«Как говорится в фильме «Список Шиндлера»: «Человек, который спас одну жизнь, спас мир». А мы здесь должны и можем спасать тысячи детей!» — заявил мэр Казани Ильсур Метшин во время посещения открывшегося в столице РТ первого в России центра кризисной беременности, за пять месяцев работы которого в тестовом режиме 92 женщины, как выяснилось, уже приняли решение сохранить плод. «Беременный» центр — исключительно татарстанское ноу-хау, которое задумали еще летом прошлого года и реализовали в здании бывшей урологической клиники на Бутлерова. О том, какая помощь оказывается женщинам в центре, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня в Казани презентовали широкой общественности республиканский центр кризисной беременности. Официально он начал свою работу 9 января, а в пилотном режиме работает уже пять месяцев. Центр стал первым в России, где бороться с абортами решили не запретами, а оказанием помощи будущим мамам
«40 процентов принимают решение рожать»
О планах создать в Казани центр кризисной беременности корреспондентам «БИЗНЕС Online» стало известно в августе прошлого года. Тогда ряд частных медицинских клиник сообщили об отказе от лицензии на проведение абортов по настоянию минздрава региона. Речь шла не о полном запрете абортов, а о том, что в госзвено передадут аборты, которые проводятся по желанию женщины. Таким образом государство сделало попытку максимально сократить число прерываний беременности без медицинских показаний. Правда, пока в арсенале эскулапов только душеспасительные беседы с психологами.
Гонения на аборты в частном медзвене неоднозначно были восприняты общественностью. Собеседники «БИЗНЕС Online» сомневались в успехе, опасаясь, что в практику вернутся криминальные аборты и участятся отказы от рожденных, но нежеланных малышей. Позже председатель Совфеда Валентина Матвиенко сказала, что страна не пойдет на запреты и криминализацию законодательства в сфере абортов, и призвала снизить накал риторики на эту тему. А после того как президент России Владимир Путин сравнил запрет на аборты с антиалкогольной кампанией, которая привела к увеличению суррогатов и появлению жертв, и вовсе стало непонятно, сохраняет ли затея актуальность.
В Татарстане решили пойти своим путем. Сегодня республиканский центр кризисной беременности (РЦКБ) презентовали широкой общественности. Впрочем, официально он начал свою работу 9 января, а в пилотном режиме работает уже пять месяцев. Центр стал первым в России, где бороться с абортами решили не запретами, а оказанием помощи будущим мамам.
Ближе к 12 часам дня в здание бывшей казанской урологической клиники им. Вишневского на ул. Груздева, 47 прибыли министр здравоохранения РТ Марсель Миннуллин, мэр Казани Ильсур Метшин, замминистра здравоохранения РТ – начальник управления здравоохранения по Казани Владимир Жаворонков и другие руководители. Здание, к слову, было выбрано неслучайно: построенное еще в начале XX века, оно изначально проектировалось под больницу. Раньше это место использовалось под клинику урологии, но в последние годы строение сильно обветшало. Капитальный ремонт и открытие центра вдохнули в помещение вторую жизнь. Гости прошли по первому этажу, заглянули в кабинеты психолога, УЗИ, приемный кабинет.
Была озвучена и первая статистика: за пять месяцев работы в тестовом режиме в центр обратились 218 женщин, из них 92 (или 41%) приняли решение сохранить беременность.
Капитальный ремонт и открытие центра вдохнули в помещение вторую жизнь
«С начала 2024 года в центр было 22 обращения, из них 11 женщин передумали прерывать беременность. То есть на данный момент показатель еще выше, 50 процентов», — радовался Миннуллин. Министр объяснял, что ведомство изучало опыт Москвы и Санкт-Петербурга, других регионов России, но подобной практики в стране не нашли. Так что созданный в Казани центр — пилот не только для республики, но и для России в целом.
«2 декабря я докладывал о нашей системе доабортного консультирования Михаилу Мурашко (министр здравоохранения России — прим. ред.). Обсуждали возможность экстраполировать нашу, татарстанскую, систему, по всей России, если будут хорошие результаты», — рассказал Миннуллин.
О появлении в Казани центра кризисной беременности корреспондентам «БИЗНЕС Online» стало известно в августе прошлого года. Тогда ряд частных медицинских клиник сообщили об отказе от лицензии на проведение абортов. Руководители некоторых медучреждений отмечали, что на таком отказе настаивает минздрав региона. Министр здравоохранения РТ Марсель Миннуллин тогда подтвердил этот посыл нашему изданию. Речь не идет о запрете абортов, и министр это неоднократно подчеркивал — речь идет именно о передаче абортов, которые проводятся по желанию женщины, в госзвено для соблюдения предписанных законом процедур.
«Об абортах по медицинским показаниям мы не говорим — их однозначно нужно делать! Это здоровье и жизнь женщины. Такие аборты назначаются также при аномалии плода. И их должны делать не частные медицинские центры, они должны выполняться только в государственных медицинских учреждениях, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ Миннуллин. — А вот по желанию женщины — будьте любезны [отказаться проводить]! И вот почему: в случае если женщина хочет провести аборт по желанию, проводятся доабортные консультации, потом — неделя тишины. Частные организации не всегда это соблюдают».
Тогда же, летом, министр сообщил о создании в Казани центра кризисной беременности на базе роддома №3 на Бутлерова. По задумке минздрава, в центр направляют женщин, которые хотят сделать аборт без медпоказаний и которых не удалось убедить сохранить здоровую беременность на уровне женских консультаций.
«Кроме того, в центре будут работать с женщинами, которые долгое время не могут забеременеть, а также проводить послеабортное сопровождение женщин, которые решились на прерывание беременности. Центр на Бутлерова преимущественно для Казани, филиалы центра появятся в каждом межрайонном центре высокотехнологичной помощи. Их 6 на территории республики, — пояснял Миннуллин. — Мы не запрещаем аборты, мы помогаем, возможно, женщине задуматься, действительно ли она хочет прервать здоровую беременность. Это наша задача, и она дает свои плоды. Но, если женщина настаивает на аборте, он будет выполнен в специализированном центре и квалифицированным персоналом, после чего проведут послеабортное ведение».
Итак, как работает центр? Попасть в него «с улицы» не выйдет: как объяснял ранее Миннуллин, в РЦКБ направляются женщины, которые хотят прервать здоровую беременность, если их не удалось убедить сохранить плод на уровне женских консультаций. В центре с такой женщиной работают акушеры-гинекологи, психологи, социальные работники. Их задача — разобраться в причинах желания сделать аборт, ответить на все вопросы, связанные с протеканием беременности, возможностям соцподдержки и прочему.
«Для всех разговоров подобного типа выработана методология, расписаны этапы таких бесед. Женщинам, например, делают УЗИ в 3D-формате, показывают, что вот, это пальчики малыша, это ножки. Иногда пациенток „поднимают“ в стационар, дают пообщаться с родившей женщиной. Если женщина убеждена, что хочет сделать аборт, ей проведут прерывание беременности в данном центре, проведут постабортное ведение — осложнений после прерывания возможно множество», — сообщил Миннуллин.
РЦКБ создан на базе Клиники медицинского университета (КМУ), работают в центре сотрудники клиники, опытные врачи, в том числе профессоры, доценты кафедры акушерства и гинекологии медуниверситета, врачи высшей категории, два доктора наук, четыре кандидата меднаук, два заслуженных врача РТ.
Заместитель главного врача клиники медуниверситета Светлана Губайдуллина: «По нашим наблюдениям, бо́льшая часть женщин, которые хотят прервать здоровую беременность, делают это не по финансовым соображениям, а из-за сложной жизненной ситуации, например непонимания в семье»
Заместитель главного врача клиники медуниверситета Светлана Губайдуллина, которая курирует РЦКБ, объясняет, что только психологи работают с каждой женщиной не менее двух часов.
«Наши специалисты начинают, казалось бы, издалека: спрашивают о жизни женщины, ее семье, детях, если имеются. Постепенно приходим к ключу проблемы. По нашим наблюдениям, бо́льшая часть женщин, которые хотят прервать здоровую беременность, делают это не по финансовым соображениям, а из-за сложной жизненной ситуации, например непонимания в семье. Вот забеременела она третьим, а муж молчит: ни да, ни нет. И женщина остается одна с этим вопросом. У нас наблюдается пациентка, у нее двойня. Отец детей оказался не готов к такой ответственности, сама будущая мама одинокая, родителей нет. После разговора с нами она решила сохранить эту беременность», — рассказывает Губайдуллина. Другими словами, женщин не убеждают любыми способами слепо отказаться от аборта. В каждую конкретную ситуацию пытаются вникнуть.
«Бесплодие — мультидисциплинарная проблема, может потребоваться помощь и гинекологов, и урологов, и гематологов»
Работа с женщинами, которые хотят прервать беременность, не единственное направление работы РЦКБ. В центр из городских женских консультаций направляют также пары, которые долгое время не могут зачать ребенка, беременных в группе риска, у которых возможно развитие осложнений, женщин, которые были в тяжелых акушерских ситуациях после родов, — им помогают с реабилитацией.
Еще один момент — ведение беременности
«В советское время существовали центры репродуктивного здоровья, планирования семьи. Данный центр, можно сказать, новый виток этого направления», — объясняет Жаворонков. В РЦКБ могут обратиться пары, которые не могут долгое время зачать ребенка. Для этого женщине достаточно прийти в женскую консультацию, обозначить проблему, пару направят сюда для консультации.
Еще один момент — ведение беременности. «У беременных многие процессы протекают иначе. В центре же работают эндокринологи, гематологи, другие узкие специалисты, которые заточены на работу именно с беременными и знают нюансы их положения. Фактически в РЦКБ мы замкнули цикл оказания репродуктивной помощи», — сообщил Жаворонков.
«Бесплодие — мультидисциплинарная проблема, при которой может потребоваться помощь и гинекологов, и урологов, и гематологов. Все эти специалисты есть в данном центре, то есть появляется возможность обследовать пару комплексно — и мужчину, и женщину», — добавляет Миннуллин.
Казанский РЦКБ не единственный: министр напомнил, что его филиалы открыты на базе 6 межрайоных медицинских центров республики. Персонал этих филиалов прошел обучение в РЦКБ. 22 января, например, центр кризисной беременности открылся в Чистопольском районе при Чистопольской ЦРБ. В социальных сетях больницы говорится, что работа центра направлена на «сохранение беременности, раскрытие и закрепление материнства, личностный рост будущих родителей, развитие эмоциональной сферы, снятие тревоги и страха, проработку образов ребенка, взятие на себя ответственности за нового члена семьи».
«За психологической помощью и социальной поддержкой в кризисный центр могут обращаться женщины, решившие прервать беременность, имеющие намерение отказаться от своего ребенка, оказавшиеся в неблагополучной ситуации (например, в связи с юным возрастом, сиротством)», — рассказала заведующая женской консультацией, врач – акушер-гинеколог Гульнара Карлышева.
Данный центр будет обслуживать не только жительниц Чистопольского района, но и женщин из 6 прикрепленных районов — Алексеевского, Алькеевского, Аксубаевского, Новошешминского, Нурлатского, Спасского.
Мэр Казани Метшин, который и сам многодетный отец, в финале встречи сообщил, что помощь женщинам, которые раздумывали над прерыванием беременности, но все же ее сохранили, будет оказана и по линии «Доброй Казани»
«Женщина, которая желает прервать беременность, — это системная проблема. И чаще всего это женщина, которая попала в тяжелую жизненную ситуацию. Она должна понимать, что есть определенные гарантии, что она не останется один на один со сложными ситуациями, если решит пролонгировать беременность», — подытожил министр здравоохранения РТ.
Мэр Казани Метшин, который и сам многодетный отец, в финале встречи сообщил, что помощь женщинам, которые раздумывали над прерыванием беременности, но все же ее сохранили, будет оказана и по линии «Доброй Казани». Привлекут меценатов, которые окажут поддержку конкретным семьям.
«Здесь, в центре, у меня только что родилась идея — поддержать данный проект третьим этапом. Мы вместе с коллегами из этого центра будем знать каждую женщину, которая попала в кризисную ситуацию, и сможем каждой, кто сохранит беременность, оказать поддержку не только на период выписки и первых месяцев жизни малыша, но и дальше. Мы будем бороться за каждого малыша. Очень вдохновляющий проект! Как говорится в фильме „Список Шиндлера“: „Человек, который спас одну жизнь, спас мир“. А мы здесь должны и можем спасать тысячи детей! Моя мечта — чтобы Казань по прерыванию беременности вышла только на медицинские показатели. А ситуаций, когда беременность прерывают, потому что нет возможности поставить малыша на ноги, чтобы в Казани не было», — подытожил градоначальник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.