За весенний сахарный дефицит в Татарстане УФАС пытается прищучить лишь «Агросилу». В целом 90 продуктовых спекулянтов получило предупреждения. Жесткие меры чреваты. «Чтобы продукты были доступны, кто-то за это должен платить!» — говорили на семинаре УФАС. О том, чем закончилось трехлетнее противостояние «мусорных» регоператоров и ведомства Айрата Шафигуллина, почему в районах затягивают с «путинской» догазификацией и какой картель на четверть миллиарда обнаружился в закупках от минобрнауки, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Антимонопольшики Татарстана сегодня собрались в своем учебном центре на Оренбургском тракте, чтобы обсудить последние громкие дела и их правоприменительную практику
Татарстанское УФАС собрало в бюджет 75,5 млн штрафов по итогам 2021-го
Антимонопольшики Татарстана сегодня собрались в своем учебном центре на Оренбургском тракте, чтобы обсудить последние громкие дела и их правоприменительную практику. Это первая встреча в этом году. До пандемии они встречались гораздо чаще — раз в квартал.
«Результаты нашей работы не просто на словах. Есть статистика и показатели о кратном снижении нарушений при проведении государственных закупок, которые позволили выполнить и исполнить национальный план по развитию конкуренции в Республике Татарстан», — на позитивной ноте начал совещание руководитель управления УФАС по РТ Айрат Шафигуллин.
Картельные сговоры — самый «доходный» пункт нарушений в части штрафов. По итогам 2021 года на татарстанские организации были наложены штрафы на общую сумму 75,5 млн рублей, и 72,9 млн из них — за антиконкурентные соглашения. Одно из последних дел касается поставки оборудования для образовательных учреждений Татарстана. Фабулу раскрыл заместитель руководителя ведомства Андрей Розенталь. С октября 2018 года по июнь 2021-го 7 компаний участвовало в торгах от минобрнауки РТ по нацпроекту. УФАС считает, что они заключили соглашение, которым фактически поддержали цены контракта по 22 аукционам и получили прибыль почти в 267 млн рублей.
«Это достаточно большой картель. Сейчас мы находимся в стадии принятия решения. Без помощи правоохранителей и органов безопасности, которые нам оказывают помощь, такие картели раскрывать было бы достаточно сложно», — сказал Розенталь. Впрочем, названий компаний, участвующих в сговоре, публика не услышала. Способы обмана системы госзакупок становятся изощренными, добавил спикер. Поэтому ведомству нужно искать новые способы выявления нарушителей.
Самое же обсуждаемое дело уже на протяжении трех лет — о «мусорной» реформе, которое дошло до суда
«Мусорная сага» близка к судебной справедливости
Самое обсуждаемое дело последних лет — «мусорная» реформа. Оно наконец дошло до суда. В действиях регоператоров Татарстана антимонопольная служба выявила следующие нарушения:
- Выставление счетов за вывоз ТКО в период самоизоляции за фактически не выполняемый вывоз. Напомним, в УФАС обратились отельеры и ретейлеры, которые не работали в тот период, а счета за вывоз мусора приходили по нормативу. Действия УК «ПЖКХ» сочли незаконными. В самой же компании с обвинениями не согласились и обратились в арбитражный суд. Две инстанции уже поддержали позицию татарстанского УФАС. Ожидается кассация.
- Нарушение в области порядка транспортировки отходов. Регоператор при определении транспортировщика должен разделить свою зону на две части: в одной он может без конкурса вывозить мусор сам, а в другой — провести торги на определение перевозчика. УК «ПЖКХ» передал данную деятельность на субподряд «Чистому городу», и в этом УФАС углядело нарушение и выдало предписание. Регоператор снова попытался обжаловать решение, но оно было оставлено в силе.
- Расчет исходя из нормативов с лицами, для которых норматив не установлен. Речь о компаниях, торгующих промтоварами, — для них в РТ норматив за вывоз мусора отменен. УФАС выдало предупреждение регоператору, на что тот вновь попытался обжаловать его. Две инстанции позицию антимонопольщиков поддержали.
- Необоснованный отказ в заключении прямых договоров с собственниками помещений многоквартирных домов. Регоператору выдано предупреждение, оно на исполнении.
Характер жалоб на регоператоров с 2019 года почти не меняется, отмечает Розенталь. Это и счета при отсутствии договора на оказание услуг, несогласие с размером оплаты, плохое качество работы. «Нас пытались обвинить, что мы не можем поменять саму систему, которая действует в республике, — сказал он. — Большая роль в регулировании этих процессов лежит на органах власти. Мы с ними находимся в постоянном контакте, чтобы данная система каким-то образом запустилась и работала эффективно». Сгладить шероховатости можно на законодательном уровне, но пока это дело продвигается тяжело.
Затронули и тему бесплатной догазификации частных домов и садовых товариществ. Владимир Путин объявил об этом в октябре прошлого года. Антимонопольщики наказали муниципалитетам и ресурсоснабжающим организациям не затягивать со сроками. Особенно это касается дачных участков. В 2021 году за нарушение порядка подключения к газу в отношении «Газпрома трансгаз Казань» было возбуждено 8 административных дел, Сетевой компании — 7.
«Если мы пытаемся ударить по рукам производителю или продавцу, товар продаваться не будет»
Тема контроля за ценами на продукты заметно оживила сидящих в зале. По словам Шафигуллина, в начале года были зафиксированы спекуляции, нарушителям выдавались предостережения. 90 писем отправили компаниям, которые необоснованно хотели поднять цены. Правда, дело возбудили лишь одно: в отношении ООО «Агросила-Коммерция». Компании вменяют создание дискриминационных условий для организаций розничной торговли при реализации сахарного песка. Напомним: «Агросила» отпускала сахар по различным ценам для разных покупателей в течение февраля и марта.
Впрочем, цены на сахар все равно сдержать не удалось — где он ныне, песок по 49 рублей, что был еще до начала спецоперации на Украине? Даже федеральные сети, договорившись о минимальной наценке на этот продукт на фоне внезапного дефицита, удержать цены не смогли. Ряд магазинов даже работал себе в минус, говорят антимонопольщики. Из зала прозвучал вопрос: неужели у ФАС нет никаких рычагов, чтобы контролировать рост цен на российские продукты? Розенталь признается, что контролю поддаются только социально значимые товары. К тому же поддержку производителям должно оказывать и государство.
Цены на сахар не удалось удержать даже федеральным сетям, которые договорились делать минимальную наценку, потому что на рынке случился дефицит товара. Ряд магазинов даже работал себе в минус
«Чтобы цена на продукты питания была дешевой, от производителя, кто-то за это должен заплатить. Если мы пытаемся ударить по рукам производителю или продавцу, к чему придем? Товар продаваться не будет. Чтобы тот или иной товар был дешевым, нужны большие субсидии. Чтобы производитель мог иметь дешевые кредиты, ему нужно дать льготные удобрения, дать практически все, чтобы он произвел, скомпенсировать, чтобы он немного заработал и отдал подешевле. И сети чтобы не больше 5 процентов накинули, — говорит он. — Если мы станем давить, у нас товар не будет производиться. Мы уже это проходили».
Розенталь также сослался на непростую процедуру выявлений нарушителей по росту цен. Нужно понять всю цепочку, выявляя, на каком этапе произошло повышение. И этот процесс занимает длительное время.
Продолжая тему работы торговых сетей, в УФАС озвучили тревожную нотку для федералов. По закону о торговле, доля товарооборота в одном районе ретейлера не может превышать 25%. По итогам 2021 года в Высокогорском, Верхнеуслонском и Камско-Устьинском районах совокупная доля магазинов «Пятерочка» и «Магнит» превысила 70%. Так, в 32 районах больше не может открывать новые точки ООО «Агроторг» («Пятерочка»), а для АО «Тандер» («Магнит») закрыт вход в три района.
«К сожалению, количество районов, где преобладают федеральные сети, растет, — сказал Розенталь. — В настоящее время экономические условия говорят о том, что индивидуальным предпринимателям практически невозможно конкурировать с торговыми сетями». Он обратился к муниципалитетам, видимо, переживая за остальных предпринимателей. «Когда вы находитесь в условиях, что у вас „Пятерочка“ и „Магнит“ занимают 70 процентов от оборота, вы попадаете под их зависимость. Они становятся монополистами. И в таком случае придется работать с ними как с естественными монополиями, то есть регулировать тариф. Представляете, что такое регулируемая торговля?» — вопрошал он. В этот момент перед мысленным взором слушателей, видимо, вставали призраки советских прилавков с раздольем выбора березового сока и банок с морской капустой: хочешь бери то, хочешь — это. Ну или рыночные цены в 1990-е, когда продавцы не успевали переписывать ценники — такое, кстати, уже было во время мартовского ажиотажа.
«Когда вы находитесь в условиях, что у вас «Пятерочка» и «Магнит» занимают 70 процентов от оборота, вы попадаете под их зависимость, они практически становятся монополистами»
Попадать под влияние федеральных сетей районам нельзя, иначе те потом будут «диктовать, как и что делать». Но есть и плюсы от деятельности крупных ретейлеров — с ними проще договориться, когда речь идет о добровольном ограничении наценок на социальные товары, поскольку они работают централизованнее, чем частники.
«Вы должны внимательнее смотреть, чтобы сети не развивались как раковая опухоль и не создавали последующих проблем», — добавил спикер и призвал обратить внимание на других игроков рынка, чтобы «Магнит» и «Пятерочка» не были монополистами на рынке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.