Несмотря на то что «Нефтехимик» вылетел в первом раунде Кубка Гагарина, команду тяжело в чем-то упрекнуть — со скромным бюджетом и составом уровня ВХЛ она дала настоящий бой грозному соседу. Утверждают, что главный спонсор клуба — СИБУР — так вдохновился выступлением подопечных, что даже решил увеличить им бюджет. Об этом и других итогах сезона для команды рассказывает спортивный корреспондент «БИЗНЕС Online».
Банда Леонтьева не боялась провоцировать «Ак Барс» и готова была биться со статусным соперником
СИБУР доволен
Минувший сезон стал одним из самых успешных для «Нефтехимика». Команда, которая на старте чемпионата проиграла рекордные 10 матчей подряд и в какой-то момент шла последней в конференции, на финише регулярки смогла попасть в плей-офф. Увы, там ее ждал «Ак Барс», который с приходом Зинэтулы Билялетдинова укатывал всех соперников. Перед серией почти никто не ставил на «Нефтехимик» — ему «отдавали» максимум один матч. Всем была памятна серия между командами в 2020 году, когда «Ак Барс» под руководством Дмитрия Квартальнова разбил нижнекамцев всухую — 4–0. Предполагалось, что так будет и на этот раз: какой бой может дать команда, зарплатный бюджет которой в 3 раза меньше, чем у соперника, а в составе — молодежь и вчерашние игроки ВХЛ?
Но бой нижнекамская команда все-таки дала. Она впервые в истории выиграла у «Ак Барса» хотя бы один матч в плей-офф, а в 6-й игре вела 2:1 перед третьим периодом. Дотерпи нижнекамцы 20 минут, и нас ждал бы 7-й матч в Казани. А там могло произойти все что угодно, учитывая, что некоторые игроки «Ак Барса» уже в 6-м матче завибрировали. Казанская команда во многом победила в серии за счет более мастеровитого состава. Во всех победных матчах исход решали лидеры команды — Александр Радулов, Станислав Галиев или Дмитрий Кагарлицкий. «Нефтехимику» этого мастерства и не хватило. Банда Олега Леонтьева брала бойцовским характером. Похвалить нижнекамцев стоит как минимум за то, что в плей-офф они не отошли от своего хоккея — скоростного, атакующего, а ведь могли бы окопаться возле своих ворот. «Команда играет в хоккей, не отбрасывается, дорожит шайбой, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ бывший генеральный менеджер „Салавата Юлаева“ и „Автомобилиста“ Леонид Вайсфельд. — Вспомним те дни, что были перед стартом регулярного чемпионата. Сколько было разговоров, что сезон можно не проводить, „Ак Барс“ с их составом заведомо станет чемпионом. Но „Нефтехимик“ с их составом дал бой Казани. Нижнекамск провел очень хороший сезон».
Источники «БИЗНЕС Online» рассказывают, что СИБУР, главный спонсор «Нефтехимика», остался доволен результатами команды. По ходу сезона там сомневались относительно будущего клуба, а теперь задумываются об увеличении зарплатного бюджета. Это будет не астрономическая сумма, но выше нынешних 315 млн рублей. Это самый маленький бюджет на Востоке (добавим, что такой же у «Амура»). Плюс за серию с «Ак Барсом» хоккеисты «Нефтехимика» получат премии. За проход первого раунда им обещали по 1,5 млн рублей (до этого у нижнекамцев никогда не было премий в плей-офф). Выиграть его не удалось, но с подачи председателя совета директоров «Нефтехимика» и его куратора от СИБУРа Сергея Быкова хоккеистов все же решили поощрить. Размер бонусов держится в секрете.
Как работает тренер, можно посмотреть на примере Александра Протаповича (справа). Некоторые ледовые тренировки тренерский штаб «Нефтехимика» вынужден был останавливать, потому что Протапович банально не мог отдать точный пас на 5–6 метров
За Леонтьева будет борьба
В нынешней КХЛ есть, пожалуй, три исключительно тренерские команды — «Адмирал», «Северсталь» и «Нефтехимик». У них небольшие бюджеты, составы без звезд, но зато талантливые тренеры. Для Нижнекамска это Леонтьев, который почти всю карьеру работал в ВХЛ, а возглавил «Нефтехимик» в 2021 году. Под руководством 52-летнего специалиста «Нефтехимик» в каждом сезоне играл в плей-офф, хотя до этого попадал туда через раз. Эксперты едины во мнении: нынешний «Нефтехимик» полностью тренерская команда. Убери оттуда Леонтьева — волшебство пропадет.
Чем так хорош тренер? Нам объясняют, что Леонтьев не про тактику. Он не сильно погружается в игровые схемы, отдавая их на откуп помощникам. Его сильная сторона — психология. Леонтьев умеет донести до игроков свои мысли, завести эмоционально, и, что самое главное, при нем даже средние игроки начинают прогрессировать. Как работает тренер, можно посмотреть на примере Александра Протаповича. 26-летний воспитанник «Ак Барса» почти не играл в регулярном чемпионате (всего 16 матчей). Из-за него наставники «Нефтехимика» даже останавливали тренировки, потому что Протапович не мог отдать точный пас на 5–6 метров. Однако в серии с «Ак Барсом» из-за массовых травм в команде Леонтьев вынужденно заявил игрока. В четвертой встрече он выиграл более половины своих вбрасываний, а его четвертое звено забросило одну из шайб. Рассказывают, что перед четвертой игрой серии, дебютной для Протаповича с «Ак Барсом», наставник индивидуально общался с хоккеистом.
Леонтьев — прогрессивный тренер, который не боится давать игрокам высказываться. Они, в свою очередь, выходят и бьются за него. За три года работы в Нижнекамске о Леонтьеве заговорили как об одном из самых талантливых тренеров лиги. По нашим данным, некоторые топ-клубы хотят переманить 52-летнего специалиста. Но сам он уезжать из Нижнекамска не планирует — надо доработать однолетний контракт.
Старт сезона «Нефтехимик» провалил: команда впервые в истории КХЛ проиграла 10 матчей подряд и в какой-то момент шла на последнем месте в Восточной конференции
Нужен генеральный менеджер
Старт сезона «Нефтехимик» провалил: впервые в истории КХЛ проиграл 10 матчей подряд и в какой-то момент шел на последнем месте Восточной конференции. Еще в сентябре команда проигрывала всем подряд, болельщики били тревогу и просили руководство клуба предпринять хоть какие-то меры, требовали и отставки Леонтьева.
К счастью, директор клуба Игорь Ларионов не пошел на поводу у эмоций, тем более провальный старт сезона произошел не из-за Леонтьева, а из-за неудачной селекции минувшим летом. В итоге «Нефтехимик» расторг контракты с несколькими игроками, которых тогда подписал (это Самуэль Бучек, Денис Паршин, Эдуард Гиматов, Алексей Мурыгин). Фактически он не промахнулся только с одним хоккеистом — Энтони Камарой. По ходу сезона слегка выправили ситуацию: подписали нападающего Хантера Шинкарука, защитника Илью Хохлова и вратарей Андрея Тихомирова и Эмиля Гарипова. Тихомиров, напомним, стал основным голкипером в плей-офф, а Гарипов вывел команду из кризиса.
Директор клуба Игорь Ларионов не пошел на поводу у эмоций, тем более провальный старт сезона произошел не из-за Леонтьева, а из-за неудачной селекции минувшим летом
Получается, нижнекамцам пришлось экстренно решать самими созданные проблемы. Источники нашего издания объясняют, что «Нефтехимику» не хватает управленческих кадров — все держится на Ларионове. Он 22 года работал на «Нижнекамскнефтехиме», а потом получил должность в хоккейной команде. Опыта работы в спортивном клубе у Ларионова не было, пришлось нарабатывать его по ходу. И надо отдать должное управленцу «Нефтехимика» — чутье в спортивных делах у него есть. Так, он рискнул и позвал на пост главного тренера Леонтьева, которого в КХЛ до этого никто не знал, и отказался отдавать в «Ак Барс» Павла Порядина, который в итоге стал лидером «Нефтехимика», и во многом благодаря ему команда каждый сезон попадала в плей-офф.
Однако курировать организационные вопросы и одновременно заниматься трансферами тяжело. «Нефтехимику» явно требуется усиление руководящего состава. Нужен генеральный менеджер, который отлично знает рынок игроков, хоккейные тонкости и будет связующим звеном между директором и главным тренером. «Нефтехимик» вел переговоры с Рафиком Якубовым — одним из сильнейших генменеджеров КХЛ, который сейчас работает в системе СКА. Также был близок к назначению Раил Якупов, который некогда занимался селекцией в нижнекамском клубе. Договориться по разным причинам не удалось.
Основная головная боль Ларионова — как сохранить Порядина (справа на фото). У лидера и лучшего бомбардира «Нефтехимика» 30 апреля заканчивается контракт
Головная боль Леонтьева
Менеджмент «Нефтехимика» столкнется с серьезным испытанием уже этим летом. У многих ключевых игроков команды заканчиваются контракты. Заслуживают продления капитан и лучший защитник Кирилл Воробьев, а также свой воспитанник и защитник Максим Березин. Если брать нападение, необходимо сохранить Камару, Вячеслава Лещенко и Анселя Галимова: все трое — игроки первых двух звеньев. С учетом бюджета, который должен вырасти, у «Нефтехимика» вряд ли будут проблемы с тем, чтобы оставить всех их.
Головная боль Ларионова — как сохранить Порядина. У лидера и лучшего бомбардира «Нефтехимика» 30 апреля заканчивается контракт. Летом он станет ограниченно свободным агентом, права на игрока будут у «Нефтехимика», но обязательно появится топ-клуб, который захочет перекупить хоккеиста. По нашим данным, уже сейчас на Порядина претендует несколько клубов Восточной конференции, готовые предложить ему зарплату в 50–60 млн рублей (в нынешнем сезоне он заработал 30 млн). Скорее всего, и сам Порядин желает перемены обстановки — сейчас у него идеальный момент в карьере, чтобы двигаться дальше. «Готов ли Порядин к большому клубу? Уже года три как готов», — уверен Вайсфельд.
И, возможно, «Нефтехимику» не стоит упираться. Вариантов много: можно выгодно обменять или продать права, получив компенсацию, а на эти деньги найти голкипера, потому что вратарская линия — самая проблемная в команде. Скорее всего, продлят контракт с Гариповым, но ему, учитывая частые проблемы со здоровьем, все равно требуется надежный сменщик.
Уход Порядина (справа на фото) может стать большой проблемой для «Нефтехимика»
Уход Порядина может стать большой проблемой, но, с другой стороны, главный козырь «Нефтехимика» все-таки Леонтьев. Тренер привык работать с тем составом, который ему дают, и развивать средних по меркам КХЛ игроков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.