Зарядить районы республики на продажи местных товаров при помощи онлайн-площадок попытались на обучении по электронной коммерции, которое им устроил бизнес-омбудсмен РТ. Для этого позвали Юлиану Гордон. Она три часа рассказывала о перспективах выхода районных МСП на маркетплейсы, но в итоге все уперлось в интернет-покрытие в Татарстане. Как чиновников учат работе с маркетплейсами, наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
На трудности общения с маркетплейсами сетовали госслужащие из районов РТ.
Субботним утром 26 февраля в «Школе 21» Казани собрались несколько десятков великовозрастных школяров, для того чтобы научиться онлайн-коммерции и вытащить на маркетплейсы предпринимателей на вверенных им территориях республики
«Онлайн-торговля — единственная отрасль мировой экономики, которая ни разу не падала»
Субботним утром 26 февраля в «Школе 21» Казани собрались несколько десятков великовозрастных школяров — заместителей министров и заместителей руководителей исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов республики. Все для того, чтобы научиться… онлайн-коммерции и вытащить на маркетплейсы предпринимателей из вверенных им сел и городов.
На импровизированную сцену класса вышел руководитель казанского кампуса АНО «Школа 21» Илья Мирин — подбодрить присутствующих. «Татарстан, пожалуй, единственный регион, где такие люди, как вы, могут собраться в субботу в 8 утра, без шуток!» — улыбнулся он и пожелал успешной учебы. После чего с напутствием к чиновникам обратился бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. Он напомнил: в 2021 году учебно-практическое мероприятие по теме «Интернет-торговля — драйвер развития экономики» прошли министры, а также главы районных администраций и городских округов Республики Татарстан, организаторы получили хорошие отзывы. В 2022-м дошел черед до замов.
Фарид Абдулганиев: «Количество предпринимателей из Татарстана, которые начали продавать через интернет-каналы, выросло за год в 7 раз. В ПФО мы лидеры, в России были на 18-м месте, теперь мы в топ-5»
«Количество предпринимателей из Татарстана, которые начали продавать через интернет-каналы, выросло за год в 7 раз. В ПФО мы лидеры, в России были на 18-м месте, теперь мы в топ-5. У нас очень неплохая динамика, но по многим позициям мы не первые, — напомнил Абдулганиев и посетовал: — Когда мы задаем вопросы министрам, главам муниципальных районов по теме интернет-торговли, то прочерки получаем, потому что не разбираемся в этом. У нас есть показатели, за которые мы отвечаем, чтобы не попасть в критику, а интернет-торговля где-то там, далеко». Сделать ее близкой для замов руководителей должна была основательница бизнес-школы электронной коммерции iWengo Юлиана Гордон, которая почти три часа с перерывом на кофе вливала в головы присутствующих теорию, рассказывая о том, почему так важно предпринимателям выходить на маркетплейсы, какие площадки кому стоит выбрать и, главное, как может пополниться бюджет республики, если скрытые предпринимательские резервы придут торговать в сеть.
Начала Гордон с того, что перечислила стоп-факторы, которые, по мнению глав районов, мешают интернет-торговле на местах. Тут и уезжающая из районов молодежь, и сокращение объемов производства сырьевого бизнеса, и потеря рынков сбыта офлайн-торговли. Замы добавили в копилку проблем необходимость повышения качества производимых продуктов и компетенций самих предпринимателей, отсутствие логистических центров, удаление точек приема товаров.
«Онлайн-торговля — единственная отрасль мировой экономики, которая ни разу не падала, у нее не было нефтяных колебаний. То есть это не американские горки, а настоящая русская горка, только восходящая, — вдохновляла присутствующих Гордон. — Сейчас в мире покупают онлайн 2 миллиарда людей из 7. По мнению экспертов, ожидается двукратный рост, после чего возможен выход на плато». В России, по словам Гордон, доля интернет-торговли по итогам 2021 года составила 9%, официальный прогноз минпромторга РФ предрекает ее рост до 19% к 2024-му, потом эксперты прогнозируют выход на плато. Тем самым Гордон призвала поторопиться с выходом на онлайн-рынки, пока на них не началась конкурентная «мясорубка». Причем выходить надо именно на маркетплейсы, доля которых в онлайн-торговле оценивается в России на уровне 66%. Свои слова она подкрепила любопытной статистикой: чтобы запустить интернет-магазин, предприятию нужно инвестировать 5–6 млн рублей, маркетплейсы обходятся значительно дешевле, но дают новые рынки сбыта.
Юлиана Гордон почти три часа с перерывом на кофе-брейк вливала в головы присутствующих теорию, рассказывая о том, почему так важно предпринимателям выходить на маркетплейсы
«Вот главы говорят: у нас у предпринимателей проблемы с рынками сбыта. Я вчера была в Буинске. Буинская полба и чечевичные макароны занимают четыре листа поисковой выдачи Ozon. Захожу — а там разные бренды: такая полба, такая-рассякая. Видов 25 полбы. А рядом со мной стоит Марат, мы в его цехах, вокруг полба. И говорит: „А это все мой продукт. Мне просто заказывает „Макфа“ полбу, например“. То есть все поисковое слово „полба“ на Ozon выкуплено Буинском. А вы говорите: нет каналов продаж. Другой вопрос про „не знаем, не умеем“. Но каналы точно есть», — поделилась Гордон. После она рассказала о существующих цифровых экосистемах, в каждой из которых присутствует маркетплейс, детально погрузила «студентов» в устройство работы на маркетплейсе, потом переключилась на вторую составляющую интернет-торговли, инфраструктуру, которая формируется вокруг маркетплейсов и имеет синергетический эффект, создает новые рабочие места.
«Если говорить о Республике Татарстан, четыре крупных игрока — Ozon, Wildberries, AliExpress, KazanExpress — своей инфраструктурой создадут в ближайшие пару лет потребность в 5 тысячах рабочих мест. Я думаю, в Зеленодольске через несколько лет будет мини-Силиконовая долина такая. Теперь аналитика по России: каждый малый бизнес создает в среднем два рабочих места, средний бизнес — пять, каждый крупный — 30 при выходе на маркетплейс», — продолжила Гордон.
Отдельно она остановилась на товарах татарстанских производителей, которые сейчас присутствуют на маркетплейсах, а также тех нишах, которые в ближайшее время должны дать стремительный рост на площадках онлайн-торговли. Все это воплощается в деньги, и команда Гордон их даже просчитала: для расчетов взяли средний торговый оборот продавца из сферы МСП на маркетплейсах в размере 2 млн рублей (данные запросили непосредственно у маркетплейсов), потенциал роста (эксперты говорят, что электронная торговля в России вырастет еще в 2 раза, но самая низкая оценка — 15%).
«Дальше. Взяли все районы РТ, разделили их на зеленые, желтые, красные по показателю индекса вовлеченности субъектов МСП на маркетплейсах. Как сделали потенциал прироста? Посчитали, какое количество продавцов на маркетплейсах должно прибавиться из расчета увеличения на 15 процентов, взяли оборот в 2 миллиона, посчитали оборот и налоговую ставку. Получилась цифра в 47 миллиардов рублей, выручка по итогам 2021 года, напомню, 25 миллиардов рублей. Наши минимальные тренды по росту — в интернет должны выйти 23 тысячи субъектов МСП в 2022-м, и они должны принести плюсом к тому, что есть, 47 миллиардов рублей», — мотивировала Гордон. Расчеты регионального минпромторга, по ее словам, еще выше и равняются 59,1 млрд рублей.
Юлиана Гордон: «Онлайн-торговля — единственная отрасль мировой экономики, которая ни разу не падала, у нее не было нефтяных колебаний. То есть это не американские горки, а настоящая русская горка, только восходящая»
«Делаешь два шага от здания главы — все, интернета нет!»
Но не все в царстве E-com так сладко: коснулась Гордон и тех проблем, которые сегодня мешают республике торовать в сети. Одна из них — покрытие интернетом, с ней лектор столкнулась лично во время своих «гастролей» с обучающими программами по регионам республики: «Я объездила 15 районов, и в нескольких у меня были серьезные проблемы с тем, чтобы не сорвать выступление перед предпринимателями. Потому что были реальные сложности с интернетом. Два шага от администрации района, главы — все, интернета нет!» Помимо покрытия, Татарстану необходимы склады и микрофулфиллмент — центры площадью до 1 тыс. «квадратов», центры приемов заказов продавцов, курьерские службы. Есть и нужды «второго порядка»: фотостудии, рекламные агентства и IT-поддержка.
Сами же представители районных властей сетовали на более приземленные вещи. Например, первый заместитель исполкома Нижнекамского муниципального района Ренат Шакиров пожаловался на сложности в общении с маркетплейсами: «С „Леруа Мерленом“ я пытался связаться три недели, с Ozon — две недели. На обращения по электронной почте они отвечают не очень охотно. Есть ли возможность как-то связываться с маркетплейсами напрямую? Существуют нюансы, о которых можно рассказать только по телефону». Гордон посоветовала выходить на представителей онлайн-площадок через центр электронной торговли РТ.
Вторую часть учебного дня чиновники работали в группах над практическим заданием «Программа развития инфраструктуры интернет–торговли района на 2022 год» с последующей презентацией своих проектов
А представителя Лениногорска интересовало, работают ли маркетплейсы с самозанятыми. Гордон уверила: почти все площадки работают с самозанятыми, но не берут товары с кратким сроком годности, поэтому надо усилить присутствие «Самоката» и «Яндекс.Лавки» в Татарстане.
После почти трехчасового блока теории перед татарстанскими чиновниками с лекциями выступили региональный коммерческий директор компании «СберЛогистика» Ольга Ракова, заместитель управляющего директора Ozon Владимир Гончаревич, заместитель генерального директора по развитию PickPoint Григорий Френкин и директор по развитию компании «СДЭК» в республиках Татарстан, Чувашия и Марий Эл Елена Салытова. Вторую часть учебного дня чиновники работали в группах над практическим заданием «Программа развития инфраструктуры интернет–торговли района на 2022 год» с последующей презентацией проектов.