В воскресенье, 10 июля казанский бизнесмен Артур Сабитов (второй справа), в прошлом управделами федерации лыжных гонок Татарстана, праздновал свой день рождения. Ему исполнилось 34 года В воскресенье, 10 июля, казанский бизнесмен Артур Сабитов (второй справа), в прошлом управделами федерации лыжных гонок Татарстана, праздновал свой день рождения. Ему исполнилось 34 года Фото: Мария Новикевич

«Мне говорят: «Прыгай!» А я плавать не умею…»

В воскресенье, 10 июля, казанский бизнесмен Артур Сабитов, в прошлом управделами федерации лыжных гонок Татарстана, праздновал свой день рождения. Ему исполнилось 34 года.

«Нашел в интернете компанию, сдающую в аренду яхты. Позвонил и проговорили вопрос количества человек, которое можно принять на борт. Изначально говорили о 30 персонах, и, со слов владельца судна, никаких проблем быть не должно», — рассказал Сабитов корреспондентам «БИЗНЕС Online».

Судно сдал в аренду казанский предприниматель Владимир Казаков. За это он получил около 100 тыс. рублей. Теплоход вышел с причала «Волжской гавани» в Аракчино, а затем должен был отправиться на остров Маркиз (расположен недалеко от берега Волги напротив речпорта), где должна была состояться часть праздника. На борт взошли 30 человек — гости, обслуживающий персонал, диджей и ведущий.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», пассажир Расим Салахов рассказал, что после отплытия пассажиры сразу почувствовали, что судно кренится в левую сторону В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пассажир Расим Салахов рассказал, что после отплытия пассажиры сразу почувствовали, что судно кренится в левую сторону Фото: Алексей Белкин

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пассажир Расим Салахов рассказал, что после отплытия пассажиры сразу почувствовали, что судно кренится в левую сторону. По словам других пассажиров, как только все гости поднялись на борт, теплоход начало подтапливать. Однако команда утверждала: все нормально, помповый насос все откачает. Но, как говорится, не получилось, не фортануло… 

«Корабль стал тонуть почти сразу, и капитан сказал: никаких проблем, такое уже случалось, помпа откачает лишнюю воду…» — рассказывает Сабитов. Пассажиры, вспоминает Салахов, попытались спасти судно своими силами: «Сначала направо все переметнулись, чтобы перевес сделать. Потом поняли, что не спасает, и теплоход начал переворачиваться». Мужчина рассказал, что спасательные жилеты успели надеть несколько женщин, остальные пытались держаться на воде или хватались за сапборды, оказавшиеся на борту. По его словам, никаких предупреждений об эвакуации команда теплохода отдать не успела, все произошло за считаные секунды.


Пассажир Разис (фамилию корреспонденту называть отказался) рассказал, что начал беспокоиться, когда увидел воду, которая начала попадать внутрь: «Подумали: ладно, задний ход дает. Потом насторожились: двигаемся вперед, а вода не уходит. Теплоход начал крениться. Я подошел к капитану и сообщил, что вода не выходит, а он такой: „Вроде нормально“. Я говорю: „Нет, не нормально!“ Мы сходили, посмотрели и уже начали прыгать [в воду]», — с дрожью в голосе рассказывал Разис. Молодой человек, с которым мы беседовали в казанском речпорту, признался, что ему трудно говорить и он до сих пор не пришел в себя.

Другой пассажир, представившийся Ранисом, рассказал, что первой под воду начала погружаться задняя часть теплохода, поэтому он пытался спастись, забравшись ближе к носу. «Мне говорят: „Прыгай!“ А я плавать не умею…» — рассказывал он, поднося к носу ватку с аммиаком. Молодой человек спасся, зацепившись за сапборд.

51-летний Казаков — не последний человеков в бизнесе, связанном с коммерческими судами в Татарстане. На своей странице «Вконтакте» Казаков рекламирует услуги: сдает в аренду яхты, гидроциклы, катера, теплоходы и даже плавучую баню 51-летний Казаков не последний человек в бизнесе, связанном с коммерческими судами в Татарстане. На своей странице во «ВКонтакте» он рекламирует услуги: сдает в аренду яхты, гидроциклы, катера, теплоходы и даже плавучую баню Фото: соцсети

Кто был за капитанским мостиком и чем известен владелец судна

Фатальный символизм — ровно 11 лет назад, 10 июля 2011 года, на Волге потонул теплоход «Булгария». Тогда погибли 122 человека. Но вчера жертв удалось избежать, правда, по чистой случайности: судно не успело отойти далеко от берега, на помощь примчались многочисленные рыбаки, а еще — проходивший мимо теплоход «Добрый», который взял на борт всех пассажиров и членов экипажа.

Именно на «Добром» спасенных доставили до речпорта. «Слава богу, никто не пострадал. Считаю, что все вопросы должны быть к владельцу судна. Лишь чудом удалось избежать жертв. Спасибо рыбакам и всем, кто принимал участие в спасении», — говорит Сабитов.

Там же, в речпорту, следственный комитет провел опрос пассажиров. По данным наших собеседников, всех их признали потерпевшими в рамках уголовного дела о нарушении правил движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшего по неосторожности причинение крупного ущерба (ч. 1.1 ст. 263 УК РФ). Максимальное наказание по статье — до 2 лет лишения свободы.

Пока СКР не раскрывает данных о фигурантах дела. По словам наших источников, допрошен капитан судна по фамилии Семенов, а также его владелец — Владимир Казаков. Связаться с ним на момент публикации не удалось — его номер отключен.

51-летний Казаков не последний человек в бизнесе, связанном с коммерческими судами в Татарстане. У него, судя по данным портала «Контур.Фокус», было свое ИП — правда, закрытое в 2019 году.

На своей странице во «ВКонтакте» Казаков рекламирует услуги: сдает в аренду яхты, гидроциклы, катера, теплоходы и даже плавучую баню.

«Поделюсь главным секретом: если хотите всегда быть жизнерадостным, занимайтесь любимым делом, будьте в хорошем настроении и делитесь им с окружающими. Но наступает какой-то момент, когда, в общем, уже неважно, кто и что о тебе думает, когда твоя деятельность становится просто твоим существованием», — пишет он у себя в соцсетях.

 «Казанец» представляет из себя так называемый плавучий ресторан. В объявлении указано, что судно рассчитано на 20 человек. По версии следователей, оно вообще не могло принимать на борт более 15 человекФото: kazanstory.ru

«У нас неготовые суда выходят на воду»

Что представляет собой судно, которое вчера едва не погубило 34 человека? Нам удалось найти объявление о его аренде на сайте экскурсионного центра «Казанские истории». Офис организации, судя по сайту, находится на 12-м этаже ТРК «Корстон». Однако побывавшим там корреспондентам заявили, что уже четыре года в этом кабинете расположена другая компания. Там оно названо катером «Гавань», хотя в своем релизе СКР называет судно катамараном «Казанец-1». Это кораблик 1994 года постройки, его спроектировали и собрали в Чкаловске. Основной материал конструкции — сталь. Длина судна составляла 15 м, а ширина — 3,62. Средняя рыночная цена такого катамарана — 800 тыс. рублей. «Казанец» представляет собой так называемый плавучий ресторан, в объявлении указано, что судно рассчитано на 20 человек. По версии следователей, оно вообще не могло принимать на борт более 15 человек. Но, несмотря на это, команда приняла 34 — в 2 с лишним раза больше положенного. Перегруз пока считается приоритетной версией расследования гибели.

«Судно оборудовано музыкальной аппаратурой, телевизором. Имеется СВЧ, чайник, — сказано в объявленииФото: kazanstory.ru

«Судно оборудовано музыкальной аппаратурой, телевизором. Имеется СВЧ, чайник, — сказано в объявлении. — Катер оснащен большим количеством посадочных мест и вместительным столом. Имеются уютные каюты для отдыха. Подходит для празднования дня рождения, юбилея, свадьбы, корпоратива, встречи одногруппников, бизнес-встреч».


При этом катамаран уже попадал в ЧП. 25 сентября прошлого года он сел на мель в 200 м от берега напротив Храма всех религий в Кировском районе Казани. На борту находились 13 человек. Все были спасены.

Какие повреждения тогда получило судно, неизвестно, но, очевидно, уроки были забыты. 

По данным источников нашей газеты, капитан и владелец судна в ходе допроса признали, что судно являлось маломерным и оно не было способно принять на борту такое количество гостей. Однако, предъявлено ли кому-то из них обвинение, пока неизвестно.

В воскресенье «БИЗНЕС Online» направил запрос в пресс-службу министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Ответа пока не поступило, в ведомстве в понедельник лишь уточнили, что запрос «находится в обработке».

«У нас неготовые суда выходят на воду», — констатирует в беседе с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Паруса» Вячеслав Егоров. По его словам, ситуацию с перевозками наглядно демонстрирует состояние речного порта Казани, который «практически не действует». По мнению Егорова, ЧП могло произойти из-за недосмотра собственника судна и капитана, которые несут персональную ответственность за безопасность пассажиров. Поскольку рейс нерегулярный, то и контроль, вероятно, только на них.

«Если человек — лишь владелец собственного корабля, он может вывезти просто своих друзей, знакомых и кого угодно. Если контроль осуществляется речным регистром — выполняются регулярные рейсы — это регистровые суда, прошедшие ежегодную аккредитацию. Наши доблестные ГИМС (государственная инспекция маломерных судовприм. ред.), я их очень уважаю, с огромным опытом там люди работают, и они за этим очень хорошо следят. Если судно под ГИМС или даже под речным регистром, то наши органы за этим следят, они молодцы», — отметил Егоров.

Число происшествий на воде растет просто потому, что увеличивается число плавательных средств, отмечает спикер. По его словам, от несчастного случая не застраховано ни одно судно. «Подобные случаи встречаются… Как бы ты их ни проверял, металл может устать, что-то может сломаться, отломиться. Даже новый чебоксарский „Валдай“ — такая же деталь, такое же железо, такой же человек за штурвалом. Повторюсь, здесь в первую очередь ответственное отношение собственника, провел ли плановый технический осмотр и так далее», — добавил спикер.