На этой неделе в школах прозвенели последние звонки. Часто можно слышать, что учебные заведения нельзя сравнивать между собой, мол, все они слишком разные: «Получить в управление школу-новостройку — это как сесть в дорогое авто. У новой школы много ресурсов: и территория, и кабинеты, и бассейны, и спортзалы. А ты попробуй сделать привлекательной школу между гаражами!» Тем не менее «БИЗНЕС Online» вместе со своими экспертами решил составить свой топ руководителей столичных школ. Причем мы расскажем не просто о директорах элитных учебных заведений, а о миротворцах, эффективных менеджерах и руководителях, которые вытаскивают со дна самые сложные учреждения. А читатели в комментариях могут согласиться с выбором редакции или предложить свои кандидатуры.
Топ получился неоднозначным. На этот раз мы ушли от классических «маркеров» успешности — таких как результаты ЕГЭ и победы в олимпиадах, попросив экспертов оценить лидерские качества директоров школ
Как мы составляли топ директоров школ?
Основа редакционного топа была составлена по итогам интервью с представителями отрасли — директорами ведущих школ Казани, чиновниками от образования, представителями образовательной отрасли из смежных областей.
На этот раз мы ушли от классических «маркеров» успешности — таких как результаты ЕГЭ и победы в олимпиадах, попросив экспертов оценить лидерские качества директоров школ по четырем критериям:
- Уровень менеджмента. То, насколько успешно директор закрывает поставленные перед ним задачи, в том числе в кризисной ситуации.
- Динамика развития школы за время руководства тем или иным директором.
- Новаторство — умение привнести на своем уровне нечто новое в развитие школы.
- «Суперсила». У одного она — в уникальных методиках, у другого — в обширных связях с «сильными мира сего», у третьего — в «чуйке» на тренды.
В общем итоге мы просили экспертов озвучить имена руководителей, которые выполняют сверхзадачи на своем уровне. Забегая вперед, отметим, что топ получился неоднозначным: ряд директоров топовых школ, которые обычно попадают в обзоры и рейтинги, не вошли в число лучших по версии наших спикеров. Потому что мало удержать топовый уровень, планку нужно поднимать выше.
В Казани работают 170 муниципальных школ, а также 15 частных, 13 государственных и 3 школы при вузах.
В школах столицы РТ учатся 174 тыс. 344 ученика, в том числе 164 тыс. 94 школьника получают знания в муниципальных школах.
Вместе с тем спикеры советовали обратить внимание на директоров самых обычных школ, которые далеки от гонки за «золотом» «всеросса», но успешно работают, например, с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), управляют настоящими «гигантами» на 3 тыс. учеников или превращают школы, мимо которых раньше дети боялись ходить даже при свете дня, в место с доброй и благополучной атмосферой.
«Золотая» пятерка
Мы решили не ранжировать тридцатку по местам, но все же собеседники газеты выделили несколько фамилий руководителей, чей вклад в систему образования оказался наиболее мощным. Таковых пятеро.
Один из таких директоров — Альфия Урманчеева, руководитель лицея №78 «Фарватер» (ул. Юлиуса Фучика, 40). Альфия Гусмановна уверенно стоит у руля 12 лет, общий педагогический стаж перевалил за 40 лет, в 2021 году она получила звание заслуженного учителя Татарстана. В директорском корпусе Урманчеева прослыла руководителем жестким и принципиальным, который не будет подбирать мягкие формулировки к волнующим ее проблемам. Однако ее работой с детьми с ОВЗ восхищены буквально все. Именно в «Фарватере», по словам наших спикеров, работают одни из лучших психологов и педагогов, помогающих детям с ограничениями по здоровью, а также тьюторы. При этом «Фарватер» — общеобразовательная школа, т. е. обычные для директора задачи по успеваемости детей, подготовке к ЕГЭ с Урманчеевой и ее команды не снимаются.
«Держать общеобразовательную школу с таким элементом, обучением детей с ОВЗ, — подвиг. Это экспертность, которую можно транслировать на республику. У нее есть коллектив, есть тьюторы, система поставлена. При этом дети с ОВЗ не просто включены в обучение, они ставят спектакли! И потом гастролируют с постановками. Урманчеева — герой. Она рассказывала, что поднимала эту школу с нуля, сама с мужем ремонтировала, окна меняли», — отзываются коллеги. В конце апреля инклюзивная театральная студия «Фарватера» — «Зеленая шуба» — одержала победу во всероссийском конкурсе «Я могу! Творчество без границ».
Альфия Хабибуллина обладает уникальной суперспособностью, которая помогает ей отсекать «блатняков» уже на подходе к школе, а из хороших и способных учеников — делать лучших
Директор лицея №131 (ул. Бутлерова, 54) Альфия Хабибуллина в представлении не нуждается. Год от года она выдает пул олимпиадников и «стобалльников», поддерживая реноме лучшей школы республики. «131-я школа — бренд, который удалось сохранить и пронести через года. Директор — это командир корабля, который определяет политику и облик школы. И в этом плане 131-я всегда была, есть и, дай бог, останется очень сильным лицеем для одаренных детей», — говорят спикеры. С одной стороны, эта школа изначально работает с детьми высокого уровня подготовки, туда не идут ребята слабые. С другой — когда ты уже «чемпион мира», очень тяжело удержаться на олимпе и год из года выдавать высочайшие результаты. А ведь работать с одаренными детьми, равно как и с сильными педагогами, — та еще сложность.
131-я — это «казанский Оксфорд», и таким лицей сделала Альфия Блигвардовна и ее уникальная суперспособность, которая помогает ей отсекать «блатняков» уже на подходе к школе, а из хороших и способных учеников — делать лучших. Говорят, она может отказать даже министру образования и науки. Почему? Потому что может себе позволить. Говорят, что купить место в ее лицее невозможно.
Еще одна «суперсила» Хабибуллиной — в позиции «играющего тренера» (ведет кружок по химии). Во многом благодаря этому традиционно сильный в математике и физике 131-й лицей прирастил и химическое направление. «Она как Месси. Это очень сложно — удержать два направления сразу, не у всех получается», — отзываются коллеги по цеху.
Вызывает уважение и то, как директору школы удается поддерживать и сохранять коллектив. «Думаю, что 131-я школа по бюджету, по зарплатам — даже не в первой десятке казанских школ. Балансировать между качеством и деньгами очень сложно, поэтому удержать коллектив — непростая задача», — говорят наши спикеры. У 131-й действительно классный коллектив очень опытных педагогов. Это и «суперсила», и опасность: команда уже немолодая, получится ли заместить кадры, когда ведущие учителя уйдут на пенсию?
Еще один безусловный лидер среди директоров госшкол — Ильдар Мухаметов, который руководит IТ-лицеем при КФУ (Деревня Универсиады, 32). В 2023 учебном году он занял 1-е место по числу олимпиадников «всеросса» (123 человека стали победителями и призерами регионального этапа) и 3-е — по количеству высокобалльников по ЕГЭ. Лицей отмечают за «однозначно сильное качество обучения», школьники на углубленном уровне изучают математику, информатику, физику, химию, английский язык. Дети живут в интернате неподалеку от Деревни Универсиады. Лицей является структурным подразделением КФУ для одаренных и высокомотивированных детей, так что школьники могут работать над собственными проектами в лабораториях вуза. Представители отрасли отмечают, что директор мудро распоряжается имеющимися ресурсами.
«Мухаметов — мощный стратег, и это его качество продиктовано бэкграундом: он в прошлом работал замминистра образования и науки РТ, а в лицей пришел с позиции руководителя центра лидерства в образовании КФУ. Он смотрит на перспективу, — говорят наши спикеры. — Ему бы полшажочка в новаторство! Вот каким представляется сейчас айтишник? Работающим на Бали в шортах-бермудах. А IT-лицей — ближе к классике. Если бы Мухаметов выдал что-то такое новаторское, соответствующее духу отрасли, было бы супер».
Директора мальчикового лицея-интерната №2 (ул. Шамиля Усманова, 11) Булата Гиниятуллина если и критикуют, то за отсутствие динамики роста, а кто-то недоволен «креном» лицея в математику, из-за которого ряд учителей-предметников и детей иногда ощущают себя не у дел. И все же влияние Гиниятуллина на лицей и школьное образование неоспоримо.
«Булат — красавчик. Он не просто удержал позиции лицея после Ирека Ризванова (ушел на повышение начальником управления образования Казани — прим. ред.), но и мощно приумножил их. Сейчас в лицее — сильнейшее олимпиадное движение. Так, например, по итогам 2023 года лицей №2 принес Казани больше всего призеров и победителей всероссийской олимпиады школьников — 246 дипломов суммарно по всем этапам олимпиады. Булат действительно крутой специалист в этой теме. Именно к нему идут за консультациями по олимпиадам», — отзываются о директоре.
В лицее — хороший коллектив и семейный микроклимат. «Они умудряются сделать олимпиады не страшными, там не приходится идти по головам. Мне лично идея того, что там только мальчики, очень не нравится — я против сегрегации. Однако в рамках заданной концепции все у них хорошо получается», — говорят коллеги Гиниятуллина.
Жанетта Соркина еще недавно работала начальником отдела допобразования министерства образования и науки РТ, а пару лет назад возглавила «аутсайдерскую» школу, которая теперь, по отзывам родителей, показывает огромный рост
Человеком-открытием в «золотой» пятерке стала директор школы №65 (ул. Шамиля Усманова, 25б) Жанетта Соркина. Еще недавно она работала начальником отдела допобразования министерства образования и науки РТ, а пару лет назад возглавила школу. При этом Жанетте Ваисовне досталась в управление по-настоящему «аутсайдерская» школа.
«Это была жесть! Еще несколько лет назад я натурально охранял своих учеников, когда мы проходили мимо этой школы, чтобы с моими детьми ничего не сделали. Школа выглядела ужасно. То, какой сумела сделать школу нынешний директор без каких-то дополнительных ресурсов, — просто удивительно, причем сделала она это очень быстро», — делятся спикеры. Скажем честно, школа так и осталась «дворовой», расположенной между гаражами, да и контингент не поменялся особо, но внешний вид, атмосфера, отзывы родителей показывают огромный рост.
Еще одна заслуга школы — 65-я также работает с детьми с ОВЗ и по итогам 2023 года стала победителем конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучшая система специальных условий для обучающихся с ОВЗ».
Александр Морозов одним из первых сумел создать школу с именем, куда с 90-х хотят отдать своих детей казанские руководители
«К ним прокуратура по 3 раза в год приходит, проверяет каждую фамилию»: кто удерживает статус элитных школ?
Директора элитных школ всегда немного «на грани». С одной стороны, у них есть мощные ресурсы в виде влиятельных и обеспеченных родителей. С другой — важно не свалиться в статус «блатной» школы, удержать высокую планку и наращивать обороты год от года, не забывая о новациях.
Гимназии №3 (ул. Горького, 16/7), расположенной в центре Казани, удается удачно балансировать на этой грани. Ее директор Александр Морозов одним из первых сумел создать школу с именем, куда с 90-х хотят отдать своих детей казанские руководители. «В школу до сих пор очереди, особенно в „началку“, она там очень хорошая. Меня постоянно мучают: „Хотим в 3-ю гимназию, подскажи, как туда попасть?“» — делится один из спикеров. «Суперсила» Морозова, по мнению коллег по цеху, в умении держать баланс: вроде бы обычная муниципальная школа, однако остается камерной (на 638 детей), где директор знает лично чуть ли не каждого ученика.
«При этом к ним прокуратура по 3 раза в год приходит, проверяет каждую фамилию, чтобы не было нарушений», — рассказывают спикеры. Хотя негласно школа имеет статус «элитной», она не стала откровенно «блатной», там сохраняется благостная атмосфера. При этом Морозов умеет выращивать руководителей: его гимназия дала Казани двоих директоров — Андрея Талманова, который возглавляет 19-ю школу, и директора 12-й «еврейской» школы Розалию Козловскую. Преемственность сохраняется.
Создатель и директор школы «СОЛнЦе» (ул. Кави Наджми, 18) Павел Шмаков — личность в директорском корпусе неоднозначная, местами неудобная, и слухов о его школе ходит масса. Однако авторитет его признают буквально все. Кроме того что его школа показывает результаты (есть и победители олимпиад, и высокобалльники, а на днях команда «СОЛнЦа» стала всероссийским чемпионом турнира «Что? Где? Когда?»), учреждение славится демократичным подходом к детям. Например, если ученик талантлив в физике, но не способен в физкультуре, то вопрос решится рефератом по нелюбимому предмету — по мнению директора школы, важно сконцентрироваться на сильных сторонах и талантах ребенка.
«У нас в лицее был ученик, который брал олимпиады всероссийского уровня по щелчку пальцев. Но с ним не было никакого контакта у учителей, он и дома не ночевал. Мы предложили родителям перевести его в „СОЛнЦе“, попробовать. Пару лет назад довелось прийти в „СОЛнЦе“, так этот ученик встречал меня там уже в качестве педагога! То есть мы в лицее не смогли своими шаблонными подходами справиться, а Шмаков смог! Потому что он такому ученику предложит остаться в школе ночевать, позовет других учеников, будут горланить полночи песни под гитару и закажут пиццу. У них другая атмосфера, но это тоже нужно. Такие школы однозначно должны быть, даже вот ради одного такого ребенка», — рассказывает один из наших спикеров.
Павла Шмакова называют одним из самых медийно активных директоров, но есть и те, кто считает, что эта его медийность скорее в минус. Колючесть, вечная позиция «Баба-яга против» зачастую мешают школе развиваться. Мол, иногда лучше и помолчать
При таком специфическом подходе количество желающих учиться в «СОЛнЦе» не снижается. Более того, у школы в сентябре 2023 года появился филиал в Нижнекамске, в планах — открытие филиала в Саранске.
Шмакова называют одним из самых медийно активных директоров, но есть и те, кто считает, что эта его медийность скорее в минус. Колючесть, вечная позиция «Баба-яга против» зачастую мешают школе развиваться. Мол, иногда лучше и помолчать, ведь о школе судят не по медийности директора, а по объективным результатам, которые она дает, и по успешности ее выпускников.
Директора инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ (ИнЛи, ул. Гагарина, 8) Динара Габидуллина называют креатурой экс-ректора КАИ Альберта Гильмутдинова, но с приходом нового ректора, как говорят, он немного расслабился. «Динар абсолютно не организатор, но он новатор в образовании. Он на бумажную работу может смотреть сквозь пальцы, но не на творческую составляющую, проектная работа у учеников лицея поставлена на хорошем уровне», — говорят наши собеседники. Лицей идет по своему, особенному пути и выдает уникальный результат: запускает спутник в космос, а сейчас занимается подводными дронами. Хотя сегодня новаторский запал несколько выветривается, говорят спикеры, но школа продолжает показывать неплохие результаты в виде побед на олимпиадах.
Спикеры называют Габидуллина «джокером» директорской колоды, который еще может «сыграть». «Есть школы, на которые уже работает имя. Это, например, 131-я школа, лицей Лобачевского. А инженерный лицей еще очень молод и ценен реальными результатами. Это заслуга директора. Он прописал концепцию развития лицея и реализовывал ее с нуля, преодолел (и до сих пор преодолевает) массу бюрократических трудностей в борьбе за гранты», — рассказывают спикеры.
Лицей действительно не обделен финансированием (не сравнить с той же 131-й школой, например), в 2021 году ИнЛи выиграл федеральный грант на 245,5 млн рублей — на создание специализированного научного центра (СУНЦ). Выдает ли школа результат согласно вложенным в нее средствам — большой вопрос. Кроме того, как считают спикеры, Габидуллину стоило бы «подкачать» медийность, о результатах его работы в СМИ ничего не слышно.
Татьяну Борер считают одним из самых сильных и авторитетных руководителей. Она из тех директоров, которые создают бренд школы и поддерживают его
Личность директора играет ведущую роль в успехах еще одной школы, гимназии №139 (ул. Сафиуллина, 56а). Речь о Татьяне Борер, которую считают одним из самых сильных и авторитетных руководителей. Она из тех директоров, которые создают бренд школы и поддерживают его. С одной стороны, Борер ввела жесточайшую дисциплину по поводу внешнего вида учеников (в сети масса отзывов о школе по этому поводу), с другой — при ней в 2019 году в гимназии стартовал прием в медицинские классы, организованные КГМУ. Результаты стабильны: гимназия вошла в 25 лучших общеобразовательных учреждений России по направлению «медицина» рейтинга агентства RAEX за 2023 год. И все же 139-я гимназия — обычная школа «по прописке», поэтому там бывает всякое. В 2020-м, например, в прессу попал случай драки в школе, где в мужском туалете мальчику разбили нос.
«Международку» Нияз Гафиятуллин, можно сказать, строил с нуля: от создания образовательных программ до работы с кадрами. Говорят, он с удовольствием «хантит» талантливых педагогов, «подкупает» хорошим отношением, возможностями для развития и т. д. Ну и зарплатой, конечно
«Пансионаты для детей богатых родителей» или школы нового формата? Кто лучший в частном звене
Международную школу Казани (ул. Хусаина Мавлютова, 5, ул. Федосеевская, 52) любят критиковать за высокостатусных учеников. Мол, учеников туда набирают для «экосистемы» и комфорта детей людей избранных и влиятельных, а стоимость обучения просто запредельная. Основная же критика международной школы заключалась в том, что там якобы «не учат». Однако по итогам 2023/2024 учебного года она вошла в топ-10 школ Казани по академическим показателям. Во многом это заслуга ее директора — Нияза Гафиятуллина.
Сам Гафиятуллин — интересная личность. Парень из Челнов добился профессиональных высот, стал учителем года в 2011-м, руководил гимназией №19. «Международку» он, можно сказать, строил с нуля: от создания образовательных программ до работы с кадрами. Говорят, он с удовольствием «хантит» талантливых педагогов, «подкупает» хорошим отношением, возможностями для развития и т. д. Ну и зарплатой, конечно.
«Я часто слышу, что у международной школы много ресурсов. Но почему-то никто не помнит, что это бизнесовая история. Это в государственной или муниципальной школе можно не думать о зарплатах, деньгах на ремонт — все выделят, надо только письмо написать. С „международкой“ так не получится. Это бизнес, и руководство школы должно зарабатывать на текущие расходы. Ну и контингент родителей, мягко говоря, непростой, с ними тоже нужно уметь работать», — отмечают спикеры.
«Елена-Сервис» (ул. Академика Королева, 3) — старейшая казанская частная школа, основанная ее директором Натальей Ахатовой в 1993 году. Учебное заведение любят за по-семейному уютную начальную школу. Средняя школа тоже довольно-таки сильная, выпускники «Елены-Сервис» часто блистают высокобалльными результатами по русскому языку и математике. Каким образом удается мотивировать учеников-платников?
Сама директор говорит, что заставлять учиться в ее школе никто не будет, хочешь учиться — садись и учись, для этого тебе дадут сильную базу. А вот с лентяями приходится расставаться. В школе ведется персональная работа с каждым учеником — выясняют, какие у него есть сильные и слабые стороны, куда планирует поступать учиться, и, исходя из этого, решают, какие именно экзамены лучше сдавать будущему выпускнику. Отсюда и результаты.
В школе есть свои устоявшиеся традиции, например «Пушкинские чтения» и посещение центра «Эрмитаж-Казань» в Казанском кремле — с детьми и их родителями. Богатейший жизненный опыт, который позволил школе выжить в 90-е и адаптироваться под современные реалии, а также чувство справедливости и внутренняя доброта — это «суперсилы» директора «Елены-Сервис» Ахатовой.
Альбину Насырову можно назвать новатором от образования — она привозит лучшие образовательные практики со всего света и спешит внедрить их в своих школах
Создатель и директор школы «Бала-Сити» (ул. Терегулова, 18, ул. Межлаука, 22), или, как сейчас она называется, Кембриджской международной школы BC Academy, — Альбина Насырова. В детстве она мечтала стать балериной, но в 12 лет прошла кастинг ведущих на ТНВ и закрепилась на голубом экране. После рождения сына решила изменить свою жизнь, открыв сначала сеть детских садов «Бала-Сити», а позже и школу. Насырова — супруга экс-замминистра информатизации и связи Татарстана Динара Насырова (работал в команде Николая Никифорова, экс-директор казанского IT-парка, сегодня возглавляет ООО «Финстех»).
Насырова весьма активна в медийном плане — любит и умеет давать интервью, информация о «Бала-Сити» постоянно появляется в местных СМИ. Во многом этому способствует и общественная работа в качестве депутата Госсовета РТ. Насырову можно назвать новатором от образования — она привозит лучшие образовательные практики со всего света и спешит внедрить их в своих школах. Школе, несмотря на санкции, удалось сохранить костяк англоязычных педагогов, а выпускникам по-прежнему, помимо российских дипломов, выдают документы о прохождении Cambridge Programme, что позволяет сдавать британские экзамены A-levels.
Сохранить эти возможности в непростых внешних условиях — большая заслуга и «суперсила» директора. Но есть и те, кто критикует чрезмерную лояльность школы к ее обитателям.
Андрей Талманов имеет педагогическое образование (учитель английского и немецкого языков), но наши спикеры приводят его в пример как успешного менеджера
«Родители идут на «обертку», и идеология рушится. Но он точно не опускает руки»: директора – сильные менеджеры
К этой когорте наши источники отнесли директоров очень разных школ, но всех их объединяют сильнейшие, по мнению спикеров, менеджерские способности. 19-ю школу (проспект Победы, 48) в простонародье называют «метшинской», потому что там учились дети мэра Казани Ильсура Метшина. И хотя младшие Метшины давно уже выпустились, школу продолжают так называть еще и потому, что ее директор — Андрей Талманов — сам выходец из столичной администрации. Талманов имеет педагогическое образование (учитель английского и немецкого языков), но наши спикеры приводят его в пример как успешного менеджера. «Вообще, он про коммерцию, да», — говорят собеседники.
Школа традиционно пользуется большим спросом у учеников и их родителей — до строительства нового корпуса численность детей вдвое превышала проектную мощность, в столовой на одно место приходилось 18 учеников. Но благодаря своим пробивным качествам Андрей Львович умеет добиваться для школы лучших условий. Так, в декабре 2023 года было сдано новое здание на 300 школьников, и мэр города не упустил возможности лично оценить преображение школьного пространства. Старое здание, кстати, также было капитально отремонтировано.
Другие спикеры заверяют нас, что Метшин тут ни при чем, возможность строительства «спустилась» внезапно, а у Талманова загодя были готовы все документы. В этом-де и есть «суперсила» директора, а опыт чиновничества только в помощь. Ну и стратегическое видение.
Критика в адрес Талманова также звучит. Коллеги по цеху считают, что ему нужно отходить от принципа «незаменимых людей нет» и почаще «гладить сотрудников по головке», особенно в условиях кадрового дефицита. «От него уходят учителя, причем отличные. И вопрос не всегда в деньгах: иногда нужно просто сказать хорошее слово, поблагодарить за результаты», — говорит один из собеседников.
Айдар Шамсутдинов — грамотный руководитель, который стал заложником системы, говорят спикеры
Грамотным менеджером называют и директора «Адымнар» (полилингвальный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию», ул. Абдуллы Бичурина, 22/26) Айдара Шамсутдинова. Инициатором создания школы стал госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Доверить ее случайному человеку просто не могли. Выбор пал на победителя городского конкурса «Учитель года – 2003», обладателя диплома II степени всероссийского конкурса «Директор школы – 2016» Шамсутдинова, позже тот стал депутатом Госсовета Татарстана.
Как говорит о себе сам директор, родился он под «градусом учителя», еще в молодости увлекался трудами по педагогике (Сухомлинского, Ушинского, Крупской) и рано решил стать учителем. Осмысленность, идейный подход к педагогике, личное включение в образовательный процесс (до сих пор преподает английский язык) — это и есть «суперсила» директора «Адымнар».
Но есть и минусы. Красивая новая школа стала магнитом для родителей, которые всеми правдами и неправдами пропихивают детей в нее, в том числе через покупку прописки. Отказать уважаемым людям директору бывает очень сложно, вот и получается детский «человейник» вместо школы — с 40 учениками в классе. Позже эти же родители начинают отказываться от полилингвальности, и прекрасная идея скатывается в никуда.
Сейчас наступило некоторое охлаждение. Родители стали понимать, что при таком количестве детей (на данный момент 3 886 человек) сложно дать качественное образование, и начали забирать детей. Учителя также потянулись на выход, задачка одинаково хорошо преподавать предметы и на русском, и на татарском, и на английском языках для некоторых оказалась, что называется, «со звездочкой».
Шамсутдинов — грамотный руководитель, который стал заложником системы, говорят спикеры: «У него проблема на стыке аудитории и философии. По философии у него полилингвальное, билингвальное образование, при котором татарский компонент абсолютно равноценный любым другим. Но населению нравится не философия, а обертка — новизна школы, ее „начинка“». «Айдар борется, старается, ищет решения проблем. Человек точно не опустил руки при этой сложной ситуации», — отмечают собеседники.
«Розалия Козловская со своей задачей сохранить атмосферу в школе справилась. Ей тоже нелегко: у школы есть попечительский совет с непростыми родителями, своя история, репутация, культурный компонент. Планку нужно удерживать»
К антикризисным менеджерам отнесли директора «еврейской» школы №12 (ул. Шигабутдина Марджани, 38/2) Розалию Козловскую. Не так давно школу «трясло» из-за разногласий в попечительском совете, из «Мишпахтейну» ушел покровитель школы, известный предприниматель, гендиректор ООО «ТАКПО» Михаил Скоблионок, на пенсию отправилась и сильный директор Ольга Трупп. Все чаще стали слышаться комментарии в духе, что 12-я школа уже не та и она при новом руководстве «сдулась». Другие, напротив, считают, что с Козловской школа наконец-то успокоилась и начала нормально работать.
«Думаю, что со своей задачей сохранить атмосферу в школе Козловская справилась. Ей тоже нелегко: у школы есть попечительский совет с непростыми родителями, своя история, репутация, культурный компонент. Планку нужно удерживать. Первый шаг ею сделан, и успешно. Она будет совсем молодец, если усилит позиции педсостава в средней школе», — говорят коллеги Козловской по цеху.
Из «Мишпахтейну» почти прекратился отток детей в другие школы, а сама Козловская несколько лет назад переманила к себе преподавателей из Лобачевки. И, судя по тому, что учителя работают в «еврейской» школе уже несколько лет, их все устраивает.
Лицеем – инженерным центром (ул. Аделя Кутуя, 114) руководит Венера Хайрутдинова, которая 50 лет отдала работе в школе. Заслуженный учитель школы РТ, отличник народного просвещения, экс-депутат Казанской городской Думы… В свое время она блистала в качестве директора 121-й школы и вывела ее, можно сказать, на околоземную орбиту (школа года РТ в 2005-м и пр.). Но в какой-то момент с этой орбиты директор и сорвалась — в 2015 году она попала в неприятную историю с обвинением в получении взятки.
Но уже в 2016-м Хайрутдинова возглавила казанский лицей – инженерный центр. Наши спикеры хвалят ее за менеджерские качества, а также за создание бренда «первого инженерного лицея» в Казани. Восхищает то, как Хайрутдинова управляется с большим хозяйством лицея и обеспечивает преемственность трех возрастов, ведет работу с молодыми кадрами.
«У Хайрутдиновой и детский сад, и „началка“, и лицей. Три здания, три коллектива, попробуй их синхронизировать! А у нее получается, и результаты есть, и атмосферно очень», — говорят источники, отмечая хорошее отношение учителей к детям.
У школы есть свои традиции и фирменные мероприятия, например пятничные школьные линейки, Weihnachtswoche («рождественская неделя»), День пионерии, а также собственные научно-практические конференции (им. Королева и Симонова). Кстати сказать, галактический замах Венера Кашфиевна не растеряла: в 2022 году ученики лицея провели сеанс радиосвязи с российским экипажем Международной космической станции — поговорили с космонавтом-испытателем «Роскосмоса» Сергеем Корсаковым.
Ирину Александровскую называют «патриотом русской национальной культуры», с 2019 года она возглавляет РОО «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан»
«У них все «ровно», а хочется нового, движения»: кто удерживает национальное образование?
Если родители хотят дать ребенку хорошее национальное образование, но не хотят вести его в «Адымнар», то самый очевидный выбор — это татарская гимназия №2 им. Шигабутдина Марджани при КФУ (ул. Шамиля Усманова, 11). В гимназии абсолютно все предметы преподают на татарском языке, при этом в довольно-таки камерной обстановке — в школе всего 893 ученика. В эту школу любят отдавать своих детей представители татарской интеллигенции, артисты, журналисты и т. п.
Но есть нюанс — директор Рамиль Гайнуллин возглавил школу в 2020 году, сменив на этом посту легендарную Камарию Хамидуллину. До этого у Гайнуллина уже был опыт руководящей работы (в казанской гимназии №13 с татарским языком обучения), однако после харизматичной Хамидуллиной завоевывать свое место под директорским солнцем не так-то просто. Ряд спикеров отмечают, что просто сохранять традиции недостаточно и хочется видеть новые движения школы.
«Хамидуллина еще остается в школе, руководит музеем, что помогает поддерживать прежние стандарты. Но хочется, чтобы у школы была динамика развития, новации. Ресурсов у них достаточно», — подмечает экспертное сообщество.
Молодой директор уже начинает проявлять себя — в гимназии создают школу наставничества для начинающих педагогов, на ее строительство было выделено из бюджета 529 млн рублей. Будущие учителя татарского будут проходить там практику. При удачном воплощении идеи в жизнь в перспективе школа наставничества, которую обещают сдать к концу 2024 года, сделает Гайнуллина своего рода куратором всего национального образования в Татарстане.
По аналогии с Гайнуллиным анализируют и работу директора гимназии №93 с русским этнокомпонентом (ул. Красной Позиции, 37) Ирины Александровской. Эксперты отмечают, что в гимназии наряду с сохранением традиций идут инфраструктурные инновации. В 2020-м к школе возвели трехэтажный корпус дополнительного образования «Лукоморье», проводятся капремонты — и все благодаря авторитету директора.
Александровскую называют «патриотом русской национальной культуры», она является заместителем председателя комиссии по культуре Общественной палаты Татарстана, зампредседателя совета ассамблеи народов РТ, с 2019 года возглавляет РОО «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан». Александровская стояла у истоков создания культурного центра им. Пушкина.
Гузель Рахматуллину отмечают за качественную работу в условиях ограниченных ресурсов
Директора «польского» лицея №5 (ул. Волкова, 3) Гузель Рахматуллину отмечают за качественную работу в условиях ограниченных ресурсов — школа расположена в историческом здании с более чем 100-летней историей. К тому же после начала СВО произошел разрыв связей с польской стороной, так что возможности школы заметно поубавились. «И тем не менее Рахматуллина делает хорошую школу, содержательную, несмотря на все стесненные условия. Если меня спрашивают, стоит ли отдавать ребенка в 5-й лицей, я отвечаю: „Конечно“», — отзывается один из спикеров.
Азит Замалдинов сочетает в себе все — он и педагог хороший, и хозяйственник, что большая редкость
А что с директорами новых школ-гигантов?
Один из таких директоров — Азит Замалдинов, директор многопрофильного лицея №186 «Перспектива» (ул. Рауиса Гареева, 125). Это человек, который сочетает в себе все — он и педагог хороший, и хозяйственник, что большая редкость. Из всех этих новых крупных школ с бассейнами, которые были построены за последние годы в Казани, это самый мощный директор. Великолепный организатор и человек, который выполняет свои обязательства.
Путь Азита Талиновича (хотя все называют его Азатом Талиповичем) в учительскую среду был извилист. Окончив КГУ по специальности учителя математики, информатики и ВТ, он сначала умудрился поработать начальником военкомата, но позже «понял, осознал, вернулся в школу». «И вот я учитель, как много в этом слове», — пишет он о себе в соцсетях. В школе работал учителем ОБЖ и весьма преуспел — в 2010 году он стал победителем конкурсов «Лучший учитель ОБЖ города Казани – 2010» и «Лучший учитель ОБЖ Республики Татарстан – 2010».
В школе 3 170 детей, два гигантских здания, при этом везде четкий порядок. «Если в школе что-то протекло, у него есть телефон, он знает, к кому обратиться. Умеет подбирать людей и управлять коллективом», — говорят спикеры. При этом он и педагог хороший, хотя сегодня уже и не встает к школьной доске. Школа уже начинает выдавать и любимые минобрнауки РТ академические результаты в виде побед на олимпиадах.
«Представляете, гигантская школа, в которой учатся более 3 тысяч человек. Насколько ему тяжело тягаться, например, с той же 131-й школой, которая гораздо более камерная», — говорят спикеры. Еще одна сильная сторона Замалдинова — это умение выстроить отношения. Говорят, когда родители, желающие отдать в школу своих детей, осаждали здание, Замалдинов лично вышел на переговоры и сумел успокоить раздраженную толпу.
Эльвиру Салахову ценят как великолепного педагога — по специальности она учитель татарского языка и литературы, но позже получила компетенции менеджера и выросла до директора
«Директор-мамочка», — так говорят о главе гимназии №184 им. Махмутова (ул. Александра Курынова, 11б) Эльвире Салаховой. Туда ходят не только дети из ЖК «Светлая долина», но и из близлежащих новостроек, а также из поселков — Константиновки, Малых и Больших Клыков. Неудивительно, что школа была сильно перегружена, дети учились в две смены. В 2023 году было построено второе здание на 1,5 тыс. человек. Школа названа в честь Мирзы Махмутова — это первый министр образования Татарстана, который внес большой вклад в развитие российской педагогики.
Саму Эльвиру Махмутовну ценят как великолепного педагога — по специальности она учитель татарского языка и литературы, но позже получила компетенции менеджера и выросла до директора. «Это вообще удивительный человек. Она, может быть, не столько даже хозяйственник или блестящий менеджер, но она великолепный, душевный человек, педагог от Бога и образец удивительный честности. Честно, я даже не знаю, как ее еще не „съели“», — удивляются наши спикеры. Ее «суперсила» — в человеческих качествах, она «старается всем помочь», умеет создать вокруг себя коллектив. С другой стороны, в городском образовании от нее ждут все-таки чего-то большего. Школа обладает богатой инфраструктурой (два бассейна, зрительный зал, театральная студия, спортивные поля, цифровые лаборатории, лингафонные установки и пр.), все это должно «работать».
Из директоров школ-новостроек источники отметили директора многопрофильного лицея №187 «Ритм» (ул. Назиба Жиганова, 4) Гульнару Галееву. Она использует возможности новостройки и ее «начинку», развивает в «Ритме» инженерное направление. Вместе с тем она остается обычной школой по прописке, и контингент там очень разный.
«Именно на разности контингента школу могло здорово „трясти“. Это как с самолетом: когда теплый и холодный воздух смешивается — самолет „колбасит“. Галеевой удается сделать так, чтобы школу не „колбасило“, это мудрый, степенный руководитель», — делятся источники.
Анастасию Акмаеву хвалят за «свой путь» в развитии школы и использование ресурсов новостройки
Директора гимназии №107 «Открытие» (ул. Сибгата Хакима, 49/8) Анастасию Акмаеву также хвалят за «свой путь» в развитии школы и использование ресурсов новостройки: «Открытие» интересно демократическими подходами, танцующими в коридорах школьниками, мероприятиями, актовый зал гимназии не пустует. До этого Акмаева возглавляла школу №51 и здорово «подтянула» ее вверх. Вероятно, после этого ей доверили новую школу.
«Ее можно было бы отнести к кризисным менеджерам. Когда Акмаева пришла в 51-ю, ситуация там была непростая. Но она выровняла школу, выстроила работу с детьми с ОВЗ и сейчас делает очень интересную историю в новой школе „Открытие“», — делятся источники.
«Максим Николаев — энергичный, идейный директор, он то мурал придумает на школу, то заводит партнерство со школами Ярославля для обмена опытом»
«А попробуй сделать привлекательной школу между гаражами?»: герои спальных районов
«Получить в управление новостройку — это как сесть в дорогое авто. У новой школы — куча ресурсов: и территория, и кабинеты, и бассейны, и спортзалы, и оборудование. Работай не хочу! Такую школу даже в спальном районе можно развернуть так, чтобы туда из других районов детей возили. А попробуй сделать привлекательной школу между гаражами?» — рассуждает один из спикеров. В этой главке мы предлагаем назвать имена директоров, которые делают нечто большее для обычных дворовых школ.
Гимназию №20 «Гармония» (ул. Короленко, 24) в Московском районе, которую возглавляет Максим Николаев, наши эксперты называют «простой» школой, которая «классно движется» именно благодаря директору.
«Николаев — энергичный, идейный, хочет доказать, что молодые директора могут развивать школу. Он то мурал придумает на школу, то заводит партнерство со школами Ярославля для обмена опытом, в школе работает клуб дипломатии, ребята проводят телемосты с учениками других стран. На площадках школы проходят районные мероприятия — не с целью заработать, а чтобы о школе знали, слышали», — объясняют спикеры.
За эффективное управление хвалят директора 41-й школы (ул. Хади Такташа, 81) Лилию Корбанову. Когда она пришла в школу, ситуация там была «непростой», но директор смогла меньше чем за два года работы отладить дисциплину, «договориться» с родителями учеников, открыть классы с КФУ и начать работать с детьми с ОВЗ.
«Задача действительно была сложная. Когда ее назначали, от нее требовалось просто „не отсвечивать“, чтобы руководство из-за этой школы не дергалось. А она дала школе развитие», — рассказывают источники. Вероятно, сказался педагогический опыт, Корбанова в профессии — более 20 лет, трижды она выигрывала республиканский грант «Наш лучший учитель».
За развитие отмечают директора школы №114 (ул. Кулагина, 2) Виталия Стахеева. Вверенная ему школа как была, так и остается «простой», но благодаря директору подросли академические показатели, улучшилась обстановка в самой школе.
«Когда он пришел директором школы и готовил справку о ее состоянии, она заканчивалась фразой: „Вообще, когда я пришел в школу, в библиотеке неслись куры“. Представляете? Вот такая „точка ноль“. Да, сейчас школа остается простой районной, она никогда, наверное, не попадет в рейтинг ведущих, но показатели ее выросли, и работа директором была проделана колоссальная. У него то праздник двора, то танковое училище полевую кухню делает, и это заслуга директора», — говорят источники.
Ларису Помыкалову из гимназии №75 Московского района (ул. Гагарина, 26а и 101а) и Диляру Бикуеву, директора лицея №83 – центра образования Приволжского района (ул. Братьев Касимовых, 52 и 68), хвалят за успешное объединение школ. Слияние началось в 2017-м, когда к крепким школам прикрепили отстающие вместе с учениками, учительским коллективом. Оба директора, по мнению экспертов в отрасли, справились с задачей выстраивания новой системы. Директора школы №60 (ул. Граничная, 2) Андрея Амелина источники выделяют за развитие патриотического воспитания. Амелин — физрук, который 19 лет назад встал у руля школы.
Иван Филатов ратует за добрую атмосферу в школе
Директор школы №15 (ул. 8 Марта, 10) Иван Филатов ратует за добрую атмосферу в школе. Сам Филатов рассказывал, как однажды ему, еще учителю, вверили класс, который никто не хотел брать. Педагог искал «ключики» к детям, играл с ними в футбол, пел на уроках. К слову, директор сам игрок Казанской футбольной любительской лиги, в портфолио звания «Учитель года Республики Татарстан – 2016», «Учитель года России – 2016».
«Елена Германовна — молодец, набирает молодых педагогов, у нее отборные дети, но вектор развития [лицея имени Лобачевского КФУ] неясен», — считают наши эксперты
«Не очень понятно, про что эта школа сейчас»: директора мощных школ и лицеев, которые не вошли в топ
В финале мы хотели бы пояснить, почему директора тех или иных именитых школ не вошли в наш топ-30. Например, в обзоре нет директора лицея им. Лобачевского КФУ Елены Скобельцыной. Хотя лицей считается одним из сильнейших учебных заведений в Казани и Татарстане, который выдает результат, наши источники предъявляют ее руководителю еще более высокие требования.
«Лицей как будто замолчал, не очень понятно, про что эта школа сейчас, чем и как лицей живет. Хотя Елена Германовна — молодец, набирает молодых педагогов, у нее отборные дети, но вектор развития неясен. Может, это случилось с появлением IT-лицея, который перетянул на себя „одеяло“ внимания? От лицея Лобачевского ждешь „вау“, все ресурсы у них есть, преподавателей из КФУ — вагон и маленькая тележка. Нужен новый рывок», — говорят наши эксперты.
Другие источники намекают на не всегда понятные критерии отбора учеников и непрозрачную систему апелляции при поступлении.
Директор гимназии №122 им. Зайцевой Светлана Белова не вошла в топ, поскольку возглавила знаменитую школу совсем недавно и от нее еще ждут результатов, причем мощных. При предыдущем директоре Ольге Тигиной гимназия входила в топы лучших школ республики и страны, а она в свою очередь поддерживала высокую планку предыдущих, еще более харизматичных и мощных директоров, прежде всего самой Жанетты Зайцевой, так что Беловой предстоит непростая работа.
Что касается «английских» 39-й и 18-й школ, то там, по мнению наших источников, наблюдается некоторый спад, который спикеры не простили нынешним директорам этих учебных заведений Галине Назиповой и Рине Бадриевой. Что поделать: школы традиционно считаются топовыми, с прекрасной языковой и естественно-научной подготовкой учеников, а значит, спрос с директоров крайне высок.
На этой неделе в школах прозвенели последние звонки. Предлагаем поздравить педагогов с окончанием учебного года и отметить их за вклад в вашу жизнь в комментариях
***
Что еще хочется сказать? Руководитель школы сегодня должен быть не только педагогом, но и менеджером, и строителем, и дизайнером, и психологом, и просто хорошим администратором, который все — вплоть до уборки снега и, как показал печальный опыт 175-й школы, защиты школы от «колумбайнеров» — должен уметь организовать. Директорам, которые сочетают в себе все эти качества, просто памятник надо ставить. Причем при жизни.
Наш топ — это первая попытка заглянуть за периметр топовых школ, и мы убеждены, что в образовательной среде нет равнодушных людей. Каждый директор школы решает ежедневно множество задач и своим примером, работой влияет на жизни учеников и учителей, все они достойны быть отмеченными за те или иные заслуги. Предлагаем поздравить педагогов с окончанием учебного года и отметить их за вклад в вашу жизнь в комментариях.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 97
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.