КАТАСТРОФА ПОД ТЮМЕНЬЮ: ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Пассажирский самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», выполняющий рейс Тюмень - Сургут упал в 05:50 по московскому времени при взлете в тюменском аэропорту Рощино. По предварительным данным, на борту находились 43 человека: 39 пассажиров и четыре члена экипажа. Спустя пятьдесят минут место падения было обнаружено в двух километрах восточнее деревни Горьковка, примерно в 40 километрах от аэропорта Рощино.

Местный житель, представившийся Алексеем, сообщил РИА «Новости», что видел вспышку и дым на самолете; по его мнению, если бы самолет "еще немного дорулил", он бы упал на жилые дома. "Часто видим в это время и вообще, что самолеты взлетают. Но он не в том месте, где надо, был. Он, получается, за моим домом должен быть, а он перед моим (домом). Это значит, что он вывернул", - пояснил житель поселка. Ранее представитель регионального ГУМВД заявил, что, по словам одного из очевидцев, перед крушением из двух моторов повалил дым и самолет накренило влево.

По информации спасателей, связь с самолетом была потеряна практически сразу после взлета. Спустя пятьдесят минут место катастрофы было оцеплено, спасатели сразу же начали извлекать тела погибших. Около восьми часов на месте авиакатастрофы были обнаружены два черных ящика.

Спустя еще полтора часа авиакомпания «ЮТэйр» опубликовала список пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолета, упавшего под Тюменью. По уточненным данным, детей на борту разбившегося самолета не было, погиб весь экипаж, большинство из пассажиров - жители Тюмени и Сургута. Авиакомпания объявила о чартерных рейсах для родственников пассажиров разбившегося самолета. Около десяти часов по факту крушения самолета было возбуждено уголовное дело, которое будет расследовать главное следственное управление СК РФ.

В 10:40 все поисково-спасательные работы на месте крушения самолета под Тюменью были завершены, все пассажиры найдены: либо живыми, либо мертвыми.

СИЛОВИКИ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ВЕЗУНЧИКОМ

В качестве приоритетных версий следствие предварительно рассматривает техническую неисправность самолета, ошибку наземных служб и ошибку пилотирования. Версия теракта исключена.

После того как были уточнены списки погибших, выяснилось, что один из пассажиров по каким-то причинам не полетел на самолете. И тем самым спас себе жизнь. Сейчас силовики устанавливают его личность, и почему он все-таки отказался от полета.

Между тем пилот потерпевшего крушение под Тюменью самолета Никита Чехлов, имя которого числится в списке погибших, был помолвлен и в скором времени хотел сыграть свадьбу. Один из пассажиров, имя которого также значится в предварительном списке погибших в авиакатастрофе под Тюменью, должен был скоро стать отцом.

Кроме того, среди пассажиров находился член совета директоров ОАО "Сургутнефтегаз" Николай Медведев - бывший главный геолог компании. По неподтвержденным данным, на борту находилось еще несколько сотрудников компании.

По совпадению сегодня же в Москве должна была состояться церемония награждения конкурса «Крылья России». Авиакомпания «ЮТэйр», которой принадлежит самолет, была соискателем в номинации «Авиакомпания года - пассажирский перевозчик на внутренних воздушных линиях России в группе I (объем пассажирских перевозок на ВВЛ более 3 млрд. пкм)». Церемония была отменена.

МЕДВЕДЕВ ОТМЕНИЛ ВСТРЕЧУ С ПАРТИЯМИ

Сегодня же президент РФ Дмитрий Медведев изменил свой рабочий график и перенес встречу с представителями партий, планирующих в будущем зарегистрироваться. Она состоится завтра. Возможно, придется перекроить свой график и руководству Татарстана. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова прервала свою командировку в Москву и вылетела в Тюмень. В пятницу, 6 апреля, она должна была прибыть в Казань - у нее была запланирована торжественная встреча в КРК «Пирамида» с президентом республики Рустамом Миннихановым. Впрочем, в пресс-службе президента газете «БИЗНЕС Online» отметили, что на данный момент все остается в силе.

В соответствии с заключенными договорами страхования, родственникам погибших будет выплачено по 2 млн. рублей. Как отмечается в сообщении авиакомпании "ЮТэйр", выплаты пострадавшим также составят до 2 млн. рублей.

РАЗБИВШИЙСЯ САМОЛЕТ ЛЕТАЛ ПОД ТАЙВАНЬСКИМ, ФИНСКИМ, ЭСТОНСКИМ ФЛАГАМИ

Свою историю авиакомпания «ЮТэйр» ведет с 1934 года, а нынешний свой вид она приобрела в 2002 году, когда ОАО «Авиакомпания «Тюменьавиатранс» было переименовано в авиакомпанию UTаir.

Штаб-квартира компании находится в Ханты-Мансийске. Основные аэропорты базирования – Рощино (Тюмень) и Внуково (Москва). По итогам 12 месяцев 2011 года воздушные суда группы "ЮТэйр" (авиакомпания "ЮТэйр" (Россия), "ЮТэйр-Экспресс" (Россия), "ЮТэйр-Украина" (Украина), "ЮТэйр-Карго" (Россия), "Турухан" (Россия), "Нефтеюганский ОАО" (Россия), "Восток" (Россия), Helisur (Перу), UTair Europe (Словакия), UTair South Africa (ЮАР) и UTair India) перевезли 6750425 пассажиров, что превышает показатель 2010 года на 31,1%. При этом отраслевой рост в России составил 12,5%.

Авиакомпания эксплуатирует около ста самолетов: Boeing 737, Boeing 757, Ту-154, Ту-134, CRJ-200, Ан-24, Ан-2, Як-40, ATR-42, ATR-72. Владеет 150 вертолетами, входит в четверку крупнейших эксплуатантов вертолетной техники в мире. По неофициальным данным, подконтрольна «Сургутнефтегазу». В группе работает 13 тыс. специалистов. Как сообщает РИА "Новости", январе 2012 года Сбербанк России и "ЮТэйр" заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области проектного финансирования, лизинга, инвестиционно-банковских продуктов, а также операционного обслуживания.

По данным РБК, разбившийся под Тюменью ATR-72-200 построен в 1992 году, первый полет борт совершил 20 октября 1992-го. Стартовым эксплуатантом борта была тайваньская авиакомпания Transasia Airways. В 1999 - 2003 годах лайнер летал под флагом финской авиакомпании Finnair, а в 2003 - 2008 годах – в эстонской Aero Airlines. "ЮТэйр" получила борт в 2008 году. До сегодняшней катастрофы перевозчик эксплуатировал 32 самолета франко-итальянского авиапроизводителя ATR, включая три лайнера ATR-72-200, 15 ATR-72-500 и 14 ATR-42.

Летные данные ATR-72. Крейсерская скорость – 525 км/ч. Дальность полета с пассажирами и багажом – 2100 километров. Эксплуатационный потолок - 7620 метров. Потребная длина ВПП - 1200 метров. На 2 апреля 2012 года в различных инцидентах было потеряно 14 самолетов типа ATR-72, в этих катастрофах погибло 185 человек.

"ЮТЭЙР": ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ТАТАРСТАНОМ

В настоящее время из аэропорта Бегишево (Нижнекамск) авиакомпания «ЮТэйр» летает ежедневно на ATR-72 во Внуково.

В Казани «ЮТэйр» появилась в 2006 году, сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ОАО «Международный аэропорт Казань». 17 июля 2006-го на Ту-134 был совершен первый регулярный рейс по маршруту Москва - Казань - Москва (с 2008 года это направление обслуживает самолет ATR-72). 26 октября 2008 года стартовал рейс Казань - Уфа - Сургут - тоже на ATR-72 (подробно с расписанием можно ознакомится здесь).

"ЮТэйр" связывают с Казанью и другие отношения. Как рассказал недавно газете «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким, сегодня у компании «Тулпар Техник» есть предварительный контракт с «ЮТэйр» на обслуживание имеющихся в парке этой авиакомпании пятнадцати Bombardier CRJ200. Плюс с «ЮТэйром» подписан контракт на интерьерное сопровождение самолетов. Кроме того, с авиакомпанией «ЮТэйр» есть договоренность о том, что она передаст для создаваемого в Куркачах авиамузея под открытым небом два самолета - Ан-24 и Ту-134, которые приготовилась пустить под нож.

Казанские авиаторы не стали комментировать газете «БИЗНЕС Online» катастрофу ATR-72. Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев, выразив соболезнования, отметил, что надо ждать первых результатов работы государственной комиссии, «а гадать на кофейной гуще - не дело». С ним солидарен генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро» Петр Трубаев: «Комментировать не буду – сейчас это делать попросту неэтично». Газета «БИЗНЕС Online» попросила Трубаева вспомнить о катастрофах, случавшихся с татарстанскими бортами или в РТ на взлете и посадке. Гендиректор вспомнил три истории: «В Нижневартовске в 1989 году на взлете упал бугульминский Як-40. Списали на неграмотные действия экипажа, но это, считаю, – абсурд. Примерно в те же годы в Бугульме при заходе на посадку разбились два Ан-24. У одного (Быковский авиаотряд) было обледенение, у второго (Казанское авиапредприятие) произошел отказ двигателя: самолет попросту развернуло, и он рухнул на землю».

Шавкат Умаров - руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, также отказался от подробных комментариев до выяснения дополнительных обстоятельств. Но отметил, что «упала машина зарубежного производства, намного новее наших самолетов, со стабильным двигателем». Так что зря огульно ругают отечественные самолеты. «Авиация - сложный вид транспорта и не терпит ошибок. Все должно быть исправно и в надлежащем состоянии - машина, аэродром, малейшая ошибка пилота может обернуться трагедией», - сказал Умаров.

Источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли считает наиболее вероятными версии отказа двигателя и обледенения: «Если на взлете падает турбовинтовой самолет, то это часто либо отказ двигателя, либо обледенение. А так, может быть все что угодно… В случае отказа одного двигателя на взлете сложно бывает справиться, особенно если автоматика не сработала в штатном режиме. Но в России с АТR ничего подобного не случалось, да и летают эти самолеты у нас недавно».