Ирек Ризванов: «Наши показатели говорят сами за себя. Это и результаты ЕГЭ — ОГЭ наших выпускников, и наша олимпиадная система — одна из мощнейших в стране» Ирек Ризванов: «Наши показатели говорят сами за себя. Это и результаты ЕГЭ, ОГЭ выпускников, и наша олимпиадная система — одна из мощнейших в стране» Фото: Оксана Король

«Казань — это яркая жемчужина в системе образования России»

 Ирек Асафович, в начале июня в Казани проходил международный форум «Формируя будущее», в ходе которого были продемонстрированы успехи отечественной системы образования. Какие достижения вы назвали бы главными? Как Казань выглядит с точки зрения этих успехов?

— Участниками форума были руководители министерств образования порядка 30 стран. Они посетили образовательные организации Казани. Что касается системы образования Российской Федерации, то о ней всегда можно говорить с гордостью. Она самостоятельная, мощная, со своей хорошей историей. На форуме выступали и федеральный министр, и министры из регионов — рассказывали о системе образования, начиная с инфраструктуры — как мы строим школы, какие у нас нормы и подходы к этому, заканчивая содержанием — это и экзамены, и предметная область. 

Что касается Казани, то это яркая жемчужина в системе образования России. Наши показатели говорят сами за себя. Это и результаты ЕГЭ, ОГЭ выпускников, и наша олимпиадная система — одна из мощнейших в стране. Казань — основа республиканских результатов в сфере образования. У нас яркие педагоги, ежегодно они показывают высокие результаты на профессиональных конкурсах. Поэтому Казань выглядит очень и очень достойно.

— Опыт какой страны в сфере образования лично вам интересен?

— Любой опыт интересен. Еще работая руководителем школы, я посетил более 10 стран, изучая систему образования мира. И довольно много ездил по России. Российский опыт разнообразен, богат. В РФ используются и классические методики, и самые современные образовательные технологии. Только изучая опыт в нашей стране, можно научиться очень многому. Что касается системы образования других стран, то, конечно, интересно посмотреть.


— Вы сказали, что в системе образования России много разных методик. А ФГОС не убивает на корню все инициативы, желание сделать что-то свое?

— Я считаю, что нет. ФГОС — это определенные рамки, но внутри этих рамок очень многое можно реализовать. К определенным образовательным результатам можно прийти разными путями: используя различные методики и технологии, применяя разные учебники и пособия, утвержденные федеральным перечнем. Можно по-разному преподавать. Конечно, это больше связано с мастерством и опытом педагога. Педагогика — это искусство. Казанские школы используют разные методики обучения, и это очень хорошо. У меня иногда спрашивают: какая школа хорошая? А я считаю, что нет хороших и плохих школ, есть разные школы, и тем интереснее и богаче палитра красок нашей образовательной системы. И в Казани есть разные школы, у каждой из них есть как сильные стороны, так и точки роста.     

 Как с такой высокой оценкой системы образования Казани стыкуется мнение нашего читателя: «Хочется покинуть школу и заниматься дома. Все равно по всем основным предметам приходится репетиторов нанимать. Уровень того, что дают в школах, это что-то. А школа в числе первой двадцатки лучших числится…»? (Павел Скрыник)

— Первая двадцатка? Мне было бы интересно посмотреть этот рейтинг. Мы от рейтингов школ отошли.

— По какой причине перестали рейтинговать школы? Раньше-то вы это делали.

— Как можно сравнивать школы, если они абсолютно разные?

— Но ведь есть оценочные критерии, например показатели успеваемости.

— Да, цифры есть, но можно ли сравнивать, допустим, результаты ЕГЭ школы, в которую отбирают детей со всей России, и рядовой общеобразовательной школы?

— Можно сделать градацию школ и внутри каждой группы выстроить рейтинг. Особенных школ ведь немного, небольшая прослойка.

— Это очень философский вопрос, который часто обсуждается в профессиональной среде. Можно ли сравнивать школы друг с другом, какие показатели являются приоритетными и так далее. Я сторонник того, чтобы сопоставлять результаты школы в разрезе нескольких лет, в динамике, а не только между собой. Стоит отметить, что все зависит от целей оценки, что и для чего мы сравниваем. К анализу разных параметров надо подходить по-разному, где-то подойдет простое сравнение, а где-то нужны более тонкие инструменты и необходимость смотреть в динамике.

— А как родители узнают, какая школа хорошая? Первоклассника все хотят устроить в хорошую школу.

— Вот это самая большая ошибка, когда говорят, что надо найти хорошую школу. У каждого родителя может быть свое мнение на этот счет. Что значит «хорошая школа»?

— Это та, где твердые знания дадут.

— Каким образом дадут? Любит ли этот ребенок больше свободы или ему требуется больше дисциплины? Нужна ли ребенку большая школа или его индивидуальность такая, что он любит семейную обстановку? Надо ли, чтобы в школе была и система дополнительного образования, и бассейн, и спортзал, либо родители готовы возить ребенка в различные секции и центры образования? Нельзя просто говорить — дайте нам хорошую школу, и у нас все будет хорошо. Нет! Подбор школы, выбор учителя начальной школы — это очень индивидуально.

«Я знаю истории, когда ребенок прекрасно знает предмет и может сдать экзамен на высокий балл, но родители всё равно нанимают репетитора, придумывают дополнительные занятия. Это не всегда нужно» «Я знаю истории, когда ребенок прекрасно знает предмет и может сдать экзамен на высокий балл, но родители все равно нанимают репетитора, придумывают дополнительные занятия. Это не всегда нужно» Фото: © Константин Михальчевский, РИА «Новости»

О семейном обучении: «Мы за них беспокоимся»

— Вернемся к вопросу нашего читателя. Почему приходится нанимать репетитора, чтобы сдать ЕГЭ?

— У многих есть какой-то внутренний страх перед экзаменами, а индивидуальные занятия, наверное, придают уверенности. Педагог говорит лично тебе, что́ у тебя получается и что́ нет, гораздо больше времени уделяет разбору заданий. Первая причина — это страх, причем больше не учащихся, а родителей, думаю. Я знаю истории, когда ребенок прекрасно знает предмет и может сдать экзамен на высокий балл, но родители все равно нанимают репетитора, придумывают дополнительные занятия. Это не всегда нужно. Но иногда репетиторы нанимаются, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, когда ребенок, возможно, не учился прилежно или пропустил занятия по каким-либо причинам. 

— А можно ли сменить школу? Это легко у нас? Административных барьеров много?

— Это сделать несложно. С таким вопросом можно обратиться в районный отдел образования. Коллеги проконсультируют и подскажут.

— Есть такие, кто приходит в отдел образования за советом?

— Есть, конечно. И ко мне приходят. Недавно у нас была встреча с подростками на «Черном озере». Мы разговаривали о пространствах, в том числе о том, как должны быть организованы пространства в школе. И там ко мне подошли посоветоваться ребята. Один молодой человек сказал, что хочет стать учителем, пойти в образовательную политику, и спросил: что вы мне посоветуете, какой образовательный трек выстроить?

— Вот наш читатель подумывает уйти из школы, чтобы заниматься самостоятельно. А сколько детей находятся на семейном обучении?   

— На сегодня чуть больше 2 тысяч учащихся.

— Почему растет их число, как считаете?

— Причины могут быть разные, например временная смена места жительства, занятия профессиональным спортом, состояние здоровья ребенка, семейные обстоятельства.  

— Какие знания демонстрируют «семейники» на тестировании?

— Мы за них беспокоимся, потому что среди них тоже есть те, кто не справляется с промежуточной аттестацией, с ОГЭ и ЕГЭ.

— Сколько «семейников» не сдали ОГЭ и ЕГЭ, допустим, за последние два года? 

— За два года в общей сложности 17 учащихся 9-х и 11-х классов не справились с государственной итоговой аттестацией и промежуточной.

— С чем вы связываете низкое качество самостоятельной подготовки?

— С отсутствием дисциплины и обратной связи с учителем. Родители имеют возможность контролировать учебный процесс ребенка, который ежедневно ходит в школу и получает оценки. Общение с педагогом, родительские собрания придают тонус и порядок. Но когда ребенка нет в школе полгода-год, конечно, отследить динамику его обучения гораздо сложнее.

— Какие меры контроля можно ввести дополнительно?

— Проводить регулярно промежуточную аттестацию.

— Но по закону дети не обязаны этого делать.

— Мы стараемся не терять связи с родителями. Конечно, те по-разному реагируют, но многие понимают свою ответственность за ребенка.

«Наша система образования выстроена, она понятна: есть предметы, учебники, учителя. Мы знали и знаем, чему учить, поэтому, думаю, больших изменений не будет» «Наша система образования выстроена, она понятна: есть предметы, учебники, учителя. Мы знали и знаем, чему учить, поэтому, думаю, больших изменений не будет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У экономики есть свои запросы, и мы будем готовить выпускников исходя из этого»

 «Уже более года мы живем в новой реальности: Запад нам больше не пример для подражания. Какие сегодня тенденции в российском образовании? От чего мы откажемся в школе, а какие составляющие усилим?» (Володин Р.)

— Как я уже сказал, система образования Российской Федерации очень самостоятельная и не зависит от геополитических событий. Образовательные программы пишутся на много лет вперед, и мы по этим программам движемся, поэтому я каких-то глобальных изменений не ожидаю. Наша система образования выстроена, она понятна: есть предметы, учебники, учителя. Мы знали и знаем, чему учить, поэтому, думаю, больших изменений не будет.

 «Как вы планируете организовать и контролировать процесс выхода педагогических коллективов из-под влияния Болонского протокола? При условии, что педагогическая система сама не способна выйти из-под этого влияния». (Дмитрий). Болонская система школьного образования как-то касалась?

— Нет, конечно, это же система высшего образования. Как мы завершали школьное обучение 11-м классом, так и будем завершать.

 «Есть ли статистика, сколько выпускников 911-х классов идут в технические вузы и ссузы? Стране не хватает технарей, инженеров. Школа как-то реагирует на запрос экономики?» (Жуков А.)

— Если не ошибаюсь, порядка 20 процентов выпускников 11-х классов в прошлом году пошли в казанские технические вузы. 

Что касается точных наук, то все это запросы экономики, которые в той или иной мере могут меняться. В данном направлении мы активно двигаемся. У нас проходил WorldSkills, который хорошо развивал рабочие профессии, технические специальности. Теперь у России свой чемпионат. Есть инженерные школы и классы, в этом году планируем открыть архитектурные классы в 14 образовательных учреждениях. Имеются у нас и педагогические, и медицинские классы.

— С какого класса начинается специализация?

— Архитектурный мы планируем начинать с 5–6-х классов. Это будет ранний предпрофиль, где ребенок начнет получать знания и навыки для креативной индустрии. У детей будет предпрофильная программа. У нашей экономики есть свои запросы, и мы станем готовить выпускников исходя из этого. 

— «Президент России Владимир Путин поручил ввести в следующем году в российских школах предмет черчение. Цель — укрепление кадрового потенциала промышленности. А есть ли сегодня кадры и методика преподавания для этого предмета?» (Иван)

— Конечно, все есть, черчение преподавалось совсем недавно в наших школах. Есть и методики, и учебные пособия, и учителя, которые просто переквалифицировались. Но пока нововведение только на словах, как появятся соответствующие нормативные и методические документы, будем реализовывать. 

— Какие-то ЦУ из федерального министерства образования вам спустили в последнее время? Например, усилить патриотическое воспитание. В школах ввели уроки «Разговоры о важном», как они проходят?

— Каждый понедельник в каждом классе начинается с этого урока.

— Вы бывали на них, как они проводятся? Ведь формальным подходом можно убить самую благую идею…

— Вы правильно говорите. Меня порадовало, что они проходят очень по-разному. Педагоги действительно подошли с энтузиазмом и личным интересом, стараются проводить эти уроки в разных форматах. Я видел, как занятия проходят и в рамках классического классного часа, и в активной форме на территории школы.

— Дискуссиям на этих уроках есть место?

— Конечно! Особенно в старших классах.

 «Что рассказывают в школах об СВО? Есть ли какая-то общая методичка или рекомендации из федерального министерства?» (Тимур)

— В целом мы не политизируем образовательный и воспитательный процессы. Но у школ есть понимание важности патриотического воспитания, которое является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

— Но объяснить же надо, что происходит?

— Объяснить надо, эти темы могут обсуждаться как на классных часах, так и в рамках «Разговоров о важном».

«Во-первых, ЕГЭ — это возможность для детей с периферии получать образование в вузах больших городов. Во-вторых, это объективность и прозрачность экзаменов» «Во-первых, ЕГЭ — это возможность для детей с периферии получать образование в вузах больших городов. Во-вторых, это объективность и прозрачность экзаменов» Фото: © Aleksander Polyakov / Global Look Press / www.globallookpress.com

О ЕГЭ: «На сегодняшний день ничего лучше пока не придумали»

 ЕГЭ — это отечественная придумка или заимствованная за рубежом?

— Это сложно сказать. Мне кажется, обо всем, что происходит в современном мире в любой сфере, нельзя с определенностью сказать, кто это изобрел. Мы живем в глобальном мире, какие-то элементы могут браться за идею, дорабатываться и внедряться. Нельзя сказать, что ЕГЭ только наше, есть много похожих международных экзаменов. Но при этом ЕГЭ имеет свое лицо, элементы, которых нет у других. Со временем ЕГЭ усовершенствовался, ввели задания с открытыми вариантами ответов. На сегодняшний день это очень технологичный экзамен, мощный и в организационном, и в содержательном плане. Только в Казани одновременно сдают экзамен 12 тысяч детей, все КИМы (контрольно-измерительные материалы) путем защищенных каналов передаются в кабинеты, распечатываются и раздаются, ответы тут же сканируются и отправляются на проверку. И это все под камерами, все контролируется. Плюс общественные наблюдатели. Это большая организационная работа.

— «Как вы относитесь к ЕГЭ? Надо ли его отменять? Разговоров вокруг этой темы много, а конкретики нет. Чем прежние выпускные экзамены хуже ЕГЭ (Нурия Исламова)

— Во-первых, ЕГЭ — это возможность для детей с периферии получать образование в вузах больших городов. Во-вторых, это объективность и прозрачность экзаменов. На мой взгляд, на сегодняшний день ничего лучше пока не придумали.

— ЕГЭ быть? Или его ждет судьба Болонской системы в нашей стране? Какие слухи ходят в профессиональной среде?

— Слухов много, но на сегодня мы продолжаем проводить именно ЕГЭ.

— Если учащийся не сдал ЕГЭ или сдал плохо, когда он может пересдать?

— Можно пересдать в этот же год, если пропустил по объективным причинам, например по болезни, или если не сдал один предмет. Для пересдачи есть дополнительные даты. Если же нарушил дисциплину во время экзамена, то пересдача возможна только через год.    

— Какие экзамены выбирают в 2023-м, кроме обязательных математики и русского языка?  

— Самое популярное у нас — обществознание и информатика. 

ОГЭ:

Информатика — 54%

Обществознание — 47%

География — 38%

Английский язык — 14%

Биология — 13%

Физика — 13%

Химия — 10%

 

ЕГЭ:

Профильная математика — 51%

Обществознание — 37%

Информатика — 25%

Биология — 17%

Английский язык — 16%

Физика — 13%

Химия — 12%

— Есть такое мнение, что в технические вузы не идут, потому что боятся сдавать физику и химию. Вы такую тенденцию наблюдали?

— Гуманитарные дисциплины пользуются большей популярностью. Принято считать, что данное направление легче сдавать, но я бы с этим поспорил. Думаю, если хочешь стать действительно хорошим специалистом, неважно, в какой сфере — в гуманитарной или технической, то учиться всегда тяжело.  

С каждым годом мы видим тенденцию увеличения интереса и к техническим направлениям. Также не надо забывать о средних специальных учебных заведениях, куда уходят после 9-го класса, — в них много технических специальностей. Радует, что казанские технические вузы очень активизировались: это и подготовительные курсы, и довузовские отделения.

 «Недавно вице-спикер Госдумы от Новых людей Владислав Даванков предложил не задавать уроки на дом школьникам. Бред или что-то рациональное в этом есть? А субботы будут выходными?» (Ленар Гатауллин)

— Я думаю, домашние задания должны быть. Это хорошее повторение и закрепление пройденного в классе материала. Но, конечно, без переусердствования. Есть определенные санитарные нормы, сколько времени должно уделяться домашней работе у младшего школьника, ученика средней и старшей школы. На мой взгляд, домашнее задание в адекватных объемах пойдет только на пользу.

Что касается 6- или 5-дневной недели обучения, то, действительно, об этом много говорят, особенно в родительском сообществе. Первое — выбрать 6- или 5-дневную неделю обучения — это в компетенции образовательной организации. Второе — решение этого вопроса зависит от загруженности и возможностей школы, от наличия достаточного количества кадров и нагрузки учителей. Третье — надо понимать, что при 5-дневной неделе нужно уместить всю образовательную программу и нагрузка на ученика становится больше. А вообще, школы у нас работают и по шести-, и по пятидневке, и по смешанной системе, когда начальная школа на пятидневке, а остальные учатся 6 дней.

«В первый класс дети принимаются в первую очередь по прописке. При необходимости прописка перепроверяется сотрудниками МВД» «В первый класс дети принимаются в первую очередь по прописке. При необходимости она проверяется сотрудниками МВД» Фото: «БИЗНЕС Online»

«За 10 лет в Казани построили 14 школ и 91 детский сад»

— «С какими результатами система образования Казани завершает учебный год? Сколько выпускников 11-х и 9-х классов? Каких высот достигли в олимпиадном движении? Сколько школ построили?» (Мансурова)

— Пока еще рано оценивать прошедший учебный год, поскольку еще идут экзамены. Что касается количества выпускников, то чуть больше 6 тысяч выпускается из 11-х классов и порядка 12,7 тысячи из 9-х.

Олимпиады — это сильная сторона нашей системы образования. В этом году мы снова приросли в количестве призеров и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников: в прошлом году их было 142, в этом — 159.

— По результатам участия в олимпиадах Татарстан по-прежнему занимает третье место после Москвы и Питера?

— Если смотреть по соотношению количества призеров и победителей на 100 тысяч населения, то команда республики занимает второе место после Москвы. Радует, что бо́льшая часть призеров и победителей — это казанские ученики. Олимпиада — это как профессиональный спорт, это большой труд и самих учеников, и учителей-тренеров. Казани и республике есть кем гордиться.

— Сколько школ и детских садов построили и отремонтировали за 2022-й?

— В прошлом году было отремонтировано 6 школ и 12 зданий детских садов, в 2023-м планируется ремонт 17 общеобразовательных учреждений и 7 дошкольных. На сегодняшний день у нас строится четыре школы и два детских сада. Четыре школы — в ЖК «Солнечный город», «Салават Купере» и «Светлая долина» на 1,5 тысячи, на улице Сибгата Хакима на 1 224 места. Два детских сада — в районе XL. А вообще за 10 лет в Казани построили 14 школ, пять дополнительных учебных корпусов и 91 детский сад.

— Сегодня строят огромные школы, объясняя это экономической эффективностью. А вы душой за школы-гиганты или за камерные учебные заведения?

— Нет хорошо или плохо. Кому что больше подходит. Есть школы и семейного формата, где каждого ученика знают. Имеются школы на 2,5–3 тысячи учащихся, где есть бассейн, спортзал, футбольное поле, сравнимое с профессиональным, вся структура дополнительного образования. Каждому свое.

— В «Адымнаре» огромные классы — по 35 детей, что с этим делать?

— Здесь очень объективная история: Казань и сама прирастает школьным населением на 8–10 тысяч каждый год, и в город много семей с детьми приезжают жить и работать. Строятся новые жилые комплексы вокруг, и нагрузка на школу увеличивается. Что с этим делать? Строить еще, развиваться, что в Казани и делается.

— Но есть же случаи, что люди покупают прописку, чтобы без проблем попасть в конкретную школу. Это кто-то контролирует?

— В первый класс дети принимаются в первую очередь по прописке. При необходимости она проверяется сотрудниками МВД. Были случаи, когда выявлялись так называемые резиновые квартиры, где продажа регистрации была поставлена на поток. Борьба с этим идет.

— Какое место в Казани самое напряженное с точки зрения необходимости новой школы?

— Один из наиболее напряженных микрорайонов — «Солнечный город».

— Но там уже строят. А где еще не строят, но школа уже нужна?

— Есть ряд таких микрорайонов, Казань очень динамично развивается. Три дома-«свечки» построили — и местная школа уже не справится. Но это нормальный процесс, так будет всегда. Места под школы и детсады резервируются согласно генплану города. Беспокоиться не стоит, каждый школьник нашего города обязательно сядет за парту 1 сентября.

— Сколько первоклассников ожидаете на следующий учебный год?

— Предварительно мы предполагаем порядка 18–20 тысяч, но это число может меняться, поскольку кто-то может переехать из города или, наоборот, приехать. В прошлом году первоклашек было примерно столько же.

— «Какая очередь в детские сады? Когда вставать на очередь, чтобы к трем годам ребенка она дошла?» (Ильсияр)

— Сегодня у нас 100-процентная обеспеченность местами в детских садах детей в возрасте от трех до 7 лет. Правда, не все родители согласились с предложенными вариантами и продолжают ждать места в детском саду, которое отвечает именно их ожиданиям в плане удаленности или направленности реализуемых программ. Но мы всегда предлагаем альтернативу. С местами для детей в возрасте до трех лет вопрос решается. Если в 2019 году местами были обеспечены 3,8 тысячи, то на сегодняшний день — 9,8 тысячи. Строятся новые детские сады, создаются дополнительные места. Написать заявление на очередь можно сразу же, как только получили на руки свидетельство о рождении. Это можно сделать через портал госуслуг, можно принести заявление в районный отдел образования или МФЦ. Получить консультацию по детским садам можно и в отделе образования, и по горячей линии.

«Окружающая обстановка влияет на настроение учащегося. Оснащенность лаборатории кабинетов физики и химии, компьютерных классов — всё это важно» «Окружающая обстановка влияет на настроение учащегося. Оснащенность лаборатории кабинетов физики и химии, компьютерных классов — все это важно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«10 школ мы решили подтянуть по определенным параметрам»

 Год назад на нашей интернет-конференции вы говорили, что разрабатываете планы, куда двигаться в ближайшее время, что особое внимание уделяете школам, которые отстают по каким-то показателям. Что входит в эти планы, что уже реализуется и имеет результат?

— Мы для себя определили первый пилотный проект: 10 школ, которые мы решили подтянуть по определенным параметрам — и по академическим, и по воспитательной работе.

— А как вы отобрали эти 10 школ? Наверное, сравнивали по каким-то параметрам, цифрам?

— Когда я говорю, что у нас нет рейтингов, это не значит, что мы не измеряем показатели работы.

— То есть этот рейтинг просто не афишируете?

— Да, для нас это просто рабочий инструмент. Не измерять показатели — это неправильно. Поэтому мы определили для себя эти 10 школ и уже видим в них положительную динамику. Мы провели консультации-встречи с руководителями школ, определили план работы, по которому они отработали учебный год. Усиливаем там материально-техническую базу и уже видим положительные результаты.

— Где, как правило, находятся эти отстающие школы — в центре города, на окраинах, в поселках Казани?

— Опять же — что измерять. Из того, что мы решили подтянуть, есть школы и в самом городе, и на его окраинах.

— Вы анализировали, почему в этих школах произошло отставание? Из-за недостаточной квалификации или нехватки учителей, низкой материально-технической базы?

— На успеваемость влияет очень много факторов, например даже дополнительное образование. Исследования показывают, что если развивать допобразование внутри или вне школы, то у детей повышается академическая результативность.

— А дополнительное — это по учебным предметам или рисование и музыка?

— Кружки и секции. Абсолютно все: рисование, карате, футбол. Когда повышается занятость детей, повышается и вовлеченность в образовательный и воспитательный процессы, и успеваемость. Материально-техническая база тоже важна.

— И цвет стен важен, а не только оборудование кабинетов физики и химии?

— Конечно, ведь окружающая обстановка влияет на настроение учащегося. Оснащенность лаборатории кабинетов физики и химии, компьютерных классов — все это важно. И, конечно, значимый фактор — кадры. Повышение квалификации педагогов и их мотивация.

— Что самое главное в дорожной карте по этим 10 школам? Первым пунктом что значится? Ремонт сделать?

— Материально-техническое обеспечение не самое первое, но оно там есть. Важный пункт — это кадры, повышение квалификации действующих и привлечение новых кадров. Как я говорил, важна работа по развитию дополнительного образования в этих школах, корректировка их образовательных и воспитательных программ. Результат будет только при комплексном подходе к решению задачи. В данном случае сказать, что на первом, а что на последнем месте, будет неправильно.

«Очень много делается для решения вопроса кадров, налажено сотрудничество директоров школ с Казанским педагогическим колледжем и вузами города» «Очень много делается для решения вопроса кадров, налажено сотрудничество директоров школ с Казанским педагогическим колледжем и вузами города» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Учителей не хватает всегда»

— «Нехватка педагогических кадров уже давно стала проблемой наших школ. Как она решается? Какие предметы особенно оголены?» (Марина К.)

— Абсолютно верно, учителей не хватает всегда. К тому же учащихся ежегодно становится на 8–10 тысяч больше.

— Такого прибавления не будет постоянно, когда нас настигнет «демографическая яма»?

— Рост учащихся продолжится еще 2–3 года. Это не проблема, а вызов. Очень много делается для решения вопроса кадров, налажено сотрудничество директоров школ с Казанским педагогическим колледжем и вузами города. Мы проводим мероприятия с учащимися из педклассов, студентами, которые обучаются по педагогическому профилю, большая работа ведется с педагогами на базе Дома работников образования. На сегодня в КПФУ обучаются порядка 200 студентов-целевиков. Мы надеемся увидеть их в рядах наших учителей уже скоро.

— Разве 200 достаточно?

— Конечно, нет. Но если дополнительно в школы придут 200 педагогов…

— Обязательно придут?

— Обязательно. Ежемесячно они получают дополнительную стипендию 15 тысяч рублей, уже с первого курса закреплены за школами, где проходят практику.

— Разве закон позволяет закреплять и обязывать выпускников? И привлекать их к ответственности, если они не выполнят условий договора?

— Конечно! Министерство образования и науки РТ и управление образования Казани отслеживают выполнение договора. Они должны будут вернуть всю полученную сумму в качестве дополнительной стипендии, если не пойдут работать в школу. 

— Наверное, в казанских школах с кадрами все-таки полегче, чем в сельских школах?

— Я бы не сказал, потому что в сельских районах нет такого большого роста количества учащихся. С другой стороны, у нас есть преимущество: многие выпускники хотят остаться в Казани. Все-таки столица РТ — привлекательный город для проживания. Но мало просто привлечь педагогов в образовательные организации, важна дальнейшая работа, направленная на создание условий для профессионального роста. Для развития педагогов нужны различные площадки, разные форматы и подходы. Мы озадачились этим вопросом и запустили процесс содержательной перезагрузки Дома работников образования. Для определения вектора развития ДРО совместно с директорами школ и учителями мы провели стратегическую сессию, по итогам которой были определены новые проектные направления работы как с учителями, так и с директорами школ и заведующими детскими садами, и даже запустили интенсив для тех, кто состоит в резерве руководителей. 

— По какому предмету самое катастрофичное положение с учителями?

— Катастрофичной ситуации нет, но есть острые направления — это начальная школа, поскольку мы прирастаем на 8–10 тысяч учащихся. Это сколько педагогов надо ежегодно! Также есть потребность в учителях физики, химии, математики и русского языка. Но чтобы совсем плохо-плохо — такой ситуации нет.

«В Казани 37 национальных школ, они распределены по всем районам»

— С учителями татарского языка проблем нет?

— С татарским проблем нет.

— Но вот наш читатель Айрат считает по-другому: «В Казани остро стоит вопрос с получением образования на татарском языке. Родители знают, что гарантированно его можно получить только в гимназии №2».

— Это не совсем правда. Да, действительно, гимназия №2 — хорошая национальная школа. Но есть целый ряд учреждений, которые могут удовлетворить потребности учащихся в обучении на татарском языке.

— Айрат дальше пишет: «Пытались отдать племянников в 27-ю, 90-ю гимназии — не принимают без прописки. Что делать, если хочу отдать ребенка в школу, где есть образование на татарском? Почему нельзя создать хотя бы татарские классы в татарских гимназиях, чтобы там было гарантировано образование на родном языке?»

— В Казани 37 национальных школ, они распределены по всем районам. Также у нас есть порядка 1,7 тысячи классов с воспитанием на татарском языке. Поэтому говорить, что вопрос стоит остро, неправильно. Возможно, речь о том, что читатель обратился в определенную школу и ожидания в каком-то смысле не оправдались. Я советую обратиться в отдел образования, проконсультироваться. Исходя из пожеланий, места жительства, там посоветуют место учебы.

— «Известно, что вы делали мониторинг по татарским школам и садикам по этому поводу, каковы его результаты?» (Айрат)

— Мониторинг носил рабочий характер. Мы определили вектор развития. Еще раз убедились, что особое внимание надо уделять дошкольному образованию. Важное направление исследования — как выстраивать предметное обучение в национальных школах. Мы получили большой объем результатов, исходя из которых были скорректированы некоторые учебные программы, выполнена определенная работа по развитию педагогических кадров. Мы провели дополнительную работу по повышению квалификации — тренинги и семинары для педагогов. Ввели новые методики и обучили им преподавателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений, старших воспитателей, методистов. Эта работа продолжается.

— «Почему в татарских гимназиях Казани весь учебно-воспитательный процесс ведется на русском языке? Например, в 27-й гимназии». (Ләйсән)

— Очень странно слышать такое о 27-й гимназию. В этой школе я бываю регулярно и не могу согласиться с мнением читательницы… От системы образования постоянно будут высокие ожидания. Потому что своим детям мы всегда хотим лучшего. Не будет такого, что системой образования полностью все окажутся довольны. 

— Нет предела совершенству…

— Да! И мы относимся к этому с пониманием, всегда стараемся повышать качество образования нашей столицы. 

— Несколько вопросов поступило о лицее №2, где вы были директором. «Почему нет финансовой поддержки лучшему лицею-интернату №2? Ведь система подготовки в этом лицее дает наибольшее количество призеров и победителей ВСОШ. Но платное обучение отсекает многих талантливых детей от этого. Неужели республика, федеральный центр не видят этого?» (Радик)

— Три года назад в моем сердце не было школы лучше, чем лицей №2. Сегодня в моем сердце и сознании 200 школ, 326 детских садов, 49 учреждений дополнительного образования и более 240 тысяч учащихся и воспитанников города. И все они мои, все одинаково мне близки, и я стараюсь всем уделить внимание. Кого-то выделять особо, думаю, было бы неправильно. Что касается поддержки лицея №2 в ее олимпиадном движении, то она никогда не прекращалась.  

 «Следите ли вы за судьбой лицея №2? Довольны ли вы его нынешним состоянием? Такое ощущение, чтобы усилить другие школы Казани, вы оттянули оттуда лучшие кадры. Другие кадры, чтобы избежать мобилизации, уехали за рубеж. Еще нынешний директор резко повысил ежемесячную оплату». (Гульназ)

— Ни одного преподавателя лицея №2 нет в управлении образования. А то, что учителя уходят и приходят, — это нормальный процесс, не надо связывать с моим назначением. Я знаю, что кто-то пришел в лицей, кто-то ушел в другие школы. Так же было и при мне.

— А что по поводу повышения оплаты за обучение? Разве обучение там платное?

— Это муниципальная школа. Возможно, речь идет об оплате за дополнительные образовательные услуги. Но все повышения цен всегда согласовываются с исполнительным комитетом города. Руководитель не может повысить стоимость на свое усмотрение. Но раз есть сигнал, обратим внимание.

 «Какие есть подвижки по официальному принятию и выдаче всех документов на новый корпус лицея-интерната №2? Возможно, есть какие-то конкретные сроки уже?» (Талгат) 

— Это вопрос больше к минстрою, чем к управлению образования. Мы коллег всячески поддерживаем, консультируем.

«На сегодняшний день у нас 153 психолога в 169 муниципальных школах. Кроме того, у нас есть центр психологической поддержки «Ресурс», специалисты которого усиливают работу в некоторых из школ, например, в крупных школах или тех, где требуется больше внимания психолога» «На сегодняшний день у нас 153 психолога в 169 муниципальных школах. Кроме того, у нас есть центр психологической поддержки «Ресурс», специалисты которого усиливают работу в некоторых из школ, например в крупных или в тех, где требуется больше внимания психолога» Фото: ru.freepik.com

«Профориентационная работа вшита в воспитательную программу»

 «Как в казанских школах проводится профориентация? Так же формально, как это было в советское время, или с использованием современных технологий?» (Никитина В.)

— Многие думают, что профориентационная работа — это заполнить анкеты и получить результаты. Все это, конечно же, делается в наших школах, и со специалистами различных сфер встречаются, и профориентологи с детьми беседуют. Но работа на этом не заканчивается! Профориентационная работа вшита в воспитательную программу. Это различные экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы с педагогами, классные часы, олимпиады, конкурсы, научные конференции, дополнительное образование, кружки, секции и так далее. Все это имеет отношение к профориентации. В 2023 году мы провели городское родительское собрание, посвященное вопросам профориентации, поступления в вузы.

— Встречи, экскурсии, секции — это чтобы ученику дать возможность попробовать все и нащупать что-то свое?

— Абсолютно правильно! Самый эффективный способ, на мой взгляд, — это профпробы — когда школьник пробует, участвует в конференциях, олимпиадах и понимает, какая предметная область больше ему интересна. Профпробы — это и есть профориентация, и все это неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процессов.

— Сегодня в школах делят на гуманитарные классы и классы точных наук. Вам не кажется, что этим не всегда верно предопределяется профессиональная судьба? Зачастую ведь родители решают, куда пойти ребенку, а они порой бывают необъективны.

— Во-первых, помимо гуманитарных и технических, у нас еще есть универсальные классы. Во-вторых, выбор профиля в старших классах не является ограничивающим фактором в изменении профессионального пути в будущем. Да так бывает, что в течение жизни мы меняем сферу деятельности. И это тоже нормально. Например, я был участником олимпиад по информатике и технологии, готовился поступать на юрфак, начал обучение на инженера. Потом окончил педвуз и связал свою жизнь с системой образования. И, наверное, правильно объяснять детям, что одним ЕГЭ, одним выбором специальности жизнь не заканчивается. Мы всю жизнь должны учиться и искать свой путь. Мы стараемся это объяснять выпускникам.

 «Многие руководители школ сложно соглашаются на профориентационные встречи вузов с учащимися из-за срыва уроков. Можно ли надеяться на справедливое распределение графика посещения школ Казани всеми вузами города?» (Халитов Ильяс Юнусович)

— Мы уже сделали эту работу год или два назад. Сегодня все вузы, техникумы, колледжи, предприятия представляют свою информацию в управление образования, и мы распределяем все организации по школам. У нас есть календарь профориентационных мероприятий школьников, и мы включаем их в него. Зачастую коллеги могут не знать, в какую школу лучше пойти, ведь школы все разные.

Что касается того, что не всегда руководители школ идут навстречу, я на месте коллеги задал бы себе вопрос: а почему это происходит? Может быть, качество этих встреч не такое, чтобы школа и дети были заинтересованы? Возможно, это скучные лекции? Наверное, стоит сделать рассказ интересным, интерактивным или пригласить ребят к себе в вуз и показать все на месте.

А вообще, мы очень тесно и продуктивно взаимодействуем с коллегами из вузов, всегда открыты к сотрудничеству.

 «У меня не вопрос, а пожелание к вам. Во многих лицеях введены штатные единицы психологов. На практике мы видим массу специалистов, которые в психологии ничего не понимают. Дети не должны подвергаться таким экспериментам. Нельзя быть педагогом, не имея стыда и совести, тем более называть себя психологом». (Хайрутдинов Ришат Равильевич)

— На сегодняшний день у нас 153 психолога в 169 муниципальных школах. Кроме того, у нас есть центр психологической поддержки «Ресурс», специалисты которого усиливают работу в некоторых из школ, например в крупных или в тех, где требуется больше внимания психолога.

— А кто решает, надо больше внимания или нет?

— Это делается больше по запросам руководителей школ или классных руководителей. Уделяем внимание, если есть какие-то правонарушения. И тогда специалисты «Ресурса» усиливают работу. Этот центр — структурное подразделение управления образования Казани. Также они занимаются повышением квалификации школьных психологов, ежемесячно собирают их и разбирают различные кейсы. Молодые специалисты, которые только приступают к работе, в обязательном порядке каждые две недели ходят на занятия в «Ресурс». Кроме того, каждый психолог один раз в пять лет проходит повышение квалификации либо подтверждение своей компетентности.

«Мы говорим, что школа — это не только место для изучения предметов, но и для дополнительного образования. Инфраструктура нашего города и образовательных учреждений Казани этому способствуют» «Мы говорим, что школа — это место не только для изучения предметов, но и для дополнительного образования. Инфраструктура нашего города и образовательных учреждений Казани этому способствуют» Фото: Оксана Король

«Нет никаких сомнений в том, что «Движение первых» будет успешным»

 «Как считаете, у Движения первых есть перспектива, приживется оно в школах? Что-то уже предпринято в школах и центрах допобразования Казани?» (Анна Федорова)

— Появится новая штатная единица, причем не только в школах и учреждениях допобразования, но и в детских садах. У нас уже создано более 100 первичных организаций, прошли встречи с руководителями образовательных организаций по данному вопросу. У меня нет никаких сомнений в том, что «Движение первых» окажется успешным, станет развиваться, причем это будет экологично как для педагогов и руководителей, так и для самих детей. Я думаю, что все будет хорошо.

— Руководители школ вам не высказывали свои опасения по поводу того, что вот еще нагрузка на них? Или, наоборот, они это воспринимают как некоторую помощь в воспитательной работе?

— Какие-то тревоги и вопросы от них, конечно, были, но мы встретились со всеми руководителями и получили от них обратную связь. Тимур Джавдетович Сулейманов (руководитель республиканского отделения российского движения детей и молодежи «Движение первых» — прим. ред.) ответил на все их вопросы, подготовил подробную презентацию, как что будет, пошагово. Чего-то непонятного на сегодняшний день нет. 

— «Вы планировали активизировать городской совет старшеклассников и создать на его основе дискуссионную площадку. Удалось?» (Даниил) Может, эта идея отпала, потому что теперь будет «Движение первых»?

— Нет, точно не отпала, потому что данная тема близка мне. Когда я учился в школе, был председателем совета старшеклассников и представлял свою школу на городском совете. На мой взгляд, это очень хорошая платформа, где ребята могут высказывать интересные инициативы и вообще реализовывать себя.

— Это будет параллельно с «Движением первых»?

— Это может быть и внутри «Движения первых». Мы активно встречаемся с ребятами из различных детских организаций, обмениваемся мнениями.

— Какая цель у этих организаций?

— Цель — выдвигать инициативы, реализовывать проекты на базе своих школ и на базе города в разных направлениях — социальных, академических и так далее. Что касается совета старшеклассников, мы обсуждали это недавно на встрече с ребятами в парке «Черное озеро». Мое мнение, что эта история не должна быть навязана сверху. Для того чтобы проект был жизнеспособен, инициативы должны исходить от самих ребят, и здорово, что они появляются. Мы очень этого ждали, и радостно видеть, как ребята подходят и говорят: мы от такой-то школы, от такой-то организации и готовы коммуницировать, созидать, — дайте нам эту возможность, поддержите нас.

— У вас нет опасения, что «Движение первых», спущенное сверху, не приживется среди детей: раз навязывают, значит, не хотим?

— Позиция нашего руководства — сделать это экологично для всех участников, чтобы не было навязывания. И Тимур Джавдетович это говорит во всех своих выступлениях.

— «Какая работа проводится в школах во внеучебное время? Можно ли назвать казанские школы местом полезного досуга? Или в этом нет необходимости, потому что у нас достаточно самостоятельных центров развития?» (Альфия Хасановна) В школы вообще пускают во внеурочное время?

— Для учащихся двери школы всегда открыты — это точно. Поэтому мы и говорим, что школа — это место не только для изучения предметов, но и для дополнительного образования. Инфраструктура нашего города и образовательных учреждений Казани этому способствуют.  

— В школах есть кружки? Ведь есть же центры развития, можно там заниматься. 

— Конечно, в школах есть кружки и секции. Но сфера дополнительного образования не ограничивается только школой. Казань богата спортивными и культурными объектами на любой вкус. Я думаю, каждый ребенок сможет найти место для самореализации и раскрытия своих талантов.

— Как сегодня осуществляется охрана школ? Знаю, ЧОПы не хотят брать школы под охрану — слишком большая ответственность. Как выходите из положения?

— На сегодняшний день все необходимые требования безопасности детей выполнены. На это было выделено почти 1,8 миллиарда рублей.

— На что конкретно пошли данные средства?

— На ограждение, пункты охраны, кнопки тревожной сигнализации, систему контроля доступа в школу и дворовую территорию, видеонаблюдение и охрану силами частных охранных предприятий. Эта большая работа на сегодня проделана.

— Оснащены абсолютно все школы?

— Все школы без исключения.

 Ирек Асафович, спасибо за полезный разговор. Успехов!