Как быть с современной повседневной одеждой (и не только с одеждой), которая отражала бы национальные маркеры татар и в какой-то степени помогала возрождению, сохранению традиций? Как быть с современной повседневной одеждой (и не только с одеждой), которая отражала бы национальные маркеры татар и в какой-то степени помогала возрождению, сохранению традиций? Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть ли спрос на татарские национальные бренды?

Спустя 1,5 года после массового побега иностранных брендов из России полки с одеждой в магазинах и ТЦ заполнились заменителями других заморских и отечественных производителей. Нашлось место в Казани и татарстанским брендам, которые активно подхватили волну импортозамещения — «БИЗНЕС Online» уже подробно рассказывал о ярких представителях, которые могли бы заменить ушедшие Zara, H& M и т. д. Но как быть с современной повседневной одеждой (и не только с одеждой), которая отражала бы национальные маркеры татар и в какой-то степени помогала возрождению, сохранению традиций? 

«Мы все растворяемся в глобальном мире, и, конечно, одежда здесь может выступать определенным маркером особости — так формируются современные субкультуры (одежда вообще всегда была маркером чего-то, если не национальности, так других состояний или убеждений), — считает историк, научный сотрудник Института истории им. Марджани Лилия Габдрафикова.  Поэтому пусть будет современная одежда и с этническим уклоном, с нашими татарскими „триггерами“».

«Нет смысла косить под Zara»: топ-30 основателей и владельцев брендов одежды из Татарстана

Правда, предостерегает Габдрафикова, калфаки и каляпуши начала ХХ века не спасли татар от «советской деградации». «Потомки многих ярких деятелей той поры могут лишь говорить о своих татарских корнях, а связывают они себя скорее с другими культурами. Поэтому, мне кажется, для сохранения этнической идентичности, помимо одежды, нужны и другие базовые ценности», — резюмировала эксперт.   

Лилия Габдрафикова: «Для сохранения этнической идентичности, помимо одежды, нужны и другие базовые ценности» Лилия Габдрафикова: «Для сохранения этнической идентичности, помимо одежды, нужны и другие базовые ценности» Фото: «БИЗНЕС Online»

За мужской деловой гардероб (пусть пока только чиновничий) можно не беспокоиться — глава Татарстана Рустам Минниханов своим примером реинкарнировал татарский сюртук и ввел на него моду среди свиты. Под впечатлением от внешнего вида президента РТ остался даже Реджеп Эрдоган во время визита нашей делегации в Турцию. А что с повседневным стилем? Куда податься тем, кто хочет носить одежду с татарскими этнокомпонентами, и есть ли на это спрос? Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», разошлись во мнении.

Рустам Минниханов своим примером реинкарнировал татарский сюртук и ввел на него моду среди свиты Рустам Минниханов своим примером реинкарнировал татарский сюртук и ввел на него моду среди свиты Фото: «БИЗНЕС Online»

«Глобального запроса нет. Одежда с национальным колоритом — это аутентичная эстетика. Для чего с ней работают дизайнеры? Для себя, для того чтобы транслировать свой интерес. Аудитория сегодня не видит в этом интереса», — считает казанский стилист Светлана Сафина. Предпринимательница, соосновательница платформы Modest Russia Диляра Садриева, считает иначе. По ее мнению, раз бренды появляются, значит, есть запрос. «Молодое поколение все-таки с воодушевлением воспринимает эти бренды и готовы носить их. Особенно в спортивной одежде, sport casual (кэжуал). Им нужна одежда с какими-то надписями на татарском языке, с помощью которой они себя идентифицируют как татары», — отмечает Садриева.  

Создавая вещи на основе разных культур, нужно это делать современно и органично, чтобы такую одежду могли покупать представители любой национальности. У нас пока такого нет. Фартуки шить, конечно, классно и нужно, но не только из этого состоит татарская культура.
Диляра Садриева соосновательница платформы Modest Russia
Диляра Садриева соосновательница платформы Modest Russia

С ней согласен заслуженный работник культуры Татарстана, модельер-конструктор Руслан Габов, который уже много лет создает коллекции мужских современных костюмов, интерпретируя в них старинные татарские сюртуки, френчи и т. д. «Интерес я вижу даже по своим изделиям. В мужской моде заинтересованность есть. Причем и на европейском рынке, им нравятся наши осовремененные френчи, сюртуки, — говорит Габов. — Что касается повседневной одежды, женской, то изделия с вкраплением татарских орнаментов, символики — это проявление нашего национального маркера. Молодежи это интересно».

Во главе угла должен быть бизнес-подход, а не творчество

При этом все эксперты сходятся в одном: если потребность в национальных брендах и есть, то только у небольшого количества людей, которые погружены в татарскую культуру и знают, что предлагает рынок татарской современной одежды. Что мешает продвинутся дальше? Одна из причин — слабая маркетинговая работа самих брендов, и как следствие, отсутствие источника, который бы распространял информацию о них. 

«Такие марки, как правило, создаются энтузиастами, людьми неравнодушными к своей культуре. Долгосрочных продуманных бизнес-проектов с большими бюджетами, нацеленных на серьезную аудиторию попросту нет, — объяснила соосновательница Modest Russia. — Как работает бизнес? В начале изучается рынок, целевая аудитория, а потом создается бренд, коммерчески настроенный на продажи, прибыль. В нем продуманы маркетинг, продвижение, реклама, брендинг. Наши локальные бренды так не работают, потому что у них нет денег». 

При разработке новых дизайнов не следует увлекаться слепым копированием исторических источников, нужно искать новые интерпретации, советует Элари Шайхи из Buro Banu При разработке новых дизайнов не следует увлекаться слепым копированием исторических источников, нужно искать новые интерпретации, советует Элари Шайхи из Buro Banu Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще одна ошибка — с построением бизнес-модели для масштабирования. «Во главе угла должен быть бизнес-подход, а не творчество. Нужен либо партнер, либо наемный сотрудник, который будет эти всем заниматься, нужна рабочая креативная команда. Локальные бренды работают самостоятельно, а знаний и ресурсов у них мало», — добавила Садриева. Брендов, которые рассчитывают наценку профессионально, чтобы оставалось на развитие, продвижение и т. д., очень мало, добавляет эксперт. И часто местные предприниматели стоимость товара занижают, думая, что его никто не купит, а потом денег не хватает и бренд «захлебывается», добавила Сафина. Другая крайность — завышенные цены, которые отталкивают покупателей. 

Поработать нужно и над визуальным контентом для сайтов и соцсетей, считают дизайнеры, чаще всего оно «несовременное и низкопробное». Татарские современные бренды с этнической тематикой совершают те же ошибки, что и бренды других нацреспублик, говорят спикеры. В первую очередь речь об архаичности в изделиях — прямом прочтении культуры. Основа, говорит дизайнер Габов, должна оставаться, но нужно придумывать что-то новое, в современном стиле. Пока же, считает он, некоторые женские бренды скорее выглядят как театральные костюмы, «а не удобный и практичный casual».

При разработке новых дизайнов не следует увлекаться слепым копированием исторических источников, нужно искать новые интерпретации, советует Элари Шайхи из Buro Banu. Национальный дух может отражаться не только в орнаменте, но и в форме изделий. В качестве примера дизайнер приводит многослойность традиционного наряда казанской татарки, каждый элемент которого имел значение — обозначал ее социальный статус, образование, отношение к старшему поколению и культуре. «В традиционном костюме главное не только позументы или материал, из которого он сделан, но и его связь с духовным развитием носителя», — подчеркивает предпринимательница.

Между френчем Мао и сюртуком Тукая: что возрождают как «татарский» костюм?

По ее словам, так может возникнуть новое направление развития татарских брендов. «Сейчас существует множество креативных художников, которые способны преобразить обычные вещи таким образом, что они будут пользоваться хорошим спросом», — говорит она. При этом о масштабировании собственного бренда Шайхи говорит с осторожностью: ее клиенты привыкли к эксклюзивности ручной работы, поэтому ателье не готово выходить в масс-маркет.

Дизайнеры советуют не пропускать тематические ярмарки: например, в Казани уже 10 лет существует фестиваль татарской культуры «Печән базары» («Сенной базар») — в этом году мероприятие запланировано на 26 августа Дизайнеры советуют не пропускать тематические ярмарки: например, в Казани уже 10 лет существует фестиваль татарской культуры «Печән базары» («Сенной базар») — в этом году мероприятие запланировано на 26 августа Фото: «БИЗНЕС Online»

Как дизайнерам продвигать свои вещи? В 2023 году ответ может быть только один — соцсети. «Постоянное обновление контента, работа со звездами на основе бартерного сотрудничества, взаимодействие с покупателями, участие в модных показах и подача заявок на получение грантов могут способствовать получению известности и расширению бизнеса», — делится своим опытом Ланита Зотова. Кроме того, дизайнеры советуют не пропускать тематические ярмарки: например, в Казани уже 10 лет существует фестиваль татарской культуры «Печән базары» («Сенной базар») — в этом году мероприятие запланировано на 26 августа.

«Россия — многонациональная страна, и татары встречаются в самых разных ее уголках. Мы должны стремиться к сохранению культурной самобытности нашей нации и найти свое место в современном мире. Именно через национальные бренды отражается историческое прошлое и определяется сущность современной татарской нации», — говорит основательница бренда «Асылъяр» Айсиния Халиуллина. По ее словам, пользуясь такими вещами, татарин будет чувствовать единство со своим народом, где бы он ни находился. Лилия Вафина из «Саба мендәре» соглашается: предметы с национальным духом популярны у татар, живущих и за границей, и в других регионах России.

Лилия Вафина из «Саба мендәре» соглашается: предметы с национальным духом популярны у татар, живущих и за границей, и в других регионах России Лилия Вафина из «Саба мендәре» соглашается: предметы с национальным духом популярны у татар, живущих и за границей, и в других регионах России Фото предоставлено Лилией Вафиной

Нужно «инфлюенсерское движение» и помощь власть имущих 

Эксперты «БИЗНЕС Online» уверены: потенциал для развития татарской национальной фешен-индустрии есть. Для начала нужны деньги и «силы креативных людей». «Даже тюбетейку можно стилизовать в современный лук так, чтобы турист, условно говоря, из Мурманска, гонял потом в ней у себя в регионе и был самым стильным парнем на районе, — рассуждает Сафина. — Но нужно привлекать тех, кто знает рынок, не надеяться на местный колхозный менталитет. В Казани крутых спецов очень мало. Несколько фотографов, пара стилистов».

Стилист напоминает, насколько важен контент для локальных брендов, и добавляет, что для его формирования нужно создать «инфлюенсерское движение». Самый простой путь для этого, по ее мнению, пригласить столичного «селебрити».

Свитер от Idel Свитер от Idel Фото предоставлено Альбиной Ахметгалеевой

«Это должен быть не бездумно выбранный персонаж. Ну как на певице Ольге Бузовой будет смотреться свитер от Idel? Никак, он ей не подходит. Нужен тот, у кого есть свой определенный стиль, который он умеет транслировать. Эта звезда в своих соцсетях будет выкладывать фотографии, на которых она одета в татарские национальные бренды, и транслировать то, как круто носить одежду с татарской символикой», — говорит Сафина. Кроме того, она уверена, что это будет отличная реклама республики и «вся Россия будет знать, что такое Татарстан, какие у него национальные фишки, идеи, нацкостюмы». 

Выйти на федеральный фешен-рынок помогут и коллабарации с крупными российскими компаниями, считает Садриева. «Например, у нас есть уникальная технология, благодаря которой создавались красивые сапожки из узорной кожи. Мода поменялась, можно сделать крутые современные сапоги по этой технике, с удобной колодкой, но у нас зачем-то воспроизводят старые модели, которыми заполны все сувенирные магазины. Предложить той же „Эконике“ (российский обувная компания — прим. ред.) создать что-то вместе, используя вот эту фишку татарскую. Просто нужно расширить границы мышления», — предлагает спикер. Она уверена, что российские компании открыты для сотрудничества. Таким же образом можно работать и с интерьерными вещами, текстилем для дома. Орнаментальные техники различных народов в интерьере сейчас  популярны.  

Диляра Садриева: «Мне нравится, что в Татарстане популяризируют национальные костюмы, проводят мероприятия, показы, но вопрос: для кого все это проводится? Для галочки?» Диляра Садриева: «Мне нравится, что в Татарстане популяризируют национальные костюмы, проводят мероприятия, показы, но вопрос: для кого все это проводится? Для галочки?» Фото: «БИЗНЕС Online»

Может ли со всем этим помочь республика? Как любое другое направление, отмечают некоторые наши эксперты, если нужно «вытащить его на российский уровень», сделать популярным среди другой аудитории, нужно, чтобы помогали «власть имущие». «Почему известен чеченский бренд дочки Рамзана Кадырова? А это тот пример, когда политическая поддержка сыграла на руку. В России бренд знают все, они работают на московский рынок, сотрудничают со звездами. У нас наверняка тоже есть компетенции, возможности, рычаги управления для работы с известными личностями», — считает Сафина.

Владелица концепт-стора f-people Ирина Харасова тоже уверена, что Казань можно сделать модной столицей России, но для этого обязательно нужна государственная поддержка. «Почему в свое время стала культовой Антверпенская шестерка (бельгийские дизайнеры одежды, ставшие известными в конце 1980-х, — прим. ред.)? Потому что в них вложилось государство. Бельгийцы тогда поняли, что стали проседать со своими тканями на европейском рынке, поэтому взяли 6 талантливых ребят-модельеров, проплатили кучу денег и раскрутили их. В итоге образовался целый культ вокруг Анн Демельмейстер, Дрисв ван Нотенв, Диркв Биккембергса и остальных», — высказалась Харасова.  

В то же время у Садриевой не столь большие ожидания от помощи государства, поэтому она советует рассчитывать татарским фешен-предпринимателям только на себя. 

«Мне нравится, что в Татарстане популяризируют национальные костюмы, проводят мероприятия, показы, но вопрос: для кого все это проводится? Для галочки? Нужно признать, что у большинства национальное самосознания уже утеряно. Потому нужна целая программа по его восстановлению. Отдельными короткометражными фильмами и показами коллекций одежды этого не сделать… Кроме того, татары живут на все территории РФ, что должны учитывать и местные бренды, и им следует потихоньку работать на них», — отмечает эксперт.  

Сумочки как у Jacquemus и Balenciaga, современные билбау и татарча casual

В нашей подборке 20 брендов современной одежды и аксессуаров с этнокомпонентами. Здесь есть и вещи из «приданного», шерстяные свитера, которые носят американки и австралийки, копии исторических украшений, напечатанных на 3D-принтере. Мы также решили включить в перечень тех умельцев, кто вплетает татарскую национальную тематику и в декор, в вещи для интерьера (такие покупает верховный муфтий России Талгат Таджутдин). Вдруг из этого получится достойная замена пусть не IKEA, но хотя бы Zara Home?

ОДЕЖДА

«Асылъяр»  Айсиня Халиуллина

Молодому бренду повседневной одежды для детей и взрослых 1,5 года. Развивает его Айсиня Халиуллина. Девушка родом из села Большие Метески Тюлячинского района Татарстана, а производство базируется в Кировской области, куда 7 лет назад Айсиня переехала после замужества. Так что о своих корнях предпринимательница не забывает. Для создания нарядов для бренда Халиуллина сотрудничает с профессиональными орнаменталистами и дизайнерами, которые помогают ей возрождать старинную татарскую национальную вышивку. Халиуллина уверена: «Через национальные бренды отражается историческое прошлое и сущность современной татарской нации». Небольшим испытанием она называет случившийся год назад рост цен на материалы и фурнитуру, а также проблемы с логистикой. Готовые изделия клиентам отправляет по почте, что может занять чуть дольше времени. 

Millihasite — Ильдар Гатауллин

Марка занимается возрождением народного татарского костюма «на базе старинных наработок», а также производит копии исторических украшений на 3D-принтере. Учредитель — Ильдар Гатауллин, ведущий дизайнер известного башкирского предприятия «Агидель», занимающегося сохранением национального народного искусства Башкортостана. Гатауллин использует в своем производстве российские материалы, а некоторые эксклюзивные ткани приобретает у коллекционеров России. В основном Millihasite шьет под заказ для членов правительства РТ, министерства культуры РТ, Дома дружбы народов, «Татнефти» и др. Как и многие другие из нашего списка, Гатауллин сетует на удорожание материалов. По его подсчетам, до санкций парча стоила 3 тыс. рублей за метр, сейчас — 5 тысяч. Помимо нее, подорожали расходные материалы: лак для лакировки, станок для оттачивания. Средняя цена украшений — 3 тыс. рублей, но есть бюджетные варианты и VIP-заказы. 

Sultan  Айгуль КамиловаРаиля Ханипова

Казалось бы, еще один бренд повседневной одежды с элементами национального колорита. Однако вещи Sultan шьются из винтажных тканей, изготовленных из натуральных материалов в СССР. В основном их закупают в Средней Азии либо находят в «бабушкиных сундуках». Также материал покупают в семейных мастерских, которые создают ткань вручную по старинным технологиям. Бренд основан в 2015 году Айгуль Камиловой и Раилей Ханиповой.

«Татарча casual» — Айгуль Сингатуллина

Бренд головных уборов, обуви, сумок и одежды на каждый день «Татарча casual». Основатель Айгуль Сингатуллина рассказала «БИЗНЕС Online», что ткани для крупных заказов закупает в Индии, Турции, Италии и Китая, а кожу — в Италии. Минимальная цена в ее онлайн-магазине — 2,9 тыс. рублей. У Сингатуллиной собственное производство, где вещи создаются с нуля. Но, как призналась предпринимательница, содержать свое производство в Казани крайне сложно и не слишком рентабельно. Проще обратиться в московский цех на аутсорс, но сама она не планирует этого делать. Производитель отмечает рост цен: до пандемии лен можно было купить за 400 рублей за метр, сейчас — минимум за 750–850 рублей. Появилась альтернатива — китайский полулен, но качество значительно отличается, пожаловалась Сингатуллина.

ORNAMENT by Adele Khadieva — Аделя Хадиева

Шерстяные свитера, хлопковые футболки, сатиновые платья и блузки с минималистичной татарской вышивкой покупают даже в Австралии и США. Настолько иностранкам нравится национальный орнамент татар, рассказала основательница ORNAMENT by Adele Khadieva Аделя Хадиева. По словам дизайнера, она не любит повторяться, поэтому каждое изделие отшивает в ограниченном количестве. Новые коллекции выпускаются уже с другими фасонами и другими орнаментами. В своих изделиях Хадиева использует венгерские нити, японский бисер, пластик, винтаж и авторские ткани.

Tatarscarf  Елена Габдрахманова

Основатель Tatarscarf Елена Габдрахманова создает яркие платки и палантины из хлопка и вискозы с национальными орнаментами, которые впишутся в повседневный гардероб любой модницы. Недавно проект расширил ассортимент, и теперь у них в коллекции есть костюмы. Комплект-двойка, пиджак и платье-футляр, стоит 47,5 тыс. рублей, тройка — блузка, юбка-карандаш и жилет — 50 тысяч. Джентльмены могут подобрать у Tatarscarf стильные и необычные галстуки. Эксперты газеты отмечают, что бренд очень популярен на Кавказе.

SeletStore — Булат Камалов

SeletStore («СелетСтор») — собственный бренд молодежной организации «Сәләт», объединяющей талантливых ребят и продвигающей среди них татарский язык. В основном это одежда в уличном стиле с надписями на татарском языке. Марка одежды была создана Булатом Камаловым в 2013 году, а недавно вышла на маркетплейсы. Каждый год SeletStore выпускает новую коллекцию женской и мужской одежды. У бренда есть свои поклонники не только в Татарстане, но и в Америке, Канаде, Таиланде и Германии.

Luisa Skipina — Луиза Скипина

Бутик-ателье Luisa Skipina занимается пошивом вечерних и свадебных нарядов, сценических костюмов, созданием образов для театров и шоу-программ. Создатель бренда Луиза Скипина признается, что в молодости никогда не думала, что будет заниматься пошивом одежды. Начинала она в Ташкенте, работала в свадебном салоне, рекламном агентстве и только после распада Советского Союза рискнула открыть свое ателье. «В магазинах практически не встречалось красивой одежды. У меня не было страха что-то пробовать, что-то шить — наверное, это и послужило толчком для открытия своего ателье. Мы очень успешно работали и развивались в Ташкенте, потом переехали в Татарстан. Первое помещение открыли в Старо-Татарской слободе. Тогда мы осознали, что большинство туристов интересуется вещами с национальным колоритом», — поделилась она историей в разговоре с «БИЗНЕС Online». По ее словам, в связи с последними событиями сильно изменились цены на материалы. Был случай, когда поступил коллективный заказ, она рассчитала смету, подписала договор. Буквально через несколько дней метр подкладочной ткани, стоивший 300–350 рублей, подорожал до 1,2 тысячи. 

Idel  Альбина Ахметгалеева

Дизайнер Альбина Ахметгалеева для своего бренда Idel покупает пряжу российского и турецкого производства в Москве. Цена свитера с узнаваемым татарским орнаментом — 8 тыс. рублей, а кардигана — 10 тысяч. Самые популярные товары бренда — кардиганы и жилеты из серии «Тюбетейка», узор для этой серии был взят с мозаики на здании «Тюбетейка» на Московском рынке на улице Декабристов. Этот узор прекрасно вписался в пиксельность вязаных изделий. Альбина призналась, что находит вдохновение в архитектуре, живописи, ювелирном искусстве, моде, стиле и эстетике 1980-х и 1990-х. 

Your Yool — Татьяна Черногузова

Бренд татарского дизайнера и режиссера (фешен-фильм «Юха») Your Yool Татьяны Черногузовой — это визуальное исследование, популяризирующее татарскую моду. Пожалуй, самая известная вещь бренда — осовремененные чулпы (накосники). По словам автора проекта, в связи с последними событиями усложнилась ситуация с таргетированной рекламой в соцсетях, которая приносила бренду узнаваемость и дополнительные продажи. До 20% повысились цены на материалы. Несмотря на это, бренд выпустил летнюю коллекцию рубашек. По словам Черногузовой, коллекция экспериментальная и сделана мастерами Индонезии.  

Buro Banu — Элари Шайхи, Гульнара Хамаева

Buro Banu — один из главных брендов по пошиву френчей для высшего эшелона татарстанских чиновников и депутатов, включая государственного советника РТ Минтимера Шаймиева, заместителя председателя Госсовета РТ Марат Ахметова и т. д. Возможно, секрет успеха состоит в том, что одним из учредителей фирмы является Гульнара Хамаева, которую наши собеседники называют дочерью депутата Госсовета РТ Азата Хамаева. Соосновательница бренда, дизайнер Элара Шайхи, некогда рассказывала «БИЗНЕС Online», что все началось с общения на одном из мероприятий с Миннихановым: «Тогда произошел разговор о том, почему в национальную одежду красиво одевают женщин, но не мужчин. Возникла идея сделать костюмы для наших делегаций, в которых они могли бы выезжать за пределы региона и там показывать наши национальные костюмы».

СУМКИ

DANIIAR bags — Данияр Хазиев

За основу своих сумочек владелец DANIIAR bags Данияр Хазиев взял знаменитые сумочки Jacquemus Le Chiquito и добавил к ним фактурные национальные узоры. Ассортимент магазина небольшой: чокеры, женские сумки стоимостью от 8 тыс. до 120 тыс. рублей, а также мужские портфели, цена на которые доходит до 400 тысяч. Сумочки делаются в технике тиснения (нанесение изображения при помощи прессовки или высокой температуры). Как рассказал «БИЗНЕС Online» Хазиев, материалы, кожкартон раньше он закупал у петербургских и московских продавцов, которые везли их из Италии, краску и нитки заказывал у французских заводов, но из-за санкций контакты оборвались. «Отечественный рынок беден на качественную кожгалантерею, — говорит Хазиев. — Все равно приходится просить друзей привозить материал. Иногда сотрудничаю с байерами, которые перевозят вещи через Китай и Казахстан. Цена, конечно, может меняться, но качество будущих изделий важнее». По словам предпринимателя, цены на саму кожу взлетели на 20–30%. В этом году у бренда должна была открыться собственная мастерская и сайт, где можно заказать товар, но готовая коллекция сумок, которую мастер собирался представить там, так понравилась посетителям весенней выставки в Москве, что ее всю раскупили. На сайте просто нечего было показать.

Aigel Salakhova  Айгуль Салахова

Молодой проект успел привлечь внимание модниц за пределами республики и России тем, что за основу дизайна сумочек взяты сумки-«багеты» Balenciaga — одного из главных трендсеттеров мира моды. Однако исполнение самое что ни на есть татарское — в технике кожаной мозаики. Каждой своей сумочке основательница Айгуль Салахова дала имя: Su, Granat, Ajdaha, Soul, Luna, Kara, Nur и Jan. Средняя стоимость изделия — 22 тыс. рублей. Такую смелую цену Салахова объясняет трудоемкой работой над мелкими деталями, швами и другими элементами. Также она рассказала, что стремится создавать винтажные образы и фасоны сумок, чтобы они выглядели «как из прошлого». Она уверена, что такие сумки смогут стать частью семейной истории и приобрести статус настоящего татарского винтажа. 

Alsu Musavirovа — Алсу Мусавирова

Авторские украшения и сумочки ручной работы из натуральной кожи от казанского дизайнера. В своих изделиях Алсу Мусавирова сочетает два вида декоративного искусства татар — кожаную мозаику и вышивку гладью. В ассортименте имеются также изящные женские тюбетейки, сумочки, серьги с национальным орнаментом. Цены на изделие начинаются от 3,5 тыс. рублей.

ТЕКСТИЛЬ, ТОВАРЫ  ДЛЯ ДОМА

«Саба мендере» — Лилия Вафина

Воспитательница детского сада в Богатых Сабах Лилия Вафина шьет декоративные подушки с национальной вышивкой в своей в домашней мастерской. Изначально она шила их для себя и не собиралась продавать. Однажды подарила пару подушек своим друзьям-татарам из Бельгии, которым они так понравились, что те представили их на небольшой национальной бельгийской ярмарке, где подушки махом раскупили. С этого все и началось. «Тогда я с мужем заинтересовалась подушками всерьез, и мы стали думать, как шить их для всех. Тем более в Татарстане мало кто шьет декоративные подушки с татарским орнаментом для современного интерьера», — рассказала Вафина. 

Изделия «Саба мендере», говорит девушка, есть в домах главы духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, верховного муфтия РФ Талгата Таджуддина, гендиректора телерадиокомпании «Новый век» Ильшата Аминова, народной артистки РТ Фариды Сафиной и других. Материалы и фурнитуру для подушек мастерица закупает в Казани. Основной удар санкций пришелся на швейную технику. По словам предпринимательницы, до них японская вышивальная машинка стоила порядка 650 тыс. рублей, сейчас ее цена составляет почти 2 миллиона. Подорожание материалов, признается наша собеседница, удалось компенсировать повышением цен на изделия. Сейчас средняя стоимость — 1,5 тыс. рублей. В летнее время бренд выставляется на ярмарках, фестивалях и Сабантуях по всей России.

Tatar Home — Дмитрий и Раушания Полосины

Бренд Tatar Home создает товары для интерьера с миксом традиционных национальных принтов в современном прочтении. Основатели — Дмитрий и Раушания Полосины. Бренд появился в мае 2022 года, а техническое открытие первого магазина запланировано на сентябрь. Фишка онлайн-магазина — в татарских названиях предметов: декоративная салфетка, которой прикрывают оставленные на столе еду и посуду, — ашъяулык, традиционный татарский фартук — алъяпкыч и т. д.

«Бирнә сандыгы» («Сундук с приданым») — Айзиля Хайруллина

В проекте «Бирнә сандыгы» («Сундук с приданым») Айзили Хайруллиной можно найти текстиль для кухни с вышитым татарским орнаментом: льняные фартуки, кухонные салфетки, прихватки, сервировочные салфетки, полотенца. Традиционно татарская невеста сама вышивала домашний текстиль, который и составлял ее приданное. Ценник на каждую единицу «приданого» варьирует от 850 рублей до 1,2 тысячи.

«Татарские тапочки»  Динар и Диляра Галиуллины

Изделия из войлока, меха и кожи ручной работы от «Татарских тапочек». Основатели — семья Наиль и Юлия Галиуллиных. Производство началось более 20 лет назад с пяти моделей меховой обуви, а сейчас бренд насчитывает около 70 моделей. Глава семейства работал на меховом объединении «Мелита», а затем переключился на изготовление домашней обуви. Сейчас бизнесом занимаются его дети Динар и Диляра Галиуллина. Они же разрабатывают дизайн и стилизацию орнамента. Как рассказал Динар, основные каналы продаж — маркетплейс «Ярмарка мастеров» и сувенирные ряды в Казанском кремле. Основные материалы — войлок, кожу, фурнитуру — закупают в Москве на фабриках. «Цены растут постоянно, из года в год поднимаются на 20 процентов, сильно зависят от курса валюты. С 2019 года проблемы с поставками материалов случаются все чаще. Санкции на нас влияют двояко: себестоимость возрастает, но растет и турпоток в городе, а следовательно, увеличиваются объемы продаж наших изделий», — рассказал Динар. Средняя цена пары тапочек — 1,7 тыс. рублей.

«Сәләм Казан» — Виктория Шигапова

С 2018 года «Сәләм Казан» создает кепки, платки, шопперы, праздничные фартуки и кухонный текстиль, подушки и постеры с авторскими принтами. Все, кроме футболок (они закупаются у отечественных производителей), отшивается в собственной мастерской по отработанным лекалам. Тираж изделий небольшой. Основательница бренда Виктория Шигапова объясняет это трудоемкостью процесса изготовления. По ее словам, изначально создается оригинальный орнамент на основе базовых национальных элементов, затем он переносится на ткань. У бренда есть также традиционные татарские изю (нагрудник) и билбау (пояс) ручной работы из габардина. Стоимость комплекта — 1,5 тыс. рублей.

Yafrac — Эльмира Низамиева

Год назад казанский архитектор-дизайнер Эльмира Низамиева представила свои первые тематические интерьерные панно, вдохновленные татарским орнаментом в бренде Yafrac. Разработав дизайн вместе с заказчиком, Низамиева рисует его акриловой краской на холсте либо создает аппликацию из искусственного бархата. Художница уже нашла признание у публики: накануне в рамках фестиваля новой этнической культуры народов Поволжья «Итиль» прошла ее первая выставка.