур ежегодно приходится 4,1 млрд (по данным ФНС России), из которых в электронный вид пока переведено не более 10%. Потенциальный рынок для ЭДО в целом по стране оценивается около 4 млн ИП и юрлиц.

Оператор ЭДО СКБ Контур — один из лидеров по числу роуминговых соединений (30 операторов в роуминге, из них 10 — в автороуминге) и лидер на рынке EDI по количеству подключенных торговых сетей (более 350).


Удостоверяющие центры Контура в 2021 году выдали более 2,1 млн квалифицированных сертификатов — на 29% больше, чем в 2020-м. Всего в 2021 году аккредитованные УЦ выдали в России 13,5 млн квалифицированных сертификатов электронной подписи (по данным федерального ситуационного центра Электронного правительства). По оценке аналитиков Контура, бо́льшая часть сертификатов выдана юрлицам и ИП (88%), остальная — физическим лицам. В ближайшие годы количество выдаваемых сертификатов увеличится, в том числе заметно вырастет доля сертификатов физических лиц. К этому располагают изменения в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно им, сотрудникам и уполномоченным лицам, чтобы подписывать документы от имени организации, понадобятся собственные сертификаты. Ранее сотрудники в некоторых организациях использовали копии сертификата руководителя — в будущем работать по такой схеме не получится.

Сервис проверки деловых партнеров Контур.Фокус расширяет географию проверок. Если в 2020 году можно было заказать бизнес-справки о компаниях из 42 стран, то в 2021-м это уже 160 стран. В топе запросы по Казахстану, Китаю и Германии.

В 2021 году Контур приобрел сервис безналичных чаевых Ytips. Он стал частью торговой марки Контур.Маркет. Также в группу компаний СКБ Контур вошло ООО «Атом Безопасность» из Новосибирска. Флагманский продукт компании — платформа StaffCop, которая предотвращает утечку данных с рабочих компьютеров. Благодаря этой покупке Контур вышел на рынок информационной безопасности.

«Традиционно при покупке компаний мы ориентировались на рынки, где Контур уже занимает уверенную и активную позицию. Но наша тактика меняется, — рассказал директор по новым проектам Михаил Сродных. — С сервисом StaffCop мы выходим на новые, но смежные для нас рынки. Уверен, что такие покупки способны стать катализаторами роста для всего бизнеса, ведь в этом случае мы не просто расширяем клиентскую базу — мы также приобретаем для себя новые технологии и экспертизу».

Для развития компаний внутри группы и для совершения новых сделок были использованы исключительно собственные средства. Объемы затрат на эту деятельность увеличиваются, но пока не представляют значимых величин для бизнеса компании. Планов по привлечению заемных средств в 2022 году также нет.