Госсовет Татарстана в четверг провел заключительную сессию перед летними каникулами. Депутаты одобрили поправки к бюджету республики и предложили Госдуме ввести наказание за неуважение к госсимволам регионов. Как выяснилось, пока КоАП РФ защищает только федеральные символы. С трудом, но все-таки одобрили депутаты переименование села в Алькеевском районе. Идею выставили как общую, но на самом деле у нее есть конкретный интересант — известный бизнесмен Иван Казанков, признала КПРФ. О том, как на заседании читали стихи Хузангая и тревожились за будущую рождаемость, — в материале «БИЗНЕС Online».
Планируемые доходы республиканской казны увеличатся на 55,2 млрд рублей до 355,2 млрд рублей, доложил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин
Дефицит бюджета Татарстана на 2022 год вырастет на 55%
Одним из первых вопросов Госсовет Татарстана рассмотрел изменения в бюджет на текущий год и плановый период 2023–2024 годов. Планируемые доходы республиканской казны увеличатся на 55,2 млрд рублей до 355,2 млрд рублей, доложил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Налоговые и неналоговые доходы республики повысятся на 40 миллиардов. «Рост платежей обусловлен в основном увеличением поступлений налогов от нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, а также предприятий, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков, торговых организаций», — пояснил Гайзатуллин.
Отвечая позже на вопрос депутата Ильшата Аминова, министр подтвердил, что удельный вес нефтянки в структуре налога на прибыль растет. Ожидается, что по итогам года поступления этого налога составят 123 млрд рублей. Более половины из данной суммы приходится на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании.
Планируемые доходы республиканской казны увеличатся на 55,2 млрд рублей до 355,2 млрд рублей, доложил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин
Расходы бюджета планируется увеличить на 54,5 млрд рублей до 392,3 миллиарда. Вот на что именно уйдет щедрая «добавка»:
- нацпроекты, федеральные программы, строительство и капремонт — 24,6 млрд рублей;
- инфраструктурные проекты — 10,4 млрд рублей (за счет федерального бюджетного кредита);
- научные и культурные мероприятия — 9,1 млрд рублей;
- оплата труда бюджетников — 5,2 млрд рублей;
- дорожное строительство — 3,6 млрд рублей;
- оплата неисполненных контрактов, заключенных в 2021 году, — 1,6 млрд рублей.
Последняя строчка вызвала вопросы: почему осталась такая внушительная сумма? Это «нормальное явление», успокоил Гайзатуллин и пояснил, что есть госконтракты, заключенные в конце прошлого года, — по ним деньги выплатить не успели. 1,3 млрд рублей — это расходы по дорожным контрактам.
Дефицит бюджета вырастет с 25 млрд до 37,1 млрд рублей. На сумму инфраструктурного кредита (10,4 млрд рублей) увеличится и госдолг республики — до 86,4 млрд рублей. Как пояснил Гайзатуллин, в связи с этим нужно повысить верхний предел госдолга. «Экономика республики отработала первую половину текущего года достаточно стабильно по финансам, несмотря на то, что санкционное разрушение логистических связей уже произошло с начала года», — оценил текущее положение дел глава комитета ГС РТ по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин.
Бурное обсуждение вызвал вопрос о переименовании села Сиктерме-Хузангаево в Алькеевском районе РТ, где недавно состоялся чувашский праздник Уяв
«А почему мы должны идти против этого желания? Как мы будем выглядеть после этого?»
Бурное обсуждение вызвал вопрос о переименовании села Сиктерме-Хузангаево в Алькеевском районе РТ. Специально приехавший в Казань глава Алькеевского района Александр Никошин рассказал депутатам, что жители предлагают убрать из названия упоминание известного чувашского поэта Петра Хузангая. В ноябре прошлого года по этому поводу провели собрание: из 196 жителей, имеющих право голоса, за смену названия проголосовали 106. Большинство поддержало инициативу и на публичных слушаниях в июне этого года.
Как оказалось, идея сократить название нравится не всем. «Вот мы говорим: Тукай, Кырлай, и никто не против, — вспомнил руководитель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла родину татарского поэта Габдуллы Тукая. — Я удивляюсь, почему они хотят оставить только Сиктерме?» Сиктерме — это основное название, а имя Хузангая сохранится за школой, хозяйством и другими объектами в деревне, пояснил руководитель комитета по госстроительству и законодательству Альберт Хабибуллин.
Ильдар Шамилов: «Не часто ли мы меняем название? Может быть, надо прекратить?»
Вроде бы обычное переименование, но не все так просто, заметил депутат Ильдар Шамилов. И даже зачитал приготовленную на листочке биографию Хузангая, который, например, участвовал в Великой Отечественной войне и работал депутатом Верховного Совета РСФСР. «С 1981 по 2004 год [село] носило название Хузангаево. Если я не ошибаюсь, в 1981 году без Верховного Совета Татарской АССР не меняли названия. Тоже, видимо, рассматривали, и было принято положительное решение. В 2005 году было название „Сиктерме-Хузангаево“. И здесь, на Госсовете, может быть, [кто-то из ныне присутствующих депутатов] голосовали, чтобы память об этом поэте и участнике войны осталась навсегда», — отметил он.
«Во-первых, не часто ли мы меняем название? Может быть, надо прекратить?» — продолжил Шамилов. Кроме того, его насторожило, что все расходы по переименованию берет на себя «некий предприниматель», денег из бюджета не понадобится. «Не пошли ли жители на поводу у этого предпринимателя, который обещал какие-то золотые горы? „Поменяйте название, и я вам обеспечу счастливое будущее“», — задавался вопросами парламентарий.
Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заметил, что на Уяве переименование даже обсуждали с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. Тот призвал опираться на мнение местных жителей
В защиту «некоего предпринимателя» — руководителя ООО «Хузангаевское» и СПК «Звениговский» Ивана Казанкова — выступил глава татарстанского отделения КПРФ Хафиз Миргалимов. «Да, это его инициатива, надо сказать об этом открыто!» — указал коммунист. К слову, еще в начале июня Миргалимов беспокоился, что жителям придется потратить много денег на переоформление всех документов. Но теперь беспокойства прошли. Миргалимов подчеркнул, что предприятия Казанкова «обеспечивают работой все село», а средняя зарплата там 70 тыс. рублей. «Посмотрите, какой ДК он построил, какую школу он построил со своими единомышленниками и какой праздник подарил всему чувашскому народу в общефедеральном масштабе», — перечислял Миргалимов. Дело в том, что как раз в Сиктерме-Хузангаево состоялся недавно чувашский праздник Уяв.
Как отметил Миргалимов, в Чувашии и так достаточно всего назвали именем Хузангая. «А почему мы должны идти против этого желания? Как мы будем выглядеть после этого?» — указал Миргалимов. Теперь из его выступления следовало, что это все-таки желание жителей.
Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заметил, что на Уяве переименование даже обсуждали с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым. Тот призвал опираться на мнение местных жителей. «Конечно, мы создавать какой-то прецедент сегодня, навязывать свою волю жителям села не будем», — обозначил спикер. К позиции местных призвал прислушаться и депутат Дмитрий Самаренкин., который по памяти зачитал стихи чувашского поэта:
В соседних памятных селеньях
Татарин, русский и чуваш
Зовут друг друга с уважением
«Ипташ», «товарищ» иль «юлдаш».
В итоге из 78 депутатов 71 поддержал изменения, четверо выступили против, еще один воздержался.
После получасового перерыва парламентарии рассмотрели законопроект, предлагающий ввести административную ответственность за неуважение государственных символов субъектов России
Мухаметшин: «Че-то ты, как этот, do you speak English, понимаешь?»
Забавный эпизод случился еще до перерыва. После выступления депутата Владимира Вавилова Мухаметшин отметил, что желающих выступить в обсуждении вопроса нет. Не успел он договорить предложение, как кто-то из депутатов крикнул: «Әйдәгез тавыш бирик (тат. „давайте проголосуем“ — прим. ред.)». Спикер Госсовета переспросил, что тот сказал, и снова услышал ту же фразу. Но и на этот раз Мухаметшин не понял — пришлось помогать другим депутатам. «Мы по-русски тоже немножко знаем. Говори по-русски. А то по-татарски. Че-то ты, как этот, do you speak English, понимаешь?» — обратился Мухаметшин к парламентарию, которого так и не показали в трансляции.
После получасового перерыва парламентарии рассмотрели законопроект, предлагающий ввести административную ответственность за неуважение к государственным символам субъектов России. Поправки к ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») разработал комитет по законности и правопорядку. Как пояснил заместитель председателя комитета Александр Чубаров, изменения понадобились, потому что сейчас статья предусматривает наказание только за оскорбление государственных символов России.
В то же время символы регионов остаются «незащищенными». Как отметил Чубаров, регионы своими законами не могут установить административную ответственность за неуважение к госсимволам регионов, потому что правонарушение может быть совершено и в интернете «лицом, зарегистрированным за пределами соответствующего субъекта». А законы субъектов РФ не имеют прямого действия на всей территории страны, в отличие от Кодекса об административных правонарушениях.
В нынешнем виде ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ предусматривает штраф от 30 тыс. до 100 тыс. рублей за «явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ» и органам власти. Поправки внесут «определенный вклад в развитие российского федерализма», отмечал ранее на профильном комитете его руководитель Шакир Ягудин. «Это касается не только интересов нашей республики, но всех субъектов РФ. Здесь и развитие государственности, и уважение к статусу [региона]», — подчеркивал парламентарий. В свою очередь, Чубаров пожаловался, что неуважительных «проявлений» к госсимволам регионов становится «все больше и больше». Как именно не уважают символы, депутат уточнять не стал. Сомнений в том, что поправки нужны, у парламентариев не возникло — законопроект приняли единогласно. Представлять инициативу в Госдуме поручили депутату Айрату Фаррахову.
Алсу Набиева попросила Госсовет поддержать обращение к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. В нем депутаты предложили распространить на федеральном уровне единовременные выплаты Татарстана женщинам, живущим на селе
«Мы не тормознем рождение?»
Бурное обсуждение разразилось и после выступления Алсу Набиевой, руководителя объединения женщин-депутатов «Мэрхэмэт — Милосердие». Она попросила Госсовет поддержать обращение к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. В нем депутаты предложили распространить на федеральном уровне единовременные выплаты Татарстана женщинам, живущим на селе. Напомним, с 2018 года жительницы республики в возрасте до 25 лет, проживающие в сельской местности не менее трех лет, при рождении первенца могут получить выплату в размере 50 тыс. рублей и 100 тыс. рублей при рождении третьего и последующего ребенка до 29 лет. Как объяснила Набиева, они хотят не только масштабировать региональный опыт на всю Россию, но и снять возрастной ценз, чтобы больше женщин могло претендовать на материальную поддержку. К примеру, в Татарстане женщины в среднем в 29 лет становятся матерями в первый раз.
Всего республика потратила на выплаты уже 518 млн рублей. По словам Набиевой, после старта программы доля рождения третьих и последующих детей выросла на 3,5%. Депутат Шамилов поинтересовался: станет ли документ дальше дорабатываться, чтобы были выплаты и на четвертого, и на пятого, и на шестого ребенка? Набиева пообещала заняться этими нюансами после того, как будет одобрено первое обращение.
Фарид Мухаметшин: «Приняв такое решение, мы не тормознем рождение? Может, «три и более» [детей] нужно писать? Родят третьего и четвертого рожать не будут»
«Приняв такое решение, мы не тормознем рождение? Может, „три и более“ [детей] нужно писать? Родят третьего и четвертого рожать не будут», — обеспокоился спикер Госсовета Мухаметшин и просил включить микрофон «[вице-спикеру ГС РТ] Юрию Камалтынову и другим», чтобы они официально высказали свое мнение для протокола. Впрочем, Юрий Камалтынов так и не присоединился к обсуждению. Более активными оказались Тимур Шагивалеев и Эдуард Шарафиев, которые подхватили инициативу Мухаметшина «три и более» и попросили подредактировать обращение к правительству.
Заслуженный экономист РТ Марат Галеев обратил внимание на денежную составляющую. Он отметил, что сначала нужно понять цену вопроса, чего требует регламент в случаях бюджетных затрат. «Мы-то за, поддержим, но мы обязаны представить выкладку», — подытожил Галеев. Фарид Хайруллович предположил, как бы федеральные коллеги, увидев большие цифры, не «ахнули и это не поддержали». В итоге депутаты с подачи Мухаметшина остановились на первоначальной версии документа и договорились сначала посчитать затраты, чтобы вносить выплаты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.