Люди все больше времени проводят в соцмедиа, получая через мессенджеры и соцсети значительную часть информации, констатировал вчера на Kazan Digital Week смерть прежней информационной эпохи министр «цифры» РФ Максут Шадаев. Государство не может оставить без внимания эту тенденцию. О том, как чиновников, главврачей и директоров школ будут побуждать вести госпаблики, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Государство стало стратегическим стержнем всех общественных институтов, всей философии, мировоззрения, говорил вчера на форуме Kazan Digital Week министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин, объясняя начавшийся заход государства в соцсети
Государство зовет в чат
Государство стало стратегическим стержнем всех общественных институтов, всей философии, мировоззрения, говорил вчера на форуме Kazan Digital Week министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин, объясняя начавшийся заход государства в соцсети. Тему обсуждали на нескольких дискуссиях форума, специально для этого в Казань приехал министр «цифры» России Максут Шадаев, гендиректор «ВКонтакте» (ВК) Владимир Кириенко, а также десятки мэров, вице-мэров, вице-губернаторов и «цифровых» министров почти из всех регионов России.
Времена, когда можно было ограничиться формальным сайтом, прошли, и госорганам, как и бюджетным учреждениям вроде школ, больниц и детсадов, надо идти туда, где есть пользователи, — в соцсети, заявил Шадаев. «Время, которое люди проводят в соцмедиа, растет, информация получается ими через призму лент в соцсетях и мессенджерах, — констатировал он. — Можно делать какие угодно классные сайты, туда затащить один раз пользователя, но сделать так, чтобы он ходил туда регулярно, становится тяжело, — констатировал смерть прежней эпохи Шадаев. — Социальные медиа позволяют, один раз притащив на площадку пользователя и подписав на паблик, группу или канал, оставить его в контексте. Стоимость контакта и удержания обратной связи при этом крайне невысокая».
Вопрос, какую соцсеть выбрать, риторический. Популярные западные платформы, естественно, отпадают, а из российских критериям масштабного покрытия аудитории и функционала отвечает только ВК, с прошлого года контролируемая Кириенко. «Чтобы мы могли достучаться до пользователей, реагировать на их запросы, мы должны прийти на площадку ВК. Надо стать ближе к гражданам, чтобы им было проще с нами взаимодействовать, а нам — оказывать услуги и сервисы», — сформулировал задачу Шадаев, намекнув на то, что есть страны, где вообще нет портала госуслуг — все делается через соцмедиа и мессенджеры. Т. е. ВК становится аналогом китайского WeChat. Соответствующие поправки о госпабликах уже приняты к ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Максут Шадаев: «Время, которое люди проводят в соцмедиа, растет, информация получается ими через призму лент в соцсетях и мессенджерах»
Госуведомления и запись к врачу в ВК
Ежемесячная аудитория ВК — 100 млн пользователей, «Одноклассников» — 30 млн, взял слово Кириенко. Он отметил, что есть пересечения, но в целом целевые аудитории четко разграничиваются по профилю и возрасту — в ВК больше молодежи, школьников и студентов. К обслуживанию государственных интересов соцсеть уже подготовилась, создав госпаблики. От привычных верифицированных сообществ, помеченных синей галочкой, они отличаются значком в виде флага — он означает, что сообщество авторизовано через «Госуслуги» и к нему должен быть высокий уровень доверия.
Официальную страничку могут завести не только госорганы и муниципалитеты, но и музеи, школы, вузы, детсады, больницы, учреждения культуры и т. д. Соцсеть даст ей приоритет в поисковой выдаче. «Такие паблики — основной канал получения информации внутри соцсетей. Подписавшись однажды, люди получают информацию в ленту, и это лучший способ конверсии, намного превосходящий рассылки и СМС», — заверил Кириенко, подчеркивая, что региональные паблики уже публикуют контент, набирающий десятки тысяч просмотров, так что некоторые по охвату даже превосходят региональные медиа.
Интерес двусторонний: государство получает на блюдечке готовую аудиторию, а соцсети важно, чтобы пользователи проводили в ней как можно больше времени, не отвлекаясь на другие ресурсы. «Мы бесшовно интегрируем во „ВКонтакте“ самые популярные услуги и запускаем мини-апп „Здоровье“ — это мини-приложение прямо внутри социальной сети, — анонсировал он. — Пользователям будет доступна запись к врачу прямо во „ВКонтакте“, по аналогии с записью на портале госуслуг. Будет также сервис „Авто“. Будет доступно и получение госуведомлений в ВК-мессенджер. Сегодня он объединяет всех пользователей социальной сети. И мы договорились с „Электронным правительством“, что пользователь по своему желанию может подключить во „ВКонтакте“ уведомления о госуслугах».
Намерена ВК решить и еще одну задачу — электронного образования. Для этого разработана платформа «Сферум», совмещающая видеоконференции, мессенджер, школьный чат, сообщества и каналы школ. У ней уже 3,5 млн пользователей, представляющих 26,5 тыс. школ в 50 регионах. «Мы подключаем и региональные дневники. В частности, в Татарстане договорились о старте пилота по подключению региональных образовательных платформ, это удобно для родителей», — сообщил Кириенко.
Как достойного подражания практика на сессию пригласили вице-губернатора Московской области Ирину Каклюгину
Вертикаль власти онлайн
Генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак обратил внимание на то, что к системе «Госпаблики» подключено 62 тыс. учреждений, ее охват — 57 млн подписчиков. Только вот, судя по презентации, 84,3 тыс. пабликов, которые эти госучреждения создали, генерируют всего 38 тыс. постов в неделю. С такой активностью, конечно, без приоритета в поисковой выдаче действительно не обойтись. А флажком обзавелось только 12 тыс. пабликов.
В Татарстане на госпаблики ВК подписаны более 1 млн человек. Это выше среднего, но далеко не рекорд даже в ПФО: в Удмуртии и Башкортостане — 1,4 млн, в Пермском крае — больше 2 миллионов. Соцсетями пользуются 92 млн человек. «Это большой актив, который нужно уметь использовать, — убеждал Табак. — Мы говорим не только о представительствах органов государственной власти, но о таком большом-большом СМИ, которое и на федеральном уровне, и на региональном будет площадкой для донесения нужной информации… Нужно создать экосистему, которая от самого нижнего — в хорошем смысле — уровня до самого верхнего покрывает всю страну. От детсада до правительства. Важно создать эту вертикаль власти в онлайне, чтобы люди понимали, на каком уровне и по какому вопросу можно обратиться».
Но для этого госпаблики нужно грамотно вести. Табак тут же провел экспресс-курс по SMM-продвижению. На примере группы мэрии Казани он дал 6 советов: яркое оформление, реальные подписчики, обратная связь, актуальная повестка, живой язык и визуальный контент. Чтобы сотрудникам школ, больниц и других учреждений проще было переквалифицироваться в эсэмэмщиков, для них подготовят специальные методички, проведут семинары и спецкурсы. Дело за малым — убедить их, что им это надо: «Нужно замотивировать директоров школ и главврачей, чтобы они понимали, зачем им эти площадки. Больницы смогут продвигать платные медуслуги. Мы должны показывать директору школы, что за счет таргетированной рекламы его школы увеличится набор в первый класс». Последний аргумент, конечно, вдохновит не всех директоров, но курс уже обозначен.
Как достойного подражания практика на сессию пригласили вице-губернатора Московской области Ирину Каклюгину. Она рассказала о том, что у чиновников области есть четыре часа, чтобы первично отреагировать на обращение пользователя, даже если это фотография в соцсети, и неделя — на устранение. После этого чиновники должны выслать ответ-фотоподтверждение, на которое пользователь может отреагировать лайком или дизлайком. Итоги губернатор еженедельно подводит на совещании глав всех муниципалитетов. «Вся муниципальная власть боится этого совещания, доходило даже до кадровых решений и снятия руководителя в прямом эфире», — сообщила Каклюгина. Но пока госпаблики Московской области помогают вести специалисты местного телеканала.
«Госпаблики — это некий скелет присутствия государства, который будет наращиваться мини-аппами, уведомлениями, обратной связью и так далее», — резюмировал Шадаев. Он предупредил, что система тотально прозрачна для власти, правительство будет анализировать метрики всех сообществ. «Будет абсолютно понятно, кто работает, вкладывается и развивает эту штуку, а кто относится формально, — предупредил министр. — И плохая новость для регионов: соревнование начинается сегодня».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.