Блокировка валютных счетов Банка России сделала стандартные меры по управлению курсом рубля недоступными, поэтому пришлось вводить ограничения на движение капитала. Курс рубля по-прежнему определяется рыночными методами, но факторы волатильности теперь иные. При этом чрезмерно жесткая денежно-кредитная политика, направленная на скорейшее подавление инфляции, не позволит производителям наращивать производство. Поэтому, как полагает Павел Spydell Рябов, банку придется допустить некоторую инфляцию, но ровно настолько, чтобы производство адаптировалось к новым условиям.
В сложившихся условиях курс рубля определяется балансом спроса импортеров на валюту и предложением валюты со стороны экспортеров
Курс остается плавающим
В ноябре 2014 г. Банк России перешел к режиму плавающего курса рубля. Это означает, что Банк России не устанавливает каких-либо целевых ориентиров и ограничений по уровню курса и темпам его изменения. Динамика курса рубля — результат баланса спроса и предложения экономических агентов на валютном рынке.
При этом Банк России может принимать меры, если повышенная волатильность на валютном рынке угрожает финансовой стабильности. Ранее такие меры включали в себя приостановки покупок валюты в рамках бюджетного правила, валютное РЕПО и валютные свопы, прямые интервенции.
Блокировка валютных счетов Банка России в конце февраля 2022 г. сделала стандартные меры недоступными. Введение ограничений на движение капитала — вынужденная мера, необходимая для минимизации рисков для финансовой стабильности в отсутствие возможности у Банка России проводить прямые операции на валютном рынке.
При этом приверженность рыночным принципам формирования курса рубля сохранилась. Курс рубля остается плавающим, однако изменился набор факторов, которыми определяется его динамика. В открытой экономике (экономике, в которой отсутствуют ограничения на движение капитала) курс национальной валюты определяется двумя счетами платежного баланса — счетом текущих операций и финансовым счетом.
Активное участие национальных и зарубежных финансовых институтов на валютном рынке позволяет сглаживать сезонные колебания курса. Наличие дополнительных механизмов — таких, как бюджетное правило — сглаживает колебания курса, связанные с ценами ресурсов на мировом рынке (например, нефть, газ, металлы).
В экономике с ограничениями на движение капитала влияние финансового счета на курс валюты существенно снижается, а основным фактором, определяющим динамику курса, становится торговый баланс. Таким образом, в сложившихся условиях курс рубля определяется балансом спроса импортеров на валюту и предложением валюты со стороны экспортеров. Это, в частности, означает, что наблюдаемое в последнее время укрепление рубля в значительной степени связано с более низким объемом импорта на фоне санкций и ограничений зарубежными компаниями поставок товаров в Россию и, как следствие, более низким спросом импортеров на валюту.
Решение о смягчении мер контроля за потоками капитала принимается на основе анализа рисков для финансовой стабильности, а не динамики курса рубля. Например, к середине апреля риски для финансовой стабильности заметно снизились и срок обязательной продажи экспортерами валютной выручки для некоторых экспортеров был увеличен с трех до 60 дней.
Денежно-кредитная политика продолжает влиять на курс рубля, но с большим лагом и более опосредованно — через динамику спроса на импортные товары, тогда как спрос на финансовые инструменты становится менее значимым. При этом приостановка действия бюджетного правила и ограничения на движение капитала снижают возможности финансовых рынков по сглаживанию колебаний курса, поэтому динамика курса рубля может быть более волатильной, чем в предыдущие периоды.
Планы ЦБ РФ по денежно-кредитной политике
В ситуации структурной перестройки, вызванной шоками предложения, проведение чрезмерно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на скорейшее возвращение инфляции к цели, нецелесообразно — подавленный спрос не позволит производителям наращивать производство.
Компании будут вынуждены снижать цены на конечные товары на фоне сильно падающего спроса и могут потерять финансовую устойчивость, хрупкую в условиях трансформации. Кроме того, высокая стоимость заемных ресурсов при росте потребности в оборотных средствах снизит скорость адаптации компаний к новым условиям. В результате спад экономики будет более глубоким, дальнейшее восстановление — более продолжительным, а инфляция после периода структурной перестройки может оказаться существенно ниже цели.
Однако проведение чрезмерно мягкой политики может также замедлить восстановление, поскольку будет способствовать формированию инфляционной спирали — неоправданный и неконтролируемый рост цен приведет к росту инфляционных ожиданий и вызовет дальнейший рост цен.
Структурная перестройка экономики будет эффективной, только если она будет происходить в условиях замедляющейся инфляции, поэтому Банк России будет принимать решения исходя из требуемой степени жесткости для возвращения инфляции к цели.
Задачей денежно-кредитной политики в этот период будет следующее: постепенно возвращая инфляцию к цели, в то же время допускать такой темп роста цен, который достаточен для адаптации производства к новым условиям и для перехода к масштабированию выпуска, за счет которого компании смогут перейти к снижению цен в дальнейшем. Постепенное уменьшение остроты шоков предложения по мере завершения процессов структурной перестройки и проводимая денежно-кредитная политика будут способствовать устойчивому ослаблению инфляционного давления.
Базовый сценарий предполагает значение ключевой ставки в среднем за год в диапазоне 12.5—14.0% в 2022 г. — это означает, что пространство для снижения ключевой ставки до конца года остается. Траектория ставки в 2023–2024 гг. также предполагает возможность дальнейшего снижения при развитии ситуации в соответствии с прогнозом Банка России (до 9—11% в среднем в 2023 и до 6—8% в среднем в 2024), что поддержит кредитование на среднесрочном горизонте, не создавая рисков для финансовой и ценовой стабильности.
Представленная траектория ставки отражает текущую оценку ситуации, которая отличается повышенной неопределенностью. Баланс рисков ускорения инфляции, спада экономической активности и рисков для финансовой стабильности может существенно измениться. Возможности, сроки и шаги по снижению ключевой ставки будут зависеть от поступающей информации о фактической и ожидаемой динамике инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также изменения существенных внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
SPYDELL, 12.05.2022
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.