В первый день осени в Москве тихо прошла конференция под названием «10 лет мегарегулятору: вчера, сегодня, завтра». Функции мегарегулятора ведомство Эльвиры Набиуллиной получило 10 лет назад, собрав в одни руки надзор и регулирование всех секторов финансового рынка — банковской системы, страхового сектора, коллективных инвестиций и пенсионных накоплений, рынка ценных бумаг, микрофинансирования. Кроме того, ЦБ несет ответственность за деятельность рейтинговых агентств, бирж, депозитариев и др. О том, каких успехов мегарегулятор достиг за это десятилетие, а также каких сюрпризов от него стоит ждать в ближайшем будущем, рассуждает известный экономист Александр Виноградов в своем блоге, написанном специально для «БИЗНЕС Online».
«ЦБ «несет ответственность за инфраструктуру финансового рынка — деятельность рейтинговых агентств, бирж, депозитариев и других участников». Иными словами, вся в широком смысле этих слов финансовая система страны уже 10 лет как в одних руках»
Регулятор 3.0
Тихо, аккуратно, совместившись с началом учебного года (и соответствующими хлопотами для всех вовлеченных) в Москве прошла конференция, посвященная десятилетию существования российского Центрального банка в новом качестве — в позиции мегарегулятора. Как следует из сайта ЦБ, «это означает, что он отвечает за надзор, регулирование и развитие всех секторов финансового рынка — банковской системы, страхового сектора, коллективных инвестиций и пенсионных накоплений, рынка ценных бумаг, микрофинансирования». Кроме того, ЦБ «несет ответственность за инфраструктуру финансового рынка — деятельность рейтинговых агентств, бирж, депозитариев и других участников». Иными словами, вся в широком смысле этих слов финансовая система страны уже 10 лет как в одних руках. Но так было и есть не везде, да и не всегда.
Формально говоря, ЦБ получил такую функцию после принятия в 2013 году соответствующего федерального закона. Годом ранее Игорь Шувалов, бывший тогда первым зампредом правительства, предложил идею создать такую структуру, она была поддержана президентом Владимиром Путиным, и парламент оперативно принял соответствующий закон. При этом с организационной точки зрения произошло слияние двух структур — существовавшей с 2004 года федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и собственно Центрального банка, первая при этом была формально упразднена. Но и ФСФР, в чьем ведении находилось регулирование рынка ценных бумаг и страхового сектора страны, в свое время также создавалась как крупная структура. Это было сделано еще в 2004 году, когда различные финансовые рынки были попроще по системной сложности и меньше по объему. Так, ФСФР в свое время передали полномочия федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (работала еще с 1993 года), функции по контролю бирж (ранее находилось у министерства по антимонопольной политике — да, было и такое ведомство в стране). Был у нее также контроль и надзор в сфере инвестирования пенсионных накоплений и контроль финансовых рынков, включая страховой сектор.
В общем, в 2013 году все это хозяйство передали ЦБ и новосозданному регулятору достался в управление и присмотр полный комплект финансовой деятельности в стране, включая банковский сектор. Фактически можно говорить о том, что регулятор рос в полномочиях и компетенциях прямо сообразно росту системной сложности пасомого сектора экономики. И не сказать, что это частый случай в Российской Федерации.
«Нынешним министром финансов Антоном Силуановым было зафиксировано, что «на тот момент закрытие фондового рынка было абсолютно правильным решением», ведь «и страховые, и пенсионные, и негосударственные пенсионные, нефинансовые организации, банки все переплетены между собой»
Взгляд из прошлого…
Саму же конференцию ЦБ можно рассмотреть с двух позиций — из прошлого и из будущего. Для начала это, конечно же, определенное подведение итогов десятилетки, хотя и не сказать, что это интересно. Очевидно, детально о проблемах и провалах за эти годы говорить никто не будет, особенно по нынешнему задорному времени, и оно не говорилось. Но, например, некоторые не забыли закрытый на 1,5 месяца в прошлом году фондовый рынок, что в итоге привело к мощной потере доверия и оттоку капитала, что, впрочем, не останавливает ломящихся на фондовый рынок физлиц.
С обратной стороны, нынешним министром финансов Антоном Силуановым было зафиксировано, что «на тот момент это было абсолютно правильное решение», ведь «и страховые, и пенсионные, и негосударственные пенсионные, нефинансовые организации, банки все переплетены между собой». В целом Центробанку есть чем похвастаться за это десятилетие, успехи в основном инфраструктурного характера — это система быстрых платежей (те самые «переводы по телефону»), а также система передачи финансовых сообщений Банка России и национальная платежная система.
Кстати говоря, в мире мегарегуляторы такого формата есть лишь примерно у половины стран, и это те страны, где существует достаточно развитая финансовая система. Страны, менее продвинутые в этом отношении, имеют надзор, раскиданный по различным структурам и ведомствам в рамках исполнительной власти.
С другой стороны, это был «взгляд в будущее», причем и с вариантами потенциального функционала, и с обсуждением различных вариантов изменения денежно-кредитной политики. Ценным при этом является то, что формат конференции не является «стандартным» вроде пресс-релиза ЦБ по итогам заседания по ставке либо же интервью одного из высших чиновников регулятора. Обстановка была более неформальной и «безответственной», что, разумеется, не отменяет ни важности, ни внимания к сказанному. А сказано было всякое интересное.
…И из будущего
Во-первых, была прояснена позиция относительно ужесточения валютного контроля. Выяснилось, что «злым полицейским» в данном случае выступает минфин: «Мы за более жесткие меры в отношении контроля за потоками». На мой взгляд, это несколько странно: отток капитала провоцирует удешевление рубля и, соответственно, упрощение исполнения бюджета, а сопровождающая этот процесс инфляция находится в ведении именно что ЦБ, это его проблема. Тем не менее ЦБ сейчас выражается и действует мягче, всеми силами пытаясь удержать хоть какие-то знаки привычной нормальности. Это видно и из его комментария: «Такие ограничения валютные все-таки не должны создавать сложности для наших экономических субъектов, агентов, которые сейчас с большим трудом, но находят способы расчетов и ведения экономической деятельности», проще говоря, «работает, люди перестроили схемы — вот и не мешайте».
Во-вторых, ЦБ дал понять, что не ожидает облегчения денежно-кредитной политики (ДКП) на обозримом промежутке времени. В Центробанке заявили, что снижение ключевой ставки на ближайших заседаниях маловероятно, начаться оно может только в том случае, когда регулятор увидит устойчивое замедление инфляции, кроме того, не исключается целесообразность дальнейшего повышения ставки — мол, будем смотреть на данные. При этом предпосылок для снижения инфляции пока нет, наоборот, наблюдаются устойчивые проинфляционные факторы — заметный рост потребительского кредитования, поддерживающие экономику бюджетные траты, приостановленная (пока) девальвация рубля и сами по себе инфляционные ожидания. Иными словами, «не надейтесь».
При этом нельзя сказать, что ЦБ весь из себя такой мягкотелый, либеральный и т. д. Здесь можно и нужно вспомнить события полуторалетней давности, когда надо было закрыть рынок — и закрыли, заморозив все. Ставку подняли до 20%, чтобы унять панику. Ввели контроль капитала, чуть позже постепенно его ослабляя, да и то снимать со счетов наличные «токсичные валюты» (даже если они есть в кассе банка) запрещено до сих пор и нет никаких оснований предполагать, что 9 сентября этот запрет будет продлен еще на полгода. Мегарегулятор оперативно реагирует по ситуации, и это можно только приветствовать. Вопрос в другом: а дальше-то что?
А никто не знает. ЦБ, конечно же, старательно пытается удерживать нормальность на всех уровнях, доступных мегарегулятору, и там, где расположена по закону его ответственность. Но его поведение всегда реактивно: у РФ маленькая экономика, маленькая финансовая система, она находится в мире, и ЦБ заботит не столько ситуация внутри страны, сколько ситуация в мире, на которую он и реагирует в формате «день простоять да ночь продержаться». Конечно, ЦБ пытается что-то делать проактивно, цитируя главу мегарегулятора Эльвиру Набиуллину, «и даже в этих сложных условиях, когда много тумана, нужно работать на долгосрочные цели, длинные деньги». Но сработает ли это, покажет только время. И пока оно показывает первое «потерянное десятилетие» в российской экономике — период, вполне совпадающий со временем функционирования мегарегулятора рынков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.