В столицу Татарстана этапировали Виктора Курицина, который в конце 90-х со своей бандой держал в страхе Зеленодольск, безжалостно убивая тех, кто вставал у него на пути. На его официальном счету — четыре убийства и три покушения, вину в которых он не признал. А теперь почему-то решил сознаться в других преступлениях прошлого, потянув за собой еще и бывших «соратников». История кровавой банды — в материале «БИЗНЕС Online».
В режиме строгой секретности в Казань доставили Виктора Курицина, который на рубеже 90-х и начала нулевых держал в страхе весь Зеленодольск
Лидеры двух кровавых банд встретились в одной камере СИЗО
Казанский СИЗО-1 продолжает пополняться кровавыми бандитами эпохи расцвета «казанского феномена». В режиме строгой секретности в столицу РТ доставили Виктора Курицина, который на рубеже 90-х и начала нулевых держал в страхе весь Зеленодольск. На его счету — создание банды «Курицинские», четыре убийства и три покушения. В 2012 году Верховный суд Татарстана признал его виновным в кровавых преступлениях и назначил пожизненное наказание. Отбывать срок Курицина отправили в колонию особого режима для пожизненно заключенных — в самую северную тюрьму России, ИК-18 «Полярная сова». На тот момент Курицину было 47 лет.
И вот спустя 10 лет гроза Зеленодольска решил заговорить. По нашим данным, в Казань его доставили в начале июня. В казанском следственном изоляторе Курицину, по информации источников «БИЗНЕС Online», досталось особое место — в одной камере с лидером ОПГ «Жилка» Юрием Марухиным, который «гостит» в казанском СИЗО с мая. И, кстати, этапировали его тоже из «Полярной совы».
Для чего Курицина привезли в Казань? По информации источников «БИЗНЕС Online», он дает показания по одному уголовному делу, но какому именно — пока держится в строгом секрете. Ни в СКР, ни в МВД информацию официально не комментируют. Но следственные действия сейчас находятся в активной фазе: Курицина уже допросили, провели очные ставки с несколькими людьми и предъявили ему обвинение 9 июня.
Следствие даже успело обратиться в суд с ходатайством об аресте Курицина. Процедура больше формальная, поскольку он и так в СИЗО. Ходатайство представил следователь 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Айрат Гиниятуллин. На заседании озвучили, что Курицина обвиняют в убийстве некоего Николаева, которое было совершено в Казани в 2001-м. Уголовное дело по этому факту было возбуждено еще 20 апреля 2003-го, и теперь оно соединено в одно производство с новым делом, возбужденным 1 июня этого года.
От «грозного» Курицина спустя 10 лет практически ничего не осталось, кроме надменного взгляда. За 10 лет он полностью поседел. В суде на избрании ему меры пресечения он появился в сопровождении трех оперативников. Сидел на скамейке (не в клетке), пристегнутый наручниками к одному из сотрудников, и очень оживленно с ними разговаривал. Интересовался судьбой Мидхата Курманова — бывшего министра юстиции РТ, ныне адвоката, а во времена «казанского феномена» сотрудника милиции до 1992 года. «Он меня 5 раз задерживал!» — будто с ностальгией, посмеиваясь, рассказывал Курицин. Задерживали его «по мелочи», а потом отпускали.
Суд постановил отправить его под арест до 21 июня, до конца предварительного следствия. Его адвокат в суде сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что Курицин дает показания добровольно и свою вину признает полностью.
Почему вдруг спустя 10 лет Курицин, на суде отрицавший свое участие в каких-либо преступлениях, надумал заговорить? По одной из версий, он решил дать новые показания по своему же уголовному делу. Когда ему выносили приговор, он заявлял, что непричастен к четырем убийствам, которые ему предъявляли. По одному из этих убийств он даже стоял на железном алиби — мол, находился в другом городе. А еще заявлял, что не имеет отношения к покушениям на убийства — якобы все доказательства следствия были построены исключительно на допросах покаявшихся участников банды. Тем не менее федеральный судья Павел Кондратьев, рассматривавший уголовное дело Курицина и через три года ушедший в отставку, посчитал, что вина того доказана. Может ли быть такое, что теперь, спустя 10 лет, следственный комитет снова «поднимает» данное дело, чтобы получить ответ на вопрос: а могут ли у этих убийств быть другие исполнители? Так или иначе приговор, уже давным-давно вступивший в силу, не отменить, говорят источники.
Другая версия более реалистична. Курицин, как и многие другие пожизненно осужденные, спустя годы решил пролить свет на те преступления, которые повисли мертвым грузом в кабинетах следователей. Фактически терять ему нечего — больше, чем ему уже предписал в 2012-м суд, дать не получится. Но зато появилась возможность вернуться в родные края, поучаствовать в следственных действиях, побывать в суде — себя показать да на других посмотреть. Для человека, сидящего на пожизненном в четырех стенах колонии особого режима, это как поездка на курорт.
Кто еще задержан
Интересно, что Курицин не единственный, кто очутился в СИЗО по обвинениям за «прошлые» дела. На неделю раньше того в изоляторе оказался еще один фигурант этого дела — 50-летний Сергей Берендеев. В прошлом он активный участник банды «Курицинские» и когда-то правая рука самого Курицина. Судили их вместе, и в 2012 году Верховный суд назначил Берендееву 9 лет лишения свободы. Затем ВС РФ скостил ему срок до 8 лет 6 месяцев. Выйти на свободу Берендеев должен был в конце 2020-го. Но, как оказалось, ненадолго — теперь он, как и его бывший главарь, находится под стражей.
Однако, в отличие от Курицина, Берендеева обвиняют не в одном, а сразу в двух убийствах прошлых лет, совершенных в составе организованной группы (п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Фабула второго эпизода также не раскрывается. Его адвокат Владимир Якимов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не стал комментировать детали убийств, в которых подозревают его клиента, но сообщил, что с арестом Берендеева не согласен.
Еще один задержанный — 53-летний Олег Зубарев. Ему вменяют те же самые статьи, что и Берендееву. В суде, по нашим данным, он представился коммерсантом. По данным «Контур.Фокуса», Зубарев — гендиректор и соучредитель подмосковного ООО «Спринт», которое занимается арендой. Там же, в Подмосковье, у него есть еще три фирмы — «Зевс», «Атлантида» и «Сезам». Последняя занимается ресторанным бизнесом, первые две — также арендным. Но в Татарстане Зубарев был более известен как предполагаемый член ОПГ «Зининские» по кличке Таракан. Его адвокат Айрат Исмагилов также воздержался от комментариев по делу, сославшись на то, что ему нужно посоветоваться со своим подзащитным.
Курицин, по версии правоохранителей, сколотил свою боевую бригаду в Зеленодольске в 1992 году
История «птичьей бригады»: начало
Курицин, по версии правоохранителей, сколотил свою боевую бригаду в Зеленодольске в 1992 году. Хотя, по одной из версий, появилась группировка еще в 80-е. Просто «заметили» ОПГ лишь в начале 90-х. В криминальном мире группировку прозвали «Курицинскими», в милиции ее назвали «птичьей бригадой», т. к. у руля, помимо Курицина, встали некие братья Галкины. Но ближе к лидерству был один брат по имени Александр Галкин. Всерьез эту банду поначалу не воспринимали, т. к. милиционеры отрабатывали более крупные ОПГ. Но после своих злодеяний банда прослыла беспредельщиками, ее члены (на пике в группировку входили больше 300 человек) — безбашенными отморозками, которые не чурались силовых методов, шантажа и угроз.
Изначально «Курицинские» занимались мелким рэкетом, но к 90-м группа положила глаз на центральный городской рынок «Дары природы». Из-за него и произошел первый и самый крупный конфликт. В 1993 году в центре Зеленодольска, у гостиницы «Маяк», собралась большая сходка — по некоторым данным, порядка 100 человек. С одной стороны — банда Курицина, силовую поддержку которым оказывали члены казанской ОПГ «Зининские». С другой — группировщики Зеленодольска, тоже имевшие виды на рынок. За последних, по одной из версий, якобы даже выступил с поддержкой московский вор в законе Донец. Закончилось все стрельбой: «Курицинские» открыли огонь из автоматов. Двое человек тогда погибли, еще двое получили ранения.
Раскрыть дело о перестрелке милиция сразу не смогла. Один из Галкиных бежал в Москву, где прожил до 1994 года. Его тело обнаружили на каких-то задворках со смертельной раной от ножниц на шее и контрольным выстрелом в голову. Тогда-то оперативники и вернулись к делу о перестрелке. Вычислили и убийцу — им оказался «зининский» Зубарев по прозвищу Таракан. Невольным свидетелем убийства стал «курицинский» Денис Решетов, который и помог замести следы. Как оказалось, после перестрелки у «Маяка» все трое вместе бежали в Москву и там жили на съемных квартирах. Но в какой-то момент у Зубарева сдали нервы: якобы Галкин продолжал командовать ими уже после отъезда из Зеленодольска, хотя в Москве все они были на равных, все беглецы. И тогда он решил убрать Галкина. На следствии Зубарев заявлял о спонтанном убийстве, мол, был в состоянии аффекта. Но суд приговорил его к 12 годам лишения свободы.
В первый раз Курицина арестовали в 2002-м, но не за убийства, а за ношение оружия: поймали его на выходе из ресторана. Дали ему тогда 5 лет, но он освободился уже через три года и уехал в Самару
«Курицинские»: борьба за власть и приговор
После отъезда и убийства Галкина власть в ОПГ полностью перешла Курицину. По совету «смотрящего» за Зеленодольском авторитета Александра Лисихина (Педали) он покинул город и уехал в Самару, откуда продолжил руководить бригадой дистанционно. Под контролем группировки находились бомбилы, которые ездили из Зеленодольска в Казань и обратно. Периодически Курицин сам приезжал в Зеленый Дол. В один из таких приездов на него было совершено покушение. Сам «потерпевший» обвинил в этом противоборствующую зеленодольскую ОПГ «Азатовские» (или «18-я бригада»), которая крышевала ряд предпринимателей на центральном рынке.
Курицин все требовал вернуть ему «дойных коров», но договориться не получилось. Тогда решили действовать силовыми методами. На одной из встреч с членами банды Курицин якобы попросил навести справки о всех «Азатовских» и категорично заявил: «Рынок — наш, а кто не с нами, тот против нас». «Курицинские» якобы даже кошмарили местных торговцев, которые были под крышей «Азатовских»: громили точки, обливали товар краской.
Пока лидер «Азатовских» был в колонии, решили убрать его приближенного Алексея Засыпкина по кличке Цыпа: установили за ним слежку и выяснили, что каждое утро он ходит выгуливать собаку. Во время одной из таких прогулок его и убили. Это убийство указано в «послужном списке» лишь у самого Курицина.
Далее пришел черед Матроса и Лентяя из бригады «Азатовских», но оба они выжили, погиб лишь телохранитель Лентяя. Это было в апреле 2002-го.
Спустя четыре месяца «Курицинские» решили убить авторитета «Азатовских» Тайсона. Машину, в которой находился тот, «Курицинские» обстреляли возле железнодорожной станции Гари под Зеленодольском. От пуль девушка, которая была на переднем сиденье автомобиля, погибла на месте. Сам Тайсон отделался ранениями.
Самое громкое убийство на счету «Курицинских» датируется маем 2001 года. По просьбе участника казанской ОПГ «Грязь» Эдуарда Гарипова (по прозвищу Эдюня) Курицин, по версии следствия, убил на базе отдыха в Зеленом Бору заместителя директора татарстанского филиала ФГУП «РОСТЭК» — «РОСТЭК-Татарстан» 39-летнего Марата Усманова. Его машину, когда он приехал на базу отдыха, буквально изрешетили пулями. В обмен на убийство Усманова Эдюня обещал помочь Курицину решить вопрос с «Азатовскими». Но помочь Эдюня не успел — сам был застрелен в Москве.
Суд установил, что Усманова Курицин устранял не в одиночку. В убийстве, как следует из приговора, принимали участие несколько человек, включая его правую руку Берендеева.
В первый раз Курицина арестовали в 2002-м, но не за убийства, а за ношение оружия: поймали на выходе из ресторана. Дали ему тогда 5 лет, но он освободился уже через три года и уехал в Самару. Еще через 6 лет, в 2010-м, его задержали в Самаре уже за убийства. К тому моменту он работал заместителем директора по экономике и развитию ЗАО «Самара-ресурс».
В 2012 году группировка пошла под суд. На скамье Верховного суда РТ оказались 8 человек. Курицина признали виновным в четырех убийствах, трех покушениях, бандитизме, причинении тяжкого вреда здоровью, которое повлекло смерть, и незаконном хранении оружия. Последнюю статью из приговора ему убрал Верховный суд РФ — за истечением сроков давности. Курицин получил пожизненный срок. Свою вину он не признавал ни по одному эпизоду: заявлял об алиби, рассказывал, что в моменты, когда происходили убийства, был в Самаре, лично ни в кого не стрелял. А в эпизоде с убийством Усманова и вовсе сваливал вину на Берендеева.
Берендееву дали 9 лет «строгача», но ВС РФ скостил наказание до 8,5 года. Еще пятеро членов банды получили от 5 до 20 лет колонии: Александр Кебец — 7,5 года, Владимир Калиниченко и Валерий Кирпичников — по 10 лет, Александр Государев — 16 лет, Рустем Мухаметзянов — 20 лет колонии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.