«На общем фоне космических успехов мы сейчас выглядим смешными», — рассуждает футуролог Сергей Переслегин о состоянии дел в космической отрасли России, оценивая громкие заявления ОЭЗ «Алабуга». Споры вокруг презентованного ей проекта по освоению Галилеевых спутников до сих пор не утихают. В пылу полемики со скептиками особая экономическая зона вспоминает об Иосифе Сталине, Сергее Королеве и Джоне Кеннеди, противопоставляя их временам нынешним. «БИЗНЕС Online» совместно с экспертами разобрал официальное обращение «Алабуги» к астрономам по тезисам.
Татарстанская госорганизация намерена через 25 лет отправить пилотируемую экспедицию на Ио, Европу, Ганимед и Каллисто
«Алабуга»: «Мы фактически утратили космическую отрасль»
По-прежнему обсуждаемой темой остается проект ОЭЗ «Алабуга» по освоению Галилеевых спутников Юпитера. Напомним, татарстанская госорганизация намерена через 25 лет отправить пилотируемую экспедицию на Ио, Европу, Ганимед и Каллисто. Такие грандиозные планы «разозлили» астрономов из-за их заведомой нереалистичности. В своих рассуждениях российский и советский астроном Владимир Сурдин посоветовал «Алабуге» сначала вырастить картошку на Антарктиде и назвал проект «чистой воды фэнтези».
К слову, незадолго до этого ОЭЗ «Алабуга» пыталась найти единомышленников в США. Так, в Лос-Анджелесе появился билборд с советским ученым Сергеем Королевым. Его разместили прямо напротив офиса SpaceX американского миллиардера Илона Маска. На черном фоне изображены новая штаб-квартира «Алабуга Политеха», Юпитер, взлетающая ракета и фотография конструктора ракетно-космических систем с различными призывами на латинице. Бизнесмен, который уже давно настроен на покорение Марса, никак не отреагировал.
ОЭЗ «Алабуга» пыталась найти единомышленников в США. Так, в Лос-Анджелесе появился билборд с советским ученым Сергеем Королевым. Его разместили прямо напротив офиса SpaceX американского миллиардера Илона Маска
Зато ответ экономической зоны на критику от ученых не заставил себя долго ждать. В ОЭЗ заявили, что после смерти советского ученого-конструктора Сергея Королева космическая программа в России находится «в коматозном состоянии» и не имеет стратегических целей.
«Только робкие близорукие тактические шаги. Именно поэтому мы не только потеряли первое место в мире, но и вообще фактически утратили космическую отрасль», — дают оценку в «Алабуге». В заявлении прямо не указано, к какой конкретно структуре обращает критику ОЭЗ. Однако адресат легко считывается: согласно закону от 13 июля 2015 года №215-ФЗ, «уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства» является госкорпорация «Роскосмос».
В ведомстве Юрия Борисова запрос от «БИЗНЕС Online» приняли, но на момент публикации ответ не поступил.
Помимо нелицеприятной оценки российской космической программы в целом, «Алабуга» в своем заявлении обратилась также лично к Владимиру Сурдину (на фото) с оговоркой «если вам ближе по духу американцы, которые начинают со стратегических целей»
Какие еще тезисы представила «Алабуга»
Помимо нелицеприятной оценки российской космической программы в целом, «Алабуга» в своем заявлении обратилась также лично к Сурдину с оговоркой «если вам ближе по духу американцы, которые начинают со стратегических целей». В ОЭЗ напомнили, что Нилу Армстронгу удалось стать первым человеком на Луне всего через 7 лет после того, как такую цель поставил Джон Кеннеди.
«Жаль, что Кеннеди не удалось спросить мнение у Владимира Сурдина. Он бы посоветовал сначала картошку в Антарктиде попробовать посадить», — саркастически отметили в ОЭЗ.
Российский астроном предпочел проигнорировать колкости в свой адрес. «Поскольку в своей публикации „Алабуга“ впервые обратилась ко мне лично, я последую примеру Маска — не отреагирую», — сказал Сурдин нашему корреспонденту.
«Алабуга» же считает, что в принципе у СССР не было ни научных, ни промышленных предпосылок в 1945 году к освоению космоса. Однако же через 12 лет, приводят в ОЭЗ, мы первыми в мире вывели на орбиту «Спутник-1». А через 16 лет, в 1961-м, Юрий Гагарин стал первым космонавтом в мире. Кроме того, они вспоминают, что через 21 год, хотя в 1966-м и умер Королев, автоматическая станция «Луна-9» «по инерции» первой в мире приземлилась на Луну. Через 25 лет, в 1970-м, автоматическая станция «Венера-7», которая построена на 100% нашей, отечественной микроэлектронике, осуществила трансляцию с поверхности Венеры, где было давление 90 атмосфер, а температура — 475 градусов, перечисляют в «Алабуге».
«Нет сомнений, что, дай судьба еще пять лет Сталину и Королеву, наши космонавты первыми бы высадились и на Луну, и на Марс в течение всего 25 лет. Но вот если бы в 1945 году Сталин и Королев посоветовались вот с таким Сурдиным, он бы сказал: „Ну… сначала надо поднять воздушный шар на 10 километров“ или „как вы собираетесь направить человека в космос, ведь там радиация и холодно…“» — считают в «Алабуге».
Никакие сложности космической экспедиции не пугают сотрудников ОЭЗ. Хотя те и признают, что для этого предстоит ответить на ряд вызовов. Нужно развивать атомные двигатели, т. к. необходимо топливо для полета; новые материалы для защиты от радиации во время полета; сделать корабль достаточно крупным для вращения и создания искусственной гравитации, чтобы компенсировать отсутствие гравитации.
В заключение «Алабуга» также высказала мнение относительно стратегических целей для всего человечества. Там считают, что оно должно быть «мультипланетарным на случай катастрофы на Земле». При этом за счет биотехнологий нужно продлить молодость до 700 лет. Третья же цель — победить бедность.
По мнению Переслегина, российскую космическую программу преследуют неудачи: потерпел крах проект «Луна-25», обострила ситуацию утечка на модуле МКС. При этом результаты расследования гибели «Луны-25» никого не удовлетворили
Сергей Переслегин: «Многие сейчас ждут серьезных кадровых изменений в «Роскосмосе»
Известный футуролог Сергей Переслегин не остался в стороне. В последнем видео на своем YouTube-канале он выступил в защиту проекта «Алабуги».
По его мнению, российскую космическую программу преследуют неудачи: потерпел крах проект «Луна-25», обострила ситуацию утечка на модуле МКС. При этом результаты расследования гибели «Луны-25» никого не удовлетворили, поскольку не отвечают на главный вопрос — кто виноват, считает Переслегин.
«Неожиданно „Роскосмос“ начал рассуждать о том, что сейчас можно бы сделать „Луну-26“ и сдвинуть все это влево. Опять же без ответа на вопрос, как сдвинуться влево, как добиться того, чтобы станции выполняли свои задачи, а не разбивались снова. Многие сейчас ждут серьезных кадровых изменений в „Роскосмосе“, поскольку на общем фоне космических успехов мы выглядим смешными», — рассуждает футуролог.
По мнению Переслегина, на этом фоне он с особым интересом прочел о проекте «Алабуги». Помимо планов о сельском хозяйстве на одном из спутников Юпитера и генной модификации человека, его заинтересовало желание татарстанских промышленников разместить на космических телах экономическую зону.
Футуролог подчеркнул, что хоть главная цель проекта может быть и не достигнута, однако критики упускают из вида попутные результаты при реализации планов.
«А что будет? Первое — внимание к теме. Второе — внимание к юридическому аспекту. Ничего не сделать с тем фактом, что если в течение какого-то времени, не очень большого, все будут продолжать орать, что это фантастика и она неинтересна, то через сколько-то лет „Алабуга“ может заявить о своих правах на территорию спутников Юпитера, и эти права станут юридической реальностью», — сказал спикер.
Переслегин отметил, что это еще и «возможность массу вещей проработать». «Поскольку подписывали этот документ вполне серьезные люди, включая президента Татарстана [Рустама Минниханова], а этот человек серьезный, умный и дельный, крупные бизнесмены, крупные лидеры банков, то у них по меньшей мере будет возможность вести серьезное проектирование. Хотя бы на уровне теории. То, что под этот проект, вне зависимости от того, будут у него результаты или нет, можно будет провести колоссальное количество весьма дельных научных исследований, — вот этого критики не заметили», — заключил он.
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт считает, что критика «Алабуги» все же слишком сурова: цели у «Роскосмоса» есть, однако проекты рассчитаны на ближайшую перспективу для того, чтобы быть реалистичными
«Говорить о том, что космическая отрасль в России утрачена, — это слишком»
Многие эксперты поддержали позицию гендиректора ОЭЗ «Алабуга» Тимура Шагивалеева — «Роскосмос», как потерянный котенок, стоит на месте.
Политик, футуролог Максим Калашников в этом вопросе согласен с татарстанским предприятием, хотя подчеркнул, что высказывания «Алабуги» «резковаты». Он отметил, что космическая отрасль не имеет целей, потому что ей некуда двигаться. «Вот прекратит летать станция „Мир“, а дальше что? Какова цель пилотируемой космонавтики? Куда летать? Своей станции нет. Летать, как в конце 60-х годов, просто на космических кораблях покрутиться-повертеться вокруг Земли, а зачем?» — рассуждает футуролог.
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт считает, что критика «Алабуги» все же слишком сурова: цели у «Роскосмоса» есть, однако проекты рассчитаны на ближайшую перспективу для того, чтобы быть реалистичными.
«Есть стратегические цели на 10 лет, и они сформулированы. Есть программа исследования Луны — первый шаг оказался неуспешным. Но следующие шаги уже предусмотрены, ведется работа. Программа эта до 2030 года. Следующий запуск будет в 2027-м, потом в 2028-м и так далее. В 2027 году будет запущен спутник Луны для прецизионной картографии. Следующий полет будет с посадкой на Луну на более тяжелом аппарате с большим составом оборудования. В 2029 году мы летим уже на Венеру с посадкой, с исследованием атмосферы планеты», — указал Эйсмонт.
Ученый сделал акцент на достижениях России в исследованиях Венеры, которые никому не удалось повторить. Он подчеркнул, что это доказывает продвижение, а не «коматозное состояние».
Впрочем, у Калашникова тоже нашлись доводы, подтверждающие, по его мнению, стагнацию в космической отрасли. «В России окончательно победили „сырьевые мародеры“, которые считают, что мы ничего не можем, главное — выкапывать и продавать сырье. Это такой правящий класс и приземленные люди. Они носители национального комплекса неполноценности, которые считают, что русские ничего не могут и что все лучшее на Западе. А мы должны только снабжать больших белых господ сырьем, и не более того. Мне вот сейчас дворец и яхту, а какие там далекие миры, вы что? Подсознательно они ненавидят людей по типу Королева и Циолковского. Эти люди в свое время решили, что джинсы и жвачка важнее всех империй и великих идей. Это распространяется и на космос», — поделился мнением публицист.
Заведующий отделом исследований Луны и планет института им. Штернберга Владислав Шевченко заявил, что стратегические цели у «Роскосмоса» есть, но согласился, что интенсивности их достижения недостаточно. «Говорить о том, что космическая отрасль в России утрачена, — это слишком. Как минимум у нас действует МКС, хоть „Луна-25 была“ неудачной, но есть продолжение», — высказался ученый.
«Каждая неудача расследовалась, и исправлялись недостатки. К сожалению, после его (Королева) смерти проект был свернут, и мы стали ориентироваться на ближайшую орбиту, начали строить космические станции»
Если бы Королев не умер, СССР первым бы был на Луне?
Эксперты сошлись в едином мнении — смерть Королева действительно сильно ударила по космической отрасли СССР. В заявлении «Алабуги» о том, что, будь у советского конструктора больше времени, мы были бы первыми на Луне, зарыта истина, считают спикеры.
Популяризатор общественной космонавтики Максим Цуканов отметил, что хоть ракета Н-1 и не была доведена до ума, а все четыре запуска закончились провалом, но пятый или шестой запуск обязательно обернулся бы успехом.
«Каждая неудача расследовалась, и исправлялись недостатки. К сожалению, после его (Королева — прим. ред.) смерти проект был свернут, и мы стали ориентироваться на ближайшую орбиту, начали строить космические станции — это тоже большое достижение. Но, к сожалению, мы застряли на Земле. Мы вращаемся на орбите, и это не развитие. Мы каждый раз радуемся какому-то крупному достижению человечества в космосе, но сами отказались двигаться дальше, словно заперлись в берлоге», — подчеркнул он.
«Жаль, что Королев ушел так рано, потому что его преемник Мишин (Василий — прим. ред.) не того калибра был, но на Луне мы могли бы быть. Существовали варианты. К сожалению, правящая верхушка Советского Союза не оценила того шанса, который дает космонавтика», — присоединился Калашников.
Шевченко же отметил, что хоть тезис и верен, но это спекуляция на данной теме со стороны «Алабуги». Эйсмонт заявил, что обогнать американцев не получилось из-за разобщенности двух великих конструкторов.
«То, что это так случилось, — некое невезение. Если говорить о Королеве, то это человеческий фактор. Здесь в каком-то смысле были всегда конкурентные отношения между Королевым и Глушко. Глушко — это разработчик двигателей этих самых ракет, которые разработаны Королевым. Здесь возникли противоречия, кто лучше сделает ракету для достижения Луны. И вот в такой конкурентной борьбе оказалось потрачено драгоценное время. И был выбран не лучший вариант — вариант без участия Глушко. Если бы он участвовал, я думаю, мы были бы на Луне раньше американцев», — поделился ученый.
«Можно фантазировать долго и мучительно. Они правы в том, что необходимо стратегическое планирование, но оно должно быть на горизонте хотя бы пары-тройки десятилетий»
«Стратегические цели нужны, но реальные»
Калашников соглашается, что России стоит сфокусироваться именно на дальних космических миссиях. Кроме того, экспедиция к спутникам Юпитера была бы весьма кстати для технологического прогресса на Земле.
«Если ты замыкаешься в унылой повседневности, ты никуда не придешь. Циолковский ставил задачу — исследование мирового пространства реактивными приборами в 1903 году. Тогда только аэроплан братьев Райт полетел первым. Только начали от земли отрываться, а он уже ставил задачу и оказался прав. Есть принцип: тянись к невозможному и получишь максимум. Есть резон, спутники Юпитера — интересные небесные тела. Было бы здорово достичь и их исследовать — это был бы колоссальный прорыв. Еще один момент — если ты создаешь что-то невиданное, например корабль для миссии к спутникам Юпитера, ты создаешь множество технологий прорывных, которые потом пригодятся на Земле и окупят эти усилия. Космос должен быть практически религиозной миссией, неким крестовым походом», — сказал он.
Эйсмонт предложил рассматривать подобный проект не как мечты, а как неотложенную реальность. Он подчеркнул, что у России уже были планы на спутники Юпитера. Правда, проект оказался перенесен на неопределенное время.
Цуканов считает, что человечеству необходимо заняться освоением других планет не только с точки зрения любопытства, но и для безопасности. «Если мы остановимся в своем развитии, то человечество как таковое погибнет, может, не сейчас, а через 100–200 лет нас не станет. Нам нужно двигаться дальше. На Луну, а оттуда уже к другим планетам и спутникам. Если есть радиация, значит, нужно развивать технологии, развивать средства защиты от радиации — все это в наших руках», — предостерег он.
Впрочем, не все считают, что нужно строить амбициозные планы. Бортинженер МКС-15 Олег Котов убежден, что мечты должны быть «поближе». «Понятно, что это все не в ближайшее столетие. Можно фантазировать долго и мучительно. Они правы в том, что необходимо стратегическое планирование, но оно должно быть на горизонте хотя бы пары-тройки десятилетий», — приземлил ОЭЗ космонавт.
Шевченко категорично назвал проект «Алабуги» чьей-то фантазией. «Стратегические цели нужны, но реальные. То, о чем вы сейчас говорите, — это чистая фантазия. И я думаю, что данные проекты неисполнимы там ни через 20 лет, ни через 30 лет. Это слишком отдаленные объекты», — подчеркнул ученый.
***
Политолог, президент компании «Минченко консалтинг» Евгений Минченко лаконично оценил планы «Алабуги» через призму поднявшегося хайпа: «Люди развлекаются, деньги есть». Неслучайно презентация космических планов «Алабуги» состоялась во время визита председателя правления Банка ВТБ Андрея Костина, выделившего на проекты ОЭЗ не менее космический кредит в 53 млрд рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.