РАЗМЕРЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «КРУПНЯКОВ» 

Минувший год оказался в целом позитивным для страховой отрасли Татарстана. Совокупные сборы страховщиков, работающих в республике, выросли на 11% (1,9 млрд. рублей): с 17,16 млрд. рублей в 2011 году до 19,06 млрд. рублей в 2012 году. Для сравнения: официальная инфляция в России по итогам 2012 года составила 6,6%. 

Традиционно лидерство по объему премии удерживает «Росгосстрах», увеличивший сборы на 5%: с 2,51 млрд. рублей за 2011 год до 2,65 млрд. рублей в 2012 году. Рост у идущей второй строчкой рейтинга альметьевской компании «Чулпан» был немного слабее: плюс 4% до 1,68 млрд. рублей в 2012 году. А вот компания «НАСКО Татарстан» на те же 4% сбавила обороты, но в тройке все-таки удержалась. 

Как видим, лидеры рынка продемонстрировали в минувшем году довольно скромные в относительном выражении приросты премий, которые даже не дотянули до уровня официальной инфляции. Впрочем, это объясняется большой расчетной базой этих игроков по итогам 2011 года.  

1.jpg

Доли ведущих страховщиков в сборе премий по РТ за 2012 год

СПУРТ ОКОЛОБАНКОВСКИХ КОМПАНИЙ 

Драйверами на рынке выступили другие игроки. Причем тоже крупные. В Топ-10 лидером по росту премий за прошлый год стал «Ингосстрах», увеличивший сборы в 2,2 раза: с 438 млн. рублей в 2011 году до 957 млн. рублей в 2012 году. Второе место по темпам роста в ведущей десятке за компанией «АСКО», которая улучшила показатель 2011 года на треть: до 729 млн. рублей в 2012 году. «Бронза» по темпам роста среди лидеров у ВСК, которая прибавила 14% до 706 млн. рублей по итогам 2012 года. 

За пределами десятки крупнейших страховщиков можно отметить солидные темпы прироста премий у таких игроков, как «ВТБ Страхование», «Ак Барс Страхование», «УРАЛСИБ», «Русский Стандарт Страхование». Что интересно, все эти компании объединяет аффилированность с крупными банками, которые активно наращивали кредитные портфели в 2012 году.  

2.jpg

Топ-10 компаний по темпам прироста страховых премий

Отметим, что неотъемлемым условием стандартных кредитных договоров ипотеки, как и автострахования, выступает страховка заемщика и объекта залога (автомобиля, недвижимости). Тем временем, по данным АИЖК, был отмечен рост выдачи ипотечных займов на 44% (!): с 717 млрд. рублей в 2011 году до 1,032 трлн. рублей в 2012 году. В четвертом квартале 2012 года зафиксирован абсолютный рекорд по выдаче ипотечных займов на отметке 332 млрд. рублей. Значит, банкам было необходимо страховать заемщиков на большую сумму. При этом стоимость самой недвижимости растет: увеличение стоимости залога также ведет к росту страховых премий. 

Заметим, что, согласно данным ФСФР, лидерами роста сборов среди сегментов стали страхование финансовых рисков и страхование жизни, прибавившие по итогам 2012 года 60% и 54% соответственно. 

В общем-то, рынок РФ в целом инертный в отношении роста сознательности граждан и, соответственно, роста добровольного страхования (в том числе накопительного) жизни как самостоятельного направления. Поэтому основным фактором роста можно назвать страхование финансовых рисков и жизни как элементов договоров имущественного страхования, кредитных договоров. К тому же самостоятельно эти направления не могли существенно повлиять на объемы сборов. Так, доля страхования финансовых рисков в общей сумме премий составила всего 2,5%, а страхования жизни - 6,7%. Для сравнения: доля имущественного страхования составила 46,1%.

3.jpg

Доли сегментов в общей сумме страховых премий по итогам 2012 года

«СГОРЕЛ ЗАВОД КАМАЗ, КОТОРЫЙ НЕ БЫЛ ЗАСТРАХОВАН. РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ НА КАМАЗ»

Итоги работы страховщиков в Татарстане в 2012 году и планы крупнейших компаний на текущий год газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники рынка. 

Рустэм Сабиров - президент союза страховщиков Татарстана, директор филиала «ПСК-Казань» страховой группы «МСК»: 

- Отрасль развивается, и страховые механизмы все больше и больше проникают в сознание наших граждан. Все больше людей начинают думать о своем будущем, о защите имущества и здоровья. Я бы не стал выделять Татарстан из географии России в целом, везде происходили одни и те же процессы. Экономика России официально выросла примерно на 5 процентов, страховой рынок – намного больше. Я считаю, это неплохой результат. 

Надо отметить, что на страховые услуги существует отложенный спрос. К сожалению, многие предприятия не страхуют свое имущество, что на Западе является немыслимым. Вот, сгорел завод КАМАЗ, он не был застрахован. Российская экономика начинает работать на КАМАЗ. Почему за мой счет оплачивают убытки КАМАЗа? Это отдельное юридическое лицо, я не акционер. Почему налогоплательщики должны оплачивать плюхи какого-то частного предприятия. Это нелогично. Если мы входим в ВТО, мы должны соответствовать западным стандартам и интегрироваться в мировую экономику. Соответственно, страхование должно пронизывать все экономические отношения. 

Наиболее важными событиями прошлого года стали принятие закона о страховании опасных производственных объектов, закона об обязательном страховании ответственности перевозчика. Каждый перевозчик, и воздушный, и водный, и автомобильный, должен страховать свою ответственность за пассажиров и компенсировать убытки в случае нанесения ущерба здоровью и жизни. Третье – вступил в силу новый закон о защите прав потребителей, он распространился на страховые взаимоотношения. Страховщики, которые платят плохо, несвоевременно или не в полной мере, выплачивают штрафы, пени и др. Также в прошлом году было принято решение о создании мегарегулятора. Страховые компании теперь будут подконтрольны центральному банку. Происходят изменения в сфере контрольных функций государства. Требования к страховщикам будут ужесточаться. За последние годы с рынка ушли несколько страховых компаний, которые оставили после себя много проблем. В этом отношении государство усилит контроль, потому что такие уходы компаний с рынка усиливают социальное напряжение. 

В ближайшую неделю ожидается принятие Госдумой поправок к закону об ОСАГО, об увеличении лимитов ответственности. Второе – продолжится передача контрольных функций ЦБР, который возглавит Набиуллина. Страхование получит надзорный орган, достаточно серьезный, с большими полномочиями. 

Фарид Хамадеев - директор казанского филиала компании «Росгосстрах»: 

- Произошел определенный передел рынка. Сильного общего роста не было, стандартные 10 процентов. Ничего экстраординарного не было. По России рост рынка достигает 20 процентов. У нас в основном был, так сказать, передел клиентов. Некоторые компании отказались от определенных сегментов, в этот же момент другие компании их подхватили. Если у кого-то был резкий рост, это не означает, что это новые клиенты. Просто клиенты перешли из одной компании в другую. На фоне этого появились новые игроки с новыми продуктами. 

Я сейчас не могу назвать точного наименования компании, кажется, «Авангард», которая на страховании ДМС собрала чуть ли не 400 миллионов. Новые игроки занимаются, скорее всего, не совсем рыночным страхованием. Компания раньше никогда не проявляла себя в республике. Вдруг за один год собрать 400 миллионов рублей – это сложно… 

Как всегда, в приоритете – автострахование, в зависимости от того, как компании его берут, наращивают или не наращивают объем, и перетекает основная масса клиентов. Появился и новый вид страхования – обязательное страхование опасных производственных объектов. Здесь все было достаточно предсказуемо, клиенты разделились между несколькими компаниями. Но мы ожидали большего. 

Ожидаются изменения в законе о гражданской ответственности, как ни крути, автострахованием занимается 40 процентов рынка. Все зависит от того, как себя поведут депутаты. Если они поддержат страховщиков, то рынок будет расти, развиваться, если не поддержат, то активного роста не предвидится. Поэтому прогнозировать динамику рынка пока не приходится. 

«ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ СКРЫВАЛИ СВОИ АВАРИИ ПРИ ПОКУПКЕ ПОЛИСА, ТЕПЕРЬ БУДУТ ПОВЫШЕНЫ ТАРИФЫ» 

Александр Морозов - начальник управления андеррайтинга автострахования ОАО «СОГАЗ»: 

- Конечных потребителей продукта касаются исключительно правила (в том числе порядок возмещения ущерба) и тарифы. Они на законодательном уровне никак не установлены и не регулируются. И хотя периодически некоторые страховщики инициируют тему создания единых правил по КАСКО, не думаю, что в ближайшее время (и уж тем более в 2013 году) это будет сделано. И пока что каждая страховая компания пишет свои собственные правила, получает лицензию на эти правила со стороны ФСФР, поэтому можно сказать, что на законодательном уровне в этом виде страхования ничего не изменилось и в ближайшее время не изменится. 

Кто касается ОСАГО, то и правила, и тарифы по этому виду страхования жестко регламентируются федеральным законом №40 («Об ОСАГО»). В конце 2012 года было принято одно существенное изменение закона, о котором нельзя не упомянуть (ФЗ №267 от 25.12.2012). Во-первых, создана единая автоматизированная информационная система ОСАГО (АИС ОСАГО), в которую все страховщики обязаны вносить сведения о заключаемых договорах, изменениях условий страхования действующих договоров, а также об осуществленных или предстоящих страховых выплатах по заканчивающимся договорам. Во-вторых, при расчете страховой премии, а именно при определении коэффициента бонус-малус (КБМ), страховщик использует эту же систему (АИС ОСАГО) для получения сведений о предыдущих договорах страхования и страховых выплатах по ним. То есть если раньше КБМ определялся на основании сведений, предоставленных страхователем в заявлении (зачастую ничем не подкрепленных), то сейчас КБМ страхователя определяется автоматически, даже если страховщику о страхователе ничего не было известно до момента заключения договора (например, страхователь решил сменить компанию). Это все должно привести к существенному снижению случаев необоснованного применения понижающего КБМ (или как его еще называют в народе «скидки по ОСАГО») и повышению тарифов для водителей, которые раньше скрывали свои убытки при заключении договора страхования. 

Также с середины 2012 года и по текущий момент в стадии активного рассмотрения находится проект закона, который предусматривает повышение лимитов страховых сумм по ОСАГО. В первом чтении Госдума планирует его рассмотреть уже 19 апреля. Нынешний лимит в 120 тысяч рублей на одно поврежденное транспортное средство был установлен в 2003 году и ни разу не менялся с тех пор. При этом средняя стоимость автомобилей, которые ездят по дорогам, за эти 10 лет существенно выросла, и, значит, существенно возросла вероятность того, что если водитель повредил другой автомобиль по своей вине, то лимита по ОСАГО страховой компании не хватит для полного возмещения ущерба и потерпевший будет вправе взыскать с самого виновного водителя остаток суммы ущерба. Эта поправка, скорее всего, будет принята уже в ближайшее время ввиду его крайней необходимости. Однако нужно понимать, что страховые выплаты при этом существенно возрастут, и поэтому проект закона предусматривает возможность повышения действующих тарифов по ОСАГО (не более чем на 25 процентов от текущих тарифов). Существует вероятность, что страховые суммы будут повышены без увеличения тарифов, но это может привести к тому, что у ряда страховщиков просто не будет достаточных денежных средств для возмещения ущерба пострадавшим, обратившимся за выплатой. 

Отметим, что данные о большом объеме сборов страховых премий не гарантируют высокую степень надежности страховой компании. Высокое место в рейтинге не является рекомендацией к заключению договоров с данным участником страхового рынка.  

 ==table196==