«Господи, РЖД уже 100 лет это планируют, о чем вы?!» — так эксперты реагируют на заявление главы РЖД Олега Белозерова по поводу высокоскоростных дорог. Для начала свяжут Москву с Санкт-Петербургом, затем — с Казанью и Ростовом-на-Дону. Заявление прозвучало не на каком-нибудь экономическом форуме, а на телеканале «Культура» — однако вопрос собирается рассматривать правительство РФ во главе с Михаилом Мишустиным. О том, почему Владимир Путин отказался от строительства ВСМ на Казань и отчего с проекта на фоне ухудшения отношений с Западом вновь сдувают пыль, — в мнениях экспертов «БИЗНЕС Online».
Неожиданное заявление сделал накануне глава «Российских железных дорог» Олег Белозеров
РЖД сдувают пыль с проектов высокоскоростных магистралей: Москва – Питер, Казань, Сочи
Неожиданное заявление сделал накануне глава «Российских железных дорог» Олег Белозеров. РЖД намереваются построить сразу три высокоскоростных магистрали, которые свяжут столицу с крупными городами центральной части России.
В первую очередь речь идет о ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Расстояние между двумя столицами — около 650 км, сейчас поезд «Сапсан» проходит его за четыре часа. ВСМ позволит сократить время в пути до 2 часов 15 минут.
ВСМ — обособленная двухпутная железная дорога, по которой движутся только высокоскоростные поезда на электрической тяге. Скорость движения — от 250 до 400 км/ч.
В России таких дорог пока нет. Планы строительства ВСМ озвучивались с 2013 года. Появились проекты Москва – Казань, Москва – Санкт-Петербург, Москва – Адлер.
В 2019 году прорабатывавшийся проект ВСМ Москва – Казань был отклонен на уровне президента РФ Владимира Путина, и РЖД начали разрабатывать планы по ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Однако в 2021-м Путин оставил этот проект в подвешенном состоянии — решение о строительстве принято не было.
«Кроме того, Москва – Казань планируется. Москва – Ростов-на-Дону тоже есть в планах. Это в планах краткосрочных», — добавил Белозеров.
Как отметил глава РЖД, премьер-министр Михаил Мишустин готов провести совещание. По российским ВСМ уже частично готова проектная документация, финансирование будет идти в формате частно-государственного партнерства. Говоря о Ростове-на-Дону, Белозеров, вероятно, имел в виду дорогу Москва – Адлер, которая есть в транспортной стратегии РФ. 1600-километровая трасса, идущая через Ростов, позволит добраться из столицы до сочинских курортов за 8 часов. Дорога Москва – Казань, инвестиции в которую несколько лет назад оценивались в 1,7 трлн рублей, соединит города Поволжья, а время в пути должно составить 3 часа 40 минут вместо нынешних 11 часов.
Дорога Москва – Казань, инвестиции в которую несколько лет назад оценивались в 1,7 трлн рублей, соединит города Поволжья, а время в пути должно составить 3 часа 40 минут вместо нынешних 11 часов
Любопытно, что заявление Белозерова прозвучало в эфире телепередачи «Картина мира» на канале «Культура». Почему анонс столь важного проекта был озвучен не на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, который стартует через 10 дней, — вопрос, конечно, интересный. Может быть, причина в том, что денег пока нет даже на магистраль Москва – Питер, которая в 2021 году оценивалась в 1,4 трлн рублей, а теперь — в 1,7 триллиона. Тогда целесообразность строительства даже этой ВСМ выглядела весьма сомнительно. Помимо того что есть четырехчасовой «Сапсан», две главные столицы РФ связывает авиасообщение. Появление ВСМ «убьет» авиацию на этом направлении, заявил президент РФ Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции в декабре 2021 года. И добавил, что даже в Китае эти дороги остаются убыточными.
Говоря о ВСМ, Белозеров отметил также, что по этой дороге можно возить не только пассажиров, но и грузы. Понятно, что это будут не насыпные вагоны, а контейнерные перевозки, сопоставимые с авиационными. Эксперименты в РЖД уже провели, опробовав поезда с контейнерами по типу самолетных. «Можно на высокоскоростных поездах возить груз. Это не уголь, понятно, а можно возить груз с высокой добавленной стоимостью», — отметил Белозеров.
В 2019 году на уровне президента РФ Владимира Путина строительству ВСМ Москва – Казань зеленый свет так и не дали
Как проект ВСМ Москва – Казань «съела» трасса М12
По всей видимости, Белозеров делает намек на «китайское продолжение» ВСМ? Тем более что в свое время, когда о ВСМ говорили всерьез, власти очень рассчитывали и на китайские инвестиции, и на китайские технологии. В 2014 году был подписан меморандум в области развития высокоскоростного движения между Россией и Китаем, и ВСМ Москва – Казань тогда называлась только началом коридора Москва – Пекин, идущего через Казахстан. В то время китайцы собирались вложить примерно треть стоимости дороги. Да и сейчас в минтрансе РФ ставку делают на китайские деньги.
Однако в 2019 году на уровне президента РФ Путина строительству ВСМ Москва – Казань зеленый свет так и не дали. Против проекта, в частности, постоянно выступал минфин России. В 2020-м вице-премьер РФ Марат Хуснуллин объяснил, что работу над проектом приостановили из-за больших финансовых затрат и неподтвержденного пассажиропотока. ВСМ явно составила бы конкуренцию и авиации, и другим пассажирским составам на этом направлении. Кроме того, уже тогда обсуждалась альтернатива — строительство скоростной трассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань. Если на ВСМ надо было в тех деньгах потратить 1,7 трлн рублей (да еще и грузы по ней возить — сомнительная история!), то на автомагистраль в тех деньгах было достаточно 540 миллиардов.
Так в 2020 году началось строительство трассы М12. Как признавался в начале 2022-го президент РТ Рустам Минниханов, решение о заморозке ВСМ его не расстроило. «Когда в ВСМ Москва – Казань нам отказали, я обрадовался. Три с половиной часа [от Казани до Москвы], они бы выкачивали наших людей. А вот эта дорога (платная автомобильная трасса — прим. ред.), M12, нужна. Все равно там 6−7 часов [ехать]», — отметил президент РТ.
Теперь трассу М12 уже достраивают. Дорогу введут в эксплуатацию уже к концу года, ее строительство обойдется в 900 млрд рублей. Озвучены и различные варианты продления дороги — на Екатеринбург, на юг страны. Но с началом СВО появилась острейшая необходимость пути на восток. В феврале 2023 года Путин подтвердил, что дорога будет продлена до Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени. А в перспективе трасса соединит центр страны с Иркутском, Владивостоком, выйдет в Казахстан, Монголию и Китай.
«Проект строительства ВСМ Москва – Пекин анонсировали еще в 2015 году, на его реализацию отводили примерно 8 лет. Соответственно, мы уже сейчас могли бы ездить по этой дороге!»
«ВСМ Москва – Казань висит в воздухе уже много лет — я бы на эти заявления никаким образом не реагировала»
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить возвращение к ВСМ Москва – Казань.
Наталья Зубаревич — профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ, главный научный сотрудник НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института социальной политики:
— Господи, РЖД уже 100 лет это планируют, о чем вы? Уже 100 лет идут эти разговоры. Пусть сначала дорогу Москва – Питер построят! Я не знаю, в связи с чем Белозеров это сказал, не могу вам ответить. Но было заявлено о приоритетности высокоскоростной магистрали Москва – Питер. То есть не по нынешним рельсам, а отдельно. И этот проект тоже повис в воздухе.
Поскольку высокоскоростная железная дорога Москва – Казань висит в воздухе уже много лет, я бы на эти заявления никаким образом не реагировала.
Михаил Блинкин — научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики факультета городского и регионального развития НИУ «Высшая школа экономики», председатель общественного совета минтранса РФ:
— В Китае около 40 тысяч километров высокоскоростных дорог, еще 15 тысяч они строят. В Европе около 15 тысяч километров, и строится еще столько же. То есть в мире большой опыт по этой теме. Конкурируют ли дороги Hight Speed Rail с теми же платными автомобильными дорогами во Франции, Испании, Италии? Нет, не конкурируют, потому что это разный класс пассажиров. И это не вопрос моих измышлений, а статистика.
В России таких HSR нет вообще. Ноль. В этом смысле появление любой дороги данного класса — огромный шаг вперед, потому что это мировая тенденция. Железные дороги в пассажирском сегменте уходят в HSR. На дальнем сообщении — примерно в тысячу километров — HSR выигрывают у всех видов транспорта, хотя бы потому, что не надо тратить время на поездку в аэропорт. Соответственно, в необходимости появления в России хотя бы первой дороги этого класса я совершенно уверен.
Теперь самое главное — вопрос денег. Это замечательное сооружение в принципе дорогое по одной причине — HSR существуют только на обособленных конструкциях. По тем же рельсам, по которым ходит тот же скоростной «Сапсан», ходят электрички, товарняки и так далее. В HSR этого не бывает: ВСМ — обособленные путевые конструкции. Потому это дорогая штука. И она окупается в Европе самым тривиальным тарифно-трафиковым образом. Тариф на трафик умножили, годовой доход получили и дальше начинаем уже обычный экономический расчет, за сколько лет это окупится.
В Китае такого нет — о прямой экономической окупаемости они даже не думают. Они рассчитывают на косвенный эффект от ускорения развития страны.
Как мы поступим? В тарифно-трафиковую окупаемость [в России] я не очень верю, потому что нам для этого нужно примерно 12–15 миллионов пассажиров в год и довольно приличные тарифы, которые казанский или нижегородский пассажир не очень любит. Не потерпит! Соответственно, нужны какие-то государственные вливания, а это вопрос бюджетных возможностей. То есть здесь очень большие проблемы. Но если бы спросили меня, то я, хотя бы ради того чтобы в России появилась первая ВСМ, классическая ВСМ на обособленных путевых конструкциях со скоростью 350 плюс, решился бы попробовать. Надо пробовать! Потому что это магистральный путь развития страны.
Андрей Островский — китаевед, замдиректора Института Дальнего Востока РАН:
— Проект строительства ВСМ Москва – Пекин анонсировали еще в 2015 году, на его реализацию отводили примерно 8 лет. Соответственно, мы уже сейчас могли бы ездить по этой дороге! Причем китайцы свои обязательства, в принципе, выполнили: они протянули 3,2 тысячи километров по своей территории. А где же наш участок Москва – Казань и так далее? Вместо этого строят автодорогу от Москвы до столицы Татарстана. Это хорошо, но все равно по скоростной железной дороге грузов можно перевезти на порядок больше, чем по автомобильной, и для развития экономики такая трасса важнее.
Айрат Фаррахов — депутат ГД РФ:
— Строительство ВСМ целесообразно в любое время. Абсолютно доказано, что строительство ВСМ увеличит минимум на 20 процентов валовый региональный продукт по Республике Татарстан. Здесь заложены огромные ресурсы. Причем не только Республики Татарстан, это и Новгородской области касается. Мы никогда и не уходили от того, что данный вопрос необходимо решать. Это просто было дело времени. А с точки зрения того, что автодорога М12 к тому времени уже будет построена… Ну грузопоток увеличивается, а у высокоскоростной магистрали есть очень сильные преимущества. Потому что ВСМ очень сильно увеличивает мобильность населения. А мобильность населения — ключевой фактор роста экономики. Поэтому ни ВСМ, ни М12 друг другу не мешают. Тем более что М12 в некоторых случаях не бесплатная дорога. Потому я считаю, что и тот и этот — важнейшие инфраструктурные проекты.
Я был недавно в Китае, где очень высок уровень высокоскоростных магистралей. У них и опыт огромный, и, я думаю, свободные финансовые ресурсы есть. Нам на свои деньги построить это очень сложно. Здесь нужны длинные деньги и длинные договоренности. Поэтому вполне может быть, что руководитель РЖД объявил об этом потому, что уже есть конкретные предварительные договоренности. Понятно, что без внешних инвестиций такой большой инфраструктурный проект не построить. Кроме того, нужна тяга, подвижной состав, а у нас тоже пока в этом нет критических технологий. Поэтому, если китайцы или кто-то иной из дружественных стран здесь нас поддержат на взаимовыгодных условиях, это будет и правильно, и своевременно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.