Москва за свой счет откроет на юге Казахстана уже три русские школы, что вызывает вопросы, учитывая, что в этом регионе казахский язык традиционно доминирует «Москва за свой счет откроет на юге Казахстана уже три русские школы, что вызывает вопросы, учитывая, что в этом регионе казахский язык традиционно доминирует» Фото: © Ертай Сарбасов, РИА «Новости»

«Не кроется ли здесь политика скрытой русификации?»

В ближайшее время в России будут открыты три школы с казахским языком обучения. Они появятся в Астрахани, Омске и Оренбурге. Об этом сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров, посетивший Астану накануне подготовки к государственному визиту президента Владимира Путина, запланированному на 27 ноября.

Эта новость вызвала неоднозначную реакцию в Казахстане. С одной стороны, ее восприняли как позитивную, поскольку казахский язык не просто расширяет сферу своего употребления, а возвращается, как это считают отдельные деятели в Казахстане, на «исторические казахские земли». С другой, Москва за свой счет откроет на юге Казахстана уже три русские школы, что вызывает вопросы, учитывая, что в этом регионе казахский язык традиционно доминирует. «Не кроется ли здесь политика скрытой русификации?» — такие вопросы также звучат из уст ряда местных экспертов.

Как бы там ни было, новость прозвучала на фоне сложных и противоречивых отношений между двумя соседями и союзниками. Правда, как сказал во время того же визита в Астану глава МИД РФ: «Когда в отношениях двух государств нет вопросов, это означает, что между ними, по сути, нет и отношений». Поэтому новость об открытии казахских школ можно воспринимать как дружеский шаг в сторону Астаны, попытку загладить шероховатости и недопонимания последних лет.

«Исторические казахские земли»

Между тем территории современных Астрахани, Омска и Оренбурга в Казахстане называют «историческими казахскими землями», потому что они некогда входили в состав областей, где проживали казахские племена. Например, Астраханская область была местом образования Букеевской орды, которая возникла благодаря отделению части Младшего жуза. Во всяком случае современная казахстанская историческая наука интерпретирует эти события подобным образом.

И в общественных дискуссиях иногда поднимаются вопросы о культурном и историческом наследии казахов в этих регионах. Иногда достаточно громко. Например, на минувшей неделе бывший депутат парламента Казахстана Уалихан Кайсаров ничтоже сумняшеся заявил, что некоторые территории России имеют казахские корни и должны вернуться в состав Казахстана. Он отметил, что многие названия этих городов адаптированы с казахского языка, и подчеркнул, что эти земли нужно вернуть ради исторической справедливости.

Экс-депутат полагает, что территории России, Сибирь, «Московия» и даже Алтай — все земли вплоть до Венгрии — были территориями Чингисхана и его наследников. «Тот же Новосибирск — это Ногай-Сивир, это наши казахские земли. Тюмень — это Темен — южные края Золотой Орды. За Тюменью выше тоже наши территории. Оренбург — это Орынбор, он был столицей казахского государства. Курган — это Хургал. Саратов — это Сарытау. Не Астрахань, а Астар-Хан. Не Омск, а Омбы», — перечисляет Кайсаров.

«Оренбургская область только в 20-х годах прошлого века была передана России. При Ленине и Сталине она официально была территорией Казахстана. Поэтому, если говорить о территориальных претензиях, Казахстан имеет полное моральное и историческое право требовать эти земли назад», — заявил Кайсаров.

Это заявление вызвало резонанс в казахстанском обществе, однако официальные лица воздержались от комментариев. Некоторые эксперты и общественные деятели выразили обеспокоенность, что подобные высказывания могут негативно повлиять на отношения между двумя странами.

Предварительные итоги переписи 2021 года показали, что 49,3% населения в возрасте 5 лет и старше использует казахский язык в повседневной жизни Предварительные итоги переписи 2021 года показали, что 49,3% населения в возрасте пяти лет и старше использует казахский язык в повседневной жизни Фото: © Анатолий Устиненко, РИА «Новости»

Какова языковая ситуация в Казахстане?

По итогам переписи 2021 года всего в РФ проживают более 591 тыс. казахов. Бо́льшая часть — в Астраханской, Оренбургской, Омской и Саратовской областях. Большинство из них в основном используют русский язык в повседневной жизни, особенно в городах. Родной же используется в семейном кругу и культурных мероприятиях. В некоторых школах этих регионов казахский язык преподается как предмет, что способствует его сохранению среди молодого поколения. Например, уже сейчас казахскому обучают в школах Республики Алтай и Омской области. При этом государственный язык Казахстана является обязательным предметом в 11 школах Омской области.

Изменение языковой ситуации в самом Казахстане также влияет на эти процессы. Количество людей, говорящих на казахском языке, растет, в то время как область применения русского языка, хоть и остается самой обширной в странах СНГ, постепенно уменьшается.

Например, предварительные итоги переписи 2021 года показали, что 49,3% населения в возрасте пяти лет и старше использует казахский язык в повседневной жизни (этот вопрос был включен в программу переписи впервые). Единственным этносом, большинство представителей которого говорит на казахском в быту, являются сами казахи (63%).

В целом, согласно данным переписи, доля этнических казахов составила 70,4%, тогда как русских — 15,5%. Таким образом, с 2009 года доля казахов увеличилась на 7,3%, а русских сократилась на 8,2%.

В 2015 году в своей нашумевшей книге «Языковая политика в современной Центральной Азии» западные ученые Барбара Келлер-Хайнкеле и Якоб Ландау высказали мнение о том, что переход казахского языка на латиницу может затянуться. В поддержку своих взглядов они привели несколько доводов. Во-первых, они утверждают, что данный процесс не соответствует реалиям Казахстана, поскольку эта страна является наиболее русифицированной в регионе и русский язык сохраняет важную роль в системе образования. Во-вторых, значительная часть казахской элиты, представленной в основном носителями русского языка, не поддерживает идею латинизации, опасаясь потери доступа к научным трудам и литературе, созданным за последние десятилетия. Наконец, авторы указывают, что кириллическое письмо остается универсальной системой письма для всех этнических групп страны, а сам проект перевода на латинский алфавит воспринимается многими как угроза статусу русского языка.

Однако за последние 10 лет ситуация заметно изменилась, особенно в последние годы при президенте Касым-Жомарте Токаеве, которого всегда считали приверженцем русского языка и пророссийским политиком. Тем не менее именно при нем голосовой помощник «Алиса» начал говорить на казахском, а «Яндекс Браузер» стал предлагать синхронный перевод видеоконтента с различных мировых языков на казахский. В постсоветских странах, кроме России, таких примеров больше нет.

«На юге Казахстана у нас много трехсменных школ»

На фоне растущего интереса к государственному языку в Казахстане возникает вопрос: зачем нужны русские школы в традиционно казахоязычных регионах? По предварительным данным переписи 2021 года, наибольший процент людей, использующих казахский язык в повседневной жизни (58–68%), наблюдается на юге и западе Казахстана. Промежуточные значения (42–47%) отмечены в Восточно-Казахстанской области и городе Алма-Ате, тогда как наименьший показатель (16–37%) зафиксирован в северных и центральных регионах.

Казахстанские чиновники полагают, что не стоит опасаться экспансии русского языка. По словам главы минпросвещения РК Гани Бейсембаева, проблема не в этом, а в том, что на юге страны сейчас наблюдается нехватка школ. «На юге Казахстана у нас много трехсменных школ. Это большой регион, поэтому, конечно, там нужно поддерживать строительство школ», — говорит он.

Министр просвещения также подчеркнул важность развития полиязычия среди детей, отметив, что это способствует их конкурентоспособности. По его словам, родители поддерживают идею изучения нескольких языков, поэтому нет причин для беспокойства. Он также добавил, что любые школы обязаны соблюдать государственные стандарты и требования страны.

Эти высказывания, очевидно, произносятся ради политеса, «мира и стабильности», учитывая непростое отношение к русскому языку на юге Казахстана. Здесь стоит напомнить о таких инициативах, как «языковые патрули» и другие акции, направленные на защиту казахского языка.

Шаг к сохранению национальной идентичности

Всего в странах СНГ работают 8,5 тыс. школ с преподаванием на русском языке, их количество с каждым годом растет. Строительство же русских школ в Казахстане осуществляется в рамках специальной программы поддержки русского языка на постсоветском пространстве. Учреждения, открытые по этой программе, уже функционируют в Таджикистане и Киргизии, строятся в Узбекистане, а теперь и в Казахстане. Новые школы представляют собой не просто учебные заведения, а полноценные учебно-образовательные комплексы, оснащенные всем необходимым для спортивных и досуговых мероприятий, включая спортивные залы и бассейны. Педагогический состав формируется из опытных российских специалистов. Это дорогое удовольствие, поэтому их не может быть много — по три-пять школ на каждую республику.

В этих странах русские школы славятся своей престижностью, и многие родители стремятся устроить своих детей туда, рассчитывая на высокое качество образования. Соответственно, предвзятое отношение и недоверие отсутствуют. Вероятно, такая же ситуация сложится и в Казахстане. Со временем настороженность уйдет.

Неясно, кто возьмет на себя финансирование строительства и содержания казахских школ в российских регионах. Если бы это делал казахстанский бюджет, об этом наверняка сообщили бы официально. Однако на данный момент такая информация отсутствует.

В любом случае в Казахстане открытие казахские школ рассматривают как шаг к сохранению национальной идентичности казахов в России. Представители казахстанских СМИ и эксперты подчеркивают, что создание таких школ не только способствует языковому и культурному развитию, но и укрепляет двусторонние отношения на фоне напряженности прошлых лет, связанной с высказываниями некоторых российских чиновников в адрес Казахстана.