КАМАЗу исполняется 56 лет, но для Набережных Челнов событие заметное. Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов, которого на 55-летие в декабре прошлого года не дождались, на этот раз в автоград приехалФото: prav.tatarstan.ru

На КАМАЗе к 56-летию локализовали китайские тормозные механизмы?

В предстоящую субботу КАМАЗ отметит свой день рождения. 13 декабря 1969 года в ТАССР начали возводить автомобильное предприятие полного цикла, получившее название «Камский автомобильный завод». Дата не юбилейная, предприятию исполняется 56 лет, но для Набережных Челнов событие заметное. Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов, которого на 55-летие в декабре прошлого года не дождались, на этот раз в автоград приехал. И не один, а с индустриальным директором авиационного комплекса «Ростеха» Анатолием Сердюковым. Бывший министр обороны России с 2017 года входит в совет директоров челнинского автогиганта и, судя по всему, сохраняет кресло (сейчас состав совета директоров не раскрывается). Торжественные мероприятия, приуроченные к 56-летию КАМАЗа, решили провести сегодня и совместили с заседанием совета директоров предприятия.

Когогина на 55-летии КАМАЗа: «Леонид Ильич, вы были правы!»

В первой половине дня гости запустили на КАМАЗе сборочную линию тормозных механизмов дискового тормоза. Линия заработала в рамках проекта по локализации производства дисковых тормозов на территории РФ. Технические детали, в том числе выпуск каких именно комплектующих локализован, в релизе предприятия не раскрываются. Но известно, что проект ведет ООО «КАМАЗ тормозные системы». Данное предприятие возникло после того, как немецкий производитель тормозных систем Knorr-Bremse вышел из совместного предприятия с КАМАЗом и передал активы своей «дочки» локальному инвестору.

Автоматизированная сборочная линия будет выпускать механизмы на грузовые автомобили «КАМАЗ» поколения К5, семейство автомобилей «Компас», пассажирский транспорт и прицепную технику. Мощность — до 90 тыс. механизмов в год, а качество будет соответствовать «лучшим мировым стандартам», уверяют на заводе.

По нашим данным, после ухода немецкого партнера в 2023 году «дочка» КАМАЗа заключила контракт на поставку дисковых тормозных механизмов с китайской Shandong Toget Brake System. Запуск автоматизированной линии сборки планировался на 2024 год. Видимо, сроки чуть сместились. С высокой долей вероятности, можно говорить, что локализован выпуск китайских тормозов, которые ранее просто завозили, рассуждает собеседник нашей газеты.

Сергей Когогин подчеркнул: «В современных экономических и политических условиях крайне важно развивать российские промышленные площадки и быть технологически независимымиФото: prav.tatarstan.ru

«Теперь КАМАЗ имеет собственное производство современных дисковых тормозов», — объявил на церемонии Чемезов. Когогин подчеркнул: «В современных экономических и политических условиях крайне важно развивать российские промышленные площадки и быть технологически независимыми». Запуск новой линии он назвал важным событием для российской промышленности и даже «значимой исторической вехой».

По тормозным механизмам ранее «были вопросы», отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Грузовик Пресс» Даниил Минаев. «Локализация нам нужна. Не было рецептов, стали не хватало, рецептуры, технологий. Теперь если этот процесс пошел, то значит дальше — больше. Значит, возможно, не только для КАМАЗа можно будет использовать [эти технологии], но и для других отечественных производителей. За счет того, что иностранные компании нам все это делали, у нас не хватало своих таких механизмов. А теперь, если они появились, можно дальше развивать производство», — отметил спикер.

Для магистральной техники дисковые тормозные механизмы «давно показали свою высокую эффективность, ремонтопригодность, удобство обслуживания», рассуждает Минаев. «Машина легче, тормозит эффективнее, ремонт проще, диагностика визуальная проще: фонариком посветил, не надо колесо снимать и барабан для того, чтобы оценить состояние колодок, диска», — сказал Минаев.

По словам Когогина, выпуск электромобиля станет еще одним шагом к технологической независимости страны и укреплению авторитета российского машиностроения По словам Когогина, выпуск электромобиля станет еще одним шагом к технологической независимости страны и укреплению авторитета российского машиностроения Фото: «БИЗНЕС Online»

Для «Атома» запустили не серийное производство, но «специальную программу предпродаж»

Еще к 56-летию КАМАЗа и совету директоров запустили некую «специальную программу предпродаж» первой партии российских электромобилей «Атом» для сотрудников компании.

Ранее сообщалось о планах начать серийное производство «Атома» во второй половине 2025 года. Год завершается, но пока что заявлений не было. В «Ростехе» сегодня заявили, что дата старта серийного производства электромобиля «будет объявлена дополнительно». Чемезов поздравил команду «Атома» с «выходом на финишную прямую».

«Это конкретный образец наших возможностей по созданию новых высокотехнологичных изделий — от инженерных решений до организации производства — в данном случае для автомобильного рынка. „Атом“ от идеи дорос до реального продукта, который сейчас завершает этап испытаний и готовится к выходу на рынок — уже сегодня мы открываем предпродажу электромобиля», — отписал глава «Ростеха».

По словам Когогина, выпуск электромобиля станет еще одним шагом к технологической независимости страны и укреплению авторитета российского машиностроения. Гендиректор завода порадовался за сотрудников КАМАЗа, у которых есть возможность стать первыми владельцами «Атома» и купить машины на «особых условиях». Из заявления можно сделать вывод, что такие условия будут доступны тем сотрудникам завода, кто работает длительное время.

«Сотрудники ПАО „КАМАЗ“ получили уникальную возможность зарезервировать „Атом“ на особых условиях, а также зафиксировать за собой стартовую цену автомобиля и получить пакет преимуществ: доступ к будущим платным подпискам и сервисам „Атома“, памятный ключ особого выпуска, комплексную сервисную программу „Забота“ и пакет заряда на 3 тысячи киловатт», — описали на заводе.

Сегодняшние новости по поводу «Атома» — в любом случае позитив, говорит Минаев. «Даже если не всегда бывают успешные продажи, это все равно портфель опыта, знаний, которые при правильном ведении дел рано или поздно всплывают и пригождаются. Эти навыки, технологии, наработки. Пусть даже это не всегда сразу видно», — отметил наш собеседник.

За ноябрь в России продали 3 973 новых крупнотоннажных грузовых автомобилей полной массой более 16 тонн. Это на 46% меньше, чем в том же месяце 2024 года За ноябрь в России продали 3 973 новых крупнотоннажных грузовых автомобилей полной массой более 16 тонн. Это на 46% меньше, чем в том же месяце 2024 года Фото: «БИЗНЕС Online»

Совет директоров заслушал отчет о продажах за 10 месяцев. А что с ними?

После праздничных мероприятий совет директоров обсудил и утвердил бизнес-план группы организаций ПАО «КАМАЗ» на 2026 год, а также программу стратегического развития предприятия на период до 2030-го с прогнозом до 2036-го.

Также члены совета директоров заслушали информацию о состоянии рынка и результатах продаж КАМАЗа за 10 месяцев 2025 года. Никаких деталей не приводится.

А что с продажами? За ноябрь в России продали 3 973 новых крупнотоннажных грузовых автомобилей полной массой более 16 тонн. Это на 46% меньше, чем в том же месяце 2024 года. Такие цифры приводит «Автостат». По итогам октября было продано 5 тыс. машин, в сентябре реализовали 3 534 транспортных средства.

Что касается КАМАЗа, то за ноябрь челнинский автогигант продал 1 314 грузовика. Это на 20% меньше, чем годом ранее. В октябре было реализовано 1 305 машин, в сентябре — 1 103. Доля рынка КАМАЗа — 33%.

В свою очередь Sitrak, который в октябре сильно сократил отставание, в ноябре его увеличил. В ноябре продали 717 машин, а в октябре было 1 171. Доля рынка вместо 23% стала 18%.

В целом за 11 месяцев этого года было продано чуть меньше 42 тыс. грузовиков. Для сравнения: за 11 месяцев 2024-го продали 95,5 тыс. авто. Падение — минус 56%! «То есть в этом сегменте пока лучше не становится, и кажется, что в ближайшее время намного лучше не станет», — констатировал директор «Автостата» Сергей Целиков, подводя итоги месяца.

Он также обратил внимание, что на рынке сейчас находятся огромные накопленные стоки — и новых автомобилей, и машин, возвращенных из лизинга. Таких автомобилей сегодня около 30 тысяч. Фактически этого хватит на 7–8 месяцев торговли. «То есть рынок тяжелых автомобилей начнет восстанавливаться, скорее всего, после того, как будет сильно уменьшаться рынок этих свежих, но уже эксплуатируемых машин. А вопросов много на самом деле: и по ценообразованию, и по состоянию этих автомобилей и так далее», — указал он.