«Создали дыру внутри «Автодора» в 130 миллиардов, которую мы сейчас вынуждены шаг за шагом системно закрывать. А системное закрытие — это только один источник — стоимость проезда», — сказал накануне вице-премьер Марат Хуснуллин, отвечая на вопрос сенаторов о повышении стоимости проезда по платным трассам. Ценник от Москвы до Казани в 3 тыс. рублей еще может скорректироваться. Выступая в Совете Федерации, зампред правительства рассказал, каких программ поддержки ждать регионам из общего пирога принятой строительной стратегии в 150 трлн рублей, как восстанавливают Донбасс, почему в стране расплодились долгострои и за чей счет будут ремонтировать изношенные сети.
Обилием выделенных денег на стройки и ремонт был окутан сегодня доклад вице-премьера РФ Марата Хуснуллина на правительственном часе в Совете Федерации
Ипотеку на вторичку поддержать, регионам выделить деньги на ремонт сетей
Обилием выделенных денег на стройки и ремонт был окутан сегодня доклад вице-премьера РФ Марата Хуснуллина на правительственном часе в Совете Федерации. Он поведал сенаторам о проектах, направленных на развитие регионов. Жилье, ипотека, дороги, «коммуналка», инфраструктурные кредиты — все это легло в основу Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030-го с прогнозом до 2035-го, утвержденной накануне правительством. Общая стоимость реализации составит 150 трлн рублей, основной источник — внебюджетные средства. Какие ключевые решения она предлагает?
- Продлить нацпроект «Жилье и городская среда» до 2030 года.
- Сформировать комплексную программу «Строительство».
- Утвердить долгосрочную программу выделения инфраструктурных бюджетных кредитов.
- Подготовить новую программу переселения граждан из аварийного жилья.
- Сокращение инвестиционно-строительного цикла на 30%.
На 1 ноября прирост в жилищном строительстве в России составил 16,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, введено 85 млн кв. м жилья. Некоторые регионы отстают, часть идет с опережением сроков. Сложившаяся непростая экономическая ситуация повлияла на рынок ипотеки, подчеркнул Хуснуллин — ипотечный портфель сжался вместе с количеством выданных кредитов.
«Объективности ради надо сказать, что, конечно, на это повлияла высокая ставка, которая была у нас в этом году. Мы всеми силами сейчас поддерживаем первичную ипотеку — у нас раскручивается и программа льготной ипотеки, она продлена до конца года. Улучшены условия по семейной ипотеке, — сказал Хуснуллин. — Ипотека вторичного рынка, которая сегодня никак не поддерживается. А если ипотека на вторичном рынке никак не развивается, то хуже продается ипотека на первичном».
Власти планируют найти механизм поддержки ипотеки на вторичке и просить на уровне председателя правительства, а возможно, и президента, находить решения, потому что без этого жилищное строительство развиваться не будет, подчеркнул Хуснуллин. Всего в этом году выдано 896 тыс. кредитов на 3,2 трлн рублей.
Остро встал вопрос по подготовке новой программы по расселению из аварийного жилья. По старой идут с опережением, в большинстве регионов ее закончат досрочно. На 2023–2024 годы в бюджете заложено 45 млрд рублей. Речь идет о домах, признанных аварийными с 1 января 2018 года по 1 января 2022 года, а это еще порядка 2 млн «квадратов». Кабмин также подготовил программу по завершению недостроев на 4,7 трлн рублей.
Но самая болезненная тема отрасли — ЖКХ, сказал выступающий. 40% сетей в стране изложено, а это более 400 тыс. км труб. Программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства в регионах планируется утвердить до конца года. Предусмотрено около 30 млрд рублей, и еще 100 млрд — на 2024 год и 150 млрд — на 2025-й. Программа подразумевает участие федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетные источники. Не обойдутся и без тарифов. По такому пути, например, пошли в Казани. Принято решение о поэтапном повышении тарифа на водоснабжение и водоотведение, которое позволило «Водоканалу» приступить к реконструкции первых аварийных участков на канализационных коллекторах.
«Нужно выстроить нормальную систему, при которой у нас и сети будут восстанавливаться, и потери станут уменьшаться. При этом мы не должны допустить глобального роста тарифов», — сказал вице-премьер. В ряде регионов допускают повышение тарифов в разы, сказал он.
Валентина Матвиенко: «Как мы видим, жизнь продолжается довольно активно и набирает темпы. Наши люди очень талантливы и умеют адаптироваться. Да, нелегко. Но умеют адаптироваться к новым реалиям, и строительный комплекс здесь показывает пример»
13 трлн рублей — на дороги, 1 трлн — на инфраструктуру в регионах
До 2027 года в России должны привести в нормативное состояние опорную дорожную часть. Объем выделенных на дороги средств «гигантский», напомнил Хуснуллин, — 13 трлн рублей, при этом необходимо объединить и усилия регионов, чтобы дороги не «лоскутами» ремонтировали. Планируется также построить 39 обходов городов.
Сегодня активно идет строительство трассы М12, которая свяжет западную и восточную части страны. В 2022-м на год раньше срока запустят первые 105 километров. А в 2023 году планируется дойти до Казани, в 2024-м — до Екатеринбурга и Тюмени.
Следующий блок вопросов, по которому тезисно прошелся Хуснуллин, касался программы по инфраструктурному развитию регионов. Вице-премьер рассказал сенаторам о прошлогодней новинке — «инфраструктурном меню», т. е. наборе мер федеральной поддержки для регионов. По ней был выделен на 4 года 1 трлн рублей, к которым субъекты активно подключились со своими проектами. Сегодня, по словам Хуснуллина, строится 953 объекта в 83 регионах, а это 138 млн кв. м. жилья, 500 тыс. рабочих мест и налоги на 2 трлн рублей. Так, например, за счет бюджетного кредита и федеральных средств в Казанской агломерации строятся новые транспортные артерии — новые вылетные трассы в столице РТ и продолжение строительства Большого казанского кольца.
«Программа окупаема, крайне востребована, и мы очень надеемся, что и дальше продолжим ее», — отметил Хуснуллин. Не менее большие надежды он также выразил и на программу «Стимул», и на стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ. Часть денег планируется «отбить». «Чем больше мы вкладываем, тем больше получаем в бюджет. И я уж не говорю, что людям будет лучше от этой программы, что самое главное», — отметил спикер.
Обратил внимание вице-премьер и на четыре новых российских региона, за восстановлением и развитием которых следит лично с марта в составе отдельной рабочей группы. «Это самый большой строительный проект страны», — заявил он, рассказывая, как в новых регионах уже сегодня трудятся 44 тыс. строителей на 6,2 тыс. различных объектах. Один Мариуполь — это сейчас только 837 домов в стадии активной постройки (а всего 1,6 тыс. таких объектов) и 27 тыс. строителей. В общем, планы расписаны уже на 3 года вперед, хоть оперативная обстановка, признался Хуснуллин, периодически вынуждает их менять.
В конце доклада вице-премьер поблагодарил всех сенаторов за поддержку, чем, можно сказать, снискал отдельное их уважение. «Ваше выступление надо послать супостатам, которые утверждали, что после введения санкций через месяц-два Россия рухнет, экономика рухнет, жизнь остановится… — прокомментировала спич Хуснуллина спикер Валентина Матвиенко. — Как мы видим, жизнь продолжается довольно активно и набирает темпы. Наши люди очень талантливы и умеют адаптироваться. Да, нелегко. Но умеют адаптироваться к новым реалиям, и строительный комплекс здесь показывает пример».
«У нас хронически не хватало денег на развитие пунктов пропуска. Теперь у нас в трехлетке средства предусмотрены полным рублем. Минтрансу деньги выделены»
Почему так много долгостроев и за сколько будем ездить по М12
После этого наступила самая оживленная часть правительственного часа Совета Федерации — сессия вопросов. В первую очередь зал заинтересовала почему-то тема приведения в надлежащее состояние пограничных КПП, с которыми, по словам марийского сенатора Сергея Мартынова, есть большие вопросы.
«У нас хронически не хватало денег на развитие пунктов пропуска. Теперь у нас в трехлетке средства предусмотрены полным рублем. Минтрансу деньги выделены», — докладывал Хуснуллин, обещая все КПП отремонтировать и дооснастить, но не сразу, конечно, постепенно. На кону увеличение пропускной способности в страну со всеми из этого экономическими вытекающими.
Вопрос про теме с долгостроями на примере тувинского недостроенного спортивного центра подняла Дина Оюн из Верховного Хурала. Сенатор просила взять этот объект в федеральную адресную инвестпрограмму (ФАИП). «Не от хорошей жизни мы сконцентрировали ФАИП на минстрое. Кто-то, может, думает, что там борьба за полномочия… Но это огромная неприятная тяжелая работа. Почему неприятная? У нас денег на ФАИП — 900 миллиардов, а писем и обращений — на 6 триллионов! Мы все занимаемся бумажной работой: пишем друг другу письма, отвечаем, что это невозможно. Тот, кто у нас мощный лоббист, доходит до президента, получает визу… А денег все равно 900 миллиардов! Хоть так, хоть сяк смотри, — заявил Хуснуллин, обращаясь к Матвиенко. — Я прямо скажу вам. Вот вы, Валентина Ивановна, человек опытный. У нас цифра 900 миллиардов не меняется уже 7–8 лет. А инфляция какая за эти годы! Мы адресную инвестиционную программу страны потеряли. Она в реальном исчислении сегодня в 2 раза меньше. И мы наплодили 5 триллионов незавершенки. Чтобы ее закончить, надо еще 3–4 триллиона. Я сам лично вместе с минстроем просмотрел все программы и объекты. Первая ключевая проблема — крайне непрофессиональные заказчики».
Самый провальный здесь заказчик — это минкульт РФ, заявил Хуснуллин, где «одни уголовки и брошенные объекты». «Я очень жесткую позицию здесь держу. На имеющуюся ФАИП будем в первую очередь достраивать объекты, появятся допденьги — будем включать новые», — объяснил вице-премьер, уточнив только, что по сегодняшнему балансу включать в ФАИП новые долгострои смогут не раньше, чем через 3 года.
«К нам в комитет поступает разная информация по стоимости проезда по М12. Сегодня Москва – Санкт-Петербург — это около 3 тысяч будет стоимость, но вот почему-то от Москвы до Казани — там значительно…»
«К нам в комитет поступает разная информация по стоимости проезда по М12. Сегодня Москва – Санкт-Петербург — это около 3 тысяч будет стоимость, но вот почему-то от Москвы до Казани — там значительно…» — не успел озвучить свой вопрос амурский сенатор Иван Абрамов, как вдруг ему отключили микрофон. Несмотря на это, Хуснуллин суть вопроса все же уловил. Он объяснял членам СФ, что когда «Автодор» строил М11 «Нева» (Москва – Санкт-Петербург), то привлекли внебюджетных средств под 12–14%.
«В мире есть хоть один случай со стоимостью в 12–14 процентов окупаемости дорог? Нет! Все отчитались, что мы привлекли бюджетные деньги, создали дыру внутри „Автодора“ в 130 миллиардов, которую мы сейчас вынуждены шаг за шагом системно закрывать. А системное закрытие — это только один источник: стоимость проезда, — объяснял Хуснуллин. — Мы считаем сегодня, сколько будет стоить Москва – Казань, потому что мы зашли в 2020 году, а в 2021-м сначала был рост доллара, потом пандемийные ограничения, потом рост стоимости материала… Я о металле с декабря 2020 года со всех трибун кричал, что он у нас вырос в 2 раза! 12 миллиардов — это только удорожание по Москва – Казань за металл. А по стоимости перевозок 8 миллиардов удорожание. Эти все удорожания надо как-то восполнять. Конечно, будем искать паритетный уровень цен». Ранее сообщалось, что стоимость проезда по всей трассе М12 от Москвы до Казани составит около 3 тыс. рублей для легковых авто.
Другая тема, что интересовала Абрамова, — это извечная дискуссия о том, кто должен брать дороги на свой баланс, регионы или федералы. Позиция Хуснуллина по этому вопросу непримирима — конечно, регионы. «Кобзев (глава Иркутской области — прим. ред.) ко мне приходит и говорит: „Возьми до Слюдянки дорогу“. Я говорю: „Понимаю, что до Слюдянки у вас там много людей ездит к Байкалу. Но почему мы должны ее взять? Почему мы твою дорогу должны за счет федеральных средств содержать и строить? Это чисто твоя дорога, развитие Иркутской агломерации с озером Байкал. Это ваша задача“. Обращаюсь к коллегам-губернаторам: вы сами их и держите. Для нас [в приоритете] — транснациональные коридоры и федеральная сеть. Это наша федеральная задача».
Говоря о том, как поддержка ипотеки дает развитие городу, Хуснуллин привел в пример родной Чистополь. «Геннадий помнит хорошо, он мой сосед», — обратился он, видимо к Геннадию Емельянову, сенатору от Татарстана, экс-главе Елабуги. За 10 лет в Чистополе не строилось ни одного коммерческого многоквартирного дома из-за отсутствия механизмов поддержки и низкого уровня доходов и покупной способности. Однако все изменилось. «За последние 2 года там строится 10 домов!» — с гордостью сказал Хуснуллин, добавив, что в целом по стране всего 700 городов, куда застройщики давно не заходили с новыми проектами.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.