Накануне вечером в открытом доступе появился законопроект, который снимает с чиновников и депутатов обязанность ежегодно подавать декларации о доходах и имуществе Накануне вечером в открытом доступе появился законопроект, который снимает с чиновников и депутатов обязанность ежегодно подавать декларации о доходах и имуществе Фото: «БИЗНЕС Online»

Новогодний «подарок» чиновникам

На Новый год принято дарить подарки, и люди ответственные думают об этом заранее. Свой большой «подарок» для государственных и муниципальных служащих, должностных лиц и себя любимых в Госдуме уже приготовили. Накануне вечером в открытом доступе появился законопроект, который снимает с чиновников и депутатов обязанность ежегодно подавать декларации о доходах и имуществе. И поправки почти наверняка будут приняты, причем, судя по всему, в ускоренном порядке, до конца года.

Изменения планируется внести в федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также некоторые другие. Как отмечается в пояснительной записке, законопроект призван «усовершенствовать» порядок предоставления сведений о доходах и имуществе. Если сейчас декларации нужно подавать ежегодно, то после принятия поправок отчитываться нужно будет:

  • при назначении на государственную службу и в отдельные организации с государственным участием;
  • при переводе из одного государственного органа в другой;
  • при включении лица в федеральный кадровый резерв;
  • при появлении оснований для представления сведений о расходах в соответствии с законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (до 30 апреля года, следующего за годом, в котором возникли указанные основания). А точнее, если потребуется объяснить крупные приобретения, превышающие доходы семьи за последние три года.

Судя по информации в базе Госдумы, законопроект могут рассмотреть уже в декабре. Курирует его думский комитет по безопасности и противодействию коррупции. Вчера глава комитета Василий Пискарев («Единая Россия») пояснил, что главная цель поправок — сделать систему декларирования доходов, расходов и контроля за имуществом чиновников «более эффективной», повысить оперативность проверок и перевести их из периодических в «режим непрерывного контроля». Цифровизация позволяет постоянно отслеживать финансовое положение чиновника, а подача деклараций в марте – апреле — это «архаизм», заявил парламентарий.

«Сегодня вся информация о финансовом положении любого должностного лица может быть проанализирована с помощью государственной информационной системы (ГИС) „Посейдон“, введенной указом президента РФ еще в 2022 году. Ее взаимодействие с базами данных (ФНС, Росфинмониторинга, Росреестра, Росимущества, Росавиации, ГАИ, Банка России, государственных внебюджетных фондов и так далее) позволяет эффективно анализировать информацию и моментально выявлять коррупционные риски. В связи с этим необходимо переходить от ежегодного декларирования к непрерывному режиму антикоррупционного контроля», — написал Пискарев в своем телеграм-канале.

«Помогут ли предложенные меры повысить эффективность борьбы с коррупцией? Безусловно, да», — сам спросил и сам ответил Пискарев.

Судя по информации в базе Госдумы, законопроект могут рассмотреть уже в декабреФото: duma.gov.ru

«Столько людей в органах власти занимается сбором и перекладыванием бумажек, отчетов!»

Авторами инициативы значатся 15 депутатов Госдумы и сенатор. В числе депутатов в том числе первый зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Юрий Афонин (КПРФ), который в беседе с «БИЗНЕС Online» горячо поддержал изменения.

«Есть система „Посейдон“, которая контролирует все наши финансовые инструменты: сделки, покупки, перечисления и так далее. Условно говоря, нажимается одна клавиша всего. Она намного точнее, чем мы бегаем, справки какие-то собираем. У ФНС очень мощная цифровая система контроля за госслужащими. Поэтому позиция по законопроекту такова: если чиновник поступает на службу, он сдает декларацию. Если до этого человек не работал на госслужбе, декларацию не сдавал, то государство не контролировало его имущественную историю. Поэтому, поступив на госслужбу или избравшись впервые депутатом Госдумы, человек должен дать точку отсчета, с которой начинается контроль государства», — отметил Афонин.

Государственная информационная система в области противодействия коррупции «Посейдон» была создана указом президента России Владимира Путина в апреле 2022 года. Координатором ее была назначена администрация президента РФ, оператором — федеральная служба охраны. Как отмечалось в документе, система призвана повысить эффективность борьбы с коррупцией.

Систему разработали на программном обеспечении «Справка-БК», которое до этого несколько лет использовалось чиновниками для заполнения отчетных документов. У «Посейдона» будет внутренний контур, допуск к которому получат подразделения и сотрудники АП, и внешний — в нем останутся поставщики информации, федеральные органы власти и региональные администрации, писал «Коммерсантъ». Система собирает и анализирует информацию о доходах и имуществе госслужащих, работая сразу с несколькими базами, объединенными в единое целое (базы ФНС, Росфинмониторинга, Росимущества, а также информация из социальных сетей).

«Посейдон» внесет значительный вклад в общее дело борьбы с коррупцией. Узнать, какое за кем имущество, теперь можно будет по щелчку пальцев. Более того, система вычислит даже всех родственников чиновника, которые любят переписывать нажитое непосильным трудом, рассказывали татарстанским чиновникам на антикоррупционном форуме в 2022 году.

«„Посейдон“ будет иметь доступ к социальным сетям, искать людей по фотографиям. Если кто-то считает, что он самый умный, и станет отрицать связь с каким-либо человеком, она (системаприм. ред.) позволит установить, что они вместе находились в таком-то заведении в такое-то время и на самом деле встречались 50 раз, в том числе по биллингу телефонов и всему остальному. Что в результате получится? Или совершать коррупционные правонарушения будет неразумно, поскольку очень велик риск раскрытия, или невозможно станет серьезные ресурсы прятать, просто невозможно», — отмечал депутат Госсовета РТ, первый проректор КИУ им. Тимирясова Игорь Бикеев.

В мае 2025 года сообщалось, что за время работы «Посейдона» в Татарстане был направлен 2 291 запрос и проанализировано 2 127 сведений о доходах. Система позволила проводить анализ сведений о доходах в ускоренном виде. «Наиболее типичные» нарушения при проверках — это указание доходов не в полном объеме и сокрытие информации о транспортных средствах.

«Депутат подает декларацию каждый год, но у контролирующих органов информация, как показывает практика, даже оперативнее и точнее, — рассуждает парламентарий. — Главный вопрос, если он что-то приобрел. В данном случае закон обязательно требует: если заключается сделка на сумму выше заработной платы за три года, значит, надо декларировать. Сейчас любая сделка чиновника (например, покупка квартиры или автомобиля) декларируется».

По словам Афонина, сейчас система устроена так, что «огромное количество людей бегает с бумажками, большие аппараты в каждом органе госвласти работают». «Если взять муниципальный уровень, то туда даже на работу не хотят идти, потому что декларации обязательно [надо подавать]. Мы даже в свое время на выборах муниципальных депутатов освобождали от декларирования», — отметил депутат.

Он уверяет, что государство и так контролирует финансовое положение госслужащих и депутатов, у проверяющих органов информации больше и она точнее. «Предложенный законопроект об экономии с точки зрения эффективности работы. Я думаю, что на этом можно сэкономить сотни миллионов рублей. Столько людей в органах власти занимается сбором и перекладыванием бумажек, отчетов! Главное, что человек, впервые поступивший на госслужбу, полностью попадает под контроль, связанный с декларированием. Ты точку отсчета дал, а дальше система автоматически контролирует все расходы и доходы. Если что-то приобрел, то обязан задекларировать, объяснить, взял ли кредит, накопил или какие источники происхождения средств», — указал собеседник.

«Совсем другая ситуация была 15 лет назад, когда не существовало единой системы учета. Тогда надо было всех чиновников ввести в антикоррупционный контур. А сейчас цифровизация контроля прохождения всех платежей очень мощная. Мы в цифровом мире все прозрачны. Система контроля есть за всеми сделками, покупками, финансовыми платежами, кто-то с карты на карту перекинул — это все прозрачно. У государства есть возможность бороться в том числе с серыми зарплатами. Посмотрите, правоохранители раскрывают преступления 20-летней давности. Раньше не было технических средств, позволяющих определить ДНК преступника, а теперь они появились. Потому наша инициатива — это не ослабление контроля, а его эффективность. Количество выявляемых коррупционных преступлений, поверьте, никаким образом не изменится. Мне кажется, что с каждым годом будет только увеличиваться», — добавил собеседник.

Глава Лаишевского района Ильдус Зарипов в разговоре с «БИЗНЕС Online» признался, что относится к ежегодной подаче декларации «нормально», жизнь они не осложняют. «На себя и на супругу уже много лет составляем, все нормально, привык и ничего такого не вижу. У нас же базовая декларация есть. В течение года обычно не происходит таких серьезных изменений. Мы не приобретаем и не реализуем [имущество]. Бывает подобное, но очень редко. Все основное имущество уже записано. Если необходимо, делаем запрос в банк либо другие учреждения, чтобы они дали справку», — отметил Зарипов. 

«Для меня нет никаких проблем, я даже не беспокоюсь, не переживаю. Обязательно из банков дистанционно получаем справку, чтобы информация была правдивая. У меня основные доходы — это рабочее место, зарплата, налог удерживается. Это важно, может быть, для парламентариев, тех, кто является депутатом и одновременно предпринимателем. Они имеют какие-то доходы, всякие вещи, приобретения. Мы не занимаемся предпринимательской деятельностью, у нас все прозрачно, открыто и видно», — добавил глава Лаишево.

Юрий Афонин: «Позиция по законопроекту такова: если чиновник поступает на службу, он сдает декларацию. Если до этого человек не работал на госслужбе, декларацию не сдавал, то государство не контролировало его имущественную историю. Поэтому, поступив на госслужбу или избравшись впервые депутатом Госдумы, человек должен дать точку отсчета, с какой начинается контроль государства» Юрий Афонин: «Позиция по законопроекту такова: если чиновник поступает на службу, он сдает декларацию. Если до этого человек не работал на госслужбе, декларацию не сдавал, то государство не контролировало его имущественную историю. Поэтому, поступив на госслужбу или избравшись впервые депутатом Госдумы, человек должен дать точку отсчета, с которой начинается контроль государства» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как чиновники подавали декларации

Требование для госслужащих декларировать доходы появилось в России в 1995 году. Но тогда эти сведения помещали под гриф служебной тайны. В 2008-м Дмитрий Медведев, который тогда был президентом, подписал закон «О противодействии коррупции». По нему декларации чиновников стали открытыми для общества.

Сначала свои доходы должны были показывать президент, его администрация, министры, депутаты и сенаторы. Чуть позже к ним присоединились главы регионов, судьи, силовики и военнослужащие. С 2012-го отчитываться стали руководители ЦБ, пенсионного фонда, фонда соцстрахования, фонда обязательного медицинского страхования.

В 2013 году антикоррупционная волна дошла до топ-менеджеров крупнейших госкомпаний — в частности, «Роснефти», «Транснефти», «Аэрофлота», «Газпрома», «Почты России». В то время глава РЖД Владимир Якунин открыто заявил, что публичное раскрытие доходов — «перебор», и даже намекнул на возможный уход в частный сектор. В итоге правительство пошло на попятную и освободило руководителей госкомпаний от этой обязанности.

Некоторое смягчение антикоррупционных требований произошло в 2019-м, когда от ежегодной подачи деклараций освободили депутатов сельских поселений. Когда норма вступила в силу в 2015 году, она вызвала резкое недовольство на местах. В качестве аргументов отмечалось, что депутат сельсовета, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, «не имеет никаких материальных выгод от своего статуса».

«Там почти нет коррупции. Зато есть большие сложности с их (декларацийприм. ред.) заполнением. Депутатам часто приходится ехать десятки километров, к примеру, за справкой в банк. Многие из них из-за этого отказываются идти на переизбрание», — объяснял тогда депутат Госдумы Зариф Байгускаров.

В итоге депутатов представительного органа сельского поселения обязали один раз отчитываться после избрания, а от повторной подачи деклараций освободили. Ее нужно подавать только в том случае, если в течение года сельский депутат приобрел недвижимость, землю, автомобиль или ценные бумаги на крупную сумму. Т. е. по факту сейчас предлагается распространить существующую систему с декларациями сельских депутатов на всех чиновников.

В конце 2022 года правила трансформировались еще ощутимее. Глава государства Владимир Путин своим указом отменил публикацию деклараций о доходах и имуществе чиновников на время СВО. А военнослужащих, участвующих в спецоперации, и чиновников, командированных в ДНР и ЛНР, освободили не только от публикации, но и от сдачи деклараций. В 2023-м Путин разрешил не публиковать декларации депутатам и сенаторам. По закону они их все равно должны были подавать, но в открытом доступе была только обобщенная обезличенная информация о представлении сведений и исполнении антикоррупционных законов.

В 2013 году антикоррупционная волна дошла до топ-менеджеров крупнейших госкомпаний В 2013 году антикоррупционная волна дошла до топ-менеджеров крупнейших госкомпаний Фото: freepik.com

«Государство прикрывает немножечко чиновников всех от народной нелюбви»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали планируемые изменения и порассуждали о том, действительно ли борьба с коррупцией благодаря им станет эффективнее и станут ли люди охотнее идти на госслужбу.

Илья Гращенков — политолог, генеральный директор центра развития региональной политики (ЦРРП):

— В принципе, логика последних лет была в том, чтобы чиновников максимально вывести из публичного медиапространства в части их доходов и расходов. До этого была обратная политика, в ходе которой пытались сделать чиновников более прозрачными. С одной стороны, это привело к переоформлению крупной собственности на родственников, что очень часто всплывало в ходе всяких уголовных разбирательств. С другой — получалось, что жизнь чиновников стала достаточно проблемной, так как надо отчитываться всем членам семьи: детям, женам и так далее. Сейчас, когда нарастает определенное социальное неравенство, люди склонны во всем чиновников винить и видеть их роскошную жизнь даже там, где ее нет. Люди просто, может быть, зарабатывают чуть лучше, чем в среднем по стране.

Предполагаю, что инициатива решает два основных момента. Во-первых, все-таки немножечко прикрывает самих чиновников, снимая с них общественную нагрузку в непростое время. Во-вторых, такое решение вместо прозрачности чиновников вводит их не столько в тень даже в плане публичности, сколько делает это личным делом государства, не вынося на общественный суд личную жизнь, личные доходы.

Мы понимаем, что сейчас с помощью того же искусственного интеллекта и прочего все равно вся информация будет в доступе. То, что декларации не опубликованы, еще не значит, что у кого надо их не окажется. То есть скорее речь идет о том, что от декларативного общественного порядка, где подразумевается, что жизнь чиновника — это общественное дело, на ладони, что госслужащий сам должен отчитываться о себе, переходим в режим такого закрытого государственного взаимодействия. Конечно, чиновник никуда не выпадает из фокуса государства, но происходит это другими инструментами — не общественно-политическими, а внутрикорпоративными.

Система «Посейдон» существует с 2022 года, но поправки вносят только сейчас. Почему? Сложно сказать. Возможно, система действительно требовала доработки. Потому что у нас очень часто продукты сдаются к какому-то сроку просто номинально. Потом это требует очень долгой настройки, поскольку государственные закупки очень часто ставят заказчиков в такое положение, что надо просто сдать какой-то продукт. Чтобы он работал, еще нужно столько же времени. Поэтому не исключаю, что он просто не работал.

Второй момент — общественная ситуация. Если вспомним ситуацию еще пятилетней давности, наоборот, прозрачность и открытость чиновников была главным требованием. Потом мы видели обратное движение, все стало более закрытым, в том числе из-за того, что сложная ситуация в стране, разного рода хакерские атаки. В этой логике даже засекретили имена и доходы некоторых топ-чиновников. Теперь и весь чиновничий аппарат в каком-то смысле вкладывается в эту логику.

Поможет ли отмена деклараций привлечь кадры на госслужбу? В каком-то смысле так и есть. Потому что, как я сказал, государство прикрывает немножечко чиновников всех от народной нелюбви — нельзя не отметить, что сейчас очень много чиновников попадает в том числе под всякие судебные дела, даже уголовные, часто не будучи ни в чем особо виноватыми. Просто, что называется, система такая. Но граждане это одобряют, потому что считают: раз чиновник, значит, по-любому что-то наворовал.

Что касается того, что не хотят идти на госслужбу, тоже верно. Действительно, зарплаты маленькие, ответственности много, рисков стать фигурантом уголовного дела тоже более чем достаточно. И еще плюс вот эта отчетность. Очень часто члены семьи не хотят, чтобы человек шел на госслужбу. Например, жена, если она бизнесмен, не хочет отчитываться, сколько зарабатывает. В каком-то смысле снятие такой административной нагрузки — это такой реверанс в сторону бюрократии.


Марат Галеев — депутат Госсовета Татарстана, заместитель председателя комитета ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Цифровые технологии сейчас делают достаточно прозрачными все эти сведения о доходах. Налоговая служба о нас с вами знает больше, чем мы сами иногда, фигурально выражаясь. Видимо, информация и так уже есть, но в ряде случаев для проверки сведения все-таки придется подавать, потому что нынешняя ситуация порождает большой вал бумаг. Вот у нас в республике 7 тысяч с лишним депутатов разного уровня, включая муниципальных. На муниципальном уровне многие очень часто затрудняются заполнять декларации. [Из-за такого] охотников поработать на муниципальном уровне даже не найдешь иногда, потому что это, как правило, общественная нагрузка.

Трудно сказать, почему появилось такое предложение. Видимо, оттого что цифровизация уже дала достаточную прозрачность. Может быть, с этим связано. Я допускаю такое предположение навскидку. Облегчит ли это жизнь чиновникам? Не знаю. Практика покажет.

У нас наблюдались разные периоды. Был период в начале 90-х, когда мало кто хотел идти в чиновники. Потом, когда увидели, что бизнесом заниматься — непростое дело, достаточно сложное, многие молодые люди опять кинулись на госслужбу. Стали мечтать туда попасть. Жесткость по отношению к госслужащим, я считаю, достаточно оправданна с точки зрения контроля общества. И она, возможно, дала новый волнообразный откат от этого (желания стать чиновникомприм. ред.). Ну а сейчас новая попытка рассмотреть данный вопрос. Остается по-любому одно. Сейчас достаточно высокая прозрачность благодаря отслеживанию на цифровых технологиях всех этих транзакций. Как в расходах, так и в доходах. Возможности очень большие.


Дмитрий Журавлев — генеральный директор Института региональных проблем:

— Мне кажется, что это неправильный подход. Понятно, что правоохранительные органы все проверят и такого контроля, наверное, будет достаточно, но доверие общества к власти от этого пострадает. Может быть, не очень сильно.

Как всегда, авторитет президента возьмет все на себя и, как огромная планета, притянет маленькие «метеоритики» недовольства и их убьет. Но зачем? Разве наличие общественного контроля ущемляет права чиновников? Если они живут на зарплату и публикации (а чиновник имеет право книжки писать или преподавать), если о таком будет известно, это хоть как-то ущемит права? Мне кажется, нет, а доверия общества к власти будет все-таки больше. А это в наше время очень значимый фактор.

Согласен, декларации с ошибками — большая проблема. Люди просто ошибаются, не совершают преступлений, и они тонут в бумагах. Но можно было либо создать группу консультантов, либо упростить саму систему подачи.


Павел Склянчук — автор телеграм-канала «Эксперт по Госдуме», политконсультант:

— На мой взгляд, подоплека пакета Пискарева заключается не в изменении госполитики в отношении борьбы с коррупцией. Дело в том, что были усовершенствованы технологии контроля со стороны ФНС, Росфинмониторинга и спецслужб, которые отслеживают происхождение доходов, полученных преступным путем. Изменения в законодательстве приводят правовые нормы в соответствие с уровнем цифрового контроля, который сегодня имеют специальные органы.

Я думаю, что данные законопроекты появились сразу после того, как были приняты изменения в налоговом законодательстве, объявлено о введении утилизационного и технологического сборов. С одной стороны, государство «пылесосит» с населения дополнительные источники дохода в бюджет, а с другой — просто не может и не должно снижать уровень контроля за расходованием тех бюджетных средств, которые поступают в казну. В этом смысле антикоррупционный пакет Пискарева и других депутатов, которые представляют все фракции, — логичный ответ на запрос о социальной справедливости.

Третий вопрос связан с госслужбой. Внутриполитический блок во главе с [первым замруководителя администрации президента РФ] Сергеем Кириенко активно работает над изменением образа государственного служащего. В частности, проводятся многочисленные рекрутинговые конкурсы — например, «Лидеры России». Есть множество образовательных проектов для тех, кто уже на госслужбе. Я думаю, что один из постулатов, который декларируется, связан с честностью и неподкупностью людей на госслужбе. В то же время пару лет назад Владимир Путин и администрация президента развернулись в сторону муниципального уровня власти. На этом уровне происходит самое большое количество коррупционных проявлений. Просто математически количество муниципальных служащих больше, чем чиновников более высокого ранга, поэтому уголовных дел там больше. В целом все госрасходы оседают в муниципалитетах, поэтому там надо усиливать контроль.

Была собрана всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, которая представляет муниципальное сообщество, введена ежегодная премия «Служение» для муниципальных служащих. Видно, что идет целенаправленная политика, чтобы люди на муниципальную службу шли активнее. Если претендент на какую-то должность считает, что антикоррупционные требования становятся жестче, может, ему и не стоит идти на госслужбу.

Изменения коснутся не только тех, кто придет на госслужбу, но и тех, кто уже занимает должности. Соответственно, при сдаче очередной декларации (например, человеку надо перейти на должность с более высоким допуском к сведениям гостайны или получить доступ к бюджетных средствам в сфере гособоронзаказа) любые проверки спецслужб, которые будут в перманентном режиме, могут заблокировать продвижение этих чиновников и, возможно, послужить основанием для уголовных дел.

Я думаю, что тема борьбы с коррупцией хорошо ляжет на почву предвыборной кампании в Госдуму в 2026-м. В следующем году сможем наблюдать серию уголовных дел в отношении чиновников. Потому политическим партиям уже сегодня надо задуматься над своей антикоррупционной программой, над тем, что они в этой части могут предложить избирателям, чтобы тех людей, которые выступают за честность госчиновников, привлечь на свою сторону.


Ренат Сулейманов — депутат Госдумы, член комитета ГД по аграрным вопросам:

— Это не совсем правильно, особенно в нынешних условиях. Когда в прошлый раз пытались отменить публикацию деклараций о доходах, мы против голосовали. И сегодня данная инициатива — это не столько мера борьбы с коррупцией… Ведь есть и другие способы выяснения всех финансовых обязательств… Просто с точки зрения общественного мнения это проигрышное решение.

Есть здесь рациональное зерно. Это касается депутатов нижнего уровня — поселковых, сельских советов… Когда их заставляли декларации сдавать, то были проблемы, условно говоря, всех кур-гусей сосчитать. Здесь это можно было бы отменить. А в целом я считаю, что данная процедура уже отработана, потому это неправильно.