«Есть компании, которые по идейным соображениям отказались от проведения корпоратива, предоставив сотрудникам другие виды программ лояльности. Поддерживая военные действия, общим решением отменили праздник», — рассказывают собеседники «БИЗНЕС Online» о ситуации с новогодними корпоративами в этом году. Причем в большей степени такое коснулось крупных компаний, говорят сотрудники ивент-индустрии, а «стабильности больше придерживаются средние компании и госучреждения». О том, как проводили 2022-й татарстанские компании и чиновники, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Татнефть» отдыхает в лагере, ТТС проводит утренники, а KazanExpress не до корпоративов
Аппарату президента и правительству Татарстана не пришлось менять формат праздника в связи с СВО. Здесь уже не первый год его чинно проводят в виде концерта, на этот раз сменив привычный для такого мероприятия ГБКЗ им. Сайдашева на театр им. Джалиля, где республиканских чиновников ждал «Yзгәреш җиле». Интересно, что на сайте госзакупок у казанской оперы появилась целая серия контрактов с артистами на «участие в репетиции и гала-концерте „Yзгәреш җиле“», причем датирован он 20-ми числами декабря, хотя собственно гала-концерты VII сезона фестиваля татарской песни прошли еще в начале месяца. Местные вокалисты, скажем, Айдар Сулейманов или Ильгиз Шайхразиев, получили по 50–70 тыс. рублей, а хедлайнеры из Jukebox Trio — почти 700 тысяч. Кстати, здесь же был замечен и Рустам Минниханов, напомним, идейный вдохновитель «Yзгәреш җиле». Компанию президенту РТ в ложе составил и глава республиканского правительства Алексей Песошин.
Что же до крупнейших предприятий и бизнес-структур республики, то они в этом году оказались сама скромность, фактически оставив без работы московских артистов и ведущих, сделав ставку на свои кадры. Так, собеседники газеты говорят, что среди самых востребованных музыкальных коллективов были хорошо нам знакомые группы «Волга-Волга» и «Злачное место», а также кавер-бой-бенд MIB.
В соцсетях профкома КАМАЗа можно, например, найти новости о проведении концерта для заводчан или о том, как на проходной работников поздравляли Дед Мороз и Снегурочка
Если говорить о конкретных организациях, то общего корпоратива в этом году «Татнефть» не организовывала, отдельные службы сами устраивали себе праздник, рассказал один из источников «БИЗНЕС Online». Благотворительный фонд «Татнефть», к примеру, праздновал в одном из ресторанов. В соцсетях можно найти фото с праздника Корпоративного университета «Татнефти», а также небольших коллективов АЗС. Отдельное торжество для социального блока компании 29 декабря прошло в лагере «Юность» в Альметьевске, каждый сотрудник сдавал взнос в размере тысячи рублей. Здесь выступила казанская кавер-группа «Австралия», также гостей развлекал капитан команды КВН «Сборная „Татнефти“» — чемпиона высшей лиги — Альмир Хасанов.
Там же, в «Юности», корпоратив провела сервисная компания «ТМС групп» с казанскими и альметьевскими артистами и ведущими. Сотрудников развлекали лазерным шоу и выступлением фигуристки на искусственном покрытии.
КАМАЗ воздерживается от застолий. «На КАМАЗе нет корпоративов в общем понимании этого слова. Мы не собираем людей всех вместе в ресторане», — пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь компании Олег Афанасьев, добавив, что в этом году мероприятий нет ни в каком виде. Зато в соцсетях профкома КАМАЗа можно, например, найти новости о проведении концерта для заводчан или о том, как на проходной работников поздравляли Дед Мороз и Снегурочка. АО «Татспиртпром» в этом году корпоратив также не проводит, сообщили нам в компании. Сотрудники и их дети получили новогодние подарки и денежное вознаграждение
Не до корпоративов и сотрудникам KazanExpress. «Конец декабря для маркетплейсов время напряженное, количество заказов растет, и все нужно доставить вовремя. Поэтому корпоративы в KazanExpress просто не укладываются в рабочий график»
Не до корпоративов и сотрудникам KazanExpress. «Конец декабря для маркетплейсов время напряженное, количество заказов растет, и все нужно доставить вовремя. Перед праздником это важно критически, потому что пользователи заказывают подарки близким, наряды и украшения на новогоднюю ночь, и мы не можем их подвести. Поэтому корпоративы в KazanExpress просто не укладываются в рабочий график», — пояснила «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора по коммуникациям Ксения Лукичева. Зато каждый год сотрудники офиса приезжают на помощь в логоцентр. Это, считают в компании, отличный тимбилдинг и возможность узнать, как работает самая важная часть компании. Кроме того, сотрудников поздравляют на рабочих местах, проводят «Тайного Санту» и конкурс на лучшее украшение кабинета, есть свои традиции внутри отделов и департаментов. «Например, ребята из департамента коммуникаций собирают друг другу сладкие подарки — как в детстве. А если кто-то хочет собраться и отпраздновать Новый год самостоятельно — никто не запрещает, конечно, но не на рабочем месте», — отметила Лукичева.
Корпоративы не организует и «ТрансТехСервис». Здесь традиционно проводят детские утренники для детей сотрудников и вручают им новогодние подарки. «Никаких других централизованных корпоративных новогодних мероприятий от имени ТТС компания не проводит. Если сотрудники своими небольшими профессиональными коллективами принимают решение собраться где-то и посидеть в праздничной атмосфере, пообщаться, это их право. Регламенты компании на это не распространяются», — ответили на запрос «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании.
Одновременно фотографии с праздничного вечера выкладывали в сеть сотрудники «КАН Авто», они отметили Новый год в заведении MED. Также, судя по фото и видео сотрудников в соцсетях, «Татэнерго» провело корпоратив как минимум в нижнекамском филиале и награждение в главном офисе в Казани.
Представители консульств, как стало известно «БИЗНЕС Online», перед Новым годом собрались на тематическом вечере, организованном казахским консульством. Представительство устроило вечер с национальными блюдами, которые готовили приглашенные повара.
Что же касается релокантов, то источники газеты утверждают, что были и такие компании, которые провели корпоративы частично онлайн, поскольку их руководство находится за границей. «Такой праздник устроила, например, определенная сеть из сферы продажи электронной техники, достаточно заметная, чтобы их не прессовали, ребята сейчас за границей. Генеральный директор, учредители награждали топ-менеджеров онлайн», — рассказал один из собеседников.
Обычно важные даты бывают забронированы уже до конца октября, в этом году активно начали бронировать во второй половине ноября
«В связи со спецоперацией брони отменялись»
Заказчики в этом году тянули с бронированием залов до последнего. Обычно важные даты бывают забронированы уже до конца октября, в этом году активно начали бронировать лишь во второй половине ноября, рассказала директор ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова. «Крупные федеральные и международные компании, как правило, занимают дату еще в августе, сентябре. В связи со спецоперацией брони отменялись. Есть компании, которые по идейным соображениям отказались от проведения корпоратива, предоставив сотрудникам другие виды программ лояльности. Поддерживая военные действия, общим решением отменили праздник», — уточнила Шарафутдинова.
Тем не менее сказать, что корпоративов в этом году меньше, чем в прошлом, нельзя, говорит наша собеседница. Все-таки в конце 2021-го действовали QR-коды и другие антиковидные ограничения. Но и сильного прироста праздников тоже нет. В ассоциации оценивают рост в пределах 15%. «Людям надо сохранять стойкость духа. Провести время в составе своих команд, в окружении друзей — вот одна из задач в завершение года», — считает Шарафутдинова. Тенденция уходящего года — яркие мероприятия. «В этом году мы заметили, что компании уделяют большое внимание не только наполнению стола, но и шоу-программе. Деда Мороза со Снегурочкой уже недостаточно. Ну и, соответственно, все это говорит о достойных бюджетах корпорантов», — отметила спикер.
«Сначала спрос сильно изменился. В связи со всеми событиями в стране некоторые отменили новогодние корпоративы», — рассказывает, в свою очередь, вице-президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ, совладелец национального комплекса «Туган Авылым» Радик Абдрахманов. Но в целом процент отказов от корпоративов невелик, спрос восстановился, отмечает он. «Первое время была небольшая волна, а потом люди вернулись», — говорит Абдрахманов. «Многие коллективы все равно решили проводить мероприятия, потому что надо отблагодарить сотрудников за предыдущий год. У нас загруженность примерно 95 процентов, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Мы стараемся лояльно подходить к вопросу о ценах, понимая всю ситуацию. Поэтому скидки делаем, свой алкоголь разрешаем, парковочные места предоставляем. Иногда программу за счет заведения делаем».
Популярным форматом праздников остается «солянка», когда в одном зале собирается сразу несколько разных компаний. «Многие не хотят одни сидеть — скучно. Они сами просят устроить им „солянку“. Им так дешевле получается, ну и веселая атмосфера. Нам так тоже удобнее, нет необходимости закрывать зал», — рассказал ресторатор. Абдрахманов отметил, что в комплексе сейчас больше проводят тематические вечера с приглашенными звездами. Например, здесь выступала Эльмира Калимуллина.
Большие компании стали праздновать реже, доля больших заказов тоже сократилась, рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель проекта P.Lоve Нурислам Шарифулин. «Коллеги говорят, что средний чек стал немного выше — примерно 5 процентов. Это связано с ростом цен на продукты, соответственно и проведение мероприятий подорожало», — указывает он. В основном в заведениях собираются на совместный завтрак или обед небольшими группами или отделами. «Сейчас уже скучно просто есть и пить, хочется какого-то entertainment, вовлеченности, — рассказывает Шарифулин. — В свое время были популярны вчера в стиле „Великого Гэтсби“, потом стали популярны театральные постановки с участием гостей, разные игры. Но подобная тенденция только набирает обороты. Сейчас еще присутствует старый формат — сидят, пьют и обсуждают начальство».
Популярным форматом праздников остается «солянка», когда в одном зале собирается сразу несколько разных компаний
«Лично у меня крупных компаний в этом году тоже не было заметно»
Несмотря на то, что Татарстан, в отличие от других регионов, официально не отказывался праздновать Новый год, еще в ноябре казанские ведущие предполагали, что часть организаций все же отменит новогодние корпоративы. «Я думаю, в большей степени подвержены отмене и рискам корпоративные мероприятия, которые отмечают госучреждения и госструктуры, потому что они все же подчинены больше веяниям и указам сверху, — предположил в беседе с „БИЗНЕС Online“ ведущий Артемий Лютерштейн. — Хотя Рустам Нургалиевич, мы знаем, что он всегда за движуху. И в ковидные времена люди к нам из Москвы и Питера приезжали праздновать Новый год, потому что у нас это было разрешено, и Казань превратилась в такую столицу Нового года».
Впрочем, опасения ивент-среды по поводу прибыльного сезона года не подтвердились. «Корпоративов в этом году много, и военные действия на это никак не повлияли», — рассказывает ведущий Ильнур Сафин. Череда мероприятий началась еще с 16 декабря. «И подряд продолжаются до 29 декабря. 30-го и 31-го числа я уже не взял, потому что чисто физически не вытяну», — рассказал он. Не стали праздники в этом году и более скромными. «У меня был корпоратив в другом городе, у проекта имелся свой режиссер, и проект был с бюджетом 3 миллиона, там чисто финальный салют под миллион только стоил», — рассказал ведущий.
«Работаем с середины декабря и вплоть до Рождества каждый день», — также отмечает ведущий Артем Рич. Однако стало больше заказчиков, от которых ведущим самим приходится отказываться. «Если заказчик думает, что ведущий за 15–20 тысяч рублей отработает полноценную программу, еще и с диджеем и аппаратурой, учтет все хотелки, скинет за месяц до мероприятия точный сценарий и тайминг, то нам лучше распрощаться. В таком тандеме хорошего праздника не получится, а вот репутация ведущего подмочится», — рассказывает Рич. Реже в этом году на праздниках встречается мелких компаний, отмечает ведущий и предполагает, что они отдыхают в ресторанах в формате той самой «солянки». «Лично у меня крупных компаний в этом году тоже не было заметно. Тут даже не знаю, в чем дело. Стабильности больше придерживаются средние компании и госучреждения», — рассказал он. «Казань — город искушенный, — добавляет ведущий. — Здесь все видели».
Между тем в текущей ситуации, судя по всему, пострадали самые топовые ведущие, которые привыкли вести новогодние корпоративы у «крупняков». «У меня на этот раз не было ни одного Нового года», — признался «БИЗНЕС Online» один из самых известных казанских ведущих, сообщив, что топ-компании республики разом отказались от масштабных празднований. О том же самом нашему собеседнику сказали и его популярные московские коллеги, например Александр Герасимов и Григорий Важов, в прежние времена частые гости Казани и окрестностей. «В Татарстане мероприятий нет», — говорят в столичной ивент-тусовке.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.