«ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ НА ЗЕМЛЕ, А НЕ В НЕБЕ»

Сегодня вечером в эфир Первого канала выйдет передача «Человек и закон», одной из тем которой станет ситуация с подготовкой пилотов в АКТ и других региональных авиаперевозчиках. Сюжет и материалы к нему уже размещены на сайте Chelovek-Online.ru (его владелец — выпускающее программу «Человек и закон» ООО «Пиманов и партнеры»).

Редакция скандальной программы раздобыла документы об образовании одного из бывших пилотов АКТ — Юрия Ефремова. Сейчас он, по данным «Человека и закона», работает в «Оренбургских авиалиниях», но какое-то время летал на «Боинге-737» АКТ. При этом, ссылаясь на документы, команда Алексея Пиманова утверждает, что Ефремов не имел достаточного самостоятельного налета и, соответственно, не мог получить свидетельство пилота коммерческой авиации.

Согласно документам, которые оказались в распоряжении редакции программы, Ефремов и вовсе имел диплом по наземной специальности — «Инженер по аэронавигационному обеспечению полетов». При этом данная специальность подразумевает под собой планирование и организационное обеспечение полетов. То есть работу на земле, а не в небе. Однако, как утверждают авторы «Человека и закона», в 2007 году он был зачислен в авиакомпанию «Татарстан» штурманом самолетов типа Ту-134.

«НЕПОСТИЖИМЫМ ОБРАЗОМ ПОЛУЧАЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВО КОММЕРЧЕСКОГО ПИЛОТА»

Для того чтобы стать членом летного экипажа, Ефремову необходимо было пройти переподготовку в учебном заведении и получить летную практику. Как удалось выяснить авторам «Человека и закона», Ефремов стал пилотом коммерческой авиации и получил право управлять самолетами после того, как в 2008 году закончил курсы пилотов при региональном авиационном центре АОН и получил свидетельство пилота-любителя. «И все в том же 2008 году Ефремов непостижимым образом получает свидетельство коммерческого пилота», — отмечает «Человек и закон», добавляя, что путь от пилота-любителя до коммерческого пилота занимает минимум год. «Для этого ему необходимо было пройти соответствующую переподготовку, которая занимает полгода, и самостоятельно налетать 100 часов. Все это ему было необходимо сделать без отрыва от работы, так как, по данным нашего источника, в 2007 и 2008 годах Ефремов много летал в качестве штурмана в авиакомпании «Татарстан».

- Ну и, пожалуй, самое интересное во всей этой истории — это то, что, по данным нашего источника, Ефремов — далеко не единственный сотрудник авиакомпании «Татарстан», который стал пилотом подобным образом, и руководство авиакомпании было неоднократно проинформировано об этих нарушениях, — заверяют авторы программы.

«МНОГИЕ ПОЛУЧИЛИ, ПО СУТИ, ФИКТИВНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ПИЛОТОВ»

Как отмечается в опубликованном сегодня сюжете «Человека и закона», командир разбившегося под Казанью «Боинга-737-500» Рустем Салихов также имел специальность штурмана воздушного судна, «но затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией)». «Однако у следственного комитета России возникли сомнения в законности деятельности указанных учебных центров, которые в настоящее время ликвидированы. На этом основании в конце прошлой недели следователи провели обыски в нескольких департаментах Росавиации», — отмечают авторы сюжета передачи «Человек и закон».

- У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты — в основном это касается небольших авиакомпаний — получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку в этих учебных центрах, — заявил авторам сюжета официальный представитель следственного комитета РФ Владимир Маркин.

На запрос газеты «БИЗНЕС Online» в АКТ сегодня скупо сообщили: «Авиакомпания не занимается выдачей пилотского свидетельства. Этим занимается уполномоченный государственный орган в области гражданской авиации. В настоящее время авиакомпания «Татарстан» ведет проверку всех личных дел. При возникновении каких-либо сомнений совместно с уполномоченным государственным органом в области гражданской авиации будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе этих пилотов. По Ефремову: в авиакомпанию он пришел с штурманским свидетельством, выданным уполномоченным государственным органом в области гражданской авиации».

«ТОЛЬКО ВСЕВЫШНИЙ У НЕГО НАЧАЛЬНИК...»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов, в том числе и знавших Ефремова, ответить на вопрос, может ли левый человек попасть за штурвал самолета.

Олег Смирнов — председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР:

- Давайте подождем расследования следственного комитета. Если версия (о подделке дипломовавт.) подтвердится, то это бессовестный, нахальный криминал, притом непродуманный, потому что командир корабля ни при капитализме, ни при коммунизме устроиться по блату, по кумовству не может.

Командир корабля — это средоточие огромной теоретической подготовки, практической подготовки на реальном самолете и тренажере, соответствующие психологические и морально-этические данные плюс здоровье. Если этими факторами обладает человек, он может стать командиром корабля. Но не каждому даже хорошему пилоту дано стать командиром корабля, потому что командир — старший на борту, который несет ответственность за всех пассажиров за его спиной, за каждого! Никто ему помочь не может! Только Всевышний у него начальник. Больше никто. Но человек должен быть подготовлен таким образом, что при любых отказах двигателей, механизмов, электроники он посадит самолет и сохранит жизни всем пассажирам. Поэтому подделки здесь, как на базаре гнилыми помидорами и огурцами, не проходят в принципе. Это очень важный вопрос.

Если учебные центры и вся шпана допустили отсутствие контроля со стороны государственных регулирующих органов, то всех этих людей надо привлекать по человеческому фактору как невыполнение своих служебных обязанностей. Не командира корабля и экипаж в Казани, а их! Человеческий фактор переносить на тех, кто мухлевал, кто не контролировал. Вот их всех и надо судить. Надо смотреть в корень проблемы. Причем здесь экипаж, если система позволяет ему сесть неподготовленным за штурвал? Это все системные ошибки — вот где корень зарыт. Мы сейчас самая неблагополучная страна по безопасности полетов. Приехали! Хуже Африки!

==video2157==

Жорж Шишкин — заслуженный пилот СССР, летчик-испытатель, эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий:

- Я уже говорил раньше, что, может, и не найдется нарушений со стороны «Татарстана», потому что она выполнила все программы, законы и авиационные федеральные правила. Но федеральные авиационные правила пишут не авиакомпании и даже не Росавиация, их пишут в департаменте государственной политики в области гражданской авиации министерства транспорта, а там как раз нет людей, которые способны написать. Они просто неудачные переводы делают, и это не всегда нас устраивает.

С сожалением констатирую, что сегодня законодательство имеет такие дыры и лазейки, что человек, не получивший базового авиационного образования, может сесть в кресло пилота. Существуют такие обходные маневры, что он может закончить авиаклуб, налетать определенное количество часов, перейти в другой аэроклуб, подняться на одну ступеньку или даже не подниматься, пройти подготовку в авиационном учебном центре, а не в системе профессионального образования гражданской авиации. Таких авиационных учебных центров у нас по стране 100, все частные. И закон позволяет вам получить свидетельство коммерческого пилота. Это наша беда, глубокая проблема, против которой я постоянно сражаюсь.

Есть такая категория требований к определенным сотрудникам. Так вот в требованиях к диспетчерскому составу написано, что кандидат обязан иметь базовое авиационное образование. В требованиях к коммерческим пилотам такого требования нет. Это преступный парадокс, который пропустили специалисты, которые писали федеральные авиационные правила. Это не летатели, а чиновники, сочиняющие законы. Такой провал в законодательной базе гражданской авиации сегодня существует. Пока мы его не можем закрыть. Мы — это общественные, ветеранские организации.

Валерий Портнов — пилот-инструктор «Ак Барс Аэро», заслуженный пилот России, бывший летный директор АКТ:

- Авиакомпании всегда берут людей со свидетельством пилота. Но вот как они получали эти пилотские свидетельства — другое дело. Впрочем, есть высшая квалификационная комиссия, которая выдает свидетельство пилота на основе документов, представляемых претендентами... Покупать фальшивое пилотское свидетельство? Это немыслимо. Это какой-то диплом можно купить и не работать потом по этой специальности, но купить документы пилота и сесть в самолет — это невероятно.

Юрия Ефремова помню, он пришел к нам штурманом. Потом отучился, получил пилотское свидетельство, потом переучился на «Боинг», а потом он ушел в Оренбург. Очень жалко было, что он ушел от нас. Штурманом он был очень хорошим. Когда переучился на пилота, мы его проверяли — все было в порядке... Нет, авиакомпания его никуда не посылала учиться. Тогда многие непилоты (например, штурманы) брали административные отпуска и за это время проходили обучение.

Азат Хаким — председатель совета директоров группы компаний «Тулпар»:

- В принципе, можно допустить, что люди приписывали налет, фактически не летая, где-то подделывали документы, и из-за дефицита кадров это у них проходило. Мало ли, где он летал — в Питере, Владивостоке и так далее? Могли и руки не дойти проверить, а тут есть документ, печать, летная книжка, прошел высшую квалификационную комиссию — верят этому документу. А тут еще пилотов не хватает... Может быть, не до конца выполнили работу по выяснению истинности документов... Но я этих документов не видел, поэтому судить сложно...

Когда к нам приходят устраиваться на работу и у нас возникают сомнения, мы перепроверяем много раз. Находим общих знакомых, спрашиваем: почему ушел оттуда-то? Хорошо ли обучался? Летчиков перепроверяем очень тщательно. И по тому, как человек ведет себя за штурвалом, конечно, видно, учился он или нет. А если пилот претендует на должность командира, то в итоге собираем чуть ли не консилиум. И это обычная процедура во всех авиакомпаниях.