Крупные офлайн-ретейлеры России, включая «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS и Hoff, обратились к правительству с требованием ввести ограничения для маркетплейсов. В письме премьер-министру Михаилу Мишустину сети поддержали позицию крупных банков и предложили ряд мер по регулированию онлайн-платформ, пишет «Коммерсантъ».

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Офлайн-ретейлеры фактически встали на сторону Сбера, ВТБ, Альфа-Банка и других крупных банков, которые ранее уже выступали против практики маркетплейсов по субсидированию скидок и продвижению собственных платежных сервисов. В обращении предлагается перенять опыт США, Китая и Турции, где финансовые сервисы платформ выведены в отдельный регулируемый периметр.

Ключевые требования ретейлеров:

  • запрет маркетплейсам на субсидирование промоакций и использование собственных финансовых систем;
  • ведение лимита на объем средств, которые доминирующие платформы могут направлять на снижение цен;
  • ускорение отмены беспошлинного порога для ввоза товаров из-за рубежа (сейчас 200 евро);
  • принятие мер против налоговой оптимизации через самозанятых сотрудников.

Особое возмущение ретейлеров вызывает агрессивное ценообразование маркетплейсов. «Скидки должны оставаться нормальным коммерческим инструментом, а не механизмом вытеснения конкурентов за счет кросс-субсидирования», — заявил генеральный директор «М.Видео» Феликс Либ. По их мнению, платформы искусственно занижают цены, компенсируя это за счет увеличения комиссий для продавцов.

В Ozon заявили, что продавцы самостоятельно выбирают формат взаимодействия с площадкой, а тарифы растут из-за увеличения операционных затрат. В компании подчеркнули, что лишь небольшой процент селлеров отказывается от промоакций, а большинство впоследствии возвращается к их использованию. В Wildberries в свою очередь обратили внимание на практики офлайн-сетей, которые, по их мнению, ограничивают доступ малого бизнеса на полки.

Напомним, глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила, что стоимость товаров на маркетплейсах не должна меняться при использовании разных платежных инструментов. Она аргументировала свою позицию тем, что манипуляции с ценами затрудняют отслеживание возможных злоупотреблений. Также Набиуллина говорила, что скидки, которые платформы дают при оплате покупок картами их банков, «не совсем справедливая конкуренция». Позднее глава регулятора предложила запретить онлайн-платформам продавать свои банковские продукты на собственных же площадках.

После этого главы Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-Банка и Совкомбанка направили председателю Госдумы Вячеславу Володину предложение запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков. Тогда говорилось, что такую практику кредитные организации считают недобросовестной и выступают за то, чтобы цена была одинаковой вне зависимости от того, картой какого банка проводится оплата купленных товаров.

Маркетплейсы Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» обвинили банки в двойных стандартах, подчеркнув, что сами кредитные организации годами поощряют использование своих карт и сервисов кешбэками и бонусами. Ассоциация российских банков, представляющая интересы более мелких игроков, также выступила против предложения крупных кредиторов, заявив о риске «монополизации».