«Челны» идут на 31-м месте в ВХЛ «Челны» идут на 31-м месте в ВХЛ Фото: hcchelny.com

Наставник-генменеджер

В последние годы «Челны» — самый проблемный хоккейный клуб Татарстана. Три года назад после закрытия ВХЛ-Б, где челнинцы играли ранее, они заявились в ВХЛ, чтобы сохранить профессиональный статус, но ни в одном из сезонов не потянули уровень лиги. Команда проигрывает один матч за другим, занимает 30–32-е места.

ХК финансируется из бюджета Набережных Челнов и, по данным «БИЗНЕС Online», получает необходимый для участия в лиге минимум — 160 млн рублей. Да, бюджет КАМАЗа больше всего на 40 млн, но разница между футболом и хоккеем в городе колоссальная. Футбольный клуб — интересный проект, из которого вышел свой тренер — Ильдар Ахметзянов, теперь возглавляющий команду РПЛ — «Оренбург». И даже без него челнинцы занимают 5-е место и идут всего в трех очках от зоны стыков в РПЛ.

В хоккее же ситуация противоположная. «Челны» вновь на предпоследней строчке с наибольшим количеством пропущенных шайб в лиге (88). До зоны плей-офф — 13 очков: в ноябре всем стало понятно, что команда ни за что не борется. Крайним за провал сначала сделали главного тренера Олега Марзоева (лишился своего поста в октябре), а затем в неоплачиваемый отпуск отправили генерального менеджера Айрата Зиазова. Потом последовало необычное для российского хоккея решение: новый главный тренер Сергей Шиханов также занял пост генменеджера.

Новый тренер Сергей Шиханов является еще и генменеджером Новый тренер Сергей Шиханов является еще и генменеджером Фото: hcchelny.com

«У нас было условие: если Шиханов справляется со своей задачей, то я спокойно пишу заявление и ухожу, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Зиазов. — При этом результаты не стали лучше. Потому мне кажется, что каждый должен заниматься своим делом. Шиханов хотел быть одновременно генменеджером и тренером — он это получил с позволения директора. Тут же он поменял под себя полсостава». Мы попробовали связаться и с президентом клуба Фаридом Салаховым, однако дозвониться до него не удалось.

С Шихановым «Челны» выиграли 6 матчей из 13, с Марзоевым — 2 из 10. Положительный сдвиг виден, но Зиазов считает, что дело в календаре: «Первые 9 игр это исключительно команды из топ-16 чемпионата, соревноваться с которыми нам не под силу. Не знаю, как составлялся календарь, но мы были против него. Хотели его изменить, но нам не пошли навстречу. Так и получилось, что из первых 9 матчей мы проиграли 8».

Есть и другая причина. «Челны» плохо провели предсезонку: вплоть до 29 августа команда занималась не в основном, а в тренировочном дворце, а основную арену опробовала лишь за пару дней до старта чемпионата.

За 2,5 года «Челны» четырежды меняли главного тренера:

февраль 2023-го — уволен Айдар Мусакаев;

сентябрь 2024-го — уволен Александр Соколов;

январь 2025-го — уволен Алексей Медведев;

октябрь 2025-го — уволен Марзоев.

За сезон — 44 хоккеиста

Помимо тренерской чехарды, в «Челнах» традиционные проблемы с составом: только в этом сезоне через команду прошли 44 хоккеиста. Уже в сентябре случились первые расторжения, с разницей в пару дней клуб мог заключать контракты с пятью игроками.

При этом интересные новички у «Челнов» тоже были. Выделяется нападающий Кирилл Петров, который 15 лет выступал в КХЛ. Только вот задержался он в автограде всего на две недели. Петрова подписывали при Марзоеве, который готов был подождать, пока игрок наберет форму, однако тренера уволили, а новый наставник ждать не захотел. В итоге последовало расторжение по обоюдному согласию. К слову, в контракте у Кирилла даже имелся пункт, что клуб готов будет его отпустить, если игроку поступит интересное предложение.

Ринат Валиев подписал с «Челнами» контракт, его расторгли, теперь хоккеист в Казахстане Ринат Валиев подписал с «Челнами» контракт, его расторгли, теперь хоккеист в Казахстане Фото: hcchelny.com

Второй именитый новичок «Челнов» — защитник Ринат Валиев. Некогда один из главных талантов «Ак Барса» сейчас выступает в чемпионате Казахстана. При этом сезон Валиев начинал в «Челнах»: сначала приехал на просмотр, а затем подписал полноценный контракт. В итоге вся история закончилась привычным для ХК расторжением. «Ринат доказал, что может играть здесь и сейчас, однако в сезоне допускал много ошибок в обороне», — отметил Зиазов.

По нашим данным, у «Челнов» был вариант с подписанием Артема Лукоянова, однако клуб был не в состоянии удовлетворить запросы спортсмена. Зато в тот же год удалось пригласить нападающего Данила Файзуллина, который за 10 лет карьеры в КХЛ успел поиграть в «Авангарде», «Ак Барсе», «Адмирале» и «Амуре».

Большая проблема «Челнов» в том, что туда приходится приглашать игроков по остаточному принципу. Ехать в команду-аутсайдер готовы не все, а еще в клубе не лучшие условия. Об этом не раз писал известный в прошлом хоккеист, а ныне агент Никита Филатов, который год назад вообще вступил в открытый конфликт с ХК. Тогда он обращал внимание на условия, работу менеджмента и подходы Соколова: «Ребята все общаются ведь… И те, у кого были хоть какие-то варианты, естественно, в Челны бы не поехали. <…> Уже долетают до меня вздохи от ребят касаемо тренировочного процесса и в целом обстановки в организации! Не сюрприз ни разу!»

«Нефтехимик» отказался от сотрудничества с «Челнами», а «Адмирал» почти не отправляет игроков

Будь у «Челнов» сильный клуб-партнер, текучки можно было бы избежать. Весной челнинцы неожиданно объявили о сотрудничестве с «Адмиралом». При этом наилучшим вариантом казался союз с «Нефтехимиком» — между городами 20–30 минут езды и давние связи. По словам Зиазова, «Челны» предложили нижнекамцам партнерское соглашение: «Но нам пришел отказ, ведь их все устраивает с Ижевском». В итоге «Нефтехимик» на год продлил контракт с «Ижсталью». «Нам все равно нужно было с кем-то быть, и тут возник вариант с „Адмиралом“, — говорит Айрат Наилевич. — Но околохоккейные люди посчитали, что именно мы дали заднюю и назло „Нефтехимику“ подписали контракт с „Адмиралом“. Это не так».

При этом с момента подписания Филиппа Долганова в 2023 году союз Нижнекамск – Ижевск не так активен: из игроков «Ижстали» до «Нефтехимика» никто не дорос, а нижнекамская молодежь в соседнем городе не на ведущих ролях. Возможно, тандем с Челнами мог в этом плане что-то поменять.

Айрат Зиазов: «Околохоккейные люди посчитали, что мы назло «Нефтехимику» подписали контракт с «Адмиралом». Это не так» Айрат Зиазов: «Околохоккейные люди посчитали, что мы назло «Нефтехимику» подписали контракт с «Адмиралом». Это не так» Фото: hcchelny.com

С «Адмиралом» «Челны» договаривались через Павла Житкова, который занимал пост спортивного директора. При нем в «Челнах» стабильно находились 4–6 игроков, которые могли занять лидерские места. Однако в августе в «Адмирале» сменился спортивный директор: место Житкова занял Вадим Аверкин. В итоге дальневосточных хоккеистов отозвали — их осталось всего двое.

Вот и получается союз «Адмирал» – «Челны» совсем не таким, как это хотелось бы. Подпитки дальневосточными спортсменами почти нет, да и хоккеистам приходится летать и перестраиваться с одного часового пояса на другой. Между городами — 5,5 тыс. км, а прямых рейсов из Владивостока нет не то что в Бегишево (аэропорт Нижнекамска), но и в Казань. Так что путь из одного города в другой может занимать больше дня.

При этом нижнекамские игроки в «Челнах» тоже выступают. Один из лидеров нынешней команды — нападающий Данил Шерстобитов. Он заходил в «Нефтехимик» при Олеге Леонтьеве, но получал не так много времени на льду. В КХЛ хоккеист так и не закрепился — сейчас он помогает «Челнам».

Игрокам не всегда выдают коньки и клюшки Игрокам не всегда выдают коньки и клюшки Фото: hcchelny.com

Как спасти «Челны»?

При этом логику «Нефтехимика» тоже можно понять. «Ижсталь» в этом сезоне значительно увеличила бюджет, тогда как «Челны» не могут наладить элементарный быт. Говорят, игрокам не всегда выдают коньки и клюшки — ради этого приходится неоднократно обращаться к руководству и напоминать о себе. Иногородним клуб предоставляет квартиры, только если у них есть семьи. Семьи нет — поезжай на базу. Однако она находится в плохом состоянии, многие жить там не хотят. Не развивается школа, а ведь это одна из основ каждого клуба. В итоге лучшую челнинскую молодежь забирают «Ак Барс» и «Нефтехимик», тогда как она могла бы выступать за родную команду.

Что касается зарплат и премий, то они выплачиваются стабильно, но большими их никак не назовешь: например, тренерам «Челнов» платят меньше всех в лиге. В плане логистики у ХК без новинок: на бо́льшую часть матчей команда добирается на автобусе, самолет — только до Норильска, Красноярска и других городов Сибири.

Словом, проблемы во всем. «Речь о раздевалке, логистике, форме и питании, — рассказывает Зиазов. — Это основа каждого клуба. И только потом ставится задача набора команды. Игроки общаются друг с другом и знают об условиях в „Челнах“. Перед переходом хоккеисты звонят людям, которые там играли, и спрашивают насчет условий — и о „Челнах“ почти ничего положительного не говорят».

Взять шефство над «Челнами» предлагали Зарипову, но его такой вариант не устроил Взять шефство над «Челнами» предлагали Зарипову, но его такой вариант не устроил Фото: «БИЗНЕС Online»

Ситуацию могло бы исправить приглашение сильного управленца, который привлек бы в клуб дополнительные ресурсы и знал бы, как их потратить. Не первый год ходят разговоры о возможном приходе Даниса Зарипова. Он даже встречался по этому поводу с мэром города Наилем Магдеевым, однако, как говорят, прославленному хоккеисту не очень интересен вариант с клубом ВХЛ.

Кроме того, «Челны» явно не справятся в одиночку: команду нужно встроить в систему татарстанского хоккея, оформить партнерские отношения с каким-то из клубов, будь то «Ак Барс», «Нефтяник» или «Нефтехимик». Бюджет «Челнов» в нынешней экономической ситуации все равно не вырастет, проблемы с условиями не решить в одно мгновение, а качественные хоккеисты команде нужны.

Если ничего из этого сделать не удастся, вновь встанет вопрос о смысле существования ХК: кому нужен явный аутсайдер лиги, который борется за последние места ВХЛ?