Успешный пуск ракеты «Сармат», о котором объявил Владимир Путин, и отчет Центробанка в Госдуме — эти два события, произошедшие на этой неделе, позволяют оценивать, что же будет дальше с экономикой нашей страны, считает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. В своем очередном материале постоянный автор «БИЗНЕС Online» обращает внимание на важные процессы, происходящие в России, влияющие на экономику всей страны, в том числе укрепление ее оборонной отрасли, и указывает на три важных вопроса, заданных в парламенте Эльвире Набиуллиной, на которые она не смогла ответить.
Запуск межконтинентальной баллистической ракеты стационарного базирования «Сармат» с космодрома Плесецк в Архангельской области
Оборонные производства в нынешней ситуации играют роль стабилизатора
Успешный пуск ракеты «Сармат», о котором объявил президент Владимир Путин, и отчет Центробанка в Государственной Думе РФ, который я, вопреки своим традициям, выслушал полностью и целиком, — эти два события недели особенно зацепили мое внимание. Поскольку они, на мой взгляд, позволяют оценивать, что там будет дальше.
Начнем с ракеты. Еще где-то в 1990-х в чисто практическом плане был актуален вопрос: а не развалится ли Российская Федерация? На обсуждении в своей депутатской группе я говорил, что Россия не развалится, потому что для Запада был слишком велик риск образования ядерных государств с непредсказуемыми последствиями. У нашей страны были на ту пору очень серьезные ракеты, которые называли «Сатана». И стояла эта «Сатана» в разных местах. А одна ракета, между прочим, могла уничтожать целые страны, соответственно, риски при развале России были велики и чрезмерны.
Поэтому я считал, что РФ не развалится, что ее разваливать полностью не будут, не станут добивать. Но вопрос этот возникнет вновь к 2017 году, когда все мыслимые сроки продления годности данной ракеты будут подходить к концу. Хотя уже в том же 2017-м стало ясно, что создадут новую межконтинентальную ракету, которая реально сможет заменять «Сатану», которая проходит практически через любые средства защиты и гарантирует ответный удар при любых вариантах развития событий. Это фиксирует, на мой взгляд, то, что Россия и дальше не развалится. А успешный пуск ракеты в ее практически боевом варианте означает, что с этого года их начнут производить конвейерно. А это уже реально влияет на экономику страны. Я, кстати, нашел в интернете объявление о наборе 500 рабочих на предприятие, которое делает двигатели для ракет. Что это означает? Что в России происходят процессы, значимые для всей экономики страны.
Ну вот, например, когда я оценивал спад, который ожидается в этом году, или когда писал, что потребление электроэнергии в I квартале этого года росло, то, вообще говоря, объяснить, почему это происходит, без учета оборонных производств довольно трудно. Скорее всего, существенно идет рост производства ракет и всего, что связано с оборонкой. Что ж, в принципе этот процесс стабилизирует экономику страны в такой сложной ситуации, если хватает денег. И если только эти деньги не выскабливаются из пенсионного фонда.
Кстати, по этой теме. Путин дал по итогам I квартала оценку профицита федерального бюджета в 1 трлн рублей, регионального — чуть меньше, но тоже порядка триллиона. Когда я в прошлом году в «БИЗНЕС Online» писал, что наметились триллионы профицита консолидированного бюджета страны, то мне несильно верили большинство читателей. Да, даже моих сторонников. А тут в такой кризисной ситуации профицит федерального бюджета, консолидированного бюджета страны, именно такого уровня. То есть у нас имеются огромные ресурсы, позволяющие и уровень жизни поддерживать, и одновременно наращивать оборонные производства, которые в нынешней конкретной ситуации играют роль стабилизатора. Это один контур экономической жизни страны, который показывается с позитивной стороны.
По реакции зала было понятно, что Набиуллину переизберут и дальше председателем Центробанка. Собственно, переизбрали
Три важных вопроса Набиуллиной
Ну и перейдем ко второму событию, что в значительной степени интересно, — отчет Эльвиры Набиуллиной, отчет Центробанка и ее переизбрание. Наряду с ее рассказами о том, как они c коллегами здорово рулили валютой страны, ей задавали вопросы, правда, в основном чепуховые, частные. Но на три из них я обратил особое внимание. Они как раз определили, что будет дальше.
Первый вопрос: а чувствует ли Набиуллина личную ответственность за то, что Россию грабанули на $400 млрд (на $300 официально)? Никакого признания личной ответственности за это не последовало. Характерно, кстати сказать, было замечание председателя Госдумы о том, что, мол, какая такая личная ответственность, если мы тут все вместе с вами голосовали за эти предложения Центробанка по валютным резервам.
Второй вопрос: зачем гнали золото на Запад? Зачем в прошлом году гнали золото из России на Запад в валюту, которая потом была отобрана? Никакого ответа не прозвучало. Лишь реплика, по смыслу напоминающая что-то вроде того, что у нас было слишком много золота даже для развивающихся стран и нам нужна была валюта. Разумеется, это если грубо переформулировать реакцию председателя ЦБ.
Судя по тому, как отчитался финансово-экономический блок (одновременно и Кудрин заявил, что они правильно все делали, и зам Набиуллиной Юдаева), видно, что они сохранят прежний курс, который проводился до и который привел к грабежу страны
И третий вопрос на эту же тему. В прошлом году Набиуллиной указывали на то, что пора прекратить гнать деньги в фонды национального благосостояния, мол, давайте их используем в экономике: «Вы, Эльвира Сахипзадовна, выступали категорически против. Считаете ли вы сегодня, что это было правильное решение — не использовать деньги в стране на инвестиции, а „укладывать“ их в стабилизационных фондах?» Ответ, если сформулировать коротко, был таким: любая семья копит на черный день, и потому перечислять эти деньги туда, где их потом грабанули, — это было правильно. Это была абсолютно правильная политика. В то же время по реакции зала было понятно, что Набиуллину переизберут и дальше председателем Центробанка. Собственно, переизбрали.
Из двух этих событий можно сделать вывод, что те, кто делает для страны ракеты, могли бы возглавить экономику страны и текущие события. Те, кто доказал, что успешно справляется со своими задачами, могли сыграть большую роль в развитии экономики страны. Тот же зампредседателя правительства по оборонным вопросам Юрий Борисов, который делает успехи в своей отрасли. Однако получается, что оборонный контур живет отдельно, там отдельные кредиты, отдельная система госзаказов, но вместе с тем и результаты у них как минимум удовлетворительные. И вроде из этого надо делать выводы… Но они не делаются. Судя по тому, как отчитался финансово-экономический блок (одновременно и Алексей Кудрин заявил, что они правильно все делали, и зам Набиуллиной Ксения Юдаева), видно, что они сохранят прежний курс, который проводился до и который привел к грабежу страны. Независимо от того, как и с какой скоростью события развиваются, пока общая направленность в экономике не изменится.
Замечание по дискуссии в Думе об обманутых дольщиках и эскроу-счетах. Я в «БИЗНЕС Online» высказывал мнение, что это ерунда, которая проблему обманутых дольщиков не решает. И вот в Госдуме, когда Набиуллиной задавали вопросы, возник частный вопрос о том, что эскроу-счета накрываются медным тазом и появляются дополнительные обманутые дольщики, больше, чем в предыдущих ситуациях. Факт, который также говорит о неточности финансово-экономической политики.
Индия примерно вдвое наращивает объемы покупок нефти. А Индия — следующий после Китая ключевой игрок в будущем мире в вопросах евроазиатских дел
Индия — следующий после Китая ключевой игрок в будущем мире
Что касается денег. Можно поразмыслить: ну хорошо, вот в I квартале все нормально, во II — тоже, а дальше нам Европа грозит для начала перекрыть уголь, затем — нефть, затем — газ. И тут возникает три момента. Первый — Китай внес четыре предложения, как выйти из конфликта с Украиной, в ООН. Причем сформулировал их так, что даже Россия не сделала бы это лучше. Точнее даже, РФ не решилась бы настолько пророссийские предложения внести в ООН.
Во-вторых, Индия примерно вдвое наращивает объемы покупок нефти. А Индия — следующий после Китая ключевой игрок в будущем мире в вопросах евроазиатских дел. В-третьих, по итогам I квартала в Германии цены производителей в марте выросли на 31% по сравнению с мартом прошлого года. А цены производителей в странах с более-менее стабильной валютой — штука ключевая. Штука, которая влияет на инфляцию. В потенциале это значит, что уже двузначная инфляция нарисовалась в Европе (причем она имеет тенденцию расти). Хотя пока еще никаких значимых санкций на энергосектор России Европа не ввела. Там события развиваются вполне в соответствии с прогнозами, что для них последствия будут катастрофическими в случае продолжения наращивания санкционной политики.
Но я ни в коем случае не злорадствую, не радуюсь тому, что в Европе людям плохо, что британцам (если вы помните из предыдущей моей статьи в «БИЗНЕС Online») их СМИ рекомендуют не пить чай с тостами, а немцам — поменьше мыться и отказаться от мыла, чтоб стать независимыми от российских энергоресурсов. Но все-таки это позволяет делать более оптимистичные предположения для России на будущее относительно того, как не на словах, а в реальности будут работать санкции. Пока что они даются Европе гораздо тяжелее, чем России. Интересно, что США, которые давят на европейский бизнес по поводу введения и соблюдения санкций, сами продолжают себе покупать российскую нефть и по значимым для себя отраслям придумывают из санкций исключения. Например, продолжат покупать российские удобрения. Ну что ж…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.