Защитник «Ак Барса» Альберт Яруллин встретился с воспитанниками Академии хоккея Защитник «Ак Барса» Альберт Яруллин встретился с воспитанниками Академии хоккея Фото: ak-bars.ru

«На тренировку не попадешь, пока двойку в дневнике не исправишь»

В этом году Академия хоккея «Ак Барс» знакомит своих воспитанников с игроками первой команды. У юных хоккеистов появился шанс пообщаться с профессиональными игроками. В сентябре на встречу пришел Александр Барабанов, в октябре — Кирилл Семенов. В начале этой недели очередь дошла до Альберта Яруллина. 31-летний защитник — уроженец Казани, воспитанник «Ак Барса», выигрывал с командой Кубок Гагарина, а теперь выходит на лед с нашивкой ассистента капитана. Словом, настоящий продукт системы «Ак Барса».

Вначале Яруллин рассказал о том, как пришел в хоккей: «Старший брат играл, вместе с ним ходили в ледовую коробку, потом папа меня тоже отвел в школу. Тогда, понятно, никакой мотивации зарабатывать не было. Был азарт не проиграть, быть лучше других. Хотел заниматься только хоккеем, ничто другое не нравилось».

Яруллин был лидером команды «Ак Барса» 1993 года рождения, капитаном, а уже в 15 лет дебютировал в Первой лиге. «Только вышел на лед — меня сразу „перевернули“, пропустил силовой прием, — припомнил он. — Там все были быстрее, другие игроки были физически сильнее. Нужно было быстрее принимать решение. Петров сказал: „Привыкай, это взрослый хоккей“».

Петров сказал мне: «Привыкай, это взрослый хоккей» Петров сказал мне: «Привыкай, это взрослый хоккей» Фото: ak-bars.ru

Альберт родился в микрорайоне Жилплощадка и, как и другие воспитанники «Ак Барса», учился в школе №1 в центре Казани. «Раздевалка у нас была в подвале, рядом — коробка, — рассказал он. — Уже позже появился второй лед во Дворце спорта, а еще через пару лет построили базу „Ак Барса“». Яруллин вспомнил, как его с товарищами наказывали за плохие оценки или плохое поведение в школе: «Если получил двойку или шумел на уроке — учителя писали об этом в дневник. Он передавался тренеру, и те, кто провинился, на тренировку не попадали. В общем, на тренировку не попадешь, пока двойку не исправишь».

Яруллин прошел все этапы становления хоккеиста: был капитаном юниорской сборной России, одним из лидеров национальной команды на молодежном чемпионате мира, а уже в 18 лет дебютировал за «Ак Барс» (тогда тренером был Владимир Крикунов). «Помню, играли с рижским „Динамо“, я вышел в первой паре с Евгением Медведевым после травмы Вадима Хомицкого, — рассказал Яруллин. — Мне чуть ли не в первой смене разбили губу. Смену я доиграл, а потом меня увели зашивать губу». Он подчеркнул, что дебют за «Ак Барс» — главное событие для юного хоккеиста: «С 7 лет это главная цель. Все мечтали играть в „Ак Барсе“».

«Сейчас юные игроки технически все умеют, но надо работать с психологией»

У Яруллина спросили, доверяют ли сегодня молодым игрокам больше, чем раньше. «Это только кажется, что раньше меньше доверяли молодым игрокам, — ответил он. — Я первую тренировку с „Ак Барсом“ провел в 17 лет. Не помню, чтобы сегодня кто-то в таком же возрасте катался с нами. Поэтому не стал бы сравнивать».

«Я ему говорю: «Тебе нужно терпеть и работать, а не ходить и переживать» «Я ему говорю: «Тебе нужно терпеть и работать, а не ходить и переживать» Фото: ak-bars.ru

«Сейчас, мне кажется, молодые хоккеисты в техническом плане умеют все, но надо работать с психологией», — добавил он. Имеется в виду подход молодых хоккеистов к делу — они должны понимать всю ответственность и правильно работать, когда им предоставится шанс в первой команде. «Недавно разговаривали с Радэлем Замалтдиновым: по детям он всегда был лидером команды, а сейчас в „Ак Барсе“, где он получил шанс, место в первом-втором звене занято, ему надо пробиваться из четвертого звена, — привел пример защитник. — Это совсем другой хоккей. Я ему говорю: „Тебе нужно подстроиться, терпеть и работать, а не ходить и переживать, что ты игрок четвертого звена“».

В целом Яруллин считает, что сегодня молодым игрокам проще адаптироваться в первой команде, например, потому, что дедовщины стало меньше: «Сейчас уже не надо таскать чужие баулы, собирать шайбы. Можно со льда уйти раньше старших. Раньше было по-другому: бывает, специально не уходишь со льда, пока старшие не набросаются». Альберт вспомнил ситуацию, которая произошла с ним перед матчем с «Витязем»: «С другим молодым хоккеистом — Булатом Шавалеевым — на утренней раскатке мы ждали, пока старшие партнеры набросаются. Они ушли — мы сразу шайбы собирать, хотя до отъезда оставалось всего пять минут. Мы быстро в раздевалку, переоделись, забегаем в автобус, а Морозов говорит нам: „Штраф за опоздание на две минуты“».

Морозов говорит нам: «Штраф — опоздание на две минуты» Морозов говорит нам: «Штраф за опоздание на две минуты» Фото: ak-bars.ru

А еще Яруллин напомнил молодым хоккеистам, что в раздевалке и за пределами площадки со старшими партнерами надо соблюдать субординацию: «Должно быть уважение, наглеть нельзя. Помню, когда был молодым, поздоровался с Зинэтулой Билялетдиновым и не посмотрел ему в глаза. Мне сразу же прилетело за это. Когда здороваешься со старшими, нужно смотреть в глаза, не говоря уже о том, что, если сидишь, надо встать».

«Не все из вас станут хоккеистами, поэтому нужно развиваться за пределами льда»

Затронул во время беседы Яруллин и другие важные аспекты профессионального спорта: «Спортсмен должен быть дисциплинированным и уметь восстанавливаться. Это половина успеха. Организм во время игр испытывает стресс: если не давать ему восстанавливаться или нарушать режим, он даст сбой, начнутся травмы».

В плане профессионализма Яруллин вспомнил Андрея Маркова, с которым играл в одной паре в чемпионском сезоне «Ак Барса»: «Марков — самый сильный профессионал, всегда поражал его подход к делу. В „Ак Барсе“ ему было 40 лет, но он всегда первым приезжал на арену. Бывает, приедешь в 9 утра, а Марков весь потный — уже позанимался в зале. На льду он тоже был профессионалом, я старался брать пример с него. Он сильно повлиял на мое мышление и мышление других молодых ребят. Думаю, из-за этого Зинэтула Хайдярович его и пригласил. Хотел показать молодым, как надо работать».

«Маркову было 40 лет, но он всегда первым приезжал на арену» «Маркову было 40 лет, но он всегда первым приезжал на арену» Фото: «БИЗНЕС Online»

Яруллина спросили о религии, не мешает ли ему во время сезона пост в священный месяц Рамазан. «Никак не мешает, — ответил хоккеист. — Если пост в день игры, в 7–8 утра позавтракал, на раскатке чуть покатался — это не тяжело, потом поспал — и полдня уже прошло. Уже на арене размялся, подготовился к матчу. Как стемнело — можно поесть и попить. А так во время игры я никогда не пью воду, только между играми. С детства так привык».

Один из воспитанников «Нефтяника» спросил, были ли у Яруллина кумиры. «Это сейчас у всех есть интернет, можно следить за любым спортсменом, у нас же максимум были видеокассеты с записями игр, по телевизору ничего не показывали, — ответил он. — Поэтому я особо и не знал, кто и как там играет. Знал, что в НХЛ была звезда Лидстрём, видел нарезки его игр».

А как поддерживать форму летом и заставлять себя тренироваться? Яруллин уверен: хочешь или нет, а делать это надо: «Хотя бы аэробную работу, в зал ходить. Сейчас с этим проще: сезон заканчивается — тебе скидывают программу тренировок, все разжевывают. Все великие спортсмены — Роналду или Леброн Джеймс — говорят: „Залог успеха — дисциплина и самоконтроль“. Разве хочется каждый день вставать и делать одну и ту же работу? Нет, но надо. Нужно быть постоянным в своем деле».

В конце беседы Альберт пожелал юным хоккеистам развиваться не только в спорте, но и за пределами ледовой площадки: «Хоккей — это лишь небольшой промежуток жизни, рано или поздно карьера закончится. Тебя выбросит в мир, где ты ничего не знаешь, нужно будет начинать все заново. Вообще, не все будут хоккеистами, поэтому нужно развиваться, больше читать, интересоваться другими вещами, помимо хоккея».