Сегодня центр экономической и политической жизни страны на несколько часов переместился в Набережные Челны. Именно здесь Владимир Путин решил провести совещание по поддержке российского автопрома, тонущего буквально на глазах. Меры предложенные Путиным, который на глазах становится антикризисным менеджером страны, оказались действительно беспрецедентными. О них – немного ниже. А пока – символическая деталь. Так сказать, урок от Путина. Совещание по проблемам отрасли началось крайне необычно – российский премьер посадил рядом с собой… двух рабочих-камазовцев. Оба работают на предприятии еще с конца 70-х годов – Путин приметил их во время экскурсии в научно-техническом центре КАМАЗа, где он побывал перед началом совещания, и пригласил с собой. Оба обалдели от такой чести и все совещание смущенно крутили глазами.
Кто-то посчитает это за популизм. А кто-то прочитает сигнал: Путин предложил элите спуститься с небес на землю, и вместе с народом выкарабкиваться из кризиса.
СПАД В ОТРАСЛИ – МИНУС 50%
Во время экскурсии в НТЦ Путина сопровождали Минтимер Шаймиев и генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Лидеру страны показали перспективные модели предприятия, в том числе многочисленные машины военного назначения – артиллерийские тягачи и даже бронемашины на базе КАМАЗа. Не обошлось и без показа раритетного авто "КАМАЗ" первого года выпуска, который сошел с конвейера специально к съезду КПСС в 1976 году. Показали и знаменитую машину команды "КАМАЗ-Мастер", которая не раз завоевывала призы в международных ралли. В общем, график обычный – для почетных гостей.
На совещании, на которое собрались топ-менеджеры российских автомобильных компаний, банков, федеральные и региональные чиновники (см. список), Путин с суровым выражением на лице сообщил о масштабах спада в автопроме РФ под влиянием кризиса. В ноябре выпуск легковых автомобилей сократился на 7,2%, грузовиков и автобусов более чем на 50% по сравнению с ноябрем прошлого года.
"Глобальный кризис ударил по всему мировому автомобилестроению, – отметил премьер. – В США ведущие автопроизводители, которые десятилетиям "задавали моду" на мировом рынке, находятся на грани банкротства. По последним данным, в ноябре продажи новых автомашин снизились в Великобритании на 37%, Испании – на 49%, Японии – на 18%.
ЧТО В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ПРЕДЛАГАЕТ ПУТИН?
Итак, Путин в своей речи выдвинул семь основных пунктов по спасению отрасли.
1. Автопроизводители России получат прямую поддержку российского правительства в размере 50 млрд. рублей, а также для них будут открыты кредитные линии на 173 млрд.
2. На 12,5 млрд. рублей увеличен план по закупке автомобилей для МЧС, Минобороны и МВД России (первоначально планировались покупки на 15 млрд.). В качестве примечания заметим, что львиная часть заказа, наверняка, достанется КАМАзу.
Правда, как сказал Путин, предпринимаемые меры должны дать равные возможности для всех компаний - не только заводы, производящие отечественные машины, но и предприятия, занятые сборкой иномарок.
3. Будет расширена система авансовых платежей: если сейчас госбюджет оплачивает авансом 30% стоимости приобретаемых автомобилей, то теперь будет вносить 50%. Причем все закупки для госорганизаций будут производиться напрямую с заводов, без участия дилеров и других посредников.
4. Будет принята программа обновления муниципального транспорта. На нее федеральный бюджет готов потратить 20 млрд. рублей при условии, что регионы и муниципалитеты внесут еще 10 млрд.
5. Путин считает очень важным восстановить потребительскую активность населения. В 2009 году всем, кто купит автомобиль не дороже 350 тысяч рублей в кредит на срок до трех лет, государство готово субсидировать в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. По оценкам правительства, этим способом удешевления покупки машины смогут воспользоваться до 150 тысяч россиян. (Это явно пас в сторону АвтоВАЗа – прим. редакции).
6. Для лизинговых компаний, чья деятельность сейчас практически парализована, будут открыты кредитные линии на сумму 43 млрд. рублей на срок до трех лет по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ.
7. Путин предложил революционный метод вытеснения машин с правым рулем с Дальнего Востока: полностью обнулить железнодорожные тарифы на перевозку отечественных автомобилей в эту часть страны. Расходы РЖД при этом возместит бюджет.
По словам Путина, в автопроме РФ работают 1,5 миллиона человек, и не поддержать эту отрасль – значит, перечеркнуть все достижения последних лет. Ситуация очень сложная: согласно приведенным минэкономразвития РФ данным, в 2009 году ожидается спад выпуска легковых автомобилей 17%, коммерческих – 30%.
ФЕВРАЛЬ-МАРТ БУДУТ ОСОБЕННО ТЯЖЕЛЫМИ
После Владимира Путина выступил гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, он сразу же поблагодаривший правительство за объявленные меры по поддержке автопрома.
- День ухудшения ситуации на "КАМАЗе" я могу назвать точно, - сказал Когогин. – Это 19 сентября 2008 года. В этот день с 500 миллионов рублей суточная выручка упала до 150 миллионов. КАМАЗ не попал в историю только потому, что в сентябре он получил кредит в 135 миллионов евро.
Путин спросил, устраивает ли гендиректора КАМАЗа решение по увеличению пошлин на ввоз зарубежных автомобилей. Когогин ответил, что считает эти меры революционными и автопроизводители даже не ожидали столь решительных действий.
В конце совещания прозвучала еще одна важная для КАМАЗа новость: представители Росагролизинга заявили, что в самое ближайшее время готовы выкупить у КАМАЗа 2500 автомобилей. Правда, обещали это сделать после того, как поступят деньги на оживление деятельности лизинговых компаний.
А с поступлением денег есть проблемы: так, Борис Алешин пожаловался на то, что возглавляемый им АвтоВАЗ до сих пор не может получить деньги, которые были обещаны еще на предыдущем совещании по автопрому в Тольятти (его проводил первый вице-премьер Игорь Сечин). И попросил обратить особое внимание на ситуацию в автопроме в феврале-марте, в это время она обещает быть особенно тяжелой.
Совещание закончилось в 15.20. Путин в завершение обещал, что правительство будет обращать особое внимание и быстро реагировать на ситуацию в городах, где расположены автомобильные заводы.
БИЗНЕС Online
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.