Вчера вечером в Набережных Челнах горожане собрались на площади «Азатлык» перед мэрией города, чтобы почтить память погибшей школьницы Василисы Галицыной. На бортике фонтана установили импровизированный мемориал: большой траурный портрет Василисы, перед которым люди оставляли цветы, зажженные свечи и игрушки. Эта акция собрала около полутора тысяч человек.

Несмотря на заранее прошедшую по публичным каналам просьбу к волонтерам держать себя в руках, люди ждали возможности высказать все, что накипело за эти трудные дни безрезультатных поисков Василисы. До прихода мэра Василя Шайхразиева народ вел себя максимально сдержанно, над площадью стояла тишина, несвойственная для таких массовых собраний. Однако когда Шайхразиев прошел к детскому портрету с черной лентой, толпа зашевелилась и организованно образовала полукруг в стороне от мемориала, перед лестницей на подиум, где по праздникам устанавливается сцена для выступлений и торжественных речей.

Устав ждать ответной реакции, передние ряды попытались скандировать призыв: «Мэр! Мэр!» Спустя некоторое время Шайхразиев, который оставался до сих пор у возложенных цветов с отцом Василисы Александром Галицыным, вынужден был пройти в направлении подиума. Его немедленно обступили на лестнице плотным кольцом.

Объясняя отсутствие микрофона, Шайхразиев еще раз напомнил, что речи этим вечером не планировались. «Мероприятия у нас намечены на субботу, на 10 часов, когда в школе №5 пройдет гражданское прощание с усопшей». Мэр сразу перешел к благодарностям за добровольную помощь. Надеясь на быстрое завершение тяжкой миссии, Шайхразиев сообщил о привлечении к расследованию самых опытных следователей, в том числе федеральных, и пообещал добиться самого сурового приговора убийце.

Аудитория, однако, не пожелала отпустить мэра с миром на условии одной лишь суровости – главный вопрос прозвучал сразу и в лоб: «Суд будет открытый? Народ хочет видеть!» Открытого суда Шайхразиев, разумеется, пообещать не мог. Вместо этого он напомнил об открытых расчетных счетах для перечисления материальной помощи семье.

222.jpg

Толпа зашумела. Слышались возгласы о необходимости действий вместо «промывания мозгов» и «болтовни». Главным лейтмотивом оставался вопрос публичности – не только процесса, но и «казни» убийцы. Сыпались и другие упреки властям: Пока волонтеры по пояс лазили в сугробах, сотрудники полиции грели свои задницы в машинах», «Вас с нами там не было», «Откуда у меня должна появиться уверенность, что завтра мой ребенок придет из школы живой и невредимый», «Вертолет прилетел только в последний день поисков, он должен был появиться в первый же день пропажи ребенка»...

Постепенно акцент сместился на миграционную политику. Отдельные, но особо громкие слова из толпы звучали о том, что приезжие из ближнего зарубежья якобы кормятся за счет коренных налогоплательщиков, а потом «творят беспредел». Напомним, Фаррух Ташбаев, которому инкриминируется убийство, приехал в Россию в 2010 году из Узбекистана, а в Набережные Челны перебрался из Оренбурга лишь несколько месяцев назад. Впрочем, подавляющее большинство отнеслось к авторам этих лозунгов как к провокаторам. Однако накал страстей повышался, и Шайхразиеву уже практически не давали произнести ни слова.

111.jpg

ВАСИЛИСА – НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ

К счастью для мэра, в защиту национального нейтралитета неожиданно вступился представитель фонда ветеранов ВДВ со своими обидами – как выяснилось, волонтеров фонда накануне обвинили в незаконном сборе и присвоении средств, на самом деле собранных на похороны Василисы.

Как рассказал молодой человек из фонда ветеранов ВДВ корреспонденту «БИЗНЕС Online», некоторая хаотичность волонтерского движения породила свои социальные неурядицы: «Наши волонтеры из фонда ходили по ларькам и магазинам, собирали продукты, искали спонсоров. Собрали две «Газели» продуктов и 18 тысяч рублей, все привезли в пятую школу. Но собранное ушло не поисковикам, а было распределено по детским домам и нуждающимся семьям. После этого президента нашего фонда прилюдно обвинили в присвоении этой материальной помощи, якобы собранной под шумок трагедии Василисы, и вытащили эту чушь в интернет! А наши волонтеры все берут под акты приемки!»

Новое направление прений перебило тему мигрантов к счастью для Шайхразиева, и он, наконец, смог обратить внимание людей на присутствие отца Василисы, стоящего рядом. Пошумев еще несколько минут, народ успокоился, чтобы выслушать его.

Отец девочки поблагодарил участников поисков и рассказал, насколько неожиданным стал для их семьи небывалый общественный резонанс. Это успокоило собравшихся, толпа рассосалась, но отдельные группы людей рассредоточились по площади – видимо, по интересам. В одной группе допрашивали полицейских чинов об открытости суда, в другой – кричали о том, что для властей на похоронах Василисы все и закончится, а между тем прямо сейчас в розыске остается 19-летний студент Булат Шарипов, который пропал 31 января. По рукам пошли листовки с фотографией Булата, и люди брали их заинтересованно по нескольку штук - для дальнейшего распространения.

462.jpg

СУПЕРПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ШАЙХРАЗИЕВА

Проблемы, поднимаемые волонтерами, касаются как насущных социальных болевых точек, так и развития собственно движения бескорыстной взаимопомощи. Челнинский волонтер Екатерина Денисенко сказала, что город нуждается в постоянной гражданской организации:

- Мы очень хотим, чтобы в Набережных Челнах было создано настоящее волонтерское движение, как во всех цивилизованных городах. В этот раз, когда случилось такое горе, мы ребенка искали, как слепые кутята. Мы сами организовались, не ждали ни от кого помощи, никто нам особо и не помогал. До последней секунды мы верили, что сможем найти Василису... Теперь мы хотим, чтобы все было профессионально. Нам нужны только люди, которые могли бы качественно обучить нас. Нужно, чтобы МЧС обучало хотя бы какой-то костяк волонтеров, чтобы те были способны оказать помощь в случае ЧП. Мы боимся за своих детей и хотим жить в нормальном городе.

460-5555.jpg

Видимо, идею о развитии в городе волонтерского движения власти поддержат. Шайхразиев заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что это суперпредложение.

- Я поддерживаю идею создания в Челнах волонтерского движения и назначил на понедельник встречу с активистами, - сказал он. - Школа волонтерства у нас в городе была неразвита, но похищение Василисы все изменило. Этот трагический случай показал, как волонтеры умеют работать, они, конечно, молодцы. Они и сами работали, и заразили своим движением весь город. Я бы очень хотел встретиться с ними, изучить их опыт и дать этому движению зеленый свет. Тем более что все это будет связано и с МЧС, и с поиском, и с воспитанием. Кроме того, у меня есть несколько предложений по созданию костяка движения. И что очень важно - сделано это будет на взаимовыгодных для волонтеров и власти условиях. Иной раз ко мне обращаются с просьбами: вот ты нам дай и больше не вмешивайся, а мы будем делать как хотим. Я говорю: нет, ребята, скажите, что вы хотите от меня, и я скажу, что мне надо от вас. Обучение волонтеров в первоочередном порядке – это обучение со стороны полиции, МЧС, ГИМС, чтобы люди знали, как в критических ситуациях работать, это обязательно должно быть. Каждый волонтер должен будет пройти этот курс.

ЧАЩЕ ДЕТЕЙ ВОРУЮТ НА ОРГАНЫ

Между тем волонтерское движение на постоянной основе в Набережных Челнах существует довольно давно, о чем не все знают, но многие узнали в эти дни. По словам координатора движения в автограде Альмиры Валеевой, в дни поиска Василисы к их группе в социальной сети присоединились сотни челнинцев.

– Наше движение республиканское, у нас есть группы во многих городах, – рассказала Валеева корреспонденту «БИЗНЕС Online». – На самом деле количество пропавших детей в Татарстане исчисляется тысячами, мы занимаемся их поиском постоянно. Раньше многих воровали на органы – я не знаю, куда именно их продают, мы не отслеживаем, но этот товар везде в цене. Наверное, уже не секрет, что в роддомах покупают младенцев с теми же целями. Нам в последние год-два удалось найти живыми только двоих подростков. Никаких географических приоритетов здесь нет, воруют где попало. Но по Челнам, например, давно поиска такого не было. Что касается настроений собравшихся, то я не вижу никакого смысла в раздуваемой теме мигрантов – в любой семье не без урода, как говорится. А насчет суда я согласна – процесс должен быть открытым, люди должны сами видеть всю историю от начала до конца.

Подходящим к Альмире интересующимся молодым людям объяснялось, что грядет обучение новичков, в рамках которого будет создана иерархическая структура с опытными руководителями групп.

Как было объявлено, прощание с Василисой состоится в субботу в 10 часов утра в школе №5. Мэр обещал предоставить транспорт для всех пришедших, чтобы выехать на первую автодорогу, где девочка была похищена, и после отвезти народ к месту похорон. В пятой школе состоится и поминальный обед, на 100 сидячих мест, однако можно будет и постоять.

P.S. Цифру про тысячи пропавших детей мы вынуждены привести со слов волонтеров и оставить без комментариев. Дело в том, что редакция «БИЗНЕС Online» уже два дня не может получить ответ на наш запрос в МВД на поводу статистики пропавших людей в регионе.