«Узнав, что меня разыскивают, принял решение участвовать в действиях. Оно добровольное», — так оправдывал свой «побег» бывший замначальника управления загса Татарстана Ренат Ахметзянов. Он просил суд выпустить его из СИЗО — препятствовать следствию, говорит, не собирается, более того, сотрудничает и активно дает показания. О том, какие аргументы прозвучали в суде, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Беглый экс-замначальника управления загса РТ Ренат Ахметзянов наконец лично предстал перед судом. Видимо, время, проведенное в СИЗО, сильно сказалось на Ахметзянове — он похудел и еще больше поседел
Заочно арестованный Ахметзянов в суде: «Я сознательно прибыл для участия в следственных действиях»
Беглый экс-замначальника управления загса РТ Ренат Ахметзянов наконец лично предстал перед судом. В клетке набережночелнинского суда он явно чувствовал себя неуютно — стоял с убранными за спину руками, нервно покусывал губы и с задумчивым видом смотрел в одну точку.
Он был одет в бежевые брюки, кроссовки, которые еле-еле держались на единственной зашнурованной петельке, и серую футболку с символичной для локации надписью Bad Endings (в переводе с английского — «плохие концовки, финалы»).
Видимо, время, проведенное в СИЗО, сильно сказалось на Ахметзянове — он похудел и еще больше поседел. Будто соскучившись по воле, подсудимый вставал на носочки и вглядывался в солнечный день за окном. В начале заседания адвокат подсудимого Руслан Губаев ходатайствовал о приобщении характеризующих материалов. Среди них оказались благодарности от раиса РТ Рустама Минниханова, премьер-министра Татарстана Алексея Песошина, спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, медаль за доблестный труд и пр. Кроме того, пояснил защитник, на иждивении у Ахметзянова больной отец.
Весной 2024-го силовики Татарстана неожиданно заинтересовались премиями, которые сотрудники загсов по всей республике получали за цифровизацию своего архива
Уголовное дело загса
Весной 2024-го силовики Татарстана неожиданно заинтересовались премиями, которые сотрудники загсов по всей республике получали за цифровизацию своего архива.
Эта цифровизация началась по указу Владимира Путина — он поручил создать единый госреестр, который объединил бы базы данных всех загсов по стране. Татарстан был в числе пилотных регионов, где создавался такой реестр. Так, предстояло оцифровать старые актовые записи с 1926 года, а в РТ таковых было 12,7 млн штук. Из них 516 тыс. актов было написано на старотатарском и татарском языках — арабскими и латинскими буквами. Их необходимо было перевести на русский.
На перевод актов правительство РФ выделило регионам 1,7 млрд рублей, из них самую большую сумму дали Татарстану — около 820 млн рублей. Переводом занималась как отдельно нанятая компания, так и сами сотрудники загсов, дополнительно привлеченные для этих целей, — работы надо было провести в сжатые сроки.
Следствие считает, что часть денег, выделенных на оцифровку и перевод документов, осела в карманах сотрудников загса в виде премий. Было возбуждено дело о мошенничестве и превышении полномочий, задержали заведующую сектором ресурсного обеспечения и госзакупок 61-летнюю Ландыш Шарафутдинову. Ее обвинили в том, что она вместе с неустановленными лицами перечисляла премии начальникам районных отделов загсов, а потом давала указание эти премии вернуть наличкой. Кроме того, дело возбудили и в отношении бывшего заместителя Нигматуллиной — Ахметзянова, уволившегося еще в начале этого года. Именно он отвечал в ведомстве за цифровую трансформацию. Ахметзянов был объявлен в розыск, однако в начале мая сам вернулся в Россию и был задержан. Точная сумма ущерба по делу пока не называется; по данным источников «БИЗНЕС Online», она может превышать 15 млн рублей.
Ахметзянов: «Все радостно меня проводили»
Следствие ходатайствовало о продлении ареста Ахметзянова. По мнению следователя, подсудимый может снова скрыться, а также угрожать участникам уголовного дела. Ахметзянов после пояснил суду, что он не убегал за границу, а уехал отдыхать после выхода на заслуженную пенсию. «Я сознательно прибыл для участия в следственных действиях, абсолютно добровольно. Я стремился к участию в следственных действиях. Узнав, что меня разыскивают, принял решение участвовать в действиях. Решение добровольное», — сказал он. По данным наших источников, Ахметзянов действительно давал обширные показания после задержания и не раз: с его участием проводились даже очные ставки. Но новых фигурантов в деле пока не появилось…
Тайну возвращения немного приоткрыл в своем выступлении прокурор Искандер Давлетшин — обратно в Россию Ахметзянов прибыл из Грузии. Он поддержал ходатайство следователя — Ахметзянова стоит поместить в СИЗО.
Адвокат настаивал: Ахметзянов сам вернулся в Казань для дачи показаний, узнав о розыске в СМИ, следовательно, обвиняемому нет нужды воспрепятствовать правосудию. Кроме того, Ахметзянов уже безработный, а значит, не может воздействовать на свидетелей и фигурантов дела. Отправлять в СИЗО подсудимого нежелательно и из-за личных проблем — отец Ахметзянова уже в возрасте и чувствует себя плохо, указал защитник. По словам Губаева, подсудимый боится, что отца некому будет похоронить.
Также адвокат рассказал «БИЗНЕС Online», что Ахметзянов провел в Грузии несколько месяцев, до этого он длительное время не был в отпуске, объясняет защитник. «Я мечтал об этом (пенсии — прим. ред.). Это не спонтанное решение было, просто так совпало. Все радостно меня проводили», — сказал в перерыве Ахметзянов журналистам. По его словам, когда он увольнялся (а произошло это в январе), у начальства не было к нему вопросов.
Набережночелнинский суд постановил удовлетворить ходатайство следователя. Ахметзянов пробудет в СИЗО до 5 сентября. Губаев рассказал «БИЗНЕС Online», что будет обжаловать решение.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.