В России стремительно дорожает куриное мясо, розничная цена приближается к рекордным 200 рублям за 1 кг, в Татарстане пока держится на уровне 186,6 рубля. Оптовые цены на мясо кур сегодня шагают вверх быстрее розницы. Торговые сети не спешат переписывать ценники, опасаясь отпугнуть покупателей и предпочитая временно поработать в убыток. Впрочем, региональные торговые сети в такой альтруизм не верят — они видят в этом «гуманитарном акте» попытку окончательно прогнать с рынка локальную розницу. О том, как лето преподнесло птицеводам долгожданный подарок, — в материале «БИЗНЕС Online».
По данным Росстата на 23 июля, средняя цена килограмма курятины в рознице выросла до 196,93 рубля, поставив исторический рекорд
Куры пошли на взлет
В России стремительно дорожает куриное мясо. По данным Росстата на 23 июля, средняя цена килограмма курятины в рознице выросла до 196,93 рубля, поставив исторический рекорд. В Татарстане данный продукт можно купить по более доступной цене — Татарстанстат сообщил о том, что куры (кроме куриных окорочков) стоят в магазинах в среднем 186,6 рубля за 1 кг (на 24 июля 2022 года).
В пресс-службе минсельхозпрода РТ в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» подтвердили, что по сравнению с началом 2023-го цена на охлажденное и мороженое мясо кур взметнулась вверх на 21,5%, или 33 рубля за каждый килограмм продукта. Вместе с тем добавили, что по сравнению с июлем 2022 года курятина подорожала только на 15,21%, или 24,64 рубля за килограмм.
Так, если в апреле 2022-го торговые сети продавали мясо птицы в Татарстане в среднем по 171,7 рубля за 1 кг, то в январе 2023 года оно стоило уже 152,55 рубля за 1 кг, в апреле еще подешевело — до 146,23 рубля за 1 кг (данные Татарстанстата). Но, как только стало припекать весеннее солнце, стоимость мяса кур догнала, а потом и перегнала прошлогодний уровень. С апреля по июль 2023 года курятина подорожала на 27%, или на 40,40 рубля.
Удорожание цен на куриное мясо в минсельхозпроде РТ объясняют тем, что, во-первых, увеличилось потребление населением данного продукта. Во-вторых, у производителей выросли логистические затраты на транспортировку мяса из-за проблем с грузоперевозками и недешевых горюче-смазочных материалов. В-третьих, увеличилась себестоимость производства мяса птицы — из-за удорожания компонентов кормовых добавок (например соевого шрота), оборудования и расходных материалов. «В итоге производители вынуждены поднимать цены, чтобы операционная маржа позволяла им работать дальше», — пояснили в министерстве.
В РТ работает два крупных производителя мяса кур-бройлеров: «Ак Барс Холдинг» совокупно по всем площадкам производит 65 тыс. т мяса кур в год (в живом весе) под брендом «Пестречинка». Вторым мощным производителем является «Челны-Бройлер», входящий в холдинг «Агросила», где ежегодно производят 120 тыс. т мяса в живом весе.
В «Ак Барс Холдинге» «БИЗНЕС Online» сообщили, что оптовые цены на курятину в I квартале 2023-го в стране держались очень и очень низкими — как в целом, так и в сравнении с предыдущим годом
Цену разогнал шашлычный сезон…
В «Ак Барс Холдинге» «БИЗНЕС Online» сообщили, что оптовые цены на курятину в I квартале 2023-го в стране держались очень и очень низкими — как в целом, так и в сравнении с предыдущим годом. Основной скачок отпускных цен у производителей (как и в рознице) пришелся на апрель – май 2023 года. По сравнению с I кварталом 2023-го в II квартале рост цен составил порядка 18% (в зависимости от каналов сбыта).
Причиной этого явления в холдинге также называют постоянный рост себестоимости птицеводства (повышение цен корма, рост курсов иностранных валют). Этому способствует и стабильный потребительский спрос на недорогое куриное мясо.
Но потом пришла ранняя теплая весна и любовь народа к жареному мясу взяла верх. «Да, шашлычный сезон! В майские праздники, даже если бы у нас было в 10 раз больше курицы, мы бы, наверное, все продали», — рассказывал генеральный директор ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“» Сергей Андреев в интервью «БИЗНЕС Online». Однако если сравнивать первое полугодие 2023 года и 2022-й, то роста отпускной цены фактически нет, добавили в «Ак Барс Холдинге».
Руководитель исполнительного комитета национальной мясной ассоциации Сергей Юшин вспоминает, что долгое время цены на курицу снижались и дошли до того, что производители продавали мясо ниже себестоимости. Так что сказался эффект низкой базы. «Три месяца назад курицу можно было купить в магазине за 130–140 рублей, потребители бросили покупать разные продукты, например очень подорожавшую рыбу, все перешли на курицу. А мы не успеваем увеличить производство так, чтобы удовлетворить этот огромный спрос», — говорит он.
Причиной этого явления также называют постоянный рост себестоимости птицеводства (повышение цен корма, рост курсов иностранных валют)
…а также курс рубля и ограничение туризма
Усилило спрос и то, что многие россияне в этом году не поехали за границу. «Активный туризм означает, что люди много едят в кафе, столовых, ресторанах. А самый дешевый белок — это курица. Средняя цена курицы у нас заметно дешевле, чем на мировом рынке. И эта дешевизна приводит к тому, что потребители выбирают курицу», — говорит Юшин.
«Если раньше выезжали из страны 5, 7, 8 миллионов, иногда даже до 10 миллионов человек в течение лета, то сейчас все эти люди остались в России. Какая-то часть из них поехала на южные курорты, какая-то — в другие регионы РФ. Бо́льшая часть людей остались дома, на дачах, но они также выходят на шашлыки, пикники», — разделяет мнение президент консалтингового агентства «Агрифуд Стретеджис» Альберт Давлеев. Как результат растет спрос на разделанное мясо птицы, которое очень удобно готовить на барбекю.
Юшин отмечает и другую причину роста цен — производители не успевают производить больше курятины, «потому что не хватает людей на птицефабриках». «Люди уходят работать на стройку, в дорожное, жилищное строительство, кто-то заключает контракт на службу в армии». Юшин отмечает «колоссальный недостаток кадров во всех отраслях» — нужны люди, чтобы производить зерно, корма, чтобы ухаживать за курицей и потом ее разделывать, но их нет. Чтобы люди не убегали, птицефабрики повышают зарплаты своим работникам, это также сказывается на росте себестоимости продукции.
На все это накладывается и обычный производственный цикл предприятий: птицеводы в жаркие месяцы вынуждены сокращать поголовье, поскольку птица не любит большую жару, летом она хуже растет, теряет аппетит, начинается обострение болезней. «Предложение мяса на эти месяцы традиционно меньше, чем в другое время года», — объясняет Давлеев.
Добавьте сюда удорожание себестоимости курятины — из-за резкого обесценивания рубля по отношению к основным валютам. «До сих пор российский птицеводческий сектор очень сильно зависит от импортных компонентов. В первую очередь от цены на соевый шрот, который закупается исключительно в валюте и в больших количествах», — говорит Давлеев. Растут в цене расходные материалы, упаковочное оборудование, пошли в рост и цены на зерновые культуры.
Юшин отмечает и другую причину роста цен — производители не успевают производить больше курятины, «потому что не хватает людей на птицефабриках»
Цену диктует спрос и федеральные сети
Однако не нужно думать, что производители сами повышают цены. Их диктует повышенный спрос потребителей и растущие заказы на курятину от торговых сетей. «Предложение не успевает за спросом. Некоторые магазины хотели увеличить в разы свои заказы, потому что птица очень востребована. Но производство мяса птицы с начала года выросло на 1,5 процента», — отмечает Юшин.
Андреев пояснял в интервью, как формируется оптовая цена на мясо кур-бройлеров на рынке. Федеральные торговые сети раз в три недели проводят закупочные сессии у производителей курятины, побеждает та птицефабрика, которая предложит наилучшую цену.
«При прочих равных торговая сеть выбирает регионального производителя. Но если у соседей цена ниже нашей — что ж, тогда мы ищем другие каналы продаж. Как тушку, так и разделку торговые сети сегодня покупают только по тендерам. Таким образом мы реализуем 80 процентов нашей продукции», — говорил Андреев. Остальное мясо птицы птицефабрики холдинга продают обычным магазинам и рынкам.
Птица сегодня — это один из продуктов, который образует покупательский трафик
Аномальное сочетание оптовых и розничных цен
Интересно, что цены в рознице сегодня хоть и растут, но все же медленнее, чем на оптовом рынке. «На данный момент в розницу можно приобрести тушку первого сорта дешевле, чем купить оптом. На прилавках торговых сетей цены очень сильно разнятся ввиду постоянных акций и конкуренции между собой», — удивляются в «Ак Барс Холдинге».
Юшин сообщил, что тушка кур-бройлеров на оптовом рынке сегодня продается по цене от 180 до 200 рублей за 1 кг, при этом в магазине вы можете купить дешевле. «Вчера в сетевом магазине я видел цену в 160 рублей», — поделился он личным наблюдением. Средняя цена в магазине в Татарстане, напомним, 186,6 рубля за 1 килограмм. Выходит, торговые сети работают себе в убыток?
Эксперт объясняет это тем, что цены на все виды мяса в оптовом звене в России очень волатильны, но на продуктовой полке они не меняются так часто и быстро. «Иногда магазины даже не меняют ценники на полке, потому что у них есть долгосрочные контракты или они понимают, что если повысят цену так же, как она повысилась в оптовом звене, то резко упадет потребительский спрос», — рассуждает Юшин.
Птица сегодня — это один из продуктов, который образует покупательский трафик. «Магазины на птицу делают очень невысокую наценку, потому что люди идут за птицей. Даже когда спрос такой высокий и производители не могут полностью обеспечить заявки розничных сетей, некоторые сети проводят акции, продают товар со скидкой. И не потому, что он просрочен, а для того, чтобы поддержать покупателей, интерес к своей сети в условиях жесткой конкуренции», — объясняет Юшин.
У коммерческого директора сети «Августина» Булата Гафурова (казанская сеть продуктовых магазинов формата «у дома») своя версия происходящего. «Федеральные сети закупают мясо кур за одну цену, а ставят еще дешевле. Так они нагоняют трафик, пытаются убить локальную розницу, таких, как мы, — объясняет Гафуров. — Когда они убьют розницу, будут спокойно в три цены продавать, вообще за сколько захотят! Сейчас они покупают за 150 рублей, а продают за 140, а потом будут закупать по 150, а продавать уже за 200. Когда умрем мы, все локальные и розничные сети, федералы будут диктовать те условия, какие хотят».
Гафуров добавил, что для сети «Августина» курятину закупают на птицефабрике в Марий Эл. «Отпускная цена для нас выросла на 33–35 процентов за последние полтора месяца. Розничную наценку на курицу мы вообще не ставим, она у нас нулевая практически — почем отдает нам производитель, по той цене и продаем», — добавляет Гафуров.
Исполнительный директор компании «Бахетле» Гузель Ананьева сообщила «БИЗНЕС Online», что на сегодняшний день закупочные цены на мясо кур превысили 200 рублей за килограмм и идет дальнейшая тенденция роста. При этом в торговой сети «Бахетле» не возникло такой ситуации, когда розничная цена на курицу ниже закупочной. «Куриное мясо — самое доступное, его быстро раскупают. Поставка куриной продукции в „Бахетле“ осуществляется 3 раза в неделю — не меньше. И, как только поставщик привозит товар по новой цене, на прилавках сразу меняется ценник», — пояснила Ананьева.
Она не исключает, что в ближайшее время в торговых сетях страны могут вырасти цены на мясо кур, т. к. поставщики курятины сейчас рассылают им письма о том, что «продукция вынужденно подорожала». «Из-за курса рубля увеличились цены на корма, расходные материалы, топливо, из-за птичьего гриппа в Белгородской области — одного из крупнейших регионов – поставщиков куриной продукции — появился дефицит товара», — говорит Ананьева. Она сообщила также, что «уже со следующей недели цены на куриную продукцию вырастут от 5 до 28 процентов», т. к. торговая сеть зависит от ситуации на рынке.
«У нас сегодня сезон, а помидоры и огурцы в магазине по 200 рублей — так же, как и курица! Но она дает гораздо больше аминокислот, витаминов, калорий, белка и при этом стоит столько же»
Курица по цене огурцов, но сколько в ней белка!
Юшин подчеркивает, что курица остается самым дешевым с точки зрения питательности продуктом. «У нас сегодня сезон, а помидоры и огурцы в магазине по 200 рублей — так же, как и курица! Но она дает гораздо больше аминокислот, витаминов, калорий, белка и при этом стоит столько же».
Он не исключает, что с подорожанием курятины люди могут частично переключиться на свинину, спрос на которую сегодня тоже велик, а цена вполне доступна. В РФ цена на свинину «очень сильно отстает от продовольственной инфляции». За 7 лет инфляция составила 57%, а свинина подорожала только на 15%.
В целом за 10 лет потребление мяса в РФ выросло на 10%, даже несмотря на то, что падали номинальные располагаемые доходы. Юшин объясняет это тем, что мясо наиболее доступный продукт по сравнению с той же рыбой, например, потребление которой за 10 лет сократилось на 16%.
Давлеев уверен, что у нашей страны есть все возможности для дальнейшего роста птицеводческого сектора. «Во многих странах потребление мяса птицы на душу человека превышает 50–60 килограммов, у нас пока 30–40 килограммов в зависимости от региона».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.