ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ НА ФОНЕ СПАДА АВТОПРОМА

Согласно свежеопубликованному отчету КАМАЗа по итогам первого полугодия текущего года, выручка татарстанского производителя грузовиков от продаж авто за этот период упала на 5,2% – с 40,12 млрд. рублей до 38,14 млрд. рублей. При этом доля поступлений от реализации автомобилей в общей выручке снизилась на один процентный пункт – до 67%.

По итогам 6 месяцев 2013 года на рынке России КАМАЗ реализовал грузовых автомобилей и сборочных комплектов в количестве 17 671 шт., что на 11,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, в том числе полной массой 14 - 40 т (в том числе сборочные комплекты) – 17 347 шт., среднетоннажных автомобилей полной массой 8 - 14 т – 324 штуки. При этом КАМАЗ увеличил долю на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т аж на 8,9 (!) п.п. – с 36,5% за 6 месяцев 2012 года до 45,4% за 6 месяцев 2013 года.

Доли участников российского рынка автомобилей полной массой 14 - 40 тонн

Наименование

Страна регистрации

6 мес. 2012

2012


6 мес. 2013

1

ОАО «КАМАЗ»

Россия

36,5

33,5

45,4

2

ОАО «МАЗ»

Белоруссия

13,1

12,8

8,0

3

ОАО «АЗ «УРАЛ»

Россия

5,6

4,9

5,4

4

ОАО «КРАЗ»

Украина

0,6

0,5

0,0

5

А/м иностранного производства

Разные

44,2

48,3

41,2

Доли участников российского рынка автомобилей полной массой 14 - 40 тонн

Безимени-1.jpg

Объем рынка среднетоннажных грузовых автомобилей за 6 месяцев 2013 года составил 3,6 тыс. единиц, что на 26,9% меньше, чем за аналогичный период 2012 года. Доля КАМАЗа на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей выросла на 1,6 п.п – с 7,5% в первом полугодии 2012 года до 9,1% в первом полугодии 2013 года. На внутреннем рынке РФ завод реализовал 82,9% от общей реализации грузовых автомобилей и сборочных комплектов (в штуках). Заметим, что в 2011 - 2012 годах реализовывался отложенный спрос и рынок коммерческих автомобилей, как, впрочем, и легковых, рос большими темпами. Таким образом, по итогам 2012 года была создана высокая база.

Напомним, что доля КАМАЗА сильно выросла в кризисный период 2009 - 2010 годов. Спрос в целом сократился, деловая активность ослабла, иномарки стали менее доступны из-за ослабления курса рубля, заморозки и удорожания кредитования. Сегодня наблюдается замедление роста российской экономики, спад деловой активности, снижение объемов инвестиций. Что и приводит к падению спроса на коммерческие автомобили.

Совокупный объем российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т по итогам 6 месяцев 2013 года составил 38,2 тыс. шт., что на 28,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

На снижение показателей продаж в первой половине 2013 года оказали влияние распродажа значительного объема запасов автотехники, накопленных к концу 2012 года, в особенности распродажа запасов автотехники импортного производства и переход отечественных производителей на выпуск автотехники экологического класса "Евро-4".

УКРАИНСКИЙ ГОСЗАКАЗ УВЕЗ МАЗ

В Украине по итогам января-мая 2013 года на лидирующие позиции в сегменте GVW > 16 т вышел МАЗ (34,17%, что обусловлено контрактом с ГПЗКУ на 1тыс. а/м, по которому ежемесячно поставляется порядка 60 а/м), КАМАЗ на втором месте (16,14%), третье место с минимальным отрывом занимает VOLVO (14,63%). Четвертое место также делят европейские марки – DAF и MAN.

Напомним, что еще в первом квартале текущего года КАМАЗ участвовал в борьбе за крупный заказ от компании «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины», для чего велась разработка новых моделей зерновозов на шасси КАМАЗ-65115, 6520 украинского производства, а также ОАО «НЕФАЗ», ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ».

За пять месяцев 2013 года доля рынка западноевропейских производителей в сегменте GVW > 16 т осталась практически неизменной (41,4%). Грузовики китайского производства GVW > 16 т по-прежнему занимают невысокую долю (3,8%), потеряв 1,8% рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

65,7% продаж автомобилей МАЗ составляют самосвалы, 12,9% – специальная техника, седельные тягачи – всего 7,7%. Таким образом, МАЗ не только остается основным конкурентом челнинского автопроизводителя в его ключевых сегментах самосвалов и спецтехники, но и переориентируется на эти сегменты, теряя долю в сегменте седельных тягачей.

65% продаж грузовиков европейского производства составляют седельные тягачи, однако были произведены также крупные поставки рефрижераторов MAN и самосвалов VOLVO. Таким образом, несмотря на высокие продажи, западноевропейские грузовики в основном продаются в нецелевом для КАМАЗа сегменте седельных тягачей. При этом западноевропейские производители устно декларируют готовность максимально снижать цены в традиционных для камского завода сегментах – самосвалах и шасси.

В свою очередь КАМАЗ готов вступить в борьбу за сегмент седельных тягачей. На днях делегация от Daimler AG посетила завод, чтобы оценить подготовку к запуску в серийное производство магистрального тягача КАМАЗ-5490.

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА ОБОСТРЯЕТСЯ

Надолго ли установилось доминирование КАМАЗа на российском рынке неизвестно. Конкуренция со стороны иностранных автопроизводителей будет усиливаться. Помимо магистрального сегмента рынка грузовых автомобилей привлекательным для иностранных автопроизводителей является сегмент строительной автотехники, в том числе для бездорожья, а также тяжелых шасси и спецтехники.

В настоящий момент действуют следующие производства, осуществляющие сборку тяжелых грузовых автомобилей зарубежных производителей. Это VOLVO и Renault в Калуге, SCANIA под Санкт-Петербургом (планирует увеличить мощность производства в России с 6,5 до 8 тыс. грузовиков в год), Mercedes-Benz в Набережных Челнах, IVECO (IVECO-AMT) в Миассе. MAN планирует открыть российское производство в Санкт-Петербурге. Производственные мощности завода MAN возможно составят около 6 тыс. автомобилей в год.

DAF ищет возможности сборки своих грузовиков в России (производственные мощности до 5 - 6 тыс. автомобилей в год).

Китайская корпорация FAW планирует организовать сборку тяжелых грузовых автомобилей – конкурирующих моделей семейству КАМАЗ-6520 – на площадях совместно с ОАО «АЗ «УРАЛ».

Отметим, что конкурентное преимущество челнинского автогиганта, обеспечиваемое утилизационным сбором, может скоро исчезнуть. В начале июля представители ЕС подали в суд ВТО относительно неправомерности утилизационного сбора. Правила организации отводят участникам спора 60 дней на «мирное» урегулирование, то есть на решение проблемы в ходе консультаций. «Через 60 дней истец имеет право потребовать формирования третейской группы. Если процедура будет инициирована ЕС сегодня, то уже 7 сентября она может перейти из стадии формальных консультаций в стадию собственно разбирательства в ВТО», - рассказали в минэкономразвития.

Депутаты ушли на летние каникулы и, можно сказать, оставили преференции отечественным производителям на третий квартал. Но высока вероятность того, что в четвертом квартале представителям ЕС удастся нейтрализовать защитный барьер в виде утилизационного сбора.

ГОСЗАКАЗ СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметили, что в итоге рост доли КАМАЗа на сокращающемся российском рынке может оказаться губительным для производителя.

Андрей Шенк - аналитик «Инвесткафе»:

- Результаты за второй квартал и первое полугодие, как и ожидалось, оказались довольно слабыми: на уровне выручки КАМАЗ зафиксировал снижение на 2,2 процента на фоне падения продаж, на уровне операционной прибыли снижение на 3,3 г/г - за счет роста удельных затрат, однако на уровне прибыли до налогообложения и чистой прибыли рост - за счет изменения величин прочих доходов и расходов, которые не являются основной деятельностью.

Что касается роста доли на российском рынке, то это объясняется большой долей госзаказа со стороны министерства обороны и других ведомств в общем объеме реализации. Поскольку его объем довольно стабилен, но на фоне общего падения рынка доля КАМАЗа на нем увеличивается.

В третьем и четвертом квартале на фоне прогнозируемого оживления в экономики ситуация может немного улучшиться, однако основной эффект, в случае реализации позитивного сценария, придется на первое полугодие следующего года.

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Доля на рынке – это вещь слабоизмеряемая. Всегда есть возможность ошибки, я бы не привязывался к этой цифре, тем более КАМАЗ измерял ее самостоятельно, они сами пытались сосчитать, и не факт, что у них были все данные, чтобы сосчитать долю.

Что касается поддержки государства, то однозначно можно сказать, что не требуется серьезной поддержки производителей, потому что есть стагнация, о которой говорят официально. Поэтому очевидно, что в этих условиях будет наблюдаться снижение продаж у всех производителей, КАМАЗ в данном случае не исключение.

Пока никаких фактов, свидетельствующих о том, что ситуация улучшается, нет. Я думаю, что ситуация неопределенности и снижения спроса на автомобили, в том числе на грузовые, продлится до конца года. Рост, наверно, будет возможен, но не факт, только в 2014 году. Пока ситуация остается неопределенной с очевидными негативными тенденциями. Поэтому, естественно, КАМАЗу потребуется снижать издержки, это понятно, но и быть готовым к тому, что резкого падения не будет, если стагнация не перерастет в кризис, но в целом снижение спроса сохранится до конца года.

Елена Кашина - эксперт FIBO Group:

- За январь-июль сократился сам объем российского рынка грузовых автомобилей - за счет этого и выросла доля КАМАЗа в сегменте. Одновременно, если посмотреть на компоненты отчета, заметно, что и продажи гиганта также сократились внутри РФ - за счет объективных причин в виде вступления страны в ВТО и сбоев с финансированием государственных целевых программ. Если КАМАЗ продолжит наращивать долю российского рынка в условиях падающего спроса, для самой компании это может быть в итоге губительно - КАМАЗу придется в сжатые сроки переписывать и адаптировать свою программу развития и глобальную стратегию работы. Это будет очень сложно, поскольку компания большая и инерционная. Государству, при идеальном видении картины мира, стоило бы вернуться к прежним объемам поддержки корпораций вроде КАМАЗа, но пока это не выглядит слишком реалистичным.

Анна Кокорева - аналитик компании «Альпари»:

- Отчетность КАМАЗА за второй квартал 2013 года можно считать умеренно позитивной. Выручка компании снизилась на 2,2 процента до 53,5 млрд. рублей. Чистая прибыль выросла на 11 процентов до 2,4 миллиарда рублей. Однако на 13,5 процентов увеличилась кредиторская задолженность компании и на 75 процентов увеличились резервы. Показатели компании планомерно снижаются, отчетность за третий и четвертый квартал может остаться на слабом уровне. На текущий момент преимущества КАМАЗА состоят в эффективном менеджменте и эффективном расходовании денежных средств.