«У меня сейчас нет возможности куда-либо уезжать. Мне необходимо передвигаться на костылях, принимать лечение», — заявил сегодня в суде Сергей Миронов. Прилетев из Москвы после операции, он угодил в ИВС, а оттуда отправится в СИЗО — такое решение принял суд. Миронова обвиняют в 6 эпизодах преступлений, вины он не признает. О том, как получилось, что Миронов после увольнения из Казани устроился кондуктором в Санкт-Петербурге, какие аргументы привела защита, — в материале «БИЗНЕС Online».
В здании Вахитовского суда Сергей Миронов появился на костылях
Миронов приехал в суд после операции
В здании Вахитовского суда Сергей Миронов появился на костылях. Как станет известно позже, три дня назад, 30 июля, ему провели операцию, после которой дали направление на лечение в госпиталь им. Бурденко. Но вместо госпиталя экс-глава Кировского и Московского районов приехал в Казань, к следователю Евгении Романовой, которая его и задержала.
«В судебном заседании сейчас все озвучу», — сказал Миронов корреспонденту «БИЗНЕС Online» на вопрос об отношении к обвинениям, подняв глаза из-под кепки с лейблом хоккейной команды «Ак Барс». О состоянии здоровья ответил коротко: «Некроз».
Оказывается, лечился он еще с июля прошлого года — тогда в Москве ему провели две операции. Нынешняя стала третьей. Судья Динар Хабибуллин даже разрешил ему отвечать на вопросы сидя, но тот все равно привставал, опираясь одной рукой на скамейку, другой — на стол.
О себе Миронов рассказал, что ему 41 год, зарегистрирован в квартире на улице Комсомольской, а живет на Чистопольской. Последнее место работы — глава района. Образование высшее, кандидат наук. Жена, четверо детей…
Впрочем, следователь 4-го, экономического отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Романова посчитала, что, в принципе, состояние здоровья позволяет Миронову находиться под стражей, и попросила арестовать его до 1 октября.
Следователь в суде сообщила, что Миронова обвиняют в совершении преступлений по 6 эпизодам
В чем обвиняют экс-главу КирМоса
Следователь в суде сообщила, что Миронова обвиняют в совершении преступлений по 6 эпизодам: один эпизод злоупотребления полномочиями (285 УК РФ), три эпизода превышения полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) и два эпизода мошенничества (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Их фабулу приоткрыли источники «БИЗНЕС Online».
Основная часть обвинений связана, как и говорилось ранее, с историей об оплате Мироновым переработок своему водителю. Так, на балансе администрации КирМоса в бытность там Миронова числились всего 9 служебных автомобилей. Один был закреплен за главой района, обслуживался данный автомобиль и стоял на балансе в МКУ «Хозяйственно-транспортное управление». Водителем авто с сентября 2016 года был некий Златковский. По трудовому договору он должен был работать по пятидневке с 8:00 до 16:00. Но по факту приходилось перерабатывать как в выходные, так и в праздники. Причем возить Миронова приходилось не только по служебным, но и личным нуждам, указало следствие. За переработку он, мол, пообещал водителю доплату в 15 тыс. в месяц.
Чтобы компенсировать эти переработки, установлено следствием, Миронов якобы дал указание бывшему директору МКУ «ДРЭУ Кировского района Казани» Карапузову трудоустроить к себе жену Златковского, но фиктивно, т. е. та бы числилась в ДРЭУ, стабильно получала бы зарплату в 15 тыс. рублей ежемесячно, но только на бумаге. По факту ее зарплата шла бы водителю Златковскому как компенсация за переработки. Карапузов, установлено следствием, указание Миронова послушно выполнил.
С октября 2017 по август 2020 года из бюджета района на карту жены водителя Златковского поступило 603 тыс. рублей (плюс отчисления за трудоустройство в размере 183 тыс. рублей). Всего, насчитали следователи, за три года Златковский «переработал» на 787,2 тыс. рублей. Во всем это СКР усмотрел за Мироновым, якобы отдавшим такое распоряжение о фиктивном трудоустройстве, совершение преступления по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Это первый эпизод, который вменяют бывшему главе КирМоса.
Схема получила продолжение, считает СКР. С февраля 2020 года у Миронова появился новый водитель — Альберт Шарапов. Ему также пришлось работать сверхурочно вплоть до своего увольнения. Схема та же, уверено следствие: фиктивное трудоустройство через Карапузова в ДРЭУ сначала брата Шарапова, потом его отца, потом его знакомого Зайчикова, ежемесячные отчисления 15 тыс. рублей им на карты, которые потом передавались водителю. Ущерб по данным эпизодам (брата, отца и знакомого — всего три эпизода, с февраля 2020 по 29 марта 2024 года) составил 1,9 млн рублей (1 млн 52 тыс. рублей — ущерб за трудоустройство брата и знакомого, еще 879 тыс. рублей — отца Шарапова). Данные действия следствие также квалифицировало по ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») — всего три таких эпизода.
Помимо этого, в этих же самых историях следствие усмотрело признаки и другого преступления — мол, служебный автомобиль Миронова Ford Mondeo содержался за счет махинаций с муниципальными контрактами все с тем же ДРЭУ. То есть администрация района переводила деньги в ДРЭУ, где Шараповы или Зайчиков водителями не числились. В этих действиях следователи усмотрели признаки совершения преступлений по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), причем сразу два эпизода (с Шараповым и Зайчиковым).
Вишенкой на торте обвинений против Миронова стала история с его матерью. Следствие считает, что в июле 2020 года Миронов, будучи главой района, подписал распоряжение о согласовании перепланировки и объединении нежилых помещений на ул. Комсомольской, 1. Это помещение принадлежало (по крайней мере, на тот момент) матери Миронова, которое она с 2018 года сдавала под магазин «Пятерочка». В 2018 году там провели перепланировку, но не согласованную должным образом, указало следствие. По их версии, чтобы легализовать перепланировку (объединение в одно сразу трех помещений), по сути, надо было обращаться в суд. Но этого никто не сделал, а вместо этого «задним числом» перепланировку якобы согласовал Миронов, на основании распоряжения которого в дальнейшем выдали акты перепланировки. В этом следствие усмотрело признаки «злоупотребления должностными полномочиями» (ч. 1 ст. 285 УК РФ).
Сейчас бывший водитель Миронова Шарапов также задержан и находится в СИЗО. Остальные, судя по озвученным в суде материалам, проходят по делу свидетелями. Карапузов (бывший директор МДЭУ) скончался в январе этого года.
Интересно, что первый эпизод — по истории о перепланировке — был возбужден еще в апреле этого года. В мае Миронов стал в данном деле подозреваемым. Но тогда следствие не стало обращаться в суд с ходатайством об аресте, а лишь взяло у него обязательство о явке.
После увольнения устроился кондуктором
Следователь Романова заявила, что, по ее мнению, оставаясь на свободе, Миронов будет давить на свидетелей. «Обширные связи, неплохое материальное положение, что подтверждается решениями гражданских судов», — описала она возможности экс-главы районов, отсылая к искам прокуратуры.
Романова добавила: «Вину он свою не признал».
На сторону следствия встал и представитель прокуратуры. Это неудивительно: надзорный орган и инициировал уголовное дело, а папка Миронова, рассказывали наши источники, на особом контроле у Альберта Суяргулова. Представитель прокуратуры заявил, что Миронов предоставил суду неверные сведения о последнем месте работы, и показал суду приказ о принятии его на работу кондуктором в одно из ПАТП Санкт-Петербурга. «Прошу это учесть при вынесении решения», — указал прокурор. Датирован приказ 18 апреля — в тот день был возбужден первый эпизод уголовного дела, тогда еще в отношении «неустановленных лиц».
«Я там ни дня не работал. Были намерения, связанные с моей дальнейшей деятельностью, — путанно объяснял суду Миронов. — Я сразу же написал заявление о том, что работать не буду, и уведомил работодателя. Это было еще несколько месяцев назад. Потому что я считаю, что эти документы не точные». На вопрос судьи, уволен он оттуда или нет, Миронов уверенно заявил: «Да, да. Документов у меня нет [об увольнении], потому что мы общались электронно».
Прокурор, впрочем, настаивал. Он предоставил суду сведения из прокуратуры Санкт-Петербурга. В документах говорилось, что Миронов из ПАТП не уволен и до сих пор числится там как сотрудник — кондуктор IV разряда.
Для чего экс-главе районов Казани понадобилось трудоустройство кондуктором? По одной из версий, которую озвучили источники «БИЗНЕС Online», Миронов рассматривал возможность заключения военного контракта и планировал поехать на СВО. А одним из требований, чтобы уйти на фронт именно через Санкт-Петербург, было трудоустройство на одно из местных предприятий. Что именно остановило Миронова от отправки на СВО — неизвестно.
Миронова в суде представляли два адвоката из команды А2К Legal Рамиль Ахметгалиев и Николай Соколов
Версия защиты
Миронова в суде представляли два адвоката из команды А2К Legal Рамиль Ахметгалиев и Николай Соколов.
Во-первых, отмечал Ахметгалиев, оснований для ареста Миронова нет: он давно не общался со своими водителями, со свидетелями по делу, никуда не убегал, а, наоборот, 5 раз приходил своим ходом к следователю на допросы. Более того, указал защитник, один из свидетелей по делу — некий Кулешов — на допросах говорил, что Миронов не причастен к преступлениям. В июне он пожаловался в прокуратуру, что на него «давят» оперативники, а потом внезапно дал изобличающие показания, которые и легли в основу уголовного дела.
Во-вторых, защита посчитала, что Миронов «явно непричастен» к преступлениям. Так, например, перепланировка, которая есть в уголовном деле, еще в декабре 2019 года была рассмотрена судом. По словам защитника, жители дома, где объединили помещения, обратились с иском к матери Миронова, Ирине Петровне. Но суд, изучив экспертизы, пришел к выводу, что нарушений нет. Кроме того, подчеркнул Ахметгалиев, инициатором перепланировки был коммерческий арендатор (магазин «Пятерочка»), а не Миронова, и уж тем более не Миронов. Ну и, наконец, в апреле 2024 года суд в Казани отказал прокуратуре, которая просила это распоряжение о согласовании перепланировки признать незаконным. Выходит, что и дело было возбуждено незаконно, подытожил адвокат.
Что касается обвинений по водителям: само следствие указывает, что водители и вправду перерабатывали. А значит, тут нет корыстного умысла, заявил адвокат. Более того, Миронов вообще не имел отношения к их трудоустройству и исчислению зарплат, уверял Ахметгалиев.
В-четвертых, защита указала на костыли, на которых сегодня пришел в суд Миронов: по словам Ахметгалиева, состояние здоровья подзащитного не позволяет ему находиться в СИЗО
В-третьих, защита подчеркивает, что уголовное дело возбуждено с подачи прокуратуры, которая ранее подавала иск к Миронову и членам его семьи, насчитав имущество на 308 млн рублей. По словам Ахметгалиева, свидетелей по уголовному делу почему-то допрашивали по обстоятельствам дела гражданского. А значит, цель прокуратуры — сбор доказательств именно по «гражданке».
В-четвертых, защита указала на костыли, на которых сегодня пришел в суд Миронов: по словам Ахметгалиева, состояние его здоровья не позволяет ему находиться в СИЗО.
Ну и в-пятых, отметил адвокат, не останавливаясь на монотонном перечислении — это грамоты и благодарности от мэра Казани Ильсура Метшина, раиса РТ Рустама Минниханова, первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева и главы государства Владимира Путина.
«Необходимо ли установить истину по этому делу? Или нужно применить карательные меры сейчас к Миронову? — задал философский вопрос защитник. — Он своим поведением уже доказал, что никуда не намерен скрываться».
После этого адвокат предложил допросить в суде мать Миронова и его тестя — они стояли за дверями и готовы были сказать суду, что будут не против, если Миронов поживет у них дома. Суд отказал: оказалось достаточно письменных заявлений. Не стал суд приглашать и других родственников (мужа и брата сестры — они тоже пришли), которые могли бы дать пояснения о непричастности Миронова. Потом отказался приобщать жалобы Миронова к омбудсмену Татьяне Москальковой, обращение адвоката к Валерию Липскому. А еще отказал адвокату в оглашении допросов и очных ставок свидетелей.
«Ваша честь, я с мая участвую в следственных действиях. Добросовестно оказывал содействие следствию. Всегда являлся на все следственные действия», — сказал Миронов
Миронов: «Мы собрали документы, которые подтверждают мою невиновность…»
После многочисленных отказов адвокату слово наконец перешло к Миронову. Тот встал, оперевшись на стол и скамью.
«Ваша честь, я с мая участвую в следственных действиях. Добросовестно оказывал содействие следствию. Всегда являлся на все следственные действия, — сказал Миронов. — Мы собрали большое количество документов, которые подтверждают мою невиновность по предъявленному обвинению, но, к сожалению, все это не было сегодня приобщено…»
«Я очень рассчитываю, что вы в ходатайстве откажете, — выдохнув, сказал бывший чиновник. — Примите любую другую меру пресечения, поскольку никакого желания у меня скрываться не было, как сегодня отметили коллеги — и прокуратура, и следствие. Я ездил и на лечение, и бывал в других городах, но всегда по требованию следствия возвращался. У меня сейчас нет возможности куда-либо уезжать. Мне необходимо передвигаться на костылях, принимать лечение, поэтому прошу в ходатайстве отказать».
Но, кажется, в благополучный для себя исход он уже не верил. После того как судья ушел в совещательную комнату, Миронов снял с себя серебряную цепочку с крестиком, часы, кольцо с правого безымянного пальца — в общем, все то, что ему не понадобится в СИЗО. И все 10 минут, пока судья принимал решение за стеной, общался со своей матерью, а позже и другими родственниками, заполнившими зал.
Чуда не случилось: судья, вернувшись из совещательной комнаты, постановил отправить Миронова в СИЗО — пока что до 1 октября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.